VSP
Є
08_BLOK_COLL.qxd 17.06.2008 12:25 Page 9 q Э—
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
А.В. Шулаев1, М.М. Садыков2, Г.М. Хузиева3, А.Р. Гайнутдинов3
1 Казанский государственный медицинский университет
2 Детская городская поликлиника № 9, Казань
3 Управление здравоохранения, Казань
Эффективность внедрения информационных технологий в управлении педиатрической службой в условиях непрерывного повышения качества медицинской помощи
В СТАТЬЕ ДАНА ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРУКТУРУ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК. ОПРЕДЕЛЕНА РОЛЬ ПРОЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ — МЕДИЦИНСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ДЕТИ, ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА, ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА.
9
Реализация государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь за счет эффективного использования имеющихся ресурсов при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания возможна при условии широкого внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий. Одним из приоритетов стало информационное обеспечение процесса управления отраслью здравоохранения, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Нельзя не отметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность современного руководителя здравоохранения зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.
В здравоохранении информационные технологии применяются достаточно давно. Однако отсутствие систематизации медицинской информации, единого информационного пространства, возможности быстрого поиска в реальном времени, удаленной доступности и мониторирования процесса оказания медицинской помощи обуславливает необходимость новых подходов внедрения информационных технологий.
Контактная информация:
Садыков Марат Мадарисович, кандидат медицинских наук, главный врач детской городской поликлиники № 9 Адрес: 420133, Казань, ул. Адоратского, д. 6, тел. (843) 521-03-15 Статья поступила 24.01.2008 г., принята к печати 02.06.2008 г.
A.V. Shulaev1, M.M. Sadykov2, G.M. Huzieva3,
A.R. Gaynutdinov3
1 Kazan State Medical Univercity
2 Children's city polyclinic № 9, Kazan
3 Public Health Department, Kazan
Efficacy of communicatory technologies in management of pediatric service in conditions of persistent increase of quality of medical care
THE ASSESSMENT OF THE EFFICACY OF APPLICATION OF THE MODERN COMMUNICATORY TECHNOLOGIES IN CHILDREN'S CITY OUT-PATIENT CLINICS WAS PRESENTED IN THIS ARTICLE. COMMUNICATORY TECHNOLOGIES IN OUT-PATIENT CLINICS COULD HELP TO SOLVE THREE FUNDAMENTAL PROBLEMS: MEDICAL, SOCIAL AND ECONOMICAL.
KEY WORDS: COMMUNICATORY TECHNOLOGIES, CHILDREN, CHILDREN’S OUT-PATIENT CLINIC, ELECTRONIC OUTPATIENT’S CARD.
-e-
n
р
X
о
о
CD
n
р
и
n
0E
Проводимые реформы российского здравоохранения во многом обнажили проблемы в отрасли, и в первую очередь на амбулаторно-поликлиническом этапе. Остроту проблемы усилила реализация Национального проекта «Здоровье», который стал индикатором работоспособности первичного звена. Наиболее чувствительной явилась педиатрическая служба на амбулаторно-поликлиническом этапе.
В связи с этим в 2006 г. Управлением здравоохранения г. Казани была разработана программа информатизации муниципального здравоохранения, основной целью которой явилось создание единой информационно-аналитической сети системы здравоохранения на основе внедрения в деятельность учреждений здравоохранения новых информационных технологий, позволивших совершенствовать управление имеющимися ресурсами муниципального здравоохранения. Программа состоит из 3 этапов, первый этап направлен на детскую сеть муниципальных лечебных учреждений города Казани.
Целью настоящего исследования явилось повышение эффективности управления педиатрической службой муниципального здравоохранения путем внедрения современных информационных технологий в структуру детских поликлиник.
На 01.01.2007 г. в Казани проживало 1112,7 тыс. человек, в том числе мужчин — 494,4 тыс. (44%), женщин — 618,2 (56%). Дети в возрасте от 0 до 17 лет составили 18%, лица старше трудоспособного возраста — 21%.
В проекте под названием «Автоматизация управления процессом оказания первичной медицинской помощи в детских лечебно-профилактических учреждениях г. Казани» участвуют 11 амбулаторно-поликлинических и 4 стационарных учреждений. С учетом филиалов всего 42 объекта муниципального здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому населению г. Казани.
В основе автоматизации муниципального здравоохранения были заложены два блока. Первый блок — это общая информационно-техническая инфраструктура, включаю-
щая в себя центральный сервер на базе Управления здравоохранения г. Казани и единую муниципальную мультисер-висную сеть города. Второй блок — это локальная инфраструктура лечебного учреждения (см. рисунок).
