УДК 37 Акопян А.А., Карно Е.В., Шабанова А.В.
Акопян А.А.
студентка
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Карно Е.В.
студентка
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Шабанова А.В.
студентка
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: в статье рассказывается о важности внеурочной деятельности по математике для школьников, которая позволяет им расширить кругозор, приобрести дополнительные знания и улучшить навыки в решении математических задач. Рассмотрены плюсы и минусы внеучебной деятельности по математике, приведены примеры форм внеурочных занятий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, математика, успеваемость, знания.
Математика появилась как ответ на потребности человеческой деятельности. Числа возникли одновременно с развитием письменности. Изначально для вычислений использовались пальцы, затем счеты. Поскольку в расчетах было немного цифр, округление было не нужно. Как наука, математика
представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Каждое понятие содержит знания о самых общих и важных характеристиках объектов и их взаимоотношениях.
Во внеурочных занятиях по математике участвовали некоторые учителя в специальных школах дореволюционной России, но они встречали сопротивление со стороны властей, боявшихся роста революционного сознания среди масс. После Октябрьской революции занятия по математике начали активно развиваться в массовых школах и приобрели значительное образовательное значение, обеспечивая углубление знаний в соответствии с требованиями науки и техники. В 30-40-х годах была создана система внеурочной работы, а в 1925 году Наркомпрос рекомендовал выделить день для этой деятельности. Вопросы о развитии внеурочной работы сегодня активно изучаются различными образовательными институтами, поддерживая преподавателей в их стремлении к развитию кружков и публикуя методические материалы.
Весомый вклад в развитие внеклассной работы внесли такие новаторские педагоги, как Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Б. Истомина, И.И. Аргинская, Л.В. Занков, Л.Г. Петервон, М.И. Мор и другие.
В рамках внеурочных занятий по математике важно ознакомить учащихся с историческими аспектами дисциплины, поскольку это способствует увеличению их интереса к математике. Игнорировать такой значимый элемент, повышающий эффективность уроков, невозможно. Н.В. Лобачевский также подчеркивал необходимость применения исторического подхода в обучении различным предметам, поскольку он демонстрирует развитие науки в прошлом, настоящем и будущем.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят концепцию внеурочной деятельности, как процесса, способствующего разностороннему развитию личности через участие в спортивных, культурных, научных и других формах активности. Внеурочная деятельность представляет собой важный элемент учебного процесса, позволяющий учащимся расширять свои знания и социальные навыки. В отличие
от основных уроков, она осуществляется на добровольной основе и помогает ребенку раскрыть свой потенциал и адаптироваться в обществе.
Внеурочная деятельность - это любая деятельность, которая происходит вне учебного времени. Данный вид деятельности является очень важным для школьников, поскольку позволяет им расширить свой кругозор и приобрести дополнительные знания в той или иной области. Внеурочная деятельность, в большей степени, чем урочная, дает возможность удовлетворить индивидуальные познавательные потребности учащихся, организовать работу, которая обращена на формирование конкретного ученика, достижение личностных итогов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность - это часть образовательного процесса, которая проводится вне рамок основного учебного плана. Она включает в себя разнообразные мероприятия, направленные на развитие интересов и способностей учащихся, расширение их кругозора и формирование социальных навыков. В отличие от основных уроков, внеурочная деятельность носит добровольный характер и выбирается родителями или самими учениками. В нее могут входить такие виды активности, как спортивные секции, творческие студии, научные клубы, экскурсии и другие формы дополнительного образования. Внеурочная деятельность играет важную роль в общем развитии ребенка, помогая ему раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе.
Функции внеурочной деятельности:
1. Укладо-образующая функция (направлена на ценностно- смысловое устройство норм, правил, традиций в рамках школьной жизни).
2. Компенсаторная функция (направлена на устранение недостатков в учебном процессе, а также предоставление возможности реализации потенциала обучающихся).
3. Функция дополнительного образования (направлена на возможность овладения обучающимися профильными компетенциями различных предметных областей).
4. Досугово-организационная (направлена на целесообразное обеспечение свободного времени обучающихся).
5. Социально-воспитательная функция (направлена на адаптацию обучающихся в обществе).
6. Функция выбора и самореализации (позволяет обучающимся реализовываться в соответствии с индивидуальными желаниями)
Эффективность внеурочной деятельности по математике для учеников становится все более актуальной, поскольку математика - это один из самых важных предметов в школе.
