Научная статья на тему 'Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования'

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1057
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРИЕМ / CRITICAL THINKING / EFFICIENCY / COMPETENCE / RECEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова Магидат Рамазановна

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть, какие эффективные приемы и способы организации образовательного пространства использует в своей практике с целью осуществления успешного гуманистически ориентированного обучения. Технология развития критического мышления это целостная система, которая помогает в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article presents the experience of using elements of critical thinking development technology in preparation for Russian language lessons. The author offers effective methods and methods of organizing educational space in order to implement successful humanistic-oriented learning. The technology of critical thinking development is a complete system that helps to reveal such qualities of students ' personality as initiative, ability to think creatively, and find non-standard solutions.

Текст научной работы на тему «Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Рабаданова М.Р. Email: Rabadanova693@scientifictext.ru

Рабаданова Магидат Рамазановна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 29, г. Краснодар

Аннотация: в статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть, какие эффективные приемы и способы организации образовательного пространства использует в своей практике с целью осуществления успешного гуманистически ориентированного обучения. Технология развития критического мышления - это целостная система, которая помогает в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения. Ключевые слова: критическое мышление, эффективность, компетенция, прием.

EFFECTIVENESS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF

EDUCATION Rabadanova M.R.

Rabadanova Magidat Ramazanovna - Teacher of Russian Language andLiteraturе, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 29 KRASNODAR

Abstract: the article presents the experience of using elements of critical thinking development technology in preparation for Russian language lessons. The author offers effective methods and methods of organizing educational space in order to implement successful humanistic-oriented learning. The technology of critical thinking development is a complete system that helps to reveal such qualities of students ' personality as initiative, ability to think creatively, and find non-standard solutions.

Keywords: critical thinking, efficiency, competence, reception.

УДК 8

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и; соответственно, к обучению.

Сейчас школьник является объектом обучения, он пассивен. Образование же должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь не только обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникнет, но он будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным «внешним эффектам», и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка, как всестороннее развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Русский язык и литература - учебные предметы, познавательная ценность которых чрезвычайно высока. Но, как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил.

Каким же должен быть эффективный урок?

Критерии эффективности современного урока Технология критического мышления позволяет

Обучение через открытие Мотивировать к работе с новой информацией

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности Использовать имеющие знания по теме

Наличие дисскусий, обсуждений Дать учащимся возможность высказать свою точку зрения

Развитие личности Приобрести новые знания

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность Организовать работу на этапе получения новой и различной информации: лекция, рассказ учителя, чтение или просмотр видеоматериала.

Моделирование затруднений и поиск путей их решения Осмыслить содержания

Педагог управляет деятельностью учащегося Рефлексивный анализ направлен на пояснение смысла нового материала

Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Хорошо сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения.

Ученик испытывает радость от определенной трудности учения Использовать парную мозговую атаку, возвращая к ключевым терминам, кластерам. Создание синквейна, мини-сочинений -все это дает учащимся самореализовываться в рамках изученной темы

Реальная эффективность урока - это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

Как же добиться результативности и вовлечь ученика в активный процесс получения и переработки знаний? В этом могут помочь методы интерактивного обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой шторм» и т.д. Эти формы обучения важны для учашдхся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушивать другие точки зрения. Я всегда детям говорю о том, что каждый из нас должен иметь свой стержень, т.е. иметь свою точку зрения по любым вопросам. Анализируя художественную литературу, мы ставим себя на место героев, чтобы понять, оправдать или осудить. Быть собой учит нас литература. Но не всегда ребенок откровенен, поэтому зажат и творчески не развит. Чтобы получить высокие результаты знания правил недостаточно.

Приходится признать тот факт, что хорошее знание школьной программы позволяет выпускнику сдать ЕГЭ по русскому языку только удовлетворительно. Таким образом, качество образования выпускника никак не совпадает с тем муниципальным заданием, которое ежегодно необходимо выполнять.

