Научная статья на тему 'Эффективность труда преподавателей высшей школы и экономический рост'

Эффективность труда преподавателей высшей школы и экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность труда преподавателей высшей школы и экономический рост»

ДИБИРГАДЖИЕВ В.М.

Эффективность труда преподавателей высшей школы

и экономический рост

Федеральная служба государственной статистики не так давно представила окончательные результаты международных сопоставлений ВВП по 146 странам и территориям мира по данным за 2005г., исчисленные и опубликованные Всемирным банком (Глобальный раунд Программы международных сопоставлений (ПМС) проведен впервые в истории, в нем приняли участие 146 стран и отдельных экономических территорий.). Поскольку полный цикл работ по сопоставлениям, включая подготовку, согласованный сбор и проверку первичной информации, обработку данных и расчет результатов, представляет собой трудоемкий длительный процесс, проведение раунда сопоставлений занимает, как правило, три го-да[1].

Совокупный объем ВВП стран, принявших участие в Глобальном раунде по данным за 2005г., составил около 55 трлн.долларов США по паритету покупательной способности (ППС). По объему ВВП первая десятка стран мира выглядит следующим образом: США (12,4 трлн.долларов), Китай (5,3 трлн.долларов), Япония (3,9 трлн.долларов), Германия (2,5 трлн.долларов), Индия (2,3 трлн.долларов), Соединенное Королевство (Великобритания) (1,9 трлн. долларов), Франция (1,9 трлн. долларов), Россия (1,7 трлн.долларов), Италия (1,6 трлн.долларов) и Бразилия (1,6 трлн. долларов) [1].

По показателю ВВП на душу населения по ППС наиболее обеспеченными странами и территориями являются Люксембург (70014 долл./чел.), Катар (68749 долл./чел.), Норвегия (47551 долл./чел.), Бруней (47465 долл./чел), Кувейт (44982 долл./чел.), США (41674 долл./чел.), Сингапур (41478 долл./чел.), Ирландия (38058 долл./чел.), Макао (37259 долл./чел.), Гонконг (35680 долл./чел.). Самые бедные страны мира находятся в Африке, к их числу относятся Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Демократическая республика Конго, Эфиопия, Гамбия, Гвинея-Биссау, Либерия, Малави, Нигер, Зимбабве, Мозамбик. ВВП на душу населения в перечисленных странах находится в пределах от 250 до 750 долл./чел[1].

Среди стран СНГ самый большой объем ВВП на душу населения в России -11861 доллар США, или 28,5% от уровня США. По этому показателю Россия занимает 51-е место в мире. В Казахстане этот показатель составил 8699 долларов США (62-е место в мире), Беларуси - 8541 доллар США (65-е место в мире). Самая бедная страна СНГ Таджикистан - 1413 долларов США (119-е место в мире). Средний по СНГ уровень ВВП на душу населения составил 9202 доллара США. Из числа стран СНГ этот

уровень превосходит только Россия, на долю которой приходится почти три четверти совокупного ВВП стран СНГ.

Самыми дорогими странами мира являются Исландия - 154% от уровня цен США, Дания (142%), Швейцария (140%), Норвегия (137%), Ирландия (127%). Для России сопоставимый уровень цен составил 45%. Самые дешевые страны - Исламская Республика Иран, Лаос, Вьетнам, Боливия, Киргизия, Таджикистан, Египет, Эфиопия, Гамбия.

По итогам Глобального раунда ПМС паритет покупательной способности российского рубля составил 12,74 рубля за 1 доллар США[1].

Причины различий в уровне благосостояния населения отдельных стран очевидны - они обусловлены различиями в эффективности функционирования национальных экономик. Многочисленными исследованиями, в том числе и последнего времени, подтверждается прямая зависимость уровня доходов от уровня производительности общественного труда. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто может обеспечить минимальный уровень затрат на единицу полезного эффекта. Конечно, и не очень эффективный производитель может предложить товар или услугу по конкурентной цене, но только за счет экономии ассигнований на оплату труда. Таким образом, различия в уровне доходов и потребления между странами отражают объективные различия в уровне производительности труда.

То, что уровень производительности общественного труда в России в 4-5 раз меньше, чем в наиболее развитых странах, сомнению не подлежит. Однако это вовсе не означает, что такие же различия существуют и между работниками соответствующих отраслей - промышленности, сельского хозяйства, образования или транспорта.

Для примера возьмем сферу государственного и муниципального управления.

Таблица 1

Численность работников органов государственной власти _и местного самоуправления [2, 200-201]_

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Тысяч человек

В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации - всего 1163,3 1140,6 1252,3 1300,5 1318,6 1462,0 1577,2

на региональном уровне - всего 1124,5 1103,4 1214,5 1261,8 1283,0 1420,9 1534,7

В процентах к предыдущему году

В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации 102,5 98,0 105,0 103,8 101,4 110,9 107,9

на региональном уровне 102,5 98,1 105,1 103,9 101,7 110,7 108,0

Как видно из табл.1 на протяжении последних лет происходил ускоренный рост численности занятых в сфере госуправления как целом, так и на федеральном и региональном уровне. При росте общей численности государственных служащих с 2000 по 2006 годы на 35,6% рост объема ВВП за тот же период составил в сопоставимых ценах 37,6% [3, 35], то есть численность чиновников росла одними темпами с ВВП страны. При отсутствии внятных критериев оценки деятельности персонала госслужбы и госорганов управления в целом, вряд ли кто-нибудь решится увязать темпы экономического роста с повышением эффективности труда госслужащих.

