Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
409
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Список литературы:

1. Алакаева И.Б., Непокульчицкая Н.В. Гемотологические изменения у новорожденных и детей первых месяцев жизни в врожденными инфекциями//Журнал им. Сперанского Г.Н. Педиатрия.-2009.-Т.87.-№1.-С. 39-42.

2. Гескилл С., Мерлин А. Детская неврология и нейрохирургия /Москва, 1996.С.347.

3. Нуждин А.И. Кровоизлияния в боковые желудочки головного мозга у недоношенных детей / Мать и дитя в Кузбассе.-2001.-№7.-С.15-17.

4. ОжеговА.М., Мальцев С.В., МякишеваЛ.С., ПенкинаН.И. Состояние здоровья детей, перенесших в первые месяцы жизни активную цитомегаловирусную и смешанную с ней хламидийную и микоплазменную инфекцию//Российский

педиатрический журнал.-2001.-№2.-С. 15-19.

5. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных/СПб,2001.С.219.

6. Черняховский О.Б., Абрамова И.В., Полянчикова О.Л. Внутриутробные инфекции у новорожденных, факторы риска//Российский вестникперинатологии и педиатрии.-2009.-№1.-С. 88 - 92.

7. Шабалов Н.П. Неонатология/ Н.П. Шабалов.-М.:МЕД-пресс-информ,2006.-Т.11.-С.195-240.

8. Шалина Р.И., Выхристюк Ю.В. Кривоножко С.В., Перинатальные исходы у недоношенных новорожденных с экстремально низкой и низкой массой тела при рождении/ Вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии.-2004.-Т.3,№4.- С.57-63.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

МЭЭРМАН АЙЫМДАРДЫН ИННОВАЦИЯЛЫК ТЕХНОЛОГИЯСЫН САЛАМАТТЫК САКТОО ТАЖРЫЙБАСЫНА КИРГИЗYYНYН ЭФФЕКТИВДYYЛYГY

Ыбыкеева Э.О., Чубаков Т.Ч., Сыдыков А.С.

КГМИПиПК, КРСУ

Сегодня сестринское дело представляет собой важную составную часть системы здравоохранения, располагающую значительными кадровыми ресурсами. Сестринское обслуживание рассматривается как один из экономичных способов предоставления услуг в области здравоохранения. Развитие системы сестринского обслуживания является частью общей тенденции к дальнейшему повышению экономической эффективности системы здравоохранения [2,4].

Качество сестринского обслуживания является важнейшим аспектом качества медицинской помощи (КМП) населению, характеризующим деятельность отрасли как системы по результатам анализа комплекса различных параметров, определяющих возможности организации с позиции ресурсного обеспечения, эффективности управления, функциональных свойств, оценки результатов деятельности [2, 3].

Сейчас в профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс». По определению ВОЗ: «Сестринский процесс - это термин, применяемый к системе характерных сестринских вмешательств, в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей или групп населения. Он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. Сюда также входит планирование мер по удовлетворению данных потребностей, организации ухода

и оценка результатов [4, 8, 9].

В настоящее время сестринский процесс в цивилизованных странах является основой сестринской помощи. Сестринский процесс—это процесс ухода за пациентом, но содержание этого ухода значительно выходит за те рамки, которыми обычно определяют сестринский уход в наших лечебных учреждениях. При этом, сестринский процесс, включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц [4, 5, 6, 7, 8].

Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти этапов:

Сестринское обследование пациента.

Определение потребностей и выявление проблем.

Планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем).

Выполнение плана необходимых сестринских вмешательств.

Оценка полученных результатов с их коррекцией в случае необходимости.

Каждый этап является существенной стадией в решении основной проблемы — лечения пациента и тесно взаимосвязанным с остальными четырьмя этапами.

Конечным результатом каждого этапа является документирование полученной информации и создания базы данных о пациенте. Собранные данные по обследованию, сестринской диагностике, планированию ухода, выполнения плана ухода и оценки результатов записываются в сестринскую

карту стационарного (амбулаторного пациента) по определенной форме [1].