Что делать, чтобы подготовить учеников к сдаче экзамена на высоком уровне. На этот вопрос каждый учитель русского языка ишет ответ самостоятельно, используя весь передовой опыт коллег.

Чтобы сделать свой урок более эффективным, я использую в своей практике деятельностный подход и технологию развития критического мышления.

Преимушества такого мышления

- Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их приёмы и инновационные наработки;

- Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса;

- Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей;

- Обеспечение интегрированного воздействия на развитие различных свойств личности;

- Обеспечение широких возможностей формирования ценностных ориентаций учащихся, что принципиально значимо для преподавания русского языка и литературы.

Базовая модель построения урока в технологии развития критического мышления состоит из 3 этапов.

Вызов - одна из важнейших целей стадии - актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме.

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

2. Осмысление - на этой стадии предъявляется ученикам материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией.

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

3. Размышление - это соотнесение полученных знаний, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее, выявление возможных ошибок в процессе усвоения, а также причин этих ошибок. Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждении к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

В процессе реализации стадии вызова в методике критического мышления важно:

1) давать уч-ся возможность высказать свою точку зрения по поводу темы, без боязни ошибиться;

2) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения.

Организация работы на этапе получения новой информации может быть различной: лекция, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала.

Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Рефлексия». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, мини-сочинений - всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения.

• Практические работы.

• Эксперимент.

• Решение орфографических задач.

• Обращение к научным парадоксам.

• Этимологические экскурсы.

• Использование метода проектов.

Поэтому я стараюсь на уроке охватить работой всех учащихся, всегда допускаю творческий подход.

На своих уроках я использую различные виды деятельности. Вот некоторые из них:

1. Различные виды диктантов.

Словарные, выборочные диктанты - использую для закрепления или повторения орфограмм. Различают такие виды словарного диктанта: словарный диктант с подсказкой, с грамматическими заданиями, с самопроверкой, с элементами игры.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

1. В слове «горький» Петя написал гласную а. «Проверочное слово гарь» - объяснил он. Прав ли он?

2. «Ненавидел» в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

3. Цирк Петя написал через ы. «В корне слова после ц пишется ы. это я точно помню» -сказал он. Почему он не прав?

Словарный диктант может проводиться на основе загадок.

Проверочные и контрольные диктанты - для текущего контроля знаний учащихся.

Объяснительные и предупредительные диктанты - используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

Цель свободных и творческих диктантов - развитие связной речи и расширение запаса слов.

Хочу обратить внимание на то, что после любого диктанта важна работа над ошибками, которая позволяет ребенку не только увидеть свои ошибки но и научиться работать над собой ,чтобы больше их не допускать.

2.Работа с текстом на уроке - интересный и занимательный вид деятельности. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника

3. Карточки - позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

4. Тестирование - используется для текущего и итогового контроля. Это метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

5. Работа с опорными схемами и таблицами - позволяет структурированно изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.

6. Даю задания на развитие внимания, зрительной памяти. Часто провожу письмо по памяти.

В своей работе использую учебно-методические комплексы, состоящие из рабочей тетради к учебнику, комплексного анализа текста и тематических тестов.

Мною представлены наиболее типичные виды деятельности. Их грамотное и гармоничное использование позволяет сделать урок ярким и насыщенным.

Как средство активизации учащихся использую нестандартные задания, вызывающие интерес самими формами работы.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать творческую деятельность, и медиакомпетентность обучающихся. Не надо забывать ещё и о том, что с учениками 5-9 классов мы должны создавать учебные проекты, так как этого требуют стандарты ФГОС.

Например, при изучении в 5 классе темы «Правописание разделительных Ъ и Ь» затруднение вызывают такие слова, как АДЪЮТАНТ и АРЬЕРГАРД. Дети не могут запомнить написание слов, потому что не знают, что это такое. Поэтому я предложила подготовить проекты Тайна слова. Несмотря на то, что проект краткосрочный, он подразумевает кропотливую работу с толковым и этимологическим словарём, со словарями синонимов и антонимов.

