Научная статья на тему 'Оценка степени интегрированности Республики Таджикистан в мировое хозяйство'

Оценка степени интегрированности Республики Таджикистан в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / WORLD ECONOMY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / LIBERALIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTEGRATION INTERNATIONAL TRADE / МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА / INTERNATIONAL CAPITAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асламов Абдурафи Ильесович

Статья посвящена вопросам взаимодействия национальной экономики в системе мирового хозяйства в условиях глобализации. В ней рассматриваются тенденции и характер участия страны в мирохозяйственных связях. На основе анализа состояния внешнеэкономических связей страны и индикаторов интеграции оценивается степень вовлеченности экономики Республики Таджикистан в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Degree of Tajikistan Republic Integration into World Economy

The article deals with the interaction of the national economy in the system of world economy in the context of globalization. It examines trends and patterns of participation of the country in the world economic relations. On the basis of the analysis of the country's foreign economic relations and integration indicators the degree of involvement of Tajikistan Republic economy into the world economy is assessed.

Текст научной работы на тему «Оценка степени интегрированности Республики Таджикистан в мировое хозяйство»

ББК 65.290.33 А.И. АСЛАМОВ

УДК 33М (069) 2Т

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Включение Таджикистана в мировое хозяйство происходит в условиях усиления процессов интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. Одной из основных характеристик глобализации является либерализация хозяйственной жизни, которая предоставляет широкие возможности для интенсификации международного экономического сотрудничества в условиях жесткой конкурентной борьбы. Глобализация мирового хозяйства, базирующаяся на интернационализации мирового воспроизводственного процесса, с одной стороны, обусловливает возрастание значения и усложнение роли внешнеэкономического фактора в развитии страны, а с другой, - связана с большими рисками. Реализация неолиберальной модели глобализации и установление таких правил игры неизбежно приводят к усилению рисков, связанных с управлением экономикой, внешнеэкономической открытостью. Другими словами, высокая степень дерегулирования экономики, либерализация внешнеэкономической сферы могут способствовать экономическому росту и повышению уровня благосостояния населения, если она хорошо подкреплена экономической мощью страны и адекватна ее потенциалу.

Соответственно, Республике Таджикистан (РТ) необходимо выработать внешнеэкономическую политику, учитывающую современные тенденции мировой экономики и ее угрозы и адекватную потенциалу экономики страны, что позволит решить ее социально-экономические проблемы и обеспечить стране достойное место в иерархии мировой экономики. Продуманная и эффективная внешнеэкономическая политика способствует более активному участию Республики Таджикистан в мирохозяйственных связях.

Для эффективного взаимодействия в рамках мирового хозяйства необходима определенная степень готовности и зрелости. Однако включение Таджикистана в систему мирохозяйственных связей в качестве суверенного государства происходило в значительной мере под воздействием общих тенденций, обозначившихся в политико-экономической жизни на пространстве бывшего СССР.

Это прежде всего разрушение единых народнохозяйственных связей, потеря рынков, замедление темпов социально-экономического развития, падение производства валового внутреннего продукта. Кроме этих негативных тенденций, страна не имела самостоятельного опыта взаимодействия в системе мирового хозяйства,

развернутого законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, ее финансово-кредитные отношения с другими странами.

Следует отметить, что мощным сдерживающим фактором развития экономики Республики Таджикистан и ее эффективного включения в систему международного разделения труда стала и гражданская война, которая вспыхнула на территории страны и нанесла серьезный политический и экономический урон. По существу, гражданская война отбросила ее назад по всем параметрам социально-экономического роста на несколько лет и серьезно ухудшила имидж страны на международной арене.

В этих тяжелых условиях в целях приостановления отрицательных тенденций развития экономики и улучшения макроэкономической ситуации реформирование экономики стало объективной потребностью и необходимостью. Кроме того, перестройка хозяйственных отношений по рыночным принципам была необходима и как условие, способствующее созданию предпосылок для интеграции уже самостоятельной экономики Таджикистана в мировое хозяйство. Мировая практика свидетельствует, что в современном мире без создания рыночного (капиталистического) производства, которое считается своего рода общепринятым стандартом хозяйствования, невозможно плодотворное взаимодействие государства с внешним миром. Другими словами, объективная внешняя обусловленность способа производства, с одной стороны, и сложное экономическое положение народного хозяйства страны - с другой, диктовали необходимость активизации экономических преобразований.