В основу формирования единого комплексного информационно-аналитического подхода в работе детских лечебнопрофилактических учреждений была заложена электронная медицинская карта, центральным программным компонентом которой является медицинская информационная система «Витакарта», которая включает в себя: серверное, компьютерное, сетевое и периферийное оборудование; подключенную к городской телефонной сети учрежденческую АТС; структурированную кабельную систему; высокоскоростную локальную вычислительную сеть.
В программном обеспечении «Витакарта» разработан стандартный формат хранения медицинской информации о пациенте — электронная амбулаторная карта, которая содержит всю информацию о пациенте, получаемую в ходе или в результате амбулаторного приема и профилактических осмотров, о проведенных прививках на протяжении всей жизни. Карта позволяет осуществлять поиск и организует доступ персонала к этой информации, в том числе хранит результаты лабораторных и инструментальных исследований. Система работает в режиме on-line и основана на принципе работы сети Интернет, что обеспечивает непрерывность в работе и дешевизну при подключении лечебного учреждения к ее базе данных. Особенность данного принципа заключается в том, что для работы системы нет высоких требований к компьютерам на рабочих местах. С программным обеспечением работают непосредственно врач или медицинская сестра без привлечения системного администратора.
Ход внедрения создаваемой системы определяется следующим сценарием:
1. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) создаются внутренние сети и локальные базы данных; вся информация о пациентах хранится и обрабатывается на серверах учреждения;
и
м
Рис. Логическая схема построения автоматизированного комплекса муниципального здравоохранения г. Казани
р
о
R
S
р
т
га
s
п
е
с
ос
га
н
j
га
о
С
Защищенный доступ
ЛПУ-1
PSTN
/ Маршрутизатор
■sjS?
Принтер 1 Принтер 2
Защищенный доступ
□—^ Сервер _ -«*
Компьютер 1 Компьютер 2 Компьютер N
У# *4
Интернет
Интернет
(в будущем Муниципальная мультисервисная сеть)
ЛПУ-2
Маршрутизатор
Коммутатор
□ • • г '
Сервер
Принтер 1 Принтер 2
Компьютер 1 Компьютер 2 Компьютер N
Защищенный доступ 2 Mbit/s
ЛПУ-N
Коммутатор
Сервер БД-1 Сервер БД-2
Маршрутизатор
^ —Г\ I л
'*....
Принтер 1 Принтер 2 Компьютер 1 Компьютер 2 Компьютер N
С__J
Система хранения данных
10
Є
2. Через определенные промежутки времени центральный сервер в автоматическом режиме запрашивает серверы ЛПУ о произведенных изменениях и копирует необходимую информацию.
Такой сценарий работы позволяет осуществлять резервное копирование, обработку и сверку необходимой информации в границах города, района, а также обеспечить оперативный доступ к информации о состоянии здоровья конкретного человека, при оказании ему экстренной или плановой медицинской помощи за пределами ЛПУ, к которому этот пациент прикреплен. Это обусловливает доступность медицинской помощи и снижает дефекты в работе врачей. Подключение к базе данных системы осуществляется путем регистрации серверов лечебных учреждений на центральном сервере и установки на них необходимого программного обеспечения. Активизация персонального медицинского файла как во внутренней, так и во внешней сети системы производится с компьютерного терминала регистратуры. При активизации персонального медицинского файла производится автоматическая проверка на «многократное прикрепление» к другим ЛПУ и наличие страхового полиса. Работа с электронным медицинским файлом осуществляется в двух режимах: режим просмотра данных и режим изменения данных. Ввод и получение информации осуществляется оператором. Операторами системы являются сотрудники ЛПУ, допущенные к обработке информации. В режиме просмотра информации фамилия, имя и домашний адрес на экран не выводятся. На экран выводятся только первые буквы фамилии и имени. В режиме изменения данных карты, при личном согласии пациента, могут быть указаны фамилия, имя и домашний адрес.
Центральный сервер находится в специально оборудованном, охраняемом помещении. Обслуживание сервера и безопасность хранящейся в базе данных информации осуществляется специалистами, имеющими сертификаты о прохождении курсов по информационной безопасности. Вход в базу данных в режиме просмотра разрешен только при наборе уникального 21-значного кода, выдаваемого генератором случайных чисел и меняющегося ежегодно. При работе с персональным медицинским файлом в режиме изменения данных карты оператор системы обязан иметь дополнительный код доступа, состоящий из 21 цифры и являющимся уникальным. Дополнительный код доступа выдается каждому оператору и является его персональным номером в системе. Без дополнительного кода доступа работа в режиме изменения данных исключена. Перед получением дополнительного кода доступа оператор должен заполнить анкету со следующими данными: фамилия и имя; должность; специальность; место работы; Р адреса компьютеров, с которых ему разрешено работать с базой данных. Вышеперечисленные данные вносятся в базу данных, после чего оператор каждый раз при внесении любой информации в персональный медицинский файл определяется и регистрируется автоматически. Проверка кодов доступа производится автоматически при просмотре каждой страницы файла.
