Научная статья на тему 'Эффективность внешней торговли - составляющая эффективности рыночного хозяйства'

Эффективность внешней торговли - составляющая эффективности рыночного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность внешней торговли - составляющая эффективности рыночного хозяйства»

Распределение каспийской нефти между прикаспийскими странами во многом зависит от того, как расчертить на Каспии национальные сектора, что, в свою очередь требует решения другого принципиального вопроса: Каспий-озеро или море? Если принять “озерный” вариант, то доступ к каспийской нефти в основном получит Азербайджан и Казахстан. Если же исходить из концепции “закрытого моря”, определяемого советско-иранскими договорами, то каждое государство имеет суверенные права 10-минимальной зоне и равные права на разработку месторождения центральной части моря.

Каспийский регион имеет жизненно важное значение для России по многим причинам, в числе которых транспорт и торговля. Россия с глубокой древности консолидировалась в единое государство и развивалась, расширяя свои торговые связи в важном направлении по Волге и далее по Каспию, без чего не было бы, возможно, распространения российского влияния на Кавказ и, следовательно, на Черное море и Среднюю Азию.

В этом контексте развитие внешнеэкономического потенциала и реализация конкурентных преимуществ России без соответствующего обеспечения на юге - Республике Дагестан, представляется алогичным и недопустимым. Требуется синхронизация действий в центре и Республике Дагестан по развитию транспортной инфраструктуры региона, активизация процесса вовлечения Республики Дагестан в мирохозяйственные связи.

В этих целях представляется необходимым скорейшее подключение федеральными органами ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства Республики Дагестан к программе реализации имеющихся конкурентных преимуществ по следующим направлениям: - стабилизация сырьевого экспорта.

- восстановление объемов традиционного машинотехнического экспорта.

- реализация конкурентных преимуществ, связанных с временной дешевизной основных факторов производства - рабочей силы, производственных фондов, технологий, материальных ресурсов.

- реализация динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких технологиях.

Алиев А.Б., Мудунов А.С.

Эффективность внешней торговли - составляющая эффективности рыночного хозяйства

Международное разделение труда (МРТ), как известно, изначально основано на различиях природно-климатических условии отдельных стран, а также сложившихся там структур производства и хозяйственных механизмов.

Кроме того, научно-технический прогресс (НТП), подталкивая диверсификацию производства и потребления, не только стимулирует развитие МРТ и обусловленных им мирохозяйственных отношений, но и во все возрастающей степени на них опирается.

Ныне ни одна, даже самая развитая и крупная страна мира, не в состоянии наладить выпуск всей необходимой ей продукции. Одновременно, емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для налаживания эффективного специализированного производства.

В современном высококонкурентном мире, тем более в условиях глобализации, недостаточная включенность в МРТ чревата консервацией отсталости со всеми вытекающими негативными социально-экономическими и политическими последствиями.

Все это в совокупности повышает значимость международных экономических связей для развития каждой страны. Особенно велико значение международного торговоэкономического и научно-технического сотрудничества для постсоциалистических, переходных экономик. Это следствие узости их национальных рынков, отсталости техникотехнологической базы, нехватки квалифицированных специалистов и большего, чем в развитом мире разрыва между структурой производства и потребления.

Важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность. Внешняя торговля выражает отношения, связанные с межстрано-вым движением товарной продукции, основанные на использовании преимуществ международного разделения труда и обеспечивающие эффективность хозяйственной деятельности сотрудничающих стран. Международная торговля расширяет рынки сбыта для всех ее участников, обеспечивая тем самым доступ к рынкам продукции, необходимых для хозяйственной деятельности и развития. Иначе говоря, мировая торговля подталкивает рост производства со всеми сопутствующими ему социальными благами.

Отмечая влияние эффективности внешней торговли на эффективность национального хозяйства, важно определить соответствующие показатели. Обобщающим показателем можно считать сальдо торгового баланса. Стоимостное превышение экспорта над импортом (положительное сальдо) дает возможность пополнять валютные запасы ЦБ, накоплять инвестиции, обслуживать внешний долг страны, решать вопросы по сокращению дефицита госбюджета. Не менее важным показателем эффективности внешней торговли можно считать показатель условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен). Низкий показатель условий торговли свидетельству-

ет о неэффективности внешней торговли, когда цены на экспортируемую продукцию занижаются, а на импортируемую завышаются. В целом, эффективность внешней торговли складывается из эффективности экспорта и импорта.

Эффективность экспорта определяется разными показателями: 1) соотношение индексов цен мирового и внутреннего рынков; 2) эффективностью использования полученной прибыли; 3) соответствием структуры экспорта требованиям экономической безопасности страны.

