Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЮГА РОССИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная культурная политика / нормативно-правовая база / региональные стратегии / региональная сфера культуры / показатели развития / regional cultural policy / legal framework / regional strategies / regional cultural sphere / development indicators

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ольга Ивановна Бычкова, Наталья Анатольевна Костина, Елена Геннадьевна Саркисова

Статья посвящена оценке соответствия стратегических документов развития сферы культуры федерального и регионального уровня. Главной задачей проведенного исследования является обзор нормативно-правовых актов в области культуры регионов Южного федерального округа с целью обобщения накопленного опыта стратегического планирования, систематизации показателей, приоритетов и целевых индикаторов, выявления существующих недостатков современной системы регионального стратегирования и направлений ее совершенствования с целью разработки методических основ практической оценки эффективности реализации региональной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ольга Ивановна Бычкова, Наталья Анатольевна Костина, Елена Геннадьевна Саркисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS STRATEGIES OF REGIONAL CULTURAL POLICY IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article is devoted to assessing the compliance of strategic documents for the development of the cultural sector at the federal and regional levels. The main objective of the study is to review regulatory legal acts in the f ield of culture of the regions of the Southern Federal District in order to generalize the accumulated experience of strategic planning, systematize indicators, priorities and target indicators, identify existing shortcomings of the modern system of regional strategizing and directions for its improvement in order to develop methodological foundations for practical assessing the effectiveness of the implementation of regional cultural policy.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЮГА РОССИИ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЮГА РОССИИ

УДК 008

http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-350-23-34

Ольга Ивановна БЫЧКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник,

Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Краснодар, Российская Федерация, e-mail: bychkovaoi@mail.ru

Наталья Анатольевна КОСТИНА,

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник,

Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Краснодар, Российская Федерация, e-mail: kostnat72@mail.ru

Елена Геннадьевна САРКИСОВА,

кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник, Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Краснодар, Российская Федерация, e-mail: gorlik93@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена оценке соответствия стратегических документов развития сферы культуры федерального и регионального уровня. Главной задачей проведенного исследования является обзор нормативно-правовых актов в области культуры регионов Южного федерального округа с целью обобщения накопленного опыта стратегического планирования, систематизации показателей, приоритетов и целевых индикаторов, выявления существующих недостатков современной системы регионального стратегирования и направлений ее совершенствования с целью разработки методических основ практической оценки эффективности реализации региональной культурной политики.

Ключевые слова: региональная культурная политика, нормативно-правовая база, региональные стратегии, региональная сфера культуры, показатели развития.

Для цитирования: Бычкова О. И., Костина Н. А., Саркисова Е. Г. Эффективность стратегий региональной культурной политики Юга России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. №3 (50). С. 23-34. http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-350-23-34

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва по теме «Региональная культура и культурная политика: стратегии развития и опыт позитивных практик Юга России», № ГР: 121021500262-2.

THE EFFECTIVENESS STRATEGIES OF REGIONAL CULTURAL POLICY IN THE SOUTH OF RUSSIA

Olga I. Bychkova, CSc in Economics, Associate Professor, Head Scientist Researcher, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Krasnodar, Russian Federation, e-mail: bychkovaoi@mail.ru

Natalya A. Kostina, CSc in Pedagogy, Associate Professor, Head Scientist Researcher, Southern Branch, Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Krasnodar, Russian Federation, e-mail: kostnat72@mail.ru

Elena G. Sarkisova, CSc in Cultural Studies, Head Scientist Researcher, Southern Branch, Russian Research InstituteforCultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev, Krasnodar, Russian Federation, e-mail: gorlik93@mail.ru

Abstract: The article is devoted to assessing the compliance of strategic documents for the development of the cultural sector at the federal and regional levels. The main objective of the study is to review regulatory legal acts in the field of culture of the regions of the Southern Federal District in order to generalize the accumulated experience of strategic planning, systematize indicators, priorities and target indicators, identify existing shortcomings of the modern system of regional strategizing and directions for its improvement in order to develop methodological foundations for practical assessing the effectiveness of the implementation of regional cultural policy.

Keywords: regional cultural policy, legal framework, regional strategies, regional cultural sphere, developmentindicators.

