Научная статья на тему 'Эффективность влияния упражнений аэробной направленности разной структуры на физическое состояние студентов в процессе физкультурно-оздоровительной работы'

Эффективность влияния упражнений аэробной направленности разной структуры на физическое состояние студентов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗДОРОВЬЯ / УПРАЖНЕНИЯ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голубятникова Марина Валентиновна

В статье рассматриваются физические упражнения аэробной направленности разной структуры, которые оказывают более оздоровительный эффект на организм человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голубятникова Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния упражнений аэробной направленности разной структуры на физическое состояние студентов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

-т

SCIENCE TIME

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИИ

АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗНОЙ СТРУКТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Голубятникова Марина Валентиновна, Новокузнецкого филиал института Кемеровского государственного университета Центр педагогического образования, г. Новокузнецк

E-mail: sportclub7@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются физические упражнения аэробной направленности разной структуры, которые оказывают более оздоровительный эффект на организм человека.

Ключевые слова: физическая культура, физическое состояние, физическая работоспособность, студенты, коэффициент здоровья, упражнения аэробной направленности.

Проблема совершенствования физической подготовленности, здоровья студенческой молодежи остается важнейшей государственной проблемой. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед высшим образованием. Каждое высшее учебное заведение должно стремиться к повышению уровня физического развития студентов, развивать их спортивные навыки и вести пропаганду здорового образа жизни [5].

Проблема продления творческой активности привлекает к себе пристальное внимание ученых различных отраслей: медико-биологического, социально-психологического, педагогического и других, что вызвано множеством причин. В целом можно отметить довольно значительное количество работ, посвященных разработке методики проведения различных форм физической культуры с использованием различных средств и методов физического воспитания. Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и

психологического состояния [1].

В аспекте научно-методического решения данной проблемы, получены данные, свидетельствующие об эффективности использования в физкультурно -оздоровительной работе средствами аэробной направленности. Особенно широкое распространение получили тренировочные программы, соответственно регламентированные по различным параметрам нагрузки, с использованием упражнений циклического характера таких, как: ходьбы и бега; передвижения на лыжах; плавания. Так же есть данные, что учебно-тренировочный процесс способствует улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности; развитию сообразительности, расчета, быстроты реакции, выносливости, красоты тела и духа. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки. Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего организма [5].

Следует отметить, что некоторыми авторами проводилось сравнение эффективности влияния на организм упражнений разной структуры аэробной направленности. Однако, как правило, ими брался либо один критерий для сравнения, либо не указывался контингент испытуемых, либо не приводилось объективных данных, подтверждающих их выводы. Кроме того, крайне скудны сведения о влиянии физических упражнений на изменения физических качеств и показателей, характеризующих физическую работоспособность, жизнедеятельность основных систем организма студентов.

Анализ научно-методических работ показал, что для достижения стойкого оздоровительного эффекта необходимо выполнение нескольких условий: участие в работе больших мышечных групп; возможность продолжительного выполнения упражнений; ритмический характер физкультурной деятельности; выполнение упражнений в основном за счет аэробного энергообеспечения работы мышц.

Целью исследования было выявить эффективность влияния упражнений аэробной направленности разной структуры (бег, передвижение на лыжах, плавание) на показатели коэффициента здоровья студентов, на физическое состояние и работоспособность в процессе занятий физической культурой.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников показал, что проблема влияния различных аэробных упражнений на физическое состояние студентов - актуальна [3].

Определение физического состояния проводилось по экспресс-оценке Г.Л.Апанасенко, Р.Г.Науменко. В основу методики определения максимального потребления кислорода (МПК) положен метод функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой (степ-тест). МПК в исследовании определяли непрямым способом.

Оценку физической работоспособности оценивали по Гарвардскому степ-тесту и вычислению индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который заключается в контроле за частотой сердечных сокращений (ЧСС) в восстановительный период после выполнения испытуемым дозированной физической нагрузки.

Для определения физической подготовленности исследуемых студентов использовались контрольные тесты, выявляющие степень развития основных физических качеств.

Быстрота оценивалась по времени бега 10х 10-метровых отрезков с высокого старта (челночный бег). Общая выносливость оценивалась при помощи теста - бег на 1000 м. Силовая выносливость мышц плечевого пояса - с помощью теста - поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/ мин). Измеряли силу мышц кисти ручным динамометром. При проведении тестовых испытаний соблюдались основные метрологические требования и рекомендации, описанные в специальной литературе. Измеряли силу мышц спины (становую силу).

В качестве критерия адаптационных возможностей организма определяли коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляли по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (в):

КЗ=0,01ЧП+0,01САД+0,008ДАД+0,014В+0,009МТ-0,009Р-0,27[4].

Методы математической статистики. Обработка и анализ данных проводились общепринятыми статистическими методами с учетом пола и возраста.