Совсем иная картина наблюдается в сфере образования, в частности высшего профессионального, призванного прежде всего готовить специалистов высшей квалификации для всех отраслей национальной экономики. Сказать, что производительность труда занятых в этой отрасли работников в 4-5 раз ниже, чем у их коллег из развитых стран нет объективных оснований, в то же время, о наблюдающихся в этой сфере диспропорциях следует поговорить особо.

Так, авторитетные специалисты, например, ректор Национального института бизнеса и другие, говорят наличии фактической сверхэксплуатации преподавательского состава вузов как главной угрозе высшей школе и развитию России в ХХ! веке [4].

Если в советском вузе учебная нагрузка составляла в среднем 600700, то сейчас, только по основному месту работы она в 1,2-1,3 раза больше, а с учетом подработки у каждого второго преподавателя доходит до 1500-1700 часов в год. Если в царские времена учебная нагрузка профессора составляла 8 часов в неделю, в советский период 12-14 часов, то сейчас (без совместительства) -17-21 час.

При этом как-то забывается, вполне, впрочем, очевидный факт: чтобы стать доцентом, человек должен проучиться как минимум 18 лет и поработать в вузе преподавателем более 5 лет, а до профессора ему еще надо расти и расти (минимум 5 лет как в научном, так и преподавательском плане). Иначе говоря, способный выпускник вуза стоит перед выбором: или идти работать и сразу получать не меньше кандидата наук, или (минимум) через 8 лет упорного труда иметь примерно те же деньги, а еще (минимум) через 5 лет -прибавку в 20%. Но, во-первых, как правило, доцентами становятся в возрасте 39 лет, а профессорами - после 50 (чаще всего). Во-вторых, способные выпускники вузов, особенно в столицах и крупных городах, устраиваются на работу, за которую им платят куда больше профессорской зарплаты.

такой ситуации выбор в пользу вуза и возможной дальнейшей преподавательской карьеры после аспирантуры делают, как правило, или ма-

лоамбициозные, но в целом способные девушки и юноши, или одержимые наукой (коих крайне мало). В любом случае способные выпускники (яркие личности), склонные к творчеству и инновациям, поступают в аспирантуру ради дальнейшей преподавательской или научной работы крайне редко.

Таблица 2

Некоторые показатели работы системы высшего профессионального

образования России[5, с. 132,134,149,150,370,500]

Показатели 1995 2000 2002 2004 2005

Среднегодовая численность профессорско-преподавательского персонала, тыс.чел 243,0 265,2 253,4 267,4 271,4

Распределение работников по возрастным группам в % к итогу, всего в экономике / в образовании

- до 20 лет 2,4/1,9 1,9/0,8

- 20-29 лет 21,7/20 22,6/19

- 30-39 лет 26,8/28,6 24,1/25,2

- 40-49 лет 30,1/29 29/29,3

- 50-59 лет 14,3/15,4 18,8/20,5

- 60-72 года 4,7/5 3,6/5,2

Численность студентов на начало года, тыс.чел., всего 2790,7 4741,4 5947,5 6884,2 7064,8

в т.ч. в гос. и муниципал. вузах 2655,2 4270,8 5228,7 5660,1 5985,3

Количество студентов в расчете на одного штатного преподавателя 11,5 17,9 23,5 25,8 26,1

Среднемесячная начисленная зарплата работника в руб.(1995г.-т.р.)

- всего в экономике 424,4 2223,4 4360,3 6739,5 8554,9

-.в высшем образовании 365,1 1815,5 4284,9 6518,9 -

На работу в качестве преподавателей в вузы последние 10 лет ежегодно приходят 3-3,5 тыс. чел. в возрасте до 30 лет. Выбывают (в силу состояния здоровья или по другим причинам) - 9-10 тыс., т.е. в 3 раза больше. Остаточная часть пополнения преподавательского корпуса - люди среднего или старшего возраста. Но научные или инновационные прорывы чаще всего осуществляют те, кому меньше 35-40 лет [4, с.19].

Вместе с тем очевидно, что для экономики и общества, основанных на знаниях, необходимо значительное количество творческих, ярких, энергичных личностей способных сформировать таких же студентов. Поэтому необходимо безотлагательно принять ряд первоочередных мер, без решения которых Россия не сможет обеспечить расширенное воспроизводство высококлассных специалистов и занять достойное место среди ведущих стран мира.

Во-первых, резко снизить - не менее чем в 1,5 раза учебную нагрузку преподавателей, что позволит повысить качество подготовки занятий, даст необходимый резерв времени на проведение учебно-методической и научно-исследовательской работы.

Во-вторых, сократить численность студентов в академических группах и лекционных потоках, иначе о индивидуальном подходе к обучению придется забыть (26 студентов на 1 преподавателя - явный перебор).

В-третьих, наконец-то реально повысить зарплату профессорско-преподавательского состава, она должна быть не менее чем в 2 раза выше средней по промышленности, как и предусматривалось первым указом первого президента России (который, кстати, никто не отменял).

И, наконец, в-четвертых, коренным образом пересмотреть критерии оценки работы как учебных заведений в целом, так и отдельных преподавателей. Пора на практике перейти к оценке качества подготовки специалиста не с точки зрения усвоения им определенной суммы знаний, а соответствия его знаний и навыков модели специалиста соответствующего профиля и способности к самообучению.

Следует отметить, что эффект от предлагаемых мероприятий может быть достигнут только при комплексном их внедрении.

Литература

1. О результатах Глобального раунда международных сопоставлений ВВП. http://www.gks.ru/bgd/free/b02_18/Iss WWW.exe/Stg /d000/i040070r. htm

2. Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - M., 2007. .

3. Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2008..

4. Плаксий С. Сверхэксплуатация преподавателей - главная угроза высшей школе и развитию России ХХ1 веке.//Альма матер, №3, 2004.

5. Образование в Российской Федерации. 2006. Стат. ежегодник.-М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.