В экономике были осуществлены структурные преобразования на основе ускорения приватизации государственных предприятий и реформирования аграрного сектора. Главной мерой стала либерализация цен и внешнеэкономической деятельности. Либерализация экономики в Таджикистане, так же как и на всем постсоветском пространстве, означала прежде всего либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, децентрализацию управления и приватизацию, преобразование хозяйственных связей в рыночные.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в республике осуществлялась крайне осторожно. Наряду с либерализацией цен применялись протекционистские меры, направленные на защиту национальных интересов. Дальнейшая либерализация внешнеэкономических связей была продиктована необходимостью решения задач интеграции страны в мировое хозяйство и обеспечения привлекательности страны в плане ее соответствия требованиям мирового хозяйства. Параллельно с либерализацией внешнеэкономической деятельности государство создавало новый механизм ее регулирования.

Содержание внешнеэкономической политики вытекало из общей идеологии реформирования экономики, ставившей во главу угла либерализацию хозяйственной деятельности, формирование частной собственности и поддержание финансовой устойчивости. Эти ключевые направления реформ нашли отражение в реализации курса на открытие национальной экономики. В Таджикистане был осуществлен широкий комплекс правовых, экономических и организационных мероприятий, цель которых состояла в обеспечении институциональной и функциональной открытости национальной экономики.

В целом либерализация внешнеэкономических связей способствовала усилению роли внешнеэкономических связей в экономике страны, ее интеграции в систему мировохозяйственных связей.

Одним из универсальных индикаторов оценки степени интеграции страны является ее вклад в производство общемирового ВВП. По данным Всемирного банка, вклад Таджикистана в производство валового мирового продукта в 2012 г. составил 0,0096% \ Таджикистан, по данным Всемирного банка, находится на 143-м месте по размеру ВВП.

Другим (более информативным) показателем является объем ВВП на душу населения. Сопоставление его национальной величины со среднемировой (расчет удельного веса) дает возможность оценить степень вовлеченности национальных людских ресурсов в мировое производство. Как показывают расчеты, величина среднедушевого показателя в Таджикистане составляет 8,3% от общемирового. Это достаточно низкий показатель, который, несомненно, отражает уровень производительности труда в РТ. На первый взгляд эти показатели свидетельствуют о невысокой степени интегрированности Таджикистана в мировую экономику. Однако для реальной оценки степени и качества интегрированности страны необходимо оценить уровень взаимодействия страны в мирохозяйственных связях.

В числе важнейших показателей, характеризующих степень интегрированности страны в мировое хозяйство, выступает вовлеченность страны в мировую торговлю.

Если оценить степень вовлеченности страны в мировую экономику через международную торговлю, мы получим более реальную картину включенности внешнеэкономического комплекса, поскольку материальной основой торговых связей является мировое производство и международное разделение труда. Интенсивность включенности страны в международную торговлю оценивается через ряд показателей: объем внешнеторгового оборота страны, его доля в мировом товарообороте, внешнеторговый оборот на душу населения, экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, условия торговли, уровень товарной и географической диверсификации экспорта и импорта и др.

В 2012 г. объем внешней торговли страны составил 5 136 млн. долларов США, что больше по сравнению с 2000 г. в 3,5 раза, в том числе рост по экспорту составил 1,7 раза, а импорт увеличился в 5,6 раза. В географической структуре внешней торговли доля стран СНГ составила 44,9%, в том числе в экспорте - 17,6%, а в импорте - 54,8% (1). Такая направленность обусловлена прежде всего товарной структурой внешней торговли страны. В экспорте страны основное место занимают хлопок и алюминий (65%), а в импорте преобладает готовая продукция (40%).

Доля Республики Таджикистан в мировом экспорте и импорте в 2012 г. составила соответственно 0,007% и 0,020%, или 0,01% от мирового внешнеторгового оборота2. В мировом экспорте товаров Таджикистан занимает 146-е место, в мировом импорте - 135-е место3. Это соответствует малым экономикам, к числу

1 Рассчитано по: Worldbank.org

2 Рассчитано по данным Всемирной торговой организации. - URL: www.wto.org

3 URL:www.wto.org

которых относится и Таджикистан. Наиболее информативен показатель внешнеторгового оборота на душу населения, который позволяет не только охарактеризовать участие страны в международном разделении труда, но и ранжировать страны в мировой торговле. В мировой иерархии по среднедушевому показателю товарооборота ведущие места занимают страны Большой семерки, Люксембург, Ирландия и Бельгия.