For citation: Bychkova О. I., Kostina N. A., Sarkisova E. G. The effectiveness strategies of regional cultural policy in the South of Russia. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 3 (50), pp. 23-34. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-350-23-34

Современные тенденции социокультурного развития оказывают огромное влияние на деятельность по формированию государственной культурной политики, нуждающейся в эффективных инструментах ее реализации. Одним из стратегических направлений, имеющих непосредственное отношение к безопасности страны, становится культура как система духовно-ценностного отношения к российскому наследию.

Разработка и продвижение эффективной культурной политики Российской Федерации (далее- РФ) непосредственно связана с оценкой результатов деятельности региональных органов власти в направлении реализации государственной политики в регионах.

В основе доминирующих целей и приоритетных направлений деятельности государства и регионов в отрасли культура обозначены следующие принципы: создание условий для равного доступа населения территорий к культурным ценностям, эффективное присутствие в мировом культурном процессе; встраивание сферы культуры в систему рыночных отношений, формирование гармоничной личности. Реализация данных принципов невозможна без

использования стратегического планирования, являющегося частью стратегий управления государственной политикой на территориальном уровне.

Основной целью нашего исследования является мониторинг стратегических приоритетов региональной культурной политики для разработки методических основ практической оценки ее эффективности. Данная цель конкретизировалась через следующие задачи:

- исследовать исторические предпосылки создания стратегий развития сферы культуры в южных регионах России.;

- изучить нормативно-правовую базу стратегического развития региональной культурной политики с целью охарактеризовать ее региональные особенности;

- на основе анализа стратегирования региональной культурной политики дать оценку степени эффективности ее реализации.

Изучение данных задач предполагает проведение комплексного анализа стратегической составляющей региональной культурной политики с помощью оценки изменений в законодательных и нормативно-правовых документах, произошедших за определенный период развития культуры в РФ.

Как явление культурной политики новой России стратегическое планирование в сфере культуры появилось в конце XX в. на основе программных документов, территориальных концепций и разного рода региональных программ. Для России теория стратегического планирования не является новым элементом данной системы. Широко известен опыт советских пятилеток, где на основе пятилетних планов осуществлялось долгосрочное отраслевое планирование на общесоюзном и региональном уровнях [1].

Исследование регионального развития экономических районов России советского периода показало, что его основой выступили территориально-промышленные комплексы [21], что потребовало пересмотра направлений деятельности, связанных с решением социокультурных проблем. Во главу угла ставилась реализация экономических задач, а социокультурная сфера выступала идеологической надстройкой, способствующей таким решениям. Организационные механизмы этой системы игнорировали не только вопросы культурной жизни территорий, но и экономику функционирования регионов, которая требовала элементарной самостоятельности хозяйствования территорий.

Трансформация российского государства, начавшаяся с 90-х гг. XX в. основательно изменила механизмы регуляции общественной жизни, что привело к появлению автономных субъектов системы управления, обладающих определенной степенью свободы в принятии различных решений в сфере культуры. Такими субъектами стали регионы, которые приобрели относительную самостоятельность в области экономического и социокультурного развития.

Одновременно с изменениями в административно-территориальном делении, с конца 90-х гг. XX в. до настоящего времени в новой России была сформирована база законодательных и правовых актов, послуживших основой как в целом для стратегического планирования России, так и для стратегического планирования в сфере культуры. Для культурного развития страны были приняты исторические Основы законодательства Российской Федерации о культуре [3]. Для системы стратегирования основным документом стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», принятая в 2008 г. Ее целями были провозглашены устойчивость благосостояния населения, динамичность экономики и стабильные позиции России в мире [17].

После принятия Концепции вплоть до 2014 г. проводилась работа по формированию отраслевых стратегических документов регионального уровня: концепции, стратегии и программы развития культуры. Это были пилотные проекты разных территорий, в том числе Южных регионов России [5,6,16,18].

Под Южными регионами России нами понимаются регионы, входящие в структуру Южного федерального округа (далее - ЮФО) и СевероКавказского федерального округа (далее СКФО). В подавляющем большинстве субъектов Юга России к этому времени уже были приняты законы о культуре и государственные программы развития культуры, но концептуально- стратегические документы были разработаны только в четырех из них: Республике Дагестан, Ростовской, Волгоградской, областях, Ставропольский крае. Предлагаемые варианты концепций, законов и стратегических документов были достаточно разнообразны, имели региональную и отраслевую специфику, учитывали ведомственные особенности, но различались подходами к архитектуре документов, разными наборами показателей, индикаторов и результатов, отсутствием координации с другими нормативными и законодательными актами как федерации, так и регионов.