Эффективность импорта также может определяться: 1) соотношением индексов цен; 2) возможностью рационального удовлетворения потребностей населения и сферы производства; 3) степенью обеспечения экономической безопасности национальной экономики.

Подъем России до уровня всесторонне развитой страны требует продуманной концепции ее интеграции в систему мирохозяйственных отношений и прежде всего подключения к мировому воспроизводственному процессу. При этом крайне важно сохранить целостность национальной экономики, обеспечить непосредственный выигрыш от рационального соотношения экспортной ориентации и импортозамещения.

В целях выработки соответствующей стратегии необходимо, проанализировав состояние российской экономики и мировой опыт, выбрать тот тип интеграции в систему международных экономических связей, который наиболее соответствует современному положению России.

Сложность задач, стоящих сегодня перед Россией, во многом определяется тем, что ей приходится решать одновременно три проблем ы: - системной трансформации; -интеграции страны в мировое хозяйство; - структурной перестройки.

Решение первых двух проблем оказалось более продвинутым: системная трансформация находит выражение в либерализации хозяйственной жизни страны, а интеграция в мировое хозяйство происходит в условиях либерализации внешнеэкономических связей России. Что касается структурной перестройки, то к решению данной задачи можно сказать и не приступали. В результате возникла новая проблема - разность скоростей осуществления трех вышеуказанных процессов, которая усугубляет структурные трудности в российских внешнеэкономических связях. Развитие негативных явлений в сфере внешней торговли и на внутреннем рынке связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем конкурентоспособности отечественной продукции.

Значительная часть проблем, с которыми Россия сталкивается в ходе интеграции в мировое хозяйство, была предопределена тем, что реформирование экономики началось не с создания конкурентоспособного рыночного хозяйства, а с либерализации внешних связей. В конце 80-х и в начале 90-х гг. внутренний рынок находился в стадии зарождения, его фирменная структура только начала складываться. Отсутствовал элементарный рыночный механизм, предприятия только стали приобретать навыки рыночного поведения. В условиях освобождения цен рубль быстро обесценился, и предприниматели стремились приобрести твердую валюту. В этих условиях предприятия стремились налаживать новые хозяйственные связи с зарубежными партнерами. Значение внешнего рынка росло, а внутреннего падало, что еще больше затрудняло процесс его формирования. Конечно, были и другие причины, отрицательно повлиявшие на процесс формирования полноценного рыночного хозяйства: приватизация, направившая хозяйственную инициативу в русло присвоения, а не созидания; чрезмерно жесткая денежно-кредитная политика, лишившая предприятия не только источников капиталовложении, но и оборотных средств. Но одним из главных просчетов, допущенных в процессе трансформации хозяйственной системы, было самоустранение государства от участия в структурных преобразованиях. Тем самым была нарушена базовая экономическая пропорция между государственным и рыночным регулированием. Одним из самых болезненных проявлений этой диспропорции стала криминализация хозяйственной жизни. В результате мы имеем экономику с неустойчивой хозяйственной структурой, в которой продолжается передел собственности.

Вместо ожидавшегося положительного влияния либерализации на состояние внутренней конкурентной среды страна столкнулась с угрозой дезинтеграции народного хозяйства. В целом сложившаяся хозяйственная структура крайне слаба. Возникает сомнение в ее принципиальной готовности к вхождению в мировую экономику и в целесообразности интенсификации этого процесса в ближайшее время.

Одной из задач системной трансформации Российской Федерации является обеспечение включения в общее направление научно -технического и социального прогресса, приобщения к благам и ценностям современной цивилизации. В реализации главной задачи важную роль играет внешняя торговля, которая может способствовать доступу к прогрессивным технологиям, новой технике, способным обеспечить рост эффективности национальной экономики, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Кроме того, активное участие во внешнеторговых операциях способствует углублению специализации некоторых отраслей национальной экономики. Речь идет, в частности, о повышении рациональности в использовании ресурсов, в формировании динамичных сравнительных преимуществ, опирающихся на взаимозависимость между расширением спроса, увеличением инвестиций и повышением их эффективности, об экономическом выигрыше от специализации и международной промышленной кооперации.