Внешнеторговый оборот на душу населения Таджикистана в 2012 г. составил 748 долларов, в том числе по экспорту - 169,75 доллара, по импорту - 472,25 доллара1. Как видно, экспорт на душу населения меньше показателя импорта на душу населения в 2,8 раза, что, несомненно, отрицательный факт. Однако внешнеторговый оборот на душу населения Таджикистана (рассчитано по данным WTO) значительно ниже среднемирового (11% от общемирового уровня).

Отношение внешнеторгового оборота к ВВП страны в 2012 г. составило 73,53%, а среднее значение отношения внешнеторгового оборота к ВВП за период 2010-2012 гг. составило 91,6%. Эти показатели характери-зуют высокую роль внешней торговли в становлении и развитии экономики Таджикистана и высокую степень ее интегрированности в систему глобальной торговли.

Международная миграция рабочей силы, как и процесс перелива товаров, услуг и капитала - объективный процесс мировой экономики и один из главных факторов интегрирования стран в рамках мирового хозяйства. О степени интегрированности национальных экономик в систему международного движения трудовых ресурсов свидетельствуют прежде всего объемы переводов, получаемых от мигрантов.

Денежные переводы мигрантов в экономику Республики Таджикистан растут быстрыми темпами и увеличились с 78,5 млн. долларов в 2002 г. до 2,9 млрд. долларов США в 2011 г. Если соотнести объемы денежных переводов с общемировыми объемами, то доля Таджикистана в общемировых объемах переводов мигрантов составила в 2011 г. 0,59% (рассчитано автором по данным Worldbank.org).

На первый взгляд, это незначительная цифра, которая указывает на невысокую степень интегрированности и взаимодействия страны на мировом рынке труда. Однако, если оценить уровень вовлеченности страны в систему международного движения трудовых ресурсов на основе соотношения объемов переводов и ВВП страны, наблюдается обратная картина.

Денежные переводы в экономику Республики Таджикистан вносят существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечение финансовой устойчивости и сокращение уровня бедности. В 2002 г. денежные переводы составляли 6,4% по отношению к ВВП страны, а в 2010 г. они достигли уже 40,1%.

По поступлениям денежных переводов мигрантов - в процентах от ВВП их стран - в 2011 г. список лидеров возглавили Таджикистан (47%), Либерия (31%), Кыргызская Республика (29%), Лесото (27%), Молдова (23%), Непал (22%) и Самоа (21%)2. Это, с одной стороны, позволяет нам говорить о высокой степени

1 Рассчитано по: Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. 2010. -Душанбе, 2010. - С. 11-25.

2 Migration and remittances factbook 2011.

вовлеченности РТ в мировые процессы миграции рабочей силы, а с другой, -показывает сильнейшую зависимость страны от внешнего трудового рынка.

Участие страны в системе внешнего финансирования является фактором углубления в систему международных экономических связей, усиления открытости национальной экономики. Оно, несомненно, актуально для национальной экономики Республики Таджикистан и является фактором ее интеграции в мировую экономику. С одной стороны, привлечение внешних финансовых ресурсов есть отражение слабости финансово-инвестиционного комплекса страны, а с другой, благодаря внешним займам, в народном хозяйстве Республики Таджикистан обеспечиваются капитальные вложения и они опосредуют соединение национального хозяйства с мировым хозяйством. Привлечение кредитов, в том числе от международных финансовых институтов, позволяет решать финансовые проблемы страны, но при этом не следует забывать, что они формируют внешний долг государства. Это означает, что задача внешнеэкономической политики страны в этом направлении заключается в том, чтобы внешний долг не превратился в серьезную проблему, в тормоз экономического развития. Другими словами, необходимо определить возможности страны в привлечении и возврате внешних финансовых ресурсов, адекватно оценить цену за привлечение капитала. Внешний долг РТ, по данным на конец 2013 г., составлял 2,1 млрд. долларов США, или 25,3% к ВВП, что является приемлемым с точки зрения долгового бремени на национальную экономику.