Ключевой задачей Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало создание единой правовой базы для разработки стратегий в области социально-экономического развития и национальной безопасности РФ [22]. Одновременно, Законом была определена трехуровневая система стратегического планирования - федерации, региона и муниципального образования. Что касается 2014 г., то он ознаменован принятием еще одного базового документа для определения вектора дальнейшего развития культуры России - Основ государственной культурной политики. [23].

Начиная с 2015 г., были приняты основные нормативные документы в развитие стратегических основ отраслевого планирования [9-15], а для отрасли культура это были годы регионального поиска в определении целей и задач территориальной культурной политики. В августе 2015 г. было приня-

то Постановление Правительства РФ, в котором определялись содержание, состав, порядок разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации [8]. Данный документ стратегического планирования был важен для определения приоритетов, целей и задач комплексного регионального развития РФ.

Анализируя культурную политику первого десятилетия XXI в., необходимо отметить, что культура в этот период не являлась приоритетом государственной политики. Расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете составляла не более 2,5%. В течение следующего десятилетия, начиная уже с послекризисного 2009 г., темпы роста замедлились еще больше, хотя в абсолютном выражении была некоторая динамика роста, но бюджетные вливания не привели в целом к существенному изменению расходов отрасли.

В настоящее время принимаются документы, позволяющие считать, что внимание государства и общества к культуре, в общем, и к сфере культуры, в частности, меняется.

Для анализа нормативно-правового регулирования региональных стратегий развития сферы культуры, следует рассмотреть базовые документы, лежащие в основе ее современного стратегического планирования.

Помимо Основ государственной культурной политики приоритеты культурной политики Российской Федерации сегодня отражены в документах стратегического порядка: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и государственной программе «Развитие культуры» [7,19,23-25]. В указанных документах культура признана одним из национальных приоритетов, а основой суверенитета, территориальной целостности, качества жизни населения РФ определены духовные и культурные ценности [21]. Регионам было рекомендовано формировать собственные стратегические документы развития культуры применяя нормы законодательства федерации и программ социально-экономического развития.

Для определения механизмов и инструментов, влияющих на эффективность функционирования отрасли культура в субъектах РФ, проведем анализ структуры и содержания документов по управлению развитием культуры Южного федерального округа.

Базой долгосрочного планирования развития культуры регионов ЮФО являются законы субъектов РФ «Стратегии социально-экономического развития». Их реализация осуществляется в рамках государственных программ, федерального и регионального уровней. Для обоснования целевого планирования бюджетных средств структура, цели и показатели региональных программ должны координироваться с государственной программой РФ «Развитие культуры».

Анализируя соответствие государственных региональных программ направлениям, декларируемым в федеральных программах, необходимо выяснить представленность в программах субъектов РФ определенных целей развития отрасли культура, установленных федеральными нормативными и законодательными актами.

Во-первых, проведенный анализ региональных нормативных актов выявил различные сроки реализации региональных программ, что влияет на сопоставимость их ожидаемых результатов. Например, региональная программа «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» утверждена на 2023-2027 гг., региональная программа Республики Адыгея «Развитие культуры»- действует до 2025 г., региональная программа Краснодарского края «Развитие культуры» - на период до 2025 г.

Во-вторых, состав показателей региональных программ в сфере культуры не совпадает с установленным в Государственной программе «Развитие культуры» (далее- Госпрограмма). По данным Счетной Палаты РФ «Из 31 показателя Госпрограммы только семь декомпозированы по регионам» [4].

В-третьих, помимо показателей Госпрограммы вводится большое количество собственных индикаторов. Например, в региональную программу Краснодарского края включены отсутствующие в Госпрограмме четыре показателя потребления коммунальных ресурсов учреждениями культуры. В региональной программе Республики Адыгея при семи показателях, которые декомпозированы из Федеральной программы в региональные, представлены только пять. Региональная программа Республики Калмыкия вводит в перечень показатель «Количество мероприятий, направленных на укрепление межнационального единства, профилактику терроризма и экстремизма». В региональной программе Республики Крым установлено около пятидесяти целевых показателей, например, показатель «Количество новых спектаклей, концертных и цирковых программ, творческих проектов».

В-четвертых, ряд показателей, их значения, единицы расчета, изме-ряемость, установленные в региональных программах, не соответствуют Госпрограмме, например, значения показателя по количеству посещений организаций культуры в региональной программе Республики Адыгея,

В-пятых, структура региональных программ отличается от структуры Госпрограммы, в них не представлен анализ фактические значений показателей за предыдущие периоды, а установлены только плановые значения.