Системный администратор сервера обеспечивает: доступ уполномоченных лиц к техническим ресурсам, используемым для обработки и защиты личных данных.
При вводе данных автоматически сохраняется информация о времени ввода личных данных; лице, осуществившем ввод данных в систему обработки данных.
Системный администратор осуществляет ежегодный внутренний аудит системы обработки личных данных и подготавливает отчет о принятых мерах в сфере безопасности информации. Информирует операторов об обязательных технических и организационных требованиях к защите системы обработки личных данных.
В случае потери карточки с кодом доступа в персональный медицинский файл ее владелец обязан сообщить об этом оператору (по месту приобретения карты) или системному администратору центрального сервера в устном или письменном виде.
В этом случае утерянный код доступа блокируется, владельцу файла выдается другой код доступа. В режиме просмотра информации указываются только первые буквы имени и фамилии, что предотвращает использование информации в преступных целях, т.к. персонифицировать ее невозможно. В режиме изменения данных карты можно указывать полные данные только с письменного разрешения владельца персонального медицинского файла.
Безопасность хранения и обработки персональной медицинской информации на центральном сервере осуществляется при помощи физических и логических средств защиты. Система разработана на основе операционной системы Linux Suse 9.1. Professional. Сервер защищен стандартным пакетом IP tables. Доступ к системе предоставляется по защищенному протоколу https. Обращение к системе по обычному http протоколу переведет клиента на https. В отдельных случаях возможно использование линий VPN. На сервер разрешен доступ только системному администратору по защищенному протоколу ssh и только с одного компьютера с определенным непривилегированным логином. Смена пароля для данного логина производится принудительно не реже одного раза в месяц. Система обновляется ежесуточно в полуавтоматическом режиме.
В целом, характеризуя систему «Витакарта», следует отметить, что интерфейс и дизайн разработаны таким образом, чтобы даже неопытному пользователю была интересна и понятна логика работы системы.
Программное обеспечение «Витакарта» включает в себя несколько модулей.
♦ «Регистратура» — первый модуль начала работы всей инфраструктуры лечебного учреждения; удобство и простата позволили нам в кратчайшие сроки обучить регистраторов работе в системе.
♦ «Лаборатория» — с возможностью подключения к цифровым лабораторным анализаторам; позволяет максимально сократить ручное внесения полученных результатов, формировать в считанные секунды несколько видов отчетов в различных разрезах. Модуль впервые позволил осуществлять автоматический контроль качества количественных лабораторных исследований.
♦ «ДЛО» — позволяет формировать заявку и управлять процессом логистики льготных препаратов между поликлиникой, Управлением здравоохранения и аптекой.
Основной задачей в управлении современным здравоохранением является проведение паспортизации ЛПУ направленное на оценку ресурсной обеспеченности учреждений здравоохранения. Именно эффективное управление имеющимися ресурсами в здравоохранении является одной из форм непрерывного управления качеством медицинской помощи как на амбулаторном, так и на стационарном этапах. Исходя из этого, одним из важных модулей внедряемой системы являются «Паспорт ЛПУ» и «Управление сетью ЛПУ».
Модуль «Паспорт ЛПУ» реализуется как корпоративная информационная система, обеспечивающая совместную работу ЛПУ и Управления здравоохранения города на единой исходной информации, что дает возможность доступа специалистов Управления ко всем исходным и результирующим данным по работе любого лечебного учреждения. Модуль позволяет создавать единую структуру данных о лечебно-профилактических учреждениях и систему учета их ресурсов. Формирование такой структуры обеспечивается едиными справочниками и регламентами формирования
Г-
О
со
о
о
CN
Р
5
S
3
ш
ш
Р
со
о
о
2
о
о
Р
с
о
со
-е
11
-Є-
n
р
X
о
о
CD
n
р
и
n
0E
n
M
р
о
R
s
р
т
n
s
d
е
с
0E
и
н
J
n
о
о
исходной информации, которые разрабатываются непосредственно специалистами Управления здравоохранения города. Учитываются прежде всего данные о материальнотехнических и трудовых ресурсах ЛПУ, их стоимостная оценка; также данные об организационных ресурсах, к которым мы относим количество и виды отделений и подразделений, число коек, их оборот, лицензированные виды медицинских услуг и другие. Таким образом, мы практически сами определяем структуру оперативной информации, которую хотим получить для последующего анализа, планирования и управления отраслью.