В 6 классе ребята с удовольствием делают проекты по словообразованию, соревнуясь, кто составит самое большое словообразовательное гнездо.

При изучении раздела «Лексика» в 6 классе обращаю внимание на задание ОГЭ, в котором требуется заменить слова разных стилей общеупотребительным синонимом. Это задание вызывает затруднение из-за малого словарного запаса школьников. Так родились мини-проекты «Говорим по-русски». Начинаю урок с того, что сегодня у нас очень важная тема, одно из заданий ОГЭ. У детей на этот случай есть отдельные тетрадки по правилам.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Поэтому, прежде чем писать сочинение, я провожу урок-практикум, на котором работает каждый ученик. Конечно, никакие практикумы не помогут, если после теоретической и практической части не показать образец сочинения. Учитель тоже пишет сочинение и дает возможность оценить его детям. Для получения хорошего результата составляем словарик сочинения, собираем лексический материал, обговариваем, какие средства художественной выразительности могут быть уместны в сочинении по данной теме.

Нельзя забывать и о новых информационных технологиях. В своей работе часто использую образовательный портал Интернетурок.ру, где размещены видеоуроки практически по всем темам, есть тренажёры для закрепления материала и тесты для контроля знаний.С каждым классом у меня отдельная группа WhatsApp куда я часто отправляю ссылки по темам, веду информативную беседу. Эта уже налаженная работа мне очень помогла, когда мы перешли на дистанционное обучение во время самоизоляции. Перед нами была поставлена задача нашим руководством продолжать эффективно работать и выдавать полноценные уроки. Педагоги нашей школы в свою очередь прошли обучающие вебинары по использованию дистанционных образовательных технологий. МБОУ СОШ № 29 им. Игоря Рысьева сначала провела апробацию на весенних каникулах на платформе Якласс, затем пробовали Учи.ру , Яндекс учебник, lecta, Discord, Google classroom, изучили программу для видеоконференций Zoom. Ежедневно учителя прикрепляют задания. По каждому предмету: тема, презентация, тест на оценку и дополнительные задания, например, прочитать параграфы, выполнить в тетради задания, прикрепить фото, текстовой документ. Учитель назначает срок сдачи, потом оценивает выполнение теста, может оставить пояснения, почему оценка та или иная. На почту приходят уведомления. Была проведена очень сложная работа. Мне не хватало класса, живой реакции детей...

Важно, чтобы ребенок выполнял домашнюю работу. Потому что эффективность каждого последующего урока определяется ещё и тем, как ребёнок усвоил предыдущую тему. Наряду с традиционными заданиями: выучить правило и выполнить упражнение, я задаю творческие работы.

Типы домашнего задания:

1. творческая работа;

2. лингвистическое исследование текста;

3. подготовка словарных диктантов;

4. составление вопросника к зачету по теме;

5. составление конспекта, опорных таблиц;

6. письмо по памяти;

7. работа со словарем.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Прежде чем планировать уроки и говорить о том, будут ли они эффективными, необходимо проанализировать тот материал по русскому языку, который не вошел в стандартную общеобразовательную программу. Таким образом, выявляется несоответствие материала школьной программы кодификатору ЕГЭ по русскому языку

1) орфоэпический (или акцентологический) минимум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие слова вызывают затруднения в постановке ударения у подавляющего большинства ребят. И связано это в первую очередь с тем, что слова эти они не употребляют в речи из-за малого словарного запаса, не знают значения этих слов. В своём классе я ещё в прошлом году раздала орфоэпический минимум для заучивания правильного ударения. 1 раз в неделю провожу орфоэпический диктант из 15 слов.

2) орфографический минимум

На последних страницах учебников 5-9 классов есть орфографические словарики. Но даже если все эти слова ребёнок выучит, он не будет знать и трети тех слов, которые употребляются в заданиях ЕГЭ. Поэтому ведётся непрерывная словарная работа на основе Открытого Банка ЕГЭ для 11 класса, начиная с 5 класса, на каждом уроке провожу орфографическую разминку.

