Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ГРУППАМИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ГРУППАМИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ГРУППЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахманова Т.И., Ахмедова Т.М.

Данное исследование направлено на проверку эффективности учебной программы по развитию профессиональной деятельности социальных работников, работающих с группами пожилых людей. Выборка включает (18) социальных работников, работающих с группами пожилых людей (экспериментальная группа). Программа обучения осуществлялась в течение трех месяцев путем еженедельных занятий с экспериментальной группой. Исследователь использовал шкалу профессиональной эффективности, которая имеет четыре измерения: научные знания и профессиональная информация, профессиональные навыки и умения, профессиональные направления и профессиональный опыт. Результаты исследовательской программы обучения позволили развить профессиональную работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдурахманова Т.И., Ахмедова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROGRAM IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL WORKERS WORKING WITH GROUPS OF ELDERLY PEOPLE

Keywords: EFFICIENCY, TRAINING, TRAINING PROGRAM, PROFESSIONAL PERFORMANCE, SOCIAL WORKERS, GROUP WORK, GROUPS OF ELDERLY PEOPLE

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ГРУППАМИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ГРУППАМИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Абдурахманова Т.И., Ахмедова Т.М.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического института», Дербент

Аннотация. Данное исследование направлено на проверку эффективности учебной программы по развитию профессиональной деятельности социальных работников, работающих с группами пожилых людей. Выборка включает (18) социальных работников, работающих с группами пожилых людей (экспериментальная группа). Программа обучения осуществлялась в течение трех месяцев путем еженедельных занятий с экспериментальной группой. Исследователь использовал шкалу профессиональной эффективности, которая имеет четыре измерения: научные знания и профессиональная информация, профессиональные навыки и умения, профессиональные направления и профессиональный опыт. Результаты исследовательской программы обучения позволили развить профессиональную работоспособность.

Ключевые слова: эффективность, тренинг, программа обучения, профессиональная результативность, социальные работники, групповая работа, группы пожилых людей.

THE EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROGRAM IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL WORKERS WORKING WITH GROUPS OF ELDERLY PEOPLE

Abdurakhmanova T. I., Akhmedova T. M.

ChOW VO «Socio-pedagogical institute», Derbent

Annotation. This study is aimed at testing the effectiveness of the training program for the development of professional activities of social workers working with groups of older people. The researcher applied a quasi-experimental approach. The sample includes (18) social workers working with groups of older people (experimental group). The training program was carried out for three months through weekly classes with an experimental group. The researcher used the professional performance scale, which has four dimensions: scientific knowledge and professional information, professional skills and abilities, professional directions and professional experience. The results of the research training program allowed us to develop professional performance.

Keywords: efficiency, training, training program, professional performance, social workers, group work, groups of elderly people.

Групповая работа - это метод социальной работы, который рассматривает группу как а средство развития личности и достижения социальной адаптации индивида через процесс взаимодействия. Применение развивающего подхода в профессиональной практике с пожилыми людьми приводит к повышению их отношения к участию в развитии местного сообщества.

Основная цель исследования - проверка эффективности учебной программы по развитию профессиональной деятельности социальных работников, работающих с группами пожилых людей.

Данное исследование направлено на проверку обоснованности следующей основной гипотезы: имеются статистически значимые различия между пре - и посттестами экспериментальной группы в пользу посттестов по шкале профессиональной эффективности.

Настоящее исследование представляет собой квазиэкспериментальное исследование, направленное на определение влияния независимой экспериментальной переменной (эффективность учебной программы) на зависимую переменную (профессиональная результативность социальных работников, работающих с группами пожилых людей).

В данном исследовании использовались как качественные, так и количественные методы анализа. В ходе исследования был проведен опрос респондентов (18) социальных работников, работающих с группами пожилых людей, размещенными в учреждениях социального обеспечения пожилых.

Шкала профессиональной эффективности имеет четыре исследуемые категории, каждая из которых состоит из 11 пунктов: В общей сложности шкала профессиональной эффективности содержит (44) пункта. Шкала включала следующие варианты: согласен=3; нейтрален=2; и не согласен=1.

Таблица 1 Коэффициенты корреляции между измерениями.

Исследуемая категория Корреляции Пирсона

Научные знания и профессиональная информация 0.83

Профессиональные навыки и умения 0.81

Профессиональные направления 0.80

Профессиональный опыт 0.83

Итого 0.83

Из таблицы 1 видно, что все категории шкалы соотносятся друг с другом и коррелируют со всей степенью шкалы, причем статистически значимая корреляция находится на значимом уровне. Большинство коэффициентов переменных имеют высокую степень достоверности, поэтому их результаты надежны.

Основной целью программы обучения является развитие профессиональной деятельности социальных работников, работающих с группой пожилых людей

Основные критерии разрабатываемой учебной программы:

1. Основная цель и подцели исследования.

2. Корреляция между целями программы обучения и целями учреждения, в котором она применяется.

3. Структура знаний методологии групповой работы.

4. Использование исследователем своих знаний и опыта в оказании помощи экспериментальной группе при реализации программы обучения.

