Научная статья на тему 'Эффективность управления ВУЗом'

Эффективность управления ВУЗом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICACY OF MANAGEMENTS / THE HIGHER INSTITUTE EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашкевич Т. В.

Рассмотрена эффективность управления высшим учебным заведением, ее деление на внешнюю и внутреннюю, а также рассмотрены социальный и экономический аспекты эффективности. Представлена система показателей эффективности, которая делится на частные показатели, отражающие отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, и показатели, характеризующие саму систему управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICACY OF HIGHER INSTITUTE EDUCATION MANAGEMENT

An efficacy of Higher Institute Education management, its division on internal and external parts, as social and economic aspects were shown. The system of efficacy characteristics divides on private rates. The private rates reflect some dependence between managing and manageable systems and indices, characterizing this system of managements.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления ВУЗом»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

удк 378.113.1 Ивашкевич Т. В.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Рассмотрена эффективность управления высшим учебным заведением, ее деление на внешнюю и внутреннюю, а также рассмотрены социальный и экономический аспекты эффективности. Представлена система показателей эффективности, которая делится на частные показатели, отражающие отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, и показатели, характеризующие саму систему управления.

Ключевые слова: эффективность управления, высшее учебное заведение, показатели эффективности.

Эффективность управления высшим учебным заведением основной показатель совершенства управления, определяемый посредством сопоставления совокупности показателей эффективности аппарата управления (внутренней эффективности) и эффективности его влияния на объекты управления, характеризующиеся конечными результатами их деятельности (внешней эффективности).

Эффективность управления высшим учебным заведением имеет два аспекта. Первый аспект проблемы состоит в том, чтобы выявить, насколько рационально и экономично расходуется та часть национального дохода, которую выделяет общество на подготовку необходимых специалистов. Другой аспект выходит за пределы самого образования. Здесь важнейшее значение приобретает исследование экономической эффективности образования в смысле экономической отдачи вложенных обществом средств в подготовку специалистов.

В соответствии с этим при анализе эффективности управления высшим учебным заведением можно выделить внутреннюю и внешнюю эффективность.

Под внутренней эффективностью управления ВУЗом мы понимаем совокупность показателей деятельности аппарата управления, которая характеризуется адекватностью своим основным задачам обеспечения функционирования системы высшего профессионального образования с

учетом развития образовательного учреждения при минимальных затратах ресурсов.

Под внешней эффективностью управления ВУЗом мы понимаем эффективность его влияния на управляемые образовательные учреждения, характеризующуюся конечными результатами, как в целом, так и по отдельным направлениям их деятельности. Внешняя эффективность может рассматриваться с индивидуальной и общественной точек зрения. Эффективным для отдельно взятого человека образование является тогда, когда работа по образованию приносит ему удовлетворение как моральное, так и материальное, когда образование делает его мобильным и в профессиональном, и в социальном отношении.

Что касается внешней эффективности управления ВУЗом с общественной точки зрения, то самым большим ее выражением является вклад образования в экономический рост. Практическая оценка внешней эффективности предполагает анализ соотношения издержек и результатов, методов финансирования, путей снижения издержек и увеличения объемов финансирования. Именно такая внешняя эффективность характеризует взаимодействие высшей школы и сферы материального производства. Эффект функционирования высшего учебного заведения, как нам представляется, состоит из прямого и косвенного. Прямой - представляет собой непосредственный объем услуг высшей школы и состоит в увеличении количества и совершенствовании каче-

60

© Ивашкевич Т. В., 2010

ства услуг образования. Второй - результаты функционирования других отраслей и представляет собой прирост производства материальных благ за счет применения труда специалистов высшей квалификации, т. е. заключается в увеличении выпуска продукции в сфере материального производства за счет роста образовательного уровня занятых в них кадров.

Вместе с тем, проблема эффективности управления ВУЗом имеет два аспекта: социальный и экономический. Социальный аспект предполагает рассмотрение и оценку степени его влияния на уровень жизни, удовлетворение потребности населения в знаниях, социальный прогресс общества. Сущность его заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных, негативных последствий. Выражается социальная эффективность в достижении результатов по совершенствованию социальных отношений, условий жизни, в воспитании, повышении образовательного и культурного уровня. Специфика социального аспекта эффективности для анализа экономического развития высшей школы состоит в выявлении рациональности затрат с учетом социальных последствий при выборе разных вариантов.