Почему внеурочная деятельность по математике так важна?
Во-первых, она способствует углублению знаний студентов. Дополнительные занятия предоставляют возможность исследовать темы, которые не охвачены основной учебной программой, что помогает учащимся расширять свои математические навыки и понимание.
Во-вторых, развивается критическое мышление. Сложные задачи и проекты способствуют формированию аналитического подхода, логики и абстрактного мышления у детей.
В-третьих, повышается интерес к математике. Дополнительные мероприятия, такие как игры, конкурсы и олимпиады, могут увлечь школьников и продемонстрировать практическое применение полученных знаний.
В-четвертых, это подготовка к экзаменам и конкурсам. Участие в математических соревнованиях подготавливает детей к внешним испытаниям и формирует уверенность в собственных силах.
В-пятых, развиваются социальные навыки. Совместная работа в рамках дополнительных занятий помогает подросткам улучшать навыки общения, командной работы и умения делиться своими мыслями.
Для организации успешных дополнительных занятий по математике важно установить цели, выбрать подходящий формат и создать интересную атмосферу. Такой подход будет способствовать всестороннему развитию школьников и повышению их интереса к предмету.
Как организовать эффективные внеурочные занятия по математике?
Для того чтобы организовать эффективные внеурочные занятия по математике, необходимо сначала определить цели и задачи данной деятельности. Например, целью может быть углубление знаний, подготовка к олимпиадам, развитие логического мышления. Задачи могут варьироваться в зависимости от уровня детей и их потребностей.
Далее необходимо выбрать формат внеурочных занятий, который будет наиболее эффективным для учеников. Это могут быть мастер-классы, тренинги, групповые проекты, конкурсы. Важно подобрать формат, который будет интересным и полезным для всех участников.
Наконец, необходимо создать увлекательную атмосферу и подобрать материал, который будет интересен и полезен для всех.
Внеурочная деятельность по математике для начальной школы должна быть интересной, доступной и соответствовать возрастным особенностям детей.
Приведём несколько примеров такой деятельности.
1. Математические игры
Математика может стать увлекательной благодаря играм! Можно организовать турниры по шахматам, шашкам, домино или другим настольным играм, которые требуют стратегического мышления и анализа ситуации. Также популярны математические пазлы, кроссворды и ребусы. Пример: Игра «Кто быстрее?»: дети делятся на команды и решают простые примеры на скорость. Победившая команда получает баллы.
2. Мастер-классы по созданию математических поделок
Дети любят создавать что-то своими руками. Мастер-классы по изготовлению геометрических фигур, мозаик, оригами и других поделок, связанных с математикой, развивают мелкую моторику и пространственное мышление. Пример: Изготовление объемной фигуры (например, куба) из бумаги и картона.
3. Решение логических задачек
Логика - важная составляющая математики. Дети могут решать загадки, головоломки и логические задачи, которые развивают аналитическое мышление и умение находить нестандартные решения. Пример: Задача про переправу волков, коз и капусты через реку.
4. Конкурсы и викторины
Проведение математических конкурсов и викторин, где дети смогут показать свои знания и получить призы за правильные ответы. Пример: Викторина «Что? Где? Когда?» с вопросами по математике.
Был проведен эксперимент среди 1 классов. Целью данного эксперимента являлась проверка влияния различных форм внеурочной деятельности на уровень математической подготовки и заинтересованность учащихся первого класса. Ученики были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольной группе, где было 14 учеников, не предоставлялись занятия по математике вне учебных занятий. Экспериментальной группе были предоставлены дополнительные занятия по математике вне учебных занятий в течение 1 месяца. В данной группе было 15 человек. Образовательный материал выбирался на основе различных форм занятий. В первую неделю первоклассникам были предложены различные игры. А именно: игра «Кто быстрее?» (соревнование по решению простых примеров на скорость), настольная игра «Математический лабиринт» (движение по игровому полю с решением задач). Во вторую неделю школьникам был предложен мастер-класс по созданию геометрических фигур (изготовление объемных фигур из бумаги и картона). В третью неделю учащимся было предложено решение логических задачек (загадки, головоломки и логические задачи) и игра «Математические кроссворды» (заполнение кроссвордов с математическими терминами и примерами). В последнюю неделю школьникам был предложен проект «Мой бюджет» (составление плана расходов на неделю с использованием карманных денег).
