Теория и методика обучения и воспитания
145
папа, я - спортивная семья», выставки поделок и рукоделия. Родители, особенно мамы, принимают участие в мероприятиях, проводимых педагогами-организаторами.
Таким образом, воспитание школьников является одним из основных компонентов образовательного процесса в нашей школе.
Список литературы:
1. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. -1986.
2. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - 1986.
3. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
4. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Пожидаева Л.В.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Статья по обмену опытом предназначена учителям математики. В ней говорится о том, как можно активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Ключевые слова познавательная активность, интерес, методы, творческие задания, межпредметные связи.
Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так
Учитель математики.
146
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
и к урокам вообще. Поэтому в работе использую различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка»: из четырех предложенных на рыбках примеров ребята 1 варианта «вылавливают» примеры с ответом, например, 8, а учащиеся 2 варианта отбирают примеры с ответом, например, 9.
Следующий вид заданий - круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.
Нравится учащимся, когда им даешь задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу ребят. Любят учащиеся всех возрастов, когда уроки оживлены задачами - шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок - это одно из интересных занятий.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Чаще предлагаю учащимся следующие задания.
1. Программированный опрос.
2. На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву - код, соответствующий верному ответу. По окончании счета у ребят появляется слово, связанное с темой урока или с новыми понятиями, которые будут изучаться на уроке.
3. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки буквы, образующие слово (похвалу).
При устном счете со всем классом использую различные игры, провожу соревнования между рядами. В частности, по принципу круговых примеров строятся игры «Математическое домино», «Математические барьеры». На уроках также использую математическое лото двух видов: карточка с ответом выкладывается на карту с примерами; примеры даются на доске, а ребята жетоном накрывают карточку с ответом.
Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес». Применяю различные формы выбора заданий: например, броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет выявить психологические особенности ребенка (добрые обычно выбирают круг), либо вытягивание номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв предлагаю ребятам составить слово).
Использую и другие методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.
1. Групповой метод при решении задач. Работа в группах.
Теория и методика обучения и воспитания
147
2. Различные формы работы с книгой. «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело» (К. Ушинский). Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания начинаю с 5-го класса, так, как ученики начальной школы не имеют привычки работать с материалом учебника, а уже в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, над которым нужно работать, возбудить желание читать. Использую на уроке (если есть время) и дома следующие задания:
- найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
- прошу объяснить значение тех или иных слов;
- сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
- найти определение некоторых терминов, правил;
- конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала.
3. Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания).
4. Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.
5. Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
6. Использование проблемных ситуаций.
7. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.
8. Наблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану.
9. Изложение материала блоками.
10. Составление опорных схем, которые составляем с учащимися в самом начале изучения большой темы, чтобы затем пользоваться ими, пока не исчерпана тема. Они уменьшают нагрузку на память.
В пятых-шестых классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и не отпугнуть строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока.
Иногда провожу оргмомент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. К примерам готовлю на одних карточках ответы верные, на других - неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, ученики в ответ делают определенные движения. Например, если ответ верный - руки вверх, неверный - руки вперед. Сначала дети не могут
148
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через две-три минуты получается класс, полностью подготовленный к работе.
Зарядка состоит из двух-трех упражнений и проводится по самым разным темпам. Составление комплексов упражнений полезно поручить детям. Они это делают с большим удовольствием.
Очень помогают активизировать учащихся во время урока так называемые быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их отличают три особенности. Первая - задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее. Второе отличие -изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем убыстряется. Третья особенность - одновременно с классом у доски работают два ученика. Это дает возможность детям проверить свои ответы.
Еще одним средством активизации познавательной деятельности являются творческие задания. На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как:
- Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков). Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Здесь уместным будут слова Ж.А. Пуанкаре «... Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.».
- Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями. (Некоторые из них можно решать на уроке, так как учащиеся не любят решать задачи, но всегда с удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения). При составлении задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но развиваете желательный склад ума.
- Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока.
- Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной деятельности.
В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную
Теория и методика обучения и воспитания
149
жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому считаю важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса. Известно, что прочность и практическая значимость приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.
Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных способностей.
На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.
Например:
1. «На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу. (Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).
2. Или решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире. (Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дер-мохелис. Из ее панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).
3. Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.
Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки.
Медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее изучает.
Список литературы:
1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
150
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. - М.: Просвещение, 1988.
3. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988.
4. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. - Вологоград: Учитель, 2002.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМ САМОРАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ
© Пунтус Ю.И.* *, Рашидова С.А.*
Школа № 559 Выборгского района, г. Санкт-Петербург
В данной статье рассматривается эффективность технологии организации литературных гостиных в урочное и внеурочное время как возможность формирования потребности учащихся в самовыражении и саморазвития.
Ключевые слова: литературная гостиная; морально-нравственные ориентиры; духовно-нравственное воспитание; саморазвитие личности.
В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития творческой самостоятельности учащихся. Задача учителя - помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, креативности, стимулировать саморазвитие личности. Именно литературные гостиные являются наиболее гибкой формой работы, предполагающей свободное общение на литературном материале; формирование эстетических и психологических механизмов общения учащихся с искусством, творческими людьми.
Литературная гостиная - это содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой « на самый высший лад» - лирический.
Первый и важный компонент в нашей работе - эстетический. Эстетика гостиной создается самими учащимися. Ребята сами выстраивают сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически и т.д. Все это формирует эстетический взгляд, вкус, чутье, а в перспективе - эстетическое мировоззрение.
* Учитель русского языка, литературы.
* Учитель русского языка, литературы.