Научная статья на тему 'Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе'

Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3900
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ФОНЕТИКА / МОРФЕМИКА / МОРФОЛОГИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / LINGUISTIC COMPETENCE / LINGUISTICS / PHONETICS / MORPHEMICS / MORPHOLOGY / GROUP WORK / DISCURSIVE THINKING / THE PROJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плетнева Н. А.

В статье рассматриваются характерные признаки лингвистической компетенции, а также способы её формирования на уроках русского языка в основной и старшей школе с помощью трех видов учебной деятельности. Реализующийся при этом компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, следует «учить учиться». Автор приходит к выводу, что лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладению навыками самоанализа, самооценки. Основное умение, формируемое в рамках данной компетенции, создавать, передавать и воспринимать продукты речевой деятельности, без чего, несомненно, невозможно языковое общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Плетнева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе»

Плетнева Н.А. , учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г . Кемерово

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

Аннотация

В статье рассматриваются характерные признаки лингвистической компетенции, а также способы её формирования на уроках русского языка в основной и старшей школе с помощью трех видов учебной деятельности. Реализующийся при этом компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, следует «учить учиться». Автор приходит к выводу, что лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладению навыками самоанализа, самооценки. Основное умение, формируемое в рамках данной компетенции, - создавать, передавать и воспринимать продукты речевой деятельности, без чего, несомненно, невозможно языковое общение.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, лингвистика,

фонетика, морфемика, морфология, групповая работа, дискурсивное мышление, проект.

Keywords: linguistic competence, Linguistics, phonetics, morphemics, morphology, group work, discursive thinking, the project

Понятие языковой компетенции было введено в научный обиход в 1960-х годах американским лингвистом Н. М. Хомским, предпринявшим одну из первых попыток определения понятия «владение языком». Он рассматривал её как полное знание о родном языке, которое позволяет

«говорящему-слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. Это знание описывается грамматикой, которая включает в себя набор правил, а также описание грамматических отношений в самих предложениях и между ними.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая (лингвострановедческая, этнокультуроведческая,

социокультурная). Трактовка этих понятий, понимание их содержания и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.

Лингвистическая компетенция - «владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает лингвистической компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике» [1, с. 362].

В нормативных документах в области образования данное понятие впервые появилось наряду с языковой и коммуникативной компетенцией в Проекте федерального базового компонента образования по русскому языку в средней школе, созданном под руководством Н. М. Шанского и В. И. Капинос; лингвистическая компетенция не только была выделена в самостоятельную компетенцию и определена в качестве одной из целей обучения русскому языку в средней школе, но и представлена содержательно. В нее включены «знания о русском языке как общественном явлении и развивающейся системе; необходимые сведения о русистике». Таким образом, формирование лингвистической компетенции наряду с коммуникативной - одно из требований к современной методике, это отражено и в Федеральном государственном образовательном основного общего образования и среднего общего образования [6, с].

Формирование лингвистической компетенции осуществляется с помощью трех видов учебной деятельности: рецептивной, заключающейся в восприятии материала, представленного в готовом виде; репродуктивной, связанной с запоминанием полученных знаний или выработкой умений и выражающейся в воспроизведении знаний или учебных действий; продуктивной, или творческой, направленной на самостоятельное добывание знаний [9, с.18].

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания».

Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

Для формирования лингвистической компетенции в знании основных понятий языкознания учитель может использовать несколько упражнений. В качестве примера можно предложить следующее. На доске записаны слова и определения:

слово соотнесите определение

лингви стика область филологии, изучающая русский язык и русскую литературу, фольклор и культуру русского народа.

языко знание наука о человеческом естественном языке как знаковой системе и средстве общения, а также обо всех языках мира, общих законах строения и функционирования человеческого языка.

русист ика

Задача учеников - соотнести слова и определения, объясняя свой выбор, после этого ребята сравнивают ответы с определением в толковом

словаре, обращают внимание на то, что понятия «лингвистика» и

«языкознание» являются синонимичными. Кроме этого, данное

упражнение направлено на развитие логического мышления и умения пользоваться научной литературой.

Использование на уроке несложных дидактических игр, в ходе которых создаются условия для приобретения коммуникативного опыта,

способствует раскрепощению подростка и развивает языковые компетенции. Высокую эффективность игры как средства обучения доказал Л.С Выготский, считавший, что игровая деятельность «создает зону ближайшего развития ребенка; в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы выше самого себя»[5, с.6]. В своей работе, на уроках, мы используем различные лингвистические дидактические игры. Рассмотрим, например, такую игру, как решение лингвистического кроссворда. Учащимся предлагается следующее задание: «Решите кроссворд, пользуясь собственными знаниями, в случаях

затруднений обращайтесь к справочной литературе».

1 л

2 и

3 н

4 г

5 в

6 и

7 с

8 т

9 и

10 к

11 а

1 .Раздел лингвистики, изучающий части речи. 2. Раздел лингвистики, изучающий правила произношения, ударения. 3.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи. 4.Раздел лингвистики, изучающий начертания букв.

5.Раздел лингвистики, изучающий образование слов. 6.Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. 7. Раздел лингвистики, изучающий стили речи. 8.Раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение. 9. Раздел лингвистики, изучающий части слова. 10. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. 11 .Раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

Знание разделов лингвистики необходимо школьникам, чтобы иметь полное представление о русском языке, научиться разграничивать схожие понятия и видеть в них общее и различное.