Динамичное наращивание экспорта может ослабить зависимость производства от динамики потребления в рамках национального хозяйства, позволит существенно увеличить внутренние сбережения. При этом обеспеченный экспортом рост валютных поступлений ослабит ограничения на импорт промышленных товаров инвестиционного и промежуточного назначения (необходимых для создания и загрузки новых производственных мощностей), нехватка которых до предела осложнила развитие экономики. Экспорт при развивающейся экономике является рычагом расширения не только рыночной, но и ресурсной базы промышленного и общеэкономического роста. Поскольку развитие самого экспорта также требует инвестиций (для создания дополнительных производственных мощностей и повышения их продуктивности) переход к самоподдерживающему-ся экономическому росту сопряжен с налаживанием взаимоусиливающегося динамичного взаимодействия между экспортом-импортом, сбережениями и инвестициями. Помимо опережающего роста конкурентоспособности и по производственным причинам синхронизации динамики экспорта-импорта, сбережений и инвестиций способствует также систематическое занижение обменного курса национальной валюты, сдерживавшее рост импорта и потребления. Это позволяет самортизировать меж- и внутриотраслевые диспропорции и, в итоге, способствует поддержанию финансовой стабильности. Вместе с тем, для стимулирования экспортной индустрии можно использовать различные льготы на импорт необходимых ей производственных товаров: налоговые, кредитные и амортизационные льготы, включая прямые дотации; таможенную защиту импортозамещающих производств, обслуживающих нужды экспорта. Создание и укрепление динамичной связи между экспортом-импортом, сбережениями и инвестициями невозможно без продуманной государственной политики невозможно. Государственная поддержка должна оказываться эффективным и дееспособным отраслям и промышленным предприятиям, которые уже пробились или имеют хорошие перспективы для выхода на внешние рынки.

В результате ускоренного преобразования государственной собственности отсутствует эффективное управление ею как со стороны Мингосимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества. Необходимость структурной перестройки производственного потенциала, создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке - все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы для обеспечения баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий их жизни.

Для России государственное регулирование внешней торговли необходимо, поскольку процесс либерализации ВТ и отсутствие соответствующего информационного и кадрового обеспечения, упразднение механизмов и инструментов свойственных монополии на внешнюю торговлю и валютные операции при отсутствии как госаппарата, так и системы регулирования внешнеторговых связей, присущих рыночным отношениям, привели к тому, что сфера внешней торговли превратилась в канал практически недобросовестного проведения сделок, в источник финансирования расширения производства в странах конкурентах, лишая национальную экономику необходимых финансовых ресурсов. Так происходит за счет роста легального экспорта необходимых Западу сырьевых товаров и полуфабрикатов и криминального оттока из страны теневого капитала, расширения импорта продукции, конкурирующей с отечественным производством.

Вопрос о перспективах экспортной ориентации России является важным моментом проходящих дискуссий между экономистами страны. Одни экономисты считают, что необходимо сосредоточится непосредственно на процессе вхождения в мировое хозяйство посредством экспортоориентированной хозяйственной деятельности, другие ратуют за защиту внутреннего рынка, объясняя это самодостаточностью национального хозяйства. Сегодня Россия не может "выключится" из мирохозяйственных связей до такой степени, чтобы развиваться преимущественно на базе внутреннего рынка, не может она и раздробить существующие хозяйственные структуры с целью развития конкуренции

- это приведет не к росту, а к распаду. Поэтому, независимо от обоснованности создания отдельных сфер монополий, общая тенденция к концентрации в российской экономике закономерна - это естественная реакция недостаточно конкурентоспособного национального хозяйства.

Примером могут служить события, происходящие сегодня в алюминиевой промышленности. Высокая конкуренция на внешнем рынке обуславливает процесс концентрации, но, как эффективно это будет в целом для национального хозяйства, можно будет судить насколько прозрачен процесс вывоза алюминиевой продукции и возврат в страну валютной выручки

Нужно увязывать воедино структурную политику и внешнеэкономическое регулирование. Анализ производственного и научно-технического потенциала страны, с одной стороны, и тенденций развития мирового хозяйства, с другой, позволил бы определить возможности наиболее эффективного включения России в мировые воспроизводственные цепочки и решить, на развитие каких производств следует делать стратегическую ставку, а какие -постепенно свертывать, минимизируя при этом негативные социальные последствия.

Участники западных рынков не желают мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. В связи с этим страны Запада не останавливаются перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого многочисленные меры, включая антидемпинговые процедуры.

Еще менее благоприятные перспективы складываются у российского экспорта готовых изделий в странах Запада. На этом рынке товаров российским производителям придется столкнуться с конкуренцией дешевой продукции из развивающихся стран. В тех случаях, когда Россия может поставлять на внешний рынок высокотехнологичную продукцию, западные конкуренты прибегают к политическому давлению на возможных покупателей, демонстрируя практику двойного стандарта.

