Научная статья на тему 'Эффективность внедрения мероприятий по оптимизации и рационализации питания учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга'

Эффективность внедрения мероприятий по оптимизации и рационализации питания учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» / ОПТИМИЗАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Г. ОРЕНБУРГА / EXPERIMENTAL PROJECT «SCHOOL MEAL» / OPTIMIZATION AND RATIONALIZATION OF ORGANIZATION OF NUTRITION AT SCHOOL / PUPILS OF SECONDARY SCHOOLS IN ORENBURG

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н. П., Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Е. Б., Бородина Е. С.

Представлены результаты исследования показателей алиментарного статуса и функционального состояния дыхательной, костно-мышечной, центральной нервной систем у учащихся общеобразовательных учреждений г. Оренбурга. Показано, что использование усовершенствованной модели организации питания учащихся в условиях различных режимов работы общеобразовательных учреждений способствует улучшению функционального состояния учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н. П., Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Е. Б., Бородина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of implementation of arrangements for optimization and rationalization of nutrition among pupils at secondary educational institutions in Orenburg

The present work demonstrates research results of indexes of alimentary status and functional condition of respiratory, musculoskeletal, central nervous system in pupils at secondary educational institutions in Orenburg. It is shown that the use of improved model of nutrition organization of pupils in condition of various operating modes of secondary educational institutions helps to improve functional condition of pupils.

Текст научной работы на тему «Эффективность внедрения мероприятий по оптимизации и рационализации питания учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга»

АВГУСТ №8 (240

\9

и отсутствие в городе предприятии по производству и поставке в детские и подростковые учреждения мясных и овощных полуфабрикатов.

Выводы. В целях дальнейшего совершенствования организации питания обучающихся необходимо законодательно закрепить увеличение дотации на питание детей всех категорий в общеобразовательных учреждениях; разработать и утвердить в установленном порядке адаптированный набор продуктов для фиксированного отрезка времени, то есть при 2- и 3-разовом питании; обеспечить поэтапное проведение модернизации школьных столовых с целью перехода столовых-доготовочных на работу с полуфабрикатами. Операторам школьного питания необходимо оптимизировать энергетическую и пищевую ценность единого примерного меню питания; проработать вопрос с предприятиями агропромышленного комплекса республики о производстве и поставке в пищеблоки школ овощных и мясных полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе в учреждения, расположенные в сельской местности; усилить работу по повышению профессионального уровня работников пищеблоков; внедрить новые формы обслуживания старшеклассников, в том числе по типу швед-

ского стола. Управлению образования совместно с учреждениями здравоохранения города следует организовать надлежащий медицинский контроль за организацией питания учащихся; обеспечить эффективное гигиеническое обучение родителей и детей с привлечением квалифицированных медицинских работников, педагогов и психологов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков //Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38—40.

2. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 7.

3. Онищенко Г.Г. О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 9. С. 4—5.

Контактная информация: Римма Ахметшина, тел.: 8(347)2239401, 8(347)2299088, e-mail: [email protected] Contact information:

Akhmetshina Rimma, Phone: 8(347)2239401, 8(347)2299088, e-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Н.П. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина, Е.С. Бородина

EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF ARRANGEMENTS FOR OPTIMIZATION AND RATIONALIZATION OF NUTRITION AMONG PUPILS AT SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN ОRENBURG

N.P. Setko, E.V. Bulycheva, E.B. Beylina, E.S. Borodina

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Оренбург

Представлены результаты исследования показателей алиментарного статуса и функционального состояния дыхательной, костно-мышечной, центральной нервной систем у учащихся общеобразовательных учреждений г. Оренбурга. Показано, что использование усовершенствованной модели организации питания учащихся в условиях различных режимов работы общеобразовательных учреждений способствует улучшению функционального состояния учащихся.

Ключевые слова: экспериментальный проект «Школьное питание», оптимизация и рационализация организации школьного питания, учащиеся общеобразовательных школ г. Оренбурга.

The present work demonstrates research results of indexes of alimentary status and functional condition of respiratory, musculoskeletal, central nervous system in pupils at secondary educational institutions in Orenburg. It is shown that the use of improved model of nutrition organization of pupils in condition of various operating modes of secondary educational institutions helps to improve functional condition of pupils.

Keywords: experimental project «School meal», optimization and rationalization of organization of nutrition at school, pupils of secondary schools in Orenburg.