Сестринская карта стационарного (амбулаторного) пациента — юридический протокол - документ самостоятельной деятельности медицинской сестры в рамках её компетенции. Цель сестринской карты стационарного (амбулаторного) пациента - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог — гарантия качества оказания помощи и её безопасности [1, 3].

Изучение международного опыта в сестринском деле показывает, что ведение специальной сестринской документации, как в учебном процессе, так и на практике повышает мотивацию будущих и практикующих медицинских сестер к уходу за пациентами и способствует повышению значимости сестринской деятельности [8, 9].

Таким образом, несмотря на то, что в Кыргызской Республике нет пока своей модели сестринского дела, необходимо осваивать и вводить в практическую деятельность медицинских сестер сестринский процесс, так как он является научным обоснованием профессиональной деятельности медицинской сестры по уходу. Кроме этого необходимо вводить в практическую деятельность медицинских сестер, осуществляющих уход за пациентами, медицинскую документацию, так как это повышает чувство ответственности за произведенные действия медицинской сестрой по уходу.

Одной из основных задач Национальной программы реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас таалими» является улучшение качества оказания медицинских услуг путем использования системы непрерывного профессионального развития (образования) и внедрения новых инновационных технологий в сестринском деле, включая основные этапы сестринского процесса.

Однако в целом многие аспекты организации и управления качеством сестринской помощи остаются проблемами в отечественной системе здравоохранения. В условиях нашей республики научных исследований, посвященных этим вопросам до настоящего времени не проводилось.

В связи с этим нами проведено исследование, его цель: улучшить качество медицинской помощи путем совершенствования до дипломного и непрерывного профессионального развития (образования), освоения новых сестринских технологий и внедрения этапов сестринского процесса в деятельность лечебно-профилактических организаций (ЛПО).

Материал и методы.

Данное исследование проводилось в рамках пилота в условиях учебно-лечебного комплекса (УЛК), созданного для интеграции деятельности лечебно-профилактической организации здраво-

охранения одной области Республики и образовательных учреждений.

Учредителями и исполнителями УЛК являются Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации (КГМИПиПК), Нарынский медицинский колледж (НМК), Нарынский областной центр семейной медицины (НОЦСМ) и Нарынская областная объединенная больница (НООБ). Каждая из сторон имеет свои права и обязанности, которые регламентированы Договором о совместной деятельности.

В исследовании принимали участие 98 студентов 3 курса отделения "Сестринское дело" и 6 преподавателей Нарынского медицинского колледжа, 7 врачей и 11 практикующихся медсестер отделения неврологии областной объединенной больницы, и 5 преподавателей Кыргызского государственного медицинского института переподготовки и повышения квалификации.

При рассмотрении модели сестринского дела мы исходили из реальных условий, в которых обучаются наши студенты, стойкого выработанного десятилетиями стереотипа отношений врач - медсестра - пациент, отсутствием широкой информированности населения (как потенциальных пациентов) и пропагандирования в медицинских кругах (особенно врачебного уровня) возможности и необходимости организации работы медицинских сестер по-новому.

В дальнейшем были определены преимущества и недостатки различных моделей организации сестринского процесса, которые внедрены в практику разных стран и изучены возможности адаптации их к условиям Кыргызстана.

Внедрение сестринского процесса было разделено на 6 этапов:

Интегральная фундаментально-профессиональная подготовка мультидисциплинарной команды в условиях УЛК.

Разработка мотивационной основы «внедрения», формирования среды и условий для реализации новых сестринских технологий в ЛПО.

Разработка целей, содержания программы пилота по «внедрению».

Разработка организационно-управленческой системы «внедрения».

Внедрение сестринского процесса, его документирование в ЛПО.

Анализ, оценка эффективности внедрения.