По оценкам экспертов по доле экспорта страны в ВВП, Россию можно отнести к промышленно развитым странам мира, но в тоже- время 85% структуры экспорта РФ составляют сырьевые ресурсы. В частности, Россия экспортирует 2/3 добываемой ею нефти, 3/4 отечественных минеральных удобрении, 36% добываемого газа и 83% произведенной целлюлозы. В этой связи отмечается, что Россия "торгует за счет того, что внутри страны экономика стоит и ей не нужна сырьевая база".

С одной стороны, сырьевой потенциал помогает смягчить последствия экономического кризиса, предотвращать дефицит финансовых ресурсов. Но, с другой, это богатство дает возможность пренебречь повышением степени обработки экспорта, сделать ставку на экстенсивное развитие. Чтобы природные ресурсы России оказались двигателем, а не тормозом структурной перестройки экономики, необходимо создать такие условия, которые обеспечили бы капитализацию экспортных доходов ТЭК в отраслях обрабатывающей промышленности, потенциально конкурентных на мировом рынке. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов крайне важен правильный выбор "точек роста". Инвестиционные приоритеты должны определятся в ходе тесного сотрудничества государственных органов и предпринимательских организаций. Кроме того, положительное сальдо торгового баланса, полученное на основе развития сырьевого экспорта, может оказаться губительным для страны в среднесрочной перспективе. Интерес экспортеров входит в противоречие с интересами всего хозяйства. И прежде всего это касается курса национальной валюты. Основа прибыли экспортеров - эта разница между низкой внутренней и высокой внешней ценой продукта. Таким образом, чем дешевле рубль, тем большую выручку приносит экспорт. Однако это же давление на рубль мешает другим субъектам экономики импортировать современные оборудование и технологии, что тормозит развитие конкурентоспособной промышленности.

Россия не любой ценой должна интегрироваться в мировое хозяйство, цель - занять в нем место, соответствующее ее ресурсному, промышленному и научно-техническому потенциалу. Осуществление структурной перестройки и интеграции в мировое хозяйство - необходимый и взаимосвязанный процесс.

Главенствующее положение при этом, видимо, следует отдать структурной политике и ее реализации. Очевидно, что такой подход неизбежно предполагает наличие протекционистских методов в торговой политике. Но без осуществления подлинных реформ, протекционизм способствует консервации неэффективных условий производства. Худшие результаты дает сочетание протекционизма с финансовыми вливаниями в устаревшие отрасли. В этом случае общество оплачивает защиту низкой производительности, а выгоду за счет общества получают группы, заинтересованные в такой политике.

Необходимо также отметить, что импортные барьеры можно применять только в сочетании с другими мерами, призванными повысить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и на внешнем рынках. Их оптимальную величину нужно определять с учетом всего комплекса мер реализуемых в рамках политики импортозамещения и развития экспорта. Регулирование импорта необходимо увязывать как с экспортной так и с промышленной политикой, поскольку успех может принести только комплексный подход. Государственное содействие развитию отечественной промышленности будет иметь успех в том случае, если оно станет осуществляться главным образом не в форме протекционизма, а в виде стимулирования модернизации производственной и управленческой структуры предприятия, способствующей достижению ими международного уровня конкурентоспособности. Важным направлением торговой политики должны быть борьба за отмену прямых и скрытых дискриминационных ограничений, применяемых другими странами к товарам российского экспорта.

Решению этих задач могло бы способствовать присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО). Стоит заметить, что условия присоединения России к этой организации должны формироваться исходя из общих задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, создания действенной системы государственного регулирования хозяйственной деятельности во внутренней и внешней сферах. Однако форсировать вступление России в ВТО не стоит. Прежде чем сделать последний шаг на этом пути целесообразно произвести оценку возможных выгод и потерь от такого шага.

В заключении следует отметить тот факт, что либерализация внешнеэкономических связей России до сих пор не способствовала структурной перестройке отечественной экономики, ее органическому врастанию в мировой рынок. Тот факт, что стихия рынка обладает не только созидательной, но и разрушительной силой неоспорим.

Вывод: три крупные задачи - системная трансформация, структурная перестройка и интеграция России в мировое хозяйство решать обособленно нельзя, нужен комплексный подход к их осуществлению. Необходимо определить оптимальное, с точки зрения экономических интересов России соотношение приоритетности этих трех задач государственной экономической политики. На наш взгляд, очевидно что задача создания внутренне интегрированной экономики, обладающей развитой структурой, должна иметь приоритет перед задачей интегрирования в мировое хозяйство. В то же время изоляция российской экономики от мирового хозяйства была бы не только неэффективной, но и невозможной из-за отсталой технологии производства. Ведь многие отрасли российской промышленности находятся в сильной зависимости от импорта оборудования.