Важнейшую роль в усилении процессов интернационализации и интеграции в рамках мирового хозяйства играют прямые иностранные инвестиции. В современных условиях они превратились в важнейший фактор глобализации мировой экономики. Известно, что одним из главных индикаторов интегрированности отдельных стран в мирохозяйственные связи и в глобальную инвестиционную систему является отношение притока ПИИ по отношению к ВВП. Оно, в свою очередь, характеризует роль ПИИ в производстве ВВП страны. В 2012 г. отношение притока ПИИ к ВВП страны составило 3,82% против 0,45% в 1992 г. и 2,74% в 2000 г. Доля накопленных прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП республики в 2012 г. составила 16,89%, по сравнению с 31,98% среднемировых показателей. В период с 1990 по 2012 г. доля накопленных ПИИ в валовом внутреннем продукте в мире в целом выросла с 9,3 до 31,9%\

Удельный вес РТ в мировых потоках ПИИ за 2012 г. составил 0,021%. По данным Всемирного банка, приток прямых иностранных инвестиций на душу населения в РТ в 2011 г. составил 125 долларов США по сравнению с двумя долларами США в 1992 г. и тремя долларами в 1993 г2. Это, на первый взгляд, незначительные объемы. Однако анализ участия Таджикистана в системе международного движения капитала, несмотря на то, что республика является нетто-рецепиентом иностранного капитала, свидетельствует о высокой степени ее интег-рированности в систему международного движения капитала. Роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики Таджикистана всё еще являются

1 Рассчитано автором по данным Unctad statistical handbook.

2 Рассчитано автором по данным Unctad statistical handbook.

существенными, поскольку в общем объеме инвестиций в основной капитал доля иностранных инвестиций составила 27% в 2011 г. и 40% в 2010 г.

Можно утверждать, что иностранные инвестиции являются определяющим элементом в формировании инвестиционного потенциала страны. Это можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, они указывает на вовлеченность страны в систему международного движения капитала, но с другой, - показывают сильную зависимость страны от внешних финансовых ресурсов.

Анализ состояния внешнеэкономических связей страны позволяет констатировать, что особенностью внешнеэкономической политики РТ является достаточно высокая степень открытости национальной экономики. В мировой практике уровень открытости оценивается на основе двух критериев: функционального и институционального. С функциональной точки зрения открытость трактуется как мера втянутости национальной экономики в международное разделение труда или как уровень зависимости национального воспроизводственного процесса от внешнеэкономических связей. Она выражается обычно отношениями объемов экспорта и импорта к ВВП или размерами экспортной и импортной квоты, внешнеторговой квоты.

По общепринятым критериям, национальная экономика является открытой, если ее внешнеторговая квота достигает 25%. На современном этапе развития экономики внешнеторговая квота Таджикистана достаточна высока. Как следует из приведенных данных, этот показатель в 2012 г. был превзойден по всей внешней торговле почти в 3 раза (2,94 раза).

Как мы отметили ранее, в 2012 г. внешнеторговая квота страны составила 73,5%, в том числе экспортная квота - 19,46%, а импортная -54,0%. Импортная квота превышает экспортную в 2,77 раза, что, несомненно, свидетельствует о сильной зависимости страны от импортных поставок. Институциональную открытость принято рассматривать как степень либерализации торгового и валютного режимов и финансово-кредитных отношений страны. Экономика считается более открытой, если экономические субъекты сталкиваются с меньшими ограничениями при осуществлении внешнеэкономических связей. Открытость экономики определяется еще уровнем таможенно-тарифной защиты. По данным ВТО, средний уровень применяемых таможенных тарифов РТ составляет 7,8%, что свидетельствует о высокой степени открытости отечественной экономики и, соответственно, ее интегрированности в мировое хозяйство.

Мировой опыт показывает, что эффективность включения национальных экономик в мировое хозяйство зависит от ряда закономерностей. В числе основных принципов - эффективная интеграция на региональном уровне.

Участие в региональных интеграционных группировках является одним важнейших направлений внешнеэкономической политики РТ. Первостепенное значение республика придает интеграции в рамках СНГ. С первых дней создания Содружества Таджикистан вошел в эту организацию и принимал активное участие во всех вопросах взаимодействия в рамках этой структуры. Однако эффективность интеграции в рамках СНГ невысокая, прежде всего вследствие пережитого системного кризиса на всем пространстве СНГ, слабости России, которая не сумела стать ядром интеграционного взаимодействия, зависимости стран СНГ от финансовых

ресурсов из стран дальнего зарубежья, в том числе и международных организаций, а также политических факторов.

Пока не удалось реализовать основной замысел организации - создание единого экономического пространства. Первым шагом на этом пути стало создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В марте 1996 г. к Таможенному союзу (ТС) присоединился Кыргызстан, а в 1998 г. - Таджикистан. Однако поставленные цели не были достигнуты. Это послужило одной из причин преобразования в 2000 г. ТС в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Таджикистан является одним из его членов вместе с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Белоруссией. Поскольку ЕврАзЭС решает преимущественно задачу расширения взаимной торговли, рассмотрим тенденции развития торговли страны в рамках сообщества.