На первом этапе преподаватели КГМИПиПК провели предварительное анкетирование и тести -рование административно-управленческого, врачебного персонала, медсестер, преподавателей и студентов медицинского колледжа для определения уровня знаний по сестринскому процессу.

На втором этапе при формировании среды и условий для внедрения новых сестринских технологий осуществлена разработка мотивационной основы для участников пилотного проекта:

позитивный социально-психологический климат

в коллективе; репутация ЛПО;

получение морального удовлетворения (грамоты, благодарности, обучение сотрудника приобретению новых навыков и умений, постановка новых интересных задач);

получение вознаграждения за участие и внедрение новых подходов к решению проблем сестринского ухода;

исключение наказания (штрафы, выговор, увольнение, понижение в должности).

Далее была проведена оценка ситуации: состояния материально-технической базы НООБ;

кадрового потенциала НМК и НООБ. На этом же этапе сформирована мультидисцип-линарная команда, состоящая из врача-невропатолога, старшей медсестры, постовой медсестры, преподавателя и студента медицинского колледжа, массажиста, инструктора лечебной физкультуры.

На втором этапе были определены пилотные отделения: отделение неврологии НООБ и издан приказ о работе данного подразделения в условиях внедрения сестринского процесса. В соответствии этого приказа: пациенты стационара и их родственники были осведомлены о предстоящем новшестве;

студенты медколледжа, проходившие государственную практику в пилотных отделениях были вовлечены во внедрение новых технологий;

пилотное отделение были по возможности обеспечены и оснащены основными средствами ухода за пациентами.

Также были пересмотрены функциональные обязанности сестринского персонала, при сохранении штатного расписания отделения, в частности:

расширены и усилены обязанности главной медсестры областной объединенной больницы и старшей медсестры отделения, как координаторов службы сестринского дела ;

расширены и усилены функции постовой медсестры, как консультанта, непосредственно внедряющего сестринский процесс с оформлением сестринской документации (карта сестринского наблюдения стационарного больного);

в отдельных случаях из-за отсутствия вакансии ассистента медсестры, функцию указанного медперсонала исполняли студенты медицинского колледжа.

Преследуя такую цель, как улучшение качества ухода за пациентами, рабочей группой, утвержденной Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, был разработан пакет сестринской документации (карту сестринского наблюдения стационарного больного, перечень сестринских диагнозов, стандарты ухода), который был утвержден МЗ КР. Также были разработаны критерии оценки деятельности медсестры для мониторинга качества медицинской помощи.

На четвертом этапе была разработана организационно-управленческая система «внедрения». В УЛК участвовали, как было сказано выше Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации (КГ-МИПиПК), Нарынский медицинский колледж (НМК), Нарынский областной центр семейной медицины (НОЦСМ) и Нарынская областная объединенная больница (НООБ). Каждая из сторон имела свои права и обязанности, но координирующая роль была возложена на КГМИПиПК.

На пятом этапе проводилась непосредственная реализация внедрения сестринского процесса мультидисциплинарными командами в отделении неврологии. В это же время апробировались и вносились необходимые коррективы в сестринскую документацию, сестринские диагнозы, продолжалась разработка стандартов по уходу, клинических протоколов, памяток для пациентов.

На шестом этапе был проведен контроль качества оказания сестринской помощи, сделан анализ эффективности внедрения сестринского процесса в ЛПО Нарынской области с рекомендацией по дальнейшему распространению основных положений комплексных мероприятий.

Проводилось анонимное анкетирование врачей, медсестер, студентов, пациентов и членов их семей по качеству оказанных сестринских услуг и удовлетворенности уходом до внедрения и в ходе внедрения сестринского процесса.

С помощью разработанных анкет было изучено влияние мультидисциплинарных команд на уровень подготовки студентов медицинских колледжей с акцентом на приобретение ими практических навыков. В течение 3-х лет осуществлялось мо-ниторирование МДК подготовленными преподавателями КГМИПиПК и главной медсестрой областной больницы. Мониторинг проводился по трем направлениям: коммуникация, поддержка руководства образовательных и лечебных организаций и клиническое наставничество.