Экономический аспект предполагает рассмотрение результатов деятельности вузов, т.е. экономической «отдачи» вложений средств и труда в сферу образования. Можно сказать, что экономический эффект проявляется в обеспечении ресурсной основы достижения социального аспекта эффективности. Он может состоять, во-первых, в прямой экономии ресурсов в соответствующих вузах. Во-вторых, он находит выражение в дополнительно созданных услугах, которые сами выступают в роли своеобразных ресурсов потребления. В-третьих, в ряде случаев он воплощается в абсолютном или относительном снижении расхода ресурсов в производственных структурах благодаря использованию результатов деятельности высшей школы. В-четвертых, экономический эффект заключается в росте производства материальных благ под влиянием мероприятий, проводимых в сфере образования.

Общая эффективность управления ВУЗом будет характеризоваться различными критериями и показателями, относящимся к внутренним и внешним аспектам.

Критерии и показатели эффективности управления ВУЗом, по нашему мнению, делятся:

- обобщающие (уровень общей эффективности);

- частные (показатели, отражающие отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, и показатели, характеризующие саму систему управления).

Общую эффективность мы рассматриваем в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности. Внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами. Внешняя эффективность -эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации.

Зависимость уровня общей эффективности ВУЗа от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом:

Э = Э1 X Э2,

где Э - уровень общей эффективности;

31 - уровень внешней эффективности;

32 - уровень внутренней эффективности.

Частные показатели в свою очередь делятся

на показатели, отражающие отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, и показатели, характеризующие саму систему управления.

I. Показатели деятельности ВУЗа:

1. Показатели экономической эффективности управления ВУЗом:

- выручка от реализации образовательных услуг - стоимость произведенной и реализованной покупателю услуг за определенный период;

- доход - выручка от реализации услуг за вычетом материальных затрат и амортизации;

- распределение расходов по видам затрат -отношение расходных статей к общей сумме выручки;

- объем финансирования научных исследований на единицу ППС - отношение общего объема финансирования НИР к общей численности ППС;

- показатель эффективности инвестиций -соотношение среднегодовой стоимости основных фондов и объема продаж образовательных услуг.

2. Показатели социальной эффективности управления ВУЗом:

- документальное обеспечение учебного процесса - наличие необходимой документации и своевременность ее обновления (программы профессиональной подготовки и переподготовки, учебный и учебно-тематический план, программы учебных дисциплин);

- показатель удовлетворения спроса населения в новых специальностях - соотношение количества новых специальностей введенных в данном учебном году и общего количества специальностей в вузе;

- показатель удовлетворения спроса населения в новых образовательных услугах - соотношение количества новых образовательных услуг предлагаемых в данном учебном заведении и общего количества образовательных услуг в вузе;

- показатель конкурентоспособности выпускников на рынке - соотношение общего количества выпускников данного учебного заведения и количество выпускников трудоустроенных после вуза (показатель сравнивается с % безработицы в регионе, на период проведения анализа);

- доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;

- показатель напряженности - какое число абитуриентов, приходится на одно место в вузе, т.е. определяет соотношение спроса и предложения места в вузе.

II. Показатели, отражающие отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, по нашему мнению делятся на:

1. Параметры учебного процесса:

- показатель эффективности состава учащихся - соотношение общего количества поступивших в вуз и выпускников вуза;

- показатель качества обучения (по конечным итогам) - соотношение количества учащихся, получивших по итоговой аттестации хорошие и отличные оценки и общего количества учащихся, подвергнутых итоговой аттестации (государственный экзамен, диплом);

- показатель качества социальной защищенности учащихся - соотношение средней, на одного учащегося, стоимости полученных из бюджетных и внебюджетных источников социальных льгот и средней стоимости одного учащегося за год;

- качественный состав научно-педагогических кадров;

- информационное обеспечение учебного процесса;

- показатель эффективности затрат на подготовку одного специалиста - соотношение общих поступлений и общих затрат на одного специалиста;

- соотношение затрат на подготовку специалистов и издержек управления.