Особое место в системе питания детей школьного возраста занимает питание в организованных коллективах, в частности в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим на территории Оренбургской области с 2008 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» начал реализовываться экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях «Школьное питание», направленный на повы-

шение качества школьного питания, индустриализацию и централизацию системы производства школьного питания путем внедрения новых технологий, создание эффективной системы управления и контроля за производством, а также обучение и пропаганду здорового питания.

Цель исследования — оценить эффективность внедрения экспериментального проекта «Школьное питание» в общеобразовательные учреждения города Оренбурга.

20

ЗНиСО АВГУСТ №8 (24-Е)

Рис.1. Распределение школьников г. Оренбурга в зависимости от алиментарного статуса по показателю индекса массы тела (индекс Кетле), %

Для этого были обследованы школьники общеобразовательных учреждений г. Оренбурга (п =450) трех возрастных групп — младшего (7—11 лет), среднего (12—14 лет) и старшего (15—17 лет) школьного возраста. В качестве показателей, свидетельствующих об эффективности внедрения усовершенствованной модели организации питания в образовательные учреждения, были проанализированы данные алиментарного статуса, функционального состояния дыхательной, костно-мышечной, центральной нервной систем. Алиментарный статус определялся путем расчета индекса Кетле ^ийеЫ А., 1869). Уровень функционального состояния дыхательной системы определялся по показателям жизненной емкости легких с помощью спирометрии. Состояние костно-мышечной системы оценивалось по силе сжатия кистей обеих рук школьников методом кистевой динамометрии. Функциональное состояние центральной нервной системы изучено с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М.П. Мороз (2001).

Как видно из рис. 1, во всех возрастных группах, за исключением школьников 7—11 лет, после оптимизации питания вырос удельный вес учащихся, имеющих оптимальный алиментарный статус. Так, в возрастной группе 12—14 лет указанное увеличение составило 16,9 %, среди школьников 15—17 лет соответственно 26,5 %. Также особенно-

стью возрастных групп 12—14 лет и 15—17 лет является факт снижения на 14,4 и 15,9 % числа учащихся с недостаточным алиментарным статусом.

После оптимизации питания во всех возрастных группах установлено достоверное увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких (табл.). Так, исследуемый показатель среди учащихся 7—11 лет увеличился с (1,33 ± 0,01) л. до (1,48 ± 0,02) л. (р < 0,05); среди учащихся 21—14 лет с (1,62 ± 0,03) л. до (2,06 ± 0,03) л. (р < 0,05); среди учащихся 15—17 лет соответственно с (2,13 ± 0,07) л. до (2,38 ± 0,05) л. (р < 0,05). Аналогичная картина изменения значений наблюдалась и по показателям силы сжатия кисти, которые увеличились в 1,4 раза для правой и 1,5 раза для левой руки у учащихся 7—11 лет; в 2,1 раза и 1,6 раза у учащихся 12—14 лет; в 1,5 раза и 1,4 раза у учащихся 15—17 лет.

Безусловно, описанный выше рост абсолютных численных показателей исследуемых функциональных систем может быть объяснен физиологическими процессами роста и развития дыхательной и костно-мышечной систем учащихся и не свидетельствовать о положительном эффекте внедрения усовершенствованной организации питания на базе общеобразовательных учреждений. Тем не менее установление роста удельного веса учащихся исследуемых возрастных групп с показателями жизненной ёмкости лёгких и силой сжатия кисти обеих рук, соответствующих физиологическим нормам после оптимизации питания, только подтверждает эффективность экспериментального проекта «Школьное питание» (рис. 2). Так, в возрастной группе 7—11 лет увеличилось число учащихся с показателями жизненной ёмкости лёгких и силой сжатия кисти правой и левой руки, соответствующими физиологическим нормам, на 66,7; 25,1 и 39,2 %; среди учащихся 12—14 лет увеличение составило, соответственно, 5,5; 36,1; 42,6 %; среди учащихся 15—17 лет - 34,8, 28 и 21,1 %.