По разработаным критериям оценки деятельности медсестры было изучено ведение ссестрин-ской документации.

Результаты и их обсуждение.

Основными задачами учебно-лечебного комплекса являлись осуществление непрерывного профессионального развития (образования) специалистов сестринского дела и оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению.

По результатам анкетирования административно-управленческого, врачебного персонала, медсестер и студентов медицинского колледжа были организованы семинары по сестринскому процессу, а также проведен тренинг по межличностному общению.

Совместное обучение преподавателей и студентов медколледжа, руководителей ЛПО, врачей и медсестер предоставило уникальную возможность

сближения и объединения теории и практики, образования и практического здравоохранения в решении вопроса о новой роли медицинской сестры в системе здравоохранения.

При реализации внедрения сестринского процесса был проведен мониторинг по определению уровня знаний по сестринскому процессу. Информированность о сестринском процессе до обучения среди врачей составляла всего 5%. После внедрения сестринского процесса анкетирование врачей неврологического отделения выявило следующее: свыше 50% опрошенных имели полное представление о сестринском процессе и необходимости соблюдения этапов сестринского процесса, а у остальных врачей еще сохранилась недостаточная информированность о сестринском процессе. Кроме того, около 60% врачей высказали положительное мнение о внедрении сестринской документации и сестринского процесса, 20% - не одобрили, а 20% - воздержались от комментариев.

Информированность о сестринском процессе среди медсестер составляла - 40%, студентов 50%, а после внедрения сестринского процесса соответственно: 80%, 90%. Дальнейшее внедрение новых сестринских технологий поддержали 80% медсестер, отрицали -10%, а 10% медсестер воздержались.

Учитывая реальные возможности пилотного отделения (неврологическое) и загруженность медсестер, карты сестринского наблюдения заводились исключительно на больных, перенесших инсульт.

Студенты медколледжа, работающие как члены мультидисциплинарной команды, ставили сестринские диагнозы и оформляли сестринскую документацию, оказывали большую помощь в уходе за больными, совместно с медсестрами проводили обучение больных и их родственников. Во время обучения большое внимание уделялось особенностям ухода за пожилыми людьми, т.к. среди пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращениями (ОНМК) преобладали лица 60 лет и старше.

При уходе за больными мы акцентировали внимание на удовлетворение нужд и потребностей пациента. И если до внедрения сестринского процесса лишь 30% пациентов были удовлетворены уходом, то после внедрения 70% больных отметили, что медсестры больше времени стали находиться у постели больного, беседовать с ним; проявлять компетентность, самостоятельность и ответственность. Они считали, что внедрение сестринского процесса является удачным и предлагали продолжить эту работу.

После обучения пациентов и их родственников был проведен мониторинг знаний и практических навыков, который показал, что уже 80% опрошенных уже имеют понятие о своем заболевание, факторах риска, основных симптомах, и что важная роль в реабилитации больных, перенесших ОНМК,

принадлежит участию самого пациента в лечебном процессе и его желанию вылечиться.

В ходе внедрения сестринского процесса было установлено, что практическое обучение студентов в условиях мультидисциплинарной команды, оказалось успешным. Было отмечено, что адекватная поддержка в практическом обучении студентов возможна только при четкой, своевременной и эффективной коммуникации руководителей образовательных организаций и клинических баз. Студенты получили возможность самостоятельной практической работы и ощутимые практические навыки по уходу за пациентами.

Руководители НООБ и практикующиеся медсестры отметили, что они стали частью мульти-дисциплинарной команды и обучение студентов в условиях команды с внедрением учебно-лечебного комплекса способствовало развитию доверительных отношений и слаженной работы, а также совместного приобретения знаний и улучшения взаимопонимания.