Для формирования лингвистической компетенции, включающей в себя знания о великих ученых-лингвистах, учителю поможет метод проектов. Учащимся предлагается собрать сведения о В. В. Виноградове, Л.В. Щербе, А.М. Пешковском, А.Х Востокове, Д.Н. Ушакове, В.И. Дале и приготовить выступление - презентацию с использованием SMART Board. Одному из учащихся можно поручить составить кроссворд или тест. Предполагаемый результат его деятельности будет содержать следующую информацию: 1)XIX в. Создал научную грамматику, доказал исконное родство славянских языков. (А.Х. Востоков). 2) XIX в. Медик, биолог, языковед, 30 лет работал над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» (В.И. Даль). 3)ХХ в. главный редактор «Толкового словаря русского языка», диалектолог. (Д.Н. Ушаков). 4)ХХ в. Доказал, что интонация -грамматическое средство, автор монографии «Русский синтаксис в научном освещении» (А.М. Пешковский). 5) ХХ в. Автор школьного учебника русского языка, лексиколог (Л.В. Щерба)

В начале 10 класса обучающиеся повторяют сведения из раздела «Фонетика». В связи с этим предлагается выполнить следующее задание: определите, по каким признакам объединены звуки, аргументируя свой ответ. На доске записаны звуки:

[н],[м],[й],[л],[р]

[д], [л] ,[с],[р],[в], [ф], [х] [ч], [щ], [ц], [ж], [ш]

[д],[с],[в],[з],[к] [й],[ч],[щ] [ц],[ж],[ш].

На этапе поиска ответа разрешается воспользоваться любой справочной литературой, возможностями интернет-сайтов. После выполнения задания проводится групповая работа (возможна работа в парах) «Загадка слова», в ходе которой учащиеся решают достаточно сложное задание, требующее применения имеющихся знаний: 1. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1)смех 2)циркач 3)венец 4) синий 2. В каком слове все согласные звуки твердые? 1)калач 2)ругаться 3)глупая 4) лёд

Данный вид деятельности достаточно актуален, поскольку позволяет попутно проверить и уровень орфографической компетентности в правописании слов (три орфограммы): циркач_ ; калач_ ; ругаться.

При изучении морфологии учащимся может быть предложено следующее задание: определить, что общего между словами ряда. На доске записаны слова - ч_рный, ч_рнота, ч_рнеть, ч_рнеющий, (ч_рным)черно, ч_рен, поч_рнеть от горя. Ученики должны объяснять ход своих мыслей. Также школьники называют части речи, для того чтобы показать, что однокоренные слова не только могут быть разными частями речи, но имеют общее лексическое значение. После этого учитель предлагает образовать подобный ряд слов с корнями: -добр-; -желт-; -зелен-; -бел-. Данное задание направлено на развитие умения видеть общее в группе слов, обобщать полученные знания, что является необходимым для формирования лингвистической компетенции в области морфологии.

Одним из методов формирования лингвистических компетенций является метод лингвистической разминки, которая обычно проводится в начале урока. Имеются следующие формы проведения лингвистических разминок: выборочный диктант, виды грамматических разборов, диктант с последующей проверкой и выполнение заданий, словарный

комментированный диктант, орфоэпические упражнения, осложненный словарный диктант, решение мини-тестов и т.д.

При изучении темы «Правописание Е/И в суффиксах и личных окончаниях глаголов» учащиеся 6 класса с удовольствием выполняют, как разминку, графический диктант, который проверяют, обменявшись

тетрадями. Учитель показывает на доске 10 слов, а ребята, выбрав гласную, ставят точки в клетках соответствующих колонок и рядов.

Крикн_шь; гон_т; блиста_т; мечта_т; пожалуйста, крикн_те громче; встан_те; стон_шь; ненавид_т; стел_шь; он тороп_тся.

После проверки ответов объясняем трудные случаи. Например, почему гонИт; на что указывает слово «пожалуйста», почему нужно писать крикнИте? (глагол «кричать» - I спр., но повелительное наклонение с суффиксом И), Результативность данной работы повышается с применением ИКТ-технологии.

В лексической части «разминки» старшеклассникам можно давать задания, связанные с употреблением паронимов, например: «Выберите нужное слово».

Впишите нужное слово из предложенных в правом столбике

злобный взгляд/ нарушитель

злостный

практичный костюм/смекалка

практический

ледяной дом/дворец

ледовый

каменный дом /берег

каменистый

Выполнение такого рода заданий развивает дискурсивное мышление [1, с 64.], а также представление о возможностях паронимов передавать самые тонкие смысловые оттенки.

С целью формирования лингвистической компетентности,

предполагающей знания по лексике, например, знание синонимов, предлагаю выполнить следующее задание.

Раздаю текст.

Когда в губернском городе приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в городе очень хорошо, есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при это кашлял очень смешно.

Ученики заменяют все выделенные (или возможные для замены) слова синонимами, что развивает умение подбирать нужное слово для точной передачи смысла.

Таким образом, лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Основное умение, формируемое в рамках данной компетенции, - создавать, передавать и воспринимать продукты речевой деятельности, без чего, несомненно, невозможно языковое общение.

Литература

1. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)./ - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению. / - Русский язык. - 2002. - №3. - с. 11 - 15.

3. Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. / Русская словесность. - 2003. - №1. - с. 35 - 40.

4. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура:

лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного./ -М.: Индрик, 2005. - 1038 с.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч./ М.: Педагогика, 1982. т. 2. с.

6. Современный толковый словарь русского языка./ Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПБ.: «Норинт», 2004. -960 с.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. / -М. 2010. 50с.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. / -М. 2009. 45с.

8. Ружьева Р. Е. Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка (5-6 классы)/ Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : РГБ ОД, 61:03-13/3-6/ -М. 2002. 212 с.

9. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса./ - М., 1992. - 231 с.

10. Янченко, В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе / - Русский язык. - 2001. - №8. -с. 13 - 15.

11. Энциклопедический лингвистический словарь русского языка / К. Л. Мухина. - М.: Мир книги, 2009. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.