Стратегии учебной программы: убеждение, подкрепление группового опыта, групповое взаимодействие, социальное обучение, презентация знаний, поощрение, сотрудничество, моделирование

Методы учебной программы: групповая дискуссия, чтение лекций, ролевые игры, самообучение, выезды на места.

Программа обучения состоит из трех фаз

1. Элементарная фаза: Здесь исследуемая группа исследуется, разрешается применение программы в учреждении и проводится предварительная оценка 2. Исполнительная фаза: Учебная программа была разработана с учетом многих научных методов - групповая дискуссия, лекции, мозговой штурм, семинары, моделирование поведения и презентации.

3. Фаза закрытия: В этот период членами экспериментальной группы обсуждаются УПС программы и учебные мероприятия.

Исследователь проводит пост-оценку для выявления влияния экспериментальной переменной «эффективность учебной программы», на зависимую переменную «развитие профессиональной деятельности социальных работников, работающих со старшими группами».

Результаты исследования объясняются с точки зрения демографических переменных экспериментальной группы наряду с проверкой гипотезы исследования, проведенной путем вычисления значений среднего, стандартного отклонения и применения Т -критерия к одной выборке следующим образом: 1. Демографическая характеристика исследуемой выборки

Таблица 3. Распределение социальных работников по возрасту: 18

Переменные Кол-во показателей % Среднее значение Отклонение

Возраст

25 - 30 3 16.67%

31 - 36 5 27.78%

37 - 42 8 44.44%

Старше 43 2 11.11% 38.17 6.54

Всего 18 100%

Результаты, отраженные в таблице 3 относятся к возрасту социальных работников; возраст (37-42) на 44,44% является самым высоким, в то время, как возрастной период (старше 43 лет) увеличился на 11,11% меньше, чем возраст общей выборки.

Таблица 4: Распределение социальных работников по полу:

Переменные Частота %

Пол

Мужской 11 61,11%

Женский 7 38,89%

Всего 18 %100

Результаты, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о том, что среди социальных работников по признаку пола 61.11% доля мужчин составляет 61,11%, а доля женщин -38,89% от общей выборки.

Таблица 5: Распределение социальных работников по возрасту стажа:

Переменные Кол-во-показателей % Средний Отклонение

возраст

1 - 3 года 5 27.77%

4 - 6 год 10 55.56% 5.91 2.81

Более 7 лет 3 16.67%

Всего 18 100%

Данные, приведенные в таблице 5, относятся к возрасту стажа, из них видно, что 55,56% выборки составляют доли стажа в возрасте (4-6) лет, в то время как 16,67% выборки более 7 лет.

Результаты основной гипотезы: Имеются статистически значимые различия между пре - и посттестами экспериментальной группы в пользу посттестов по шкале профессиональной эффективности, В следующей таблице представлены соответствующие результаты:

Таблица 6. Различия между пре - и посттестами экспериментальной группы в пользу посттестов по шкале профессиональной эффективности:

Шкала профессиональной деятельности

Мера Среднее значение Т значение Т(Таблица) Уровень значимости Результат

Про-тест 21.31 5.622 17.28 1.740 Значимый (0.01) 0.761

Пост-тест 34.56 7.665

Исходя из таблицы 6, видно, что расчетное значение Т (17,28) больше, чем табличное значение Т (1,740) при уровне значимости 0,01. Это означает, что в экспериментальной группе наблюдались значительные различия, которые привели к развитию их профессиональных показателей после воздействия программы обучения.

Исходя из этого можно принять основную нулевую гипотезу: существуют статистически значимые различия между средними баллами экспериментальной группы до и после применения программы обучения по повышению профессиональной эффективности социальных работников, работающих со старшими группами.

Имеются статистически значимые различия между средними баллами пре-и посттестов в пользу посттестов по измерению научного знания и профессиональной информации, в следующей таблице представлены соответствующие результаты:

Таблица 7 Различия между средними баллами пре-и посттестов в пользу посттестов по измерению научного знания и профессиональной информации:

Научные знания и профессиональная информация

Мера Среднее значение Т значение Т(Таблица) Уровень значимости Результат

Про-тест 20.81 1.762 15.174 1.740 Значимый (0.01) 0.570

Пост-тест 33.13 3.054

Исходя из таблицы 7, очевидно, что расчетное значение Т (15.174) больше, чем табличное значение Т (1.740) при уровне значимости 0.01. Это означает, что экспериментальная группа наблюдала значительные различия, которые привели к развитию их профессиональных знаний после того, как они прошли учебную программу.

Имеются статистически значимые различия между средними баллами пре-и посттестов в пользу посттестов по измерению профессиональных навыков и умений, в следующей таблице представлены соответствующие результаты:

Таблица 8 Различия между средними баллами пре-и посттестов в пользу посттестов по измерению профессиональных навыков и умений:

Профессиональные навыки и способности

Мера Среднее значение Т значение Т (Таблица) Уровень значимости Результат

До теста 20.64 2.445 14.563 1.740 Значимый (0.01) 0.465

После теста 33.91 3.213

Из таблицы 8 видно, что расчетное значение Т (14,563) больше, чем табличное Т (1,740) при уровне значимости 0,01. Это означает, что в экспериментальной группе наблюдались существенные различия, которые привели к развитию их профессиональных потенциалов и навыков после воздействия учебной программы.