Полученные данные модуля «Паспорт ЛПУ» загружаются в программный комплекс — модуль «Управление сетью ЛПУ», в котором проводится формирование сводно-аналитической информации, причем как количественной (статистической), так и любых списков, а также графиков. Основным преимуществом данного модуля является применение технологии многомерного анализа для формирования сводноаналитических данных, полученных из «Паспорта ЛПУ», что обеспечивает формирование более 100 типов запросов. Основными критериями работы создаваемой системы явились:
• сокращение сроков ожидания медицинской помощи за счет управления потоками пациентов и увеличение пропускной способности поликлиник;
• предоставление данных о нагрузке врачей, доступности ресурсов в режиме on line;
• повышение эффективности использования дорогостоящего диагностического оборудования за счет применения эффективного механизма планирования и управления ресурсами;
• повышение оперативности доступа к информации, снижение риска медицинской ошибки, исключение риска утери медицинской информации (вся медицинская информация о пациенте, результатах профилактической и лечебно-диагностической работы, включая результаты исследований, доступна врачу с рабочего места, в реальном времени);
• обеспечение врача необходимыми информационными ресурсами (непосредственно в процессе оказания медицинской помощи врач имеет доступ к актуальным базам методических, нормативно-правовых, справочных документов);
• поддержка принятия управленческих решений на базе новых возможностей по медицинской аналитике, основанной на обработке накапливаемой и консолидируемой первичной информации;
• обеспечение защиты конфиденциальной информации и разграничение прав доступа пользователей к информации, в том числе к данным, хранящимся в электронной амбулаторной карте;
• создание единой базы данных о здоровье прикрепленного населения;
• качественно новый уровень учета оказанных медицинских услуг населению;
• автоматизация процесса подготовки данных, предусмотренных отраслевой и государственной статистической отчетностью.
С начала внедрения системы электронных медицинских карт на 42 объектах детских муниципальных учреждений здравоохранения г. Казани создано 690 автоматизированных рабочих мест врача, медицинской сестры, медицинского регистратора, лаборанта на основе программного обеспечения «Витакарта».
По результатам итогов 10 месяцев внедрения была выявлена эффективность системы, которая выражается в следующем:
• оптимизировано ведение документации на всех этапах организации и оказания медицинской помощи ребенку;
• руководитель ЛПУ получил возможность отслеживать логистику пациента и объем оказания медицинской помощи, не выходя из кабинета;
• в работе клинической лаборатории детских поликлиник отмечено сокращение времени на заполнение различных форм документации на 25%, увеличена пропускная способность лаборатории на 15%;
• сравнительная характеристика времени вычисления лейкоформул показала сокращение до 0,001 мин, до внедрения системы данный показатель составлял более 5 мин;
• в работе головного здания медицинского учреждения и филиалов сократилась потеря лабораторных анализов с 10,8% (2004 г.) до 0,5% (2007 г.);
• срок получения информации в филиалах поликлиник о проведенных лабораторно-инструментальных исследованиях сократился с 2-х дней до 1-3 минут;
• возросла скорость информационного обмена между территориально-обособленными подразделениями детских поликлиник, что повысило уровень управляемости филиалами;
• систематизировалась управляемость структурными подразделениями поликлиники, что позволяет эффективно использовать лабораторно-диагностическую и материально-техническую базу учреждения;
• за счет введения электронного персонифицированного учета прикрепленного населения к минимуму свелось двойное прикрепление детей к участкам поликлиники;
• руководители учреждения и подразделений получили возможность осуществлять непрерывный контроль за действиями медицинского персонала при оказании медицинской помощи, сократилась доля неоплаченных счетов — реестров;
• Управление здравоохранения г. Казани получило возможность проводить при необходимости ежедневный мониторинг посещений поликлиники, выставленных диагнозов с учетом МКБ-10, выписанных льготных препаратов, отслеживать материально-техническое состояние учреждений, кадровые и финансовые ресурсы.
В заключение следует обозначить концептуальные постулаты стратегии информатизации муниципального здравоохранения г. Казани:
• этапность;
• рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления медицинской информацией на всех уровнях;
• обеспечения амбулаторно-поликлинических, стационарных учреждений и Управления здравоохранения г. Казани оперативной достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
• выработка критериев «иерархической детализации» информации при ее движении по вертикали, обеспечивающей объединение имеющихся ресурсов и возможность дальнейшего их наращивания;
• открытость и доступность информационных систем. Таким образом, внедрение проекта информатизации первичного звена педиатрической службы позволяет одновременно решать три основные задачи — медицинскую, социальную и экономическую. Это повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение преемственности эффективного управления, оптимизация персонифицированного учета, удовлетворенность пациентов и создание надлежащих условий труда медицинских работников.
12