За период с 2000 по 2012 г. экспорт РТ в страны ЕврАзЭС уменьшился в 1,65 раза, а импорт, наоборот, увеличился в 3,2 раза1. Это отражение неэффективности всей внешней торговли страны и ее внешнеторговой политики. Кроме того, невысокий экономический потенциал РТ является одним из основных факторов низкого уровня ее участия в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС, поскольку интеграция предполагает определенный уровень зрелости стран-участников. В общем объеме совокупного ВВП стран ЕврАзЭС доля РТ составляет 0,3%. Это незначительный объем. Важнейшее значение республика придает сотрудничеству в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Эффективность регионального интеграционного соглашения для каждого из его членов складывается по-разному. О том, как она сложилась для Таджикистана, можно судить на основе анализа ее внешнеэкономических связей в рамках организации. Внешнеторговый оборот Таджикистана со странами ШОС за 2001-2012 гг. увеличился с 579,3 млн. долларов США до 2584,9 млн. долларов США, т. е. увеличился в 4,46 раза. За исследуемый период внешнеторговый оборот страны в целом вырос в 3,8 раза.

Анализ взаимодействия страны в системе мирохозяйственных связей на базе общепринятых индикаторов интегрированности национальных экономик позволяет нам констатировать, что ни одна из существующих концепций (индикаторов) не может в чистом виде реально оценить степень интеграции страны в мировое хозяйство.

Республика Таджикистан, несмотря на нереализованный экономический и внешнеэкономический потенциал, достаточно глубоко включена в мирохозяйственные связи и тесно интегрирована в глобальную экономику.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан 2010. —Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2010.-543 с.

2.Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан,2013. -Душанбе, 2013.- 577с.

3.Евразийское экономическое сообщество в 2010 году. —М., Статистический ежегодник. Межгосударственный статистический комитет СНГ. 2011. -354 с.

1 Составлено по данным: Евразийское экономическое сообщество в 2010 г. и Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан - 2013 .

4. http://data.worldbank.org/data-catalog/migration-and-remittances/dama обращения 20.01.2014

5. UNCTAD Handbook of Statistics 2013.UnitedNations. New York. 2013- 478pp.

6. www.worldbank.org/дата обращения 21.02.2014.

Reference Literature

1. Outward Economic Activity of Tajikistan Republic in 2010. Agency on statistics under Tajikistan Republic President. - Dushanbe, 2010. - 543pp.

2. Outward Economic Activities of Tajikistan Republic in 2013. -Dushanbe, 2013. - 577pp.

3. Eurasian Economic Community in 2010. Statistical Annual. Interstatal CIS statistical committee. -Moscow, 2011. - 354pp.

4. http://data.worldbank.org/data-catalog/migration-and-remittances/ date of addressing: 20.01.2014.

5. UNCTAD Handbook of Statistics 2013.United Nations. New York. 2013- 478pp.

6. www.worldbank.org/ date of addressing 21.02.2014

Оценка степени интегрированности Республики Таджикистан в мировое

хозяйство

Ключевые слова: мировое хозяйство, глобализация, либерализация, интеграция, международная торговля, международное движение капитала

Статья посвящена вопросам взаимодействия национальной экономики в системе мирового хозяйства в условиях глобализации. В ней рассматриваются тенденции и характер участия страны в мирохозяйственных связях. На основе анализа состояния внешнеэкономических связей страны и индикаторов интеграции оценивается степень вовлеченности экономики Республики Таджикистан в мировую экономику.

Assessment of the Degree of Tajikistan Republic Integration into World Economy

Keywords: world economy, globalization, liberalization, integration international trade, international capital movement

The article deals with the interaction of the national economy in the system of world economy in the context of globalization . It examines trends and patterns of participation of the country in the world economic relations. On the basis of the analysis of the country's foreign economic relations and integration indicators the degree of involvement of Tajikistan Republic economy into the world economy is assessed.

Сведения об авторе:

Асламов Абдурафи Ильесович, канд. экон.наук, докторант кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва), e-mail: abdourafy@mail. ru

Information about the author:

Aslamov Abdurafi Ilyosovich, Candidate of Economy Sciences, claimant for Dr s degree of the departmen of world economy under the Russian University of Economy named after G. V. Plekhanov (Russia, Moscow), e-mail: abdourafy@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.