Имеются статистически значимые различия между средними баллами пред-и посттестов в пользу посттестов по измерению профессиональных направлений, в таблице 9 представлены соответствующие результаты:

Таблица 9 Различия между средними баллами пред - и посттестов в пользу посттестов по измерению профессиональных направлений:

Профессиональная направленность

Мера Среднее значение Т значение Т (Таблица) Уровень значимости Результат

Pre-test 19.92 2.771 12.216 1.740 Значимый (0.01) 0.623

Из таблицы 9 видно, что расчетное значение Т (12,216) больше, чем табличное Т (1,740) при уровне значимости 0,01. Это означает, что в экспериментальной группе наблюдались значимые различия, которые привели к развитию их профессиональных установок после воздействия учебной программы.

Имеются статистически значимые различия между средними баллами пред-и посттестов в пользу посттестов по измерению профессионального опыта; В следующей таблице представлены соответствующие результаты:

Таблица 10 Различия между средними баллами пред-и посттестов в пользу посттестов по измерению профессионального опыта:

Профессиональный опыт

Мера Среднее значение Т значение Т (Таблица) Уровень значимости Результат

До теста 17.56 2.76 13.462 1.740 Значимый (0.01) 0.587

После теста 33.81 4.87

Исходя из таблицы 10, очевидно, что расчетное значение Т (13,462) больше, чем табличное значение Т (1,740) при уровне значимости 0,01. Это означает, что экспериментальная группа наблюдала значительные различия, которые привели к развитию их профессионального опыта после воздействия программы обучения.

Соответственно, результаты пред-и пост-оценок, примененных к экспериментальной группе, свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в пользу пост-оценки после применения экспериментальной переменной к членам экспериментальной группы, что отражает эффективность программы обучения в повышении профессиональной эффективности социальных работников, работающих со старшими группами.

Результаты исследования подтвердили основную гипотезу, что предполагает эффективность программы обучения в развитии профессиональной деятельности социальных работников, работающих с группами пожилых людей.

Учебные программы и курсы способствуют повышению знаний социальных работников, программа обучения предоставляет социальным работникам множество профессиональных возможностей и навыков по решению проблем лиц пожилого возраста, в том числе связанных и с коммуникацией. Эти выводы соответствуют результатам исследования, социальные работники, взаимодействуя с группами пожилых людей, могут приобретать конкретные навыки, которые должны соответствовать характеру группы, с которой они работают, с точки зрения их профессиональных и научных возможностей.

В качестве доказательства исследование подчеркнуло важность обучения социальных работников современным тенденциям обращения с лицами пожилого возраста. Более того, результаты исследования подчеркнули важность профессионального опыта, приобретенного социальными работниками, работающими с пожилыми группами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результаты исследования привели к введению комплекса результатов: определению параметров профессиональной деятельности социальных работников и эффективности программы обучения в повышении профессиональной деятельности социальных работников, обращающихся к группам пожилых людей. Утверждая это, исследование объяснило, что учебные программы играют эффективную роль в развитии знаний и профессионального опыта социальных работников.

В заключение следует отметить, что результаты исследования значительно обогатили метод групповой работы, что проявилось как в проверке эффективности учебной программы в развитии профессиональной деятельности социальных работников, взаимодействующих с группами пожилых людей, так и в определении измерений профессиональной деятельности социальных работников. Это было замечено в дискуссиях, взаимодействиях, лекциях и семинарах, которые проводились в рамках учебной программы.

По мнению исследователей, успех программы помимо выполнения целей и результатов исследования может быть связан с правильной подготовкой программы, наличием различных ресурсов, разнообразием методов обучения, применяемых в программе обучения, а также обсуждением возможных трудностей и их быстрым разрешением.

Литература:

1. Иржанова, А.А. Социальная адаптация пожилых людей в условиях учреждения стационарного типа: потенциал культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] : монография / А.А. Иржанова, Н.Г. Супрун, Д.А. Халикова. - Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

2. Комиссаренко, С.С. Ресоциализация пожилых людей средствами социально-культурных технологий [Текст] / С.С. Комиссаренко, Е.Н. Згурская. - Санкт-Петербург : Астерион, 2018. - 159 с.

3. Парфенова, О.А. Забота о пожилых гражданах в государственных социальных сервисах : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Парфенова О.А.; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2017. - 25 с.

4. Социальная работа с пожилыми людьми : монография / Т.Е. Демидова, С.Н. Козловская, Т.Б. Кононова [и др.] ; под общей редакцией Г. П. Медведевой. - Москва : РУСАЙНС, 2020. - 256 с.

5. Шестакова, Н.Н. Человеческий капитал старших поколений в современном российском обществе [Текст] : монография / Шестакова Н. Н., Скворцова М.Б., Чистякова Н.Е.; Институт проблем региональной экономики Российской академии наук. - Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2018. - 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.