После проведения эксперимента были проанализированы результаты контрольной и экспериментальной групп. Средний уровень математической подготовки у учащихся в экспериментальной группе увеличился на 20%, в то время как в контрольной группе не было заметного изменения. Кроме того, было замечено, что интерес к математике значительно увеличился у учеников в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе интерес к математике не изменился.
Полученные результаты говорят о том, что выбранные формы внеурочных занятий были эффективными, так как у учащихся формируется финансовая грамотность, развивается логическое мышление, углубляются знания о математических понятиях и представления о геометрических фигурах, что может положительно повлиять на успеваемость и интерес учеников. Также было замечено, что ученики в экспериментальной группе показали более высокую мотивацию к обучению, что может быть связано с увеличением успеха в учебе.
В ходе проведения эксперимента и полученных результатов нами были выделены плюсы и минусы внеурочной деятельности по математике. К плюсам мы отнесли:
1. Раннее развитие интереса к математике. Внеурочные занятия позволяют детям увидеть математику не просто как набор правил и формул, а как интересный и увлекательный мир. Игровые формы занятий, использование интерактивных методов и проектов могут стимулировать любопытство и желание учиться.
2. Закрепление базовых навыков: Занятия вне уроков дают возможность повторить и закрепить материал, который был пройден на основных занятиях. Это особенно полезно для детей, которые испытывают трудности с пониманием новых тем.
3. Развитие логического мышления: Математика - это основа для развития логики и критического мышления. Внеурочные занятия могут
включать в себя решение головоломок, логических задач и игр, что способствует формированию этих важных навыков.
4. Повышение уверенности в себе: Успешное выполнение заданий на внеурочке повышает самооценку ребенка. Он начинает верить в свои силы и понимает, что математика - это не только скучный предмет, но и источник радости от достижения результатов.
5. Социальная адаптация: Групповая работа на внеурочках помогает детям научиться общаться друг с другом, сотрудничать и делиться идеями. Это важный навык, который пригодится им в будущем.
К минусам мы отнесли следующее:
1. Перегрузка: Дополнительные занятия могут увеличить нагрузку на ребенка, особенно если он уже посещает несколько секций и кружков. Это может привести к усталости и снижению интереса к учебе.
2. Недостаточный уровень мотивации: Не все дети сразу понимают важность математики и могут испытывать затруднения при выполнении заданий. Если у них нет внутренней мотивации, то такие занятия могут вызывать у них негативные эмоции.
3. Ограниченный доступ к ресурсам: Не все школы обладают достаточными ресурсами для организации качественного внеурочного процесса. Недостаток материалов, оборудования и квалифицированных специалистов может снижать эффективность занятий.
4. Возможность упустить другие предметы: Слишком большое внимание к математике может отвлечь детей от изучения других важных дисциплин, таких как чтение, письмо и окружающий мир. Баланс между различными предметами очень важен для гармоничного развития ребенка.
Таким образом, дополнительная деятельность на уроках математики играет значительную роль в образовательном процессе, способствуя всестороннему развитию студентов и увеличению их интереса к предмету. Занятия, не входящие в основную программу, позволяют учащимся не только повысить свои академические результаты, но и научиться важным жизненным
навыкам, таким как критическое мышление, самоорганизация и командная работа. Эффективность этих мероприятий зависит от комплексного подхода, который включает четкую формулировку целей, применение разнообразных методов обучения, подготовленность преподавателей, мотивацию студентов и регулярную оценку их успехов. Дополнительные занятия по математике могут существенно улучшить успеваемость и заинтересованность учащихся. Однако перед реализацией внеурочной деятельности важно учитывать индивидуальные потребности и особенности школьников, чтобы достичь максимального эффекта от занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты второго поколения) / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с;
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // http://edu.mari.ru;
3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников // М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2013 // http://w.edu.ru;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012. - 48 с;
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2014. - 167 с.
Akopyan A.A., Karno E. V., Shabanova A. V.
Akopyan A.A.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
Karno E.V.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
Shabanova A.V.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
EFFECTIVENESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN MATHEMATICS
Abstract: article describes the importance of extracurricular activities in mathematics for schoolchildren, which allows them to broaden their horizons, acquire additional knowledge and improve their skills in solving mathematical problems. The pros and cons of extracurricular activities in mathematics are considered, examples offorms of extracurricular activities are given.
Keywords: extracurricular activities, mathematics, academic performance, knowledge.