После оптимизации школьного питания среди учащихся определено улучшение функциони-

Таблица. Показатели жизненной ёмкости лёгких и силы сжатия кисти у учащихся исследуемых образовательных учреждений

Возраст, лет

Показатели 7—11 лет 12—14 лет 15—17 лет

1 2 1 2 1 2

Жизненная ёмкость лёгких, л 1,33 ± 0,01 1,48 ± 0,02* 1,62 ± 0,03 2,06 ± 0,03* 2,13 ± 0,07 2,38 ± 0,05*

Сила сжатия кисти правой руки, кг 9,06 ± 0,18 12,7 ± 0,3* 12,53 ± 0,8 25,85 ± 0,4* 20,69±1,7 30,25 ± 0,8*

Сила сжатия кисти левой руки, кг 7,56 ± 0,17 11,7±0,28* 14,64 ± 0,5 24,3±0,45* 20,08 ± 1,8 28,14 ± 0,8*

Примечание: 1 — до оптимизации питания, 2 — после оптимизации питания; *р < 0,05 при сравнении данных учащихся каждой возрастной группы до и после оптимизации питания в их образовательных учреждениях.

АВГУСТ №0 (240

2\

рования центральной нервной системы, о чем свидетельствует увеличение показателей функционального уровня нервной системы с (2,24 ± 0,02) до (2,36 ± 0,02) усл. ед. (р < 0,05) у учащихся 7—11 лет; с (2,48 ± 0,02) до (2,54 ± 0,02) усл. ед. (р < 0,05) у учащихся 12—14 лет и с (2,58 ± 0,03) до (2,65 ± 0,02) усл.ед. (р < 0,05) у учащихся 12—14 лет. Установлено увеличение показателей устойчивости нервной реакции с (0,86 ± 0,03) до (0,95 ± 0,06) усл. ед. (р < 0,05) у учащихся 7—11 лет; с (1,09 ± 0,05) до (1,17 ± 0,05) усл. ед. (р < 0,05) у учащихся 12—14 лет и с (1,3 ± 0,05) до (1,75 ± 0,07) усл. ед. (р < 0,05) у учащихся 12—14 лет. Значения, характеризующие уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы учащихся, после внедрения усовершенствованной модели организации питания в общеобразовательные учреж дения также достоверно уве личивались: среди учащихся 7—11 лет с (1,93 ± 0,04) до (1,99 ± 0,04) усл. ед. (р < 0,05); среди учащихся 12—14 лет с (2,28± 0,05). до (2,4 ± 0,06) усл. ед. (р < 0,05); среди учащихся 15—17 лет с (2,54 ± 0,06) до (2,85 ± 0,08) усл. ед. (р < 0,05).

Иллюстрация распределения учащихся исследуемых возрастных групп в зависимости от уровня их умственной работоспособности позволила установить тот факт, что несмотря на незначительное увеличение удельного веса учащихся, имеющих нормальную умственную работоспособность, всего лишь на 6,8 % среди учащихся 7—11 лет, на 8,7 % среди учащихся 12—14 лет и на 1,9 % среди учащиеся 15—17 лет, отмечено значительное уменьшение числа школьников со сниженной умственной работоспособностью соответственно на 19,6; 23,9 и 10,0 % (рис. 3).

Таким образом, централизация системы школьного питания, оптимизация рационов питания, организованных на базе общеобразовательных учреждений г. Оренбурга, привела к увеличению доли учащихся с оптимальным алиментарным статусом, с показателями дыхательной и костно-мышечной систем, соответствующими физиологическим нормам, а также к улучшению функционирования центральной нервной системы и повышению уровня работоспособности.

I Жиэненндя ёмкость лёгких ПСила сжатия кисти правой руки ■ Сип а сжатия кисти левой руки

Рис. 2. Распределение школьников, имеющих показатели функционального состояния дыхательной и костно-мышечной систем в пределах физиологических норм, %

О Незначительно сниженный Существенно сниженный

Рис. 3. Распределение школьников различных возрастных групп г. Оренбурга в зависимости от уровня умственной работоспособности, %

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаппаров М.М. Влияние структуры питания и окружающей среды на специфическую резистентность организма детей и их физического развития /Гаппаров М.М., Пер-вова Ю.В. //Вопросы питания. 2005. № 1. С. 33—35.

2. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка проектов по со-вершенстваванию организации питания учащихся /Горелова Ж.Ю., Раппопорт И.К. //Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 60—63.

3. Мороз Н.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Методическое руководство. М., 2003. 35 с.

4. Тутельян В.А. Концепция государственной политики в области здорового питания: научное обоснование и практическая реализация: Материалы IX всероссийского съезда гигиенистов и санаторных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века». М., 2002. Т. 1. С. 703—708.

Контактная информация:

Булычева Екатерина Владимировна, тел.: +7(3532)77-64-48, e-mail: [email protected]

Contact information:

Bulychyova Ekaterina, phone: +7(3532)77-64-48, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.