Исследования проводились на базе ЦПО НФИ КемГУ

В педагогическом эксперименте приняли участие 90 студентов. Исследуемый контингент был отобран на основании врачебно-педагогических исследований и анкетирования по следующим критериям:

- возрасту (возраст колебался от 18 до 21 года);

- состоянию здоровья (все исследуемые студенты были практически здоровы);

- исходному уровню физического состояния (контингент характеризовался значительной степенью однородности);

- предшествующему двигательному опыту (все студенты имели опыт в систематических занятиях физическими упражнениями);

- интересам к определённому виду физкультурно-спортивной деятельности (в основном сформировались по следующим интересам: бег, плавание, передвижение на лыжах);

- степени владения техникой (изъявившие желание заниматься отметили, что владеют техникой предполагаемого вида физкультурно-спортивной деятельности в достаточной степени) [2].

Таким образом, из 90 студентов, прошедших обследование, по состоянию здоровья было отобрано 45 тех, кто прошел полную экспериментальную

SCIENCE TIME

программу, посетив не менее 90% занятий и приняв участие во всех тестированиях. Было сформировано три экспериментальных группы по интересам к различным аэробным упражнениям (лыжные гонки, легкоатлетический бег, плавание) которые занимались 2 раза в неделю по 90мин.

Подбор упражнений и проводился с учетом возрастно-половых особенностей, состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей, организма и физической подготовленности занимающихся.

Основная задача, стоящая перед нами, сводилась к выявлению эффективности влияния на физическое состояние студентов физических упражнений различной структуры, но аэробной направленности (бег, плавание, передвижение на лыжах).

Сравнительный анализ результатов исследования физического состояния студентов показал, что она имеют положительную динамику

Показатели групп в начале эксперимента практически не отличаются, это говорит о том, что физическое состояние испытуемых студентов изначально было на одном уровне. В конце эксперимента более высокий уровень физического состояния студентов оказался в группе «Л»-11,5% прирост составил -4,7%, в отличии от групп «П»-9,0% прирост 2,8%, «Б»-8,7% прирост 2,4%.

Мы можем сделать вывод, что эффект от занятий оздоровительным бегом на лыжах значительно выше, чем от занятий плаванием и бегом. Также во всех группах изменился процент студентов с низким уровнем физического состояния. Он значительно снизился.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

У"

□ в начале

□ в конце

s

"Л"

'П'

Рис. 1 Уровень физического состояния студентов (выше среднего), занимающихся оздоровительной физической культурой

SCIENCE TIME

Уровень физической работоспособности рассчитывали по индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

Различия недостоверны. У студентов в группах «Л» и «П» физическая работоспособность находится на уровне оценки - «хорошо», в группе «Б»-средний уровень.

86 84 82 80 78 76 74

□ в начале

□ в конце

Рис. 2 Уровень физической работоспособности студентов

Кроме того, нами был рассчитан коэффициент здоровья (КЗ) студентов трех экспериментальных групп. Среднее значение КЗ составили в группе «Л»-2,098+0,22, что немного выше, чем в группах «П»-2,117+0,18 и «Б»-2,141+0,13. Различия не достоверны.

2,15-1 2,14 2,13 2,12 2,11 2,1 2,09 2,08 2,07

□ "Л"

■ "П"

□ "Б"

Рис. 3 Показатели коэффициента здоровья в экспериментальных группах

Это говорит о том, что все физические упражнения аэробной направленности разной структуры, оказывают оздоровительный эффект на организм человека.

Тем не менее эффект от лыжных прогулок немного выше, чем эффект от плавания и легкоатлетического бега.

Выводы

Развитие физических способностей имеет положительную динамику во всех группах, занимающихся аэробными упражнениями, прирост результатов в конце эксперимента оказался выше в группе лыжников.

Динамика физического состояния и работоспособности во всех исследуемых группах положительная. В группе занимающихся оздоровительными прогулками на лыжах, она выше, чем в группах занимающихся оздоровительным бегом и плаванием.

Наиболее эффективными аэробными упражнениями, влияющими на физическое состояние и работоспособность студентов, оказались занятия оздоровительным бегом на лыжах, так как прирост высокого уровня физического состояния в группе «Л» составил - 4,7%, а в группах «П» и «Б» - 2,8% и 2,4% соответственно.

Литература:

1. Голубятникова М.В. Как привлечь студентов к занятиям физической культурой? // Science Time. - 2014 года. - №9(9). - С. 72-76 с.

2. Макаров А.Г., Макарова Л.Н., Кривоусова Г.С., ХаритоноваЛ.Г. Программа упражнений ритмической гимнастики для работниц химико-фармацевтических предприятий с учетом возрастных особенностей: Методические рекомендации. -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2004 - 77с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд. испр. и доп.-М.: Издательский центр "Академия",2001.-480с.

4. Шаркевич И.В., Чоговадзе А.В. и др. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья // Теория и практика физической культуры, 2002.-№4.-с.2-5.

5. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи // Science Time. - 2014. - №9(9). - С.254-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.