2. Параметры системы управления:

- показатель соотношения численности управленческого персонала и технических работников ВУЗа;

- показатель соотношения фонда заработной платы управленческого персонала и общего фонда заработной платы;

- показатель конфликтности в ВУЗе, (социально-психологический климат коллектива) - соотношение общего количества конфликтов в вузе и количества решенных конфликтов;

- показатель соотношения управленческого персонала и учащихся ВУЗа;

- показатель соотношения стоимости основных фондов системы управления и ВУЗа в целом.

III. Показатели, характеризующие саму систему управления делятся на:

1. Общие характеристики системы управления:

1.1. Показатели, характеризующие структуру управления:

- количество ступеней управления;

- показатель соответствия реальной структуры и численности управленческого персонала нормативным.

1.2. Показатели, характеризующие процесс управления:

- показатель устойчивости (предсказуемости) управления - соотношение количества запланированных к решению вопросов в плане органа управления и числа фактически решенных вопросов из плана работы органа управления;

- показатель производительности обработки информации - соотношение количества работников аппарата управления и количества входящих и переработанных документов и материалов за год;

- показатель оперативности управления (реагирования на текущие ситуации) - соотношение числа руководителей органа управления, наделенных правом осуществлять прямое руководство по различным вопросам и числа звеньев, через которое проходит управленческое решение (звеньев управления);

- показатель качества выполнения управленческих функций - соотношение суммарной потери рабочего времени за год несвоевременного

выполнения управленческой функции и суммарного сменного фонда рабочего времени;

- структура затрат, связанных с осуществлением процессов управления в ВУЗе.

1.3. Показатели, характеризующие методы управления;

- гибкость, применяемой в ВУЗе системы способов воздействия на управляемый объект.

1.4. Показатели, характеризующие технику управления:

- показатель уровня оснащенности управленческого труда средствами компьютеризации -соотношение среднегодовой стоимости технических средств в аппарате управления и численности аппарата управления;

- степень использования технических средств.

1.5. Показатели, характеризующие кадры управления:

- уровень квалификации работников управления;

- показатель стабильности кадров;

- показатель качества состава инженернопедагогических работников;

- показатель эффективности образовательной деятельности инженерно-педагогических работников.

1.6. Показатели, характеризующие нормы управления:

- показатель обеспечения нормативно-правовой защищенности деятельности ВУЗа;

- показатель использования рабочего времени.

2. Характеристики факторов управления:

2.1. Показатели, характеризующие вещественные факторы управления;

- уровень технической вооруженности;

- эффективность применяемых технологий;

- энерговооруженность труда;

- организация труда и т. п.

2.2. Показатели, характеризующие личные факторы управления:

- структура кадров;

- обучение и повышение квалификации;

- уровень информированности;

- уровень интеллектуальной собственности и т. п.

Для расчета фактической эффективности управления ВУЗом, согласно формуле, нам потребуется деление эффективности на внешнюю и внутреннюю. К внешней эффективности управления мы относим показатели деятельности ВУЗа и часть показателей, отражающих отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, в частности параметры учебного процесса. К внутренней эффективности управления мы относим часть показателей, отражающих отдельные зависимости между управляемой и управляющей системами, в частности параметры системы управления, и показатели, характеризующие саму систему управления.

Библиографический список

1. Жильцов Е. Н. Совершенствование методологических основ планирования подготовки специалистов. М., 1976. 59 с.

2. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М., Русская Деловая Литература, 1999. 320 с.

3. Ковалев А. И. Вопросы экономической эффективности управления промышленным производством. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук. М., 1974. 178 с.

4. Ковалев А. И. и др. Ресурсный потенциал рынка: инновации, образование, информационная среда. Омск, 1994. 216 с.

5. Матвеев М. Т., Гаца А. А., Якунин А. А. Эффективность АСУ. Киев: Тэхника, 1989. 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Поповичев В. И. Управление общим и педагогическим образованием (опыт, состояние и перспективы). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. в форме научного доклада. М., 1994. 176 с.

Ivashkevich T. V. EFFICACY OF HIGHER INSTITUTE EDUCATION MANAGEMENT

An efficacy of Higher Institute Education management, it“s division on internal and external parts, as social and economic aspects were shown. The system of efficacy characteristics divides on private rates. The private rates reflect some dependence between managing and manageable systems and indices, characterizing this system of managements.

Key words: efficacy of managements, the higher Institute Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.