Отсюда следует, что интеграцию России в мировое хозяйство имеет смысл осуществлять постепенно, по мере формирования соответствующих условий, среди которых наиболее важными являются эффективность хозяйственной структуры и эффективность внешнеторговых отношений России с мировым хозяйством.

Магомедов М.М.

Значение политической стабильности для внешнеэкономических связей региона

Прежде всего, хотелось поблагодарить за приглашение принять участие в настоящем круглом столе посвященном столь важной, на сегодняшний день, проблематике как "развитие внешнеэкономических связей Республики Дагестан". Действительно, возможность совместного обсуждения, высказывания своего видения по актуальным вопросам жизнедеятельности республики имеет положительное значение и позволяет услышать и принять к сведению весь спектр мнений по рассматриваемому вопросу.

Сегодня вопрос развития внешнеэкономических связей республики рассматривался с разных точек зрения, доклады касались аспектов в комплексе составляющих его. Мне же, хотелось бы коснуться вопроса, значения политической стабильности для внешнеэкономических связей Дагестана, поскольку без политической стабильности. в принципе, невозможна реализация, ни одного из обсуждаемых аспектов развития внешнеэкономических связей.

Сегодня, определение "политическая стабильность" включает в себя, состояние общественно-политической жизни не только внутри какого-либо региона, субъекта, края или области, но и в целом ситуацию в стране. Всем памятны трагические события лета-осени 1999 года, связанные с нападением на РД незаконных вооруженных бандформирований о территории ЧРИ. Ни для кого не секрет, что целью организаторов этой агрессии было - отторжение Дагестана от России, вытеснение России из Кавказского региона, выход к Каспийскому морю с целью освоения его нефтяных запасов.

Лишь ценой огромных усилий, предпринятых дагестанским народом, руководством Российской Федерации и Республики Дагестан, удалось сохранить суверенитет и территориальную целостность республики.

Этот печальный пример наглядно свидетельствует о том, какое влияние оказывает ситуация, в отдельно взятом регионе или субъекте страны, на общее самочувствие государства.

В то же время, это свидетельство того, что для нашей республики понятие "политическая стабильность" приобретает особую значимость в силу факторов геополитического характера (с момента распада СССР и образования СНГ, РД граничит по суше и морю с пятью независимыми государствами).

Геополитическое положение Республики Дагестан в современных условиях указывает на значимость ее коммуникационных систем и транспортных узлов. Через респуб-дир;у проходят значительные международные транзитные грузопотоки, здесь функционирует развитая транспортная инфраструктура. - железнодорожная магистраль Москва-Варгу-Тегеран, автомобильная дорога Москва- Баку, связанная с Ираном, Грузией. Действующие авиалинии о Махачкалинского-международного аэропорта связывают республику с регионами ближнего и дальнего зарубежья, незамерзающий морской международный торговый порт, соединяет центр России со Средним Востоком и Центральной Азией.

В этой связи, расширение внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества, в целом имеет исключительно важное значение для Республикой Дагестан. В политическом плане они призваны содействовать созданию по периметру российских границ "пояса добрососедства", а в экономическом - наращиванию потенциала нашей республики как субъекта федерации. И в этом смысле, пожалуй одной из наиболее приоритетных внешнеэкономических сфер деятельности республики является взаимовыгодное сотрудничество и добрососедские отношения с Азербайджанской Республикой, что подкрепляется фактом многолетнего совместного проживания в рамках единого союзного государства.

Все действия руководства республики (встречи, переговоры, переписка, визиты) продиктованы стремлением снять остроту проблем во взаимоотношениях с АР. К сожалению, ряд вопросов обусловлены причинами объективного характера (распад союзного государства, образование СНГ), поэтому республика ставит их разрешение и на федеральном уровне. Приняты специальные постановления, протоколы, решения Правительства РФ, направленные на реализацию мероприятий по снятию социальной напряженности на юге Дагестана, развитию приграничного сотрудничества, рациональному использованию вод р. Самур и др. Реализация этих мер должна смягчить проблему "разделенных народов" - одного из сложнейших вопросов, во многом, определяющего политическую стабильность и межнациональное согласие на южных рубежах России.

Следует также подчеркнуть, что при разработке основных контуров торгово-экономических связей субъектов Российской Федерации с приграничными странами, развития приграничного сотрудничества, они, в частности Республика Дагестан, сталкиваются о такой проблемой, как общенациональные интересы Российской Федерации. Эти инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.