В-шестых, отдельные показатели Госпрограммы, в том числе декомпозированные, в региональных программах отсутствуют. Например, в региональной программе Краснодарского края, не представлен показатель

«Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры», Республики Калмыкия- показатель «Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений». Данное несоответствие происходит в связи с несвоевременным внесением в паспорта региональных программ изменений в части корректировки показателей, при внесении корректировок в Госпрограмму.

Отсутствие единых подходов к программным результатам, приводит к редукции финансирования региональной культуры и соответственно снижению эффективности стратегий региональной культурной политики.

Изучение бюджетного финансирования сферы культуры, говорит о том, что в целом бюджетные расходы сферы культуры за период с 2013 по 2020 гг. выросли в 1,6 раза. Обращает на себя внимание незначительный рост расходов на культуру и кинематографию за этот же период в общем объеме расходов из консолидированных бюджетов- на 1,2% или на 5,6 млрд руб.

В реальном выражении финансирование вопросов культуры в 2020 г. составило всего 97,8% от уровня 2019 г.

В 2020 г. в условиях пандемии СОУЮ-19 и мирового экономического кризиса состояние сферы культуры в регионах РФ значительно ухудшилось:

- у регионов резко сократилась доходная база учреждений культуры, на длительный период они были закрыты на карантин;

- ухудшился уровень жизни населения в субъектах РФ, и, как следствие, значительно сократились расходы на посещение культурных мероприятий;

- творческие коллективы учреждений культуры находились в вынужденных отпусках, перешли на неполные формы занятости, что привело к сокращению заработной платы сотрудников;

- участие организаций культуры в жизни местных сообществ существенно уменьшилось

Соответственно, в 2020 г. доля расходов на культуру составила 0,62% ВВП, хотя в Стратегии эта доля должна была составить 0,8% ВВП, а к 2030 г. - возрасти до 1,4% ВВП.

Послепандемийный 2021 г. соответственно стал экономически сложнее, чем допандемийные годы. Упали объемы доходов региональных бюджетов, выросли расходы, обусловленные санкционными и инфляционными процессами. Несмотря на это, в 2021 г. был получен профицит консолидированных региональных бюджетов в размере 660,7 млрд руб., в том числе за счет снижения расходов консолидированных бюджетов.

Несколько регионов ЮФО имели профицитный бюджет (Краснодарский край, Ростовская, Астраханская области, Республика Адыгея), но расходы бюджета на душу населения указанных субъектов РФ были намного ниже, чем среднероссийский показатель (Рис. 1). Единственный регион (г. Сева-

80

60

40

20

|Краснодарский край Ростовская область Республика Крым | Волгоградская область Астраханская область г. Севастополь «Республика Адыгея | Республика Калмыкия

Рисунок 1. Расходы бюджетов ЮФО на душу населения в 2021 г., тыс. руб.

0

стополь) имел значение данного показателя выше среднего на 1600 рублей. Самый низкий показатель по данному направлению сложился у Волгоградской области, онв1,7 раза меньше среднего по стране.

Анализируя долю фактических расходов региональных бюджетов ЮФО на культуру в общих расходах бюджета в 2021 г., отметим, что она варьируется в интервале от 2,7% до 3,3%. Единственно, доля расходов на культуру в республике Адыгея составила 5,2% - максимально для всех субъектов ЮФО.

Анализ расходов на культуру на душу населения (Рис. 2) показал, что наибольшие из них в 2021 г. составили в Республике Адыгея- 4,0 тыс. рублей, г. Севастополь- 3,5 тыс. рублей, Республике Крым- 3,3 тыс. рублей, наименьшие (ниже 2 тыс. рублей) - сложились в Волгоградской области.

Возвращаясь к Стратегии, отметим, что в ней установлен важный фактор, обеспечивающий высокие результаты культурной политики -использование механизмов постоянного увеличения внебюджетных источников финансирования. Данные источники к 2030 г. Должны вырасти до 25% совокупных расходов на культуру. Тем не менее, до сих пор не реализованы стратегические инициативы, связанные с созданием многоканальной системы финансирования, не установлена система налоговых преференций, не действует общенациональная лотерея в области культуры, слабо функционируют эндаумент-фонды по видам культурной деятельности.

Практика финансирования