Медицинские сестры считают, что внедрение сестринского процесса способствовало повышению их ответственности, самостоятельности, развитию клинического мышления и навыков коммуникации, повышению безопасности пациентов, чувству удовлетворенности и самоуважения.

Результаты анкетирования врачей показали, что они согласны с тем, что медсестра - это специалист, который в границах своей компетенции помогает решать проблемы со здоровьем пациента, но они еще видят в них "помощников" , а не "партнеров". Следует отметить, врачебный персонал проявляют живую заинтересованность в совершенствовании сестринского дела и повышении квалификации медицинских сестер.

В процессе внедрения новых технологий и документации в сестринском деле были выявлены следующие сложности:

страх и боязнь медицинской сестры перед ответственностью и необходимостью развития клинического мышления;

недостаточная квалификация медперсонала; дефицит творческого начала и инициативы; возраст медсестер пилотного отделения в основном был 50 лет и старше;

внедрение новой сестринской документации увеличивает нагрузку на медицинскую сестру;

действующие документации, как правило не отражали качества сестринского ухода, но при этом на них затрачивалось достаточно много времени;

материально-технический потенциал на низком уровне.

Наш опыт внедрения сестринского процесса в условиях пилотных ЛПО свидетельствует о дальнейшем совершенствовании и решении ряда проблем и задач:

усиление мотивации медицинской сестры; формирование условий для повышения роли сестринского персонала в оказании медицинской

помощи пациентам путем совершенствования: нормативно-правовой организационно-методической материально-технической базы; дополнение номенклатуры специальностей специалистов сестринского дела и введение специальности ассистента медицинской сестры,

подготовке экспертов по качеству медицинской помощи.

выводы:

1. Создание мультидисциплинарных команд в рамках учебно-лечебного комплекса способствует эффективному практическому обучению студентов, сотрудничеству и партнерству образовательных и лечебно-профилактических организаций.

2. Интенсификация сестринского процесса в стационаре, постановка сестринских диагнозов, распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер способствует их самообразованию, самосовершенствованию и постоянному повышению профессионализма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Акцентирование сестринского ухода на проблемах и нуждах пациента способствует его выздоровлению и повышает качество медицинской помощи.

4. Особое внимание необходимо уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб.

5. Интеграция образовательных, лечебно-профилактических организаций, а также специалистов в области качества решат одну из основных задач Национальной программы реформирования сис-

темы здравоохранения Кыргызской Республики - улучшение качества оказания медицинской помощи.

литература:

1. Алифанова Л.И., Карцева Е.П. Карта сестринского наблюдения за пациентом как модель сестринского процесса Мед. помощь. - 1997. - №6. - С. 21-25.

2. БахтинаИ.С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: Автореф. дисс..канд.мед.наук.: 14.00.33.Санкт-Петербург, 2009.-26 с.

3. Данилова К.А., Попова Н.М. Повышение качества сестринской медицинской помощи. Вестник Ассоциации медсестер России. - 2009. - № 2. - С.13.

4. Двойников СИ., Карасева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела.- Самара: ГП «Перспектива», 2002. -160 с.

5. Перфильева Г.М. Сестринский диагноз // Мед. помощь.-1997. -№3.-С. 4-6.

6. Саркисова В.А. Управление качеством сестринской помощи. Состояние проблемы, пути её решения //Доклады участников II съезда средних медицинских работников.

- М., 2004. - С.244-248.

7. Тиньков А.Н. Специалисты с высшим сестринским образованием - менеджеры сестринского дела // Доклады участников II съезда средних медицинских работников

- М., 2004. - С.260-263.

8. Williamson GR, Callaghan L, Whittlesea E, Heath V. Placement Development Teams and interprofessional learning in healthcare education.// J. Clin. Nurs. - 2010. - № 3. - P 7-9.

9. Williamson GR, Callaghan L,et al Longitudinal Evaluation of the Impact of Placement Development Teams on the student Support in the Clinical Practice. // The open Nursing Journal

- 2011. - №5. - P 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.