3) паронимы

Тема «Употребление в речи паронимов», как таковая, вообще отсутствует в школьной программе. Незнание паронимов - это огромная проблема современного ученика, связанная с низким уровнем словарного запаса. Паронимы я начинаю изучать с ребятами в 6 классе в разделе «Лексика».

4) грамматические ошибки

В учебниках 5-9 классов помещено около десяти упражнений, связанных с редактированием неправильно с точки зрения функциональной грамматики построенных предложений. Этого недостаточно. Поэтому в этом году пробую вводить такие задания во время парной или групповой работы, так как самостоятельно грамматические ошибки видят и находят только единицы.

5) средства связи предложений в тексте.

Только в учебниках 5-6 класса есть упражнения, где требуется найти средства связи предложений в тексте. Но таких заданий ничтожно мало, и сложность их невысока.

6) средства выразительности

Самые распространённые средства художественной выразительности изучаются сейчас, начиная с самого первого урока литературы в 5 классе. А вот в курсе русского языка этой теме не уделяется особого внимания, несмотря на то, что это задание повышенной сложности. Работать со средствами художественной выразительности позволяет Комплексный анализ текста. Также даю такую работу в парах.

Говоря об эффективности уроков как условии повышения качества образования, я убеждена, что надо рассматривать не эффективность урока вообще, а эффективность урока для каждого ученика в частности, основываясь на овладения учебным материалом и постоянном мониторинге.

Я отслеживаю выполнение домашних заданий, качество написания словарных диктантов, тестов, работ по развитию речи. У каждого ребенка есть диагностические карты, которые заполняются сначала мной, потом сами дети мониторят и видят свои результаты

Например, на уроке обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное» была организована взаимопроверка, ответив правильно на 3 вопроса, ученик получил 3 балла. За словарный диктант, тест и самостоятельную работу каждый мог получить ещё по пять баллов. В результате за выполнение обязательных заданий ученик мог получить суммарно 18 баллов.

Они проверяют друг друга под наблюдением учителя.

С учениками девятого класса, готовясь к ОГЭ, мы выполняем тестовую часть в сочетании с изложением и сочинением.

Тестовая технология помогает мне при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.

Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня - это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.

Наиболее сложным этапом проблемного урока, на мой взгляд, является создание проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например:

Урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» в 8 классе начинаю так.

При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

«-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда задает. А я думаю, что все дело в случае...»

-Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа?

-Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения,

Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.

Таким образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника, становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.

Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед

обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С. Пушкина «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?». А еще с большим интересом пытаются раскрыть образ маленького человека в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения. Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.

В самой замечательной методике невозможно описать все конкретные учебные ситуации, возникающие на уроках русского языка. Опытный словесник всегда найдет возможность целесообразного применения живых демонстраций, потому что у него, как у хорошего доктора, «лекарство» не только в аптеке, но и в голове.

Описанные приемы помогают разнообразить уроки русского языка, дают детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно. Если ребенок любит предмет, если он почувствовал, что у него получается, то мне кажется, появляется естественное желание расширить и углубить свои знания.

В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую такие информационные технологии, как создание презентации, фонохрестоматии, фрагментов экранизации литературных произведений. Если у ученика осталось время, то можно было взять карточку и получить дополнительную оценку. Использую перфокарты.

Мониторинг наглядно показывает, кто и по каким темам имеет явные пробелы в знаниях, с кем необходимо выстроить систему индивидуальной работы. Если эту работу хорошо организовать в 5-8 классах, то в девятом классе дети сами с удовольствием заполняют диагностические карты.

Результатом моей работы становится активное участие ребят в различных конкурсах и олимпиадах, где они пусть не всегда занимают призовые места, это еще и опыт, который позволяет идти вперед. А самое главное: они не боятся учиться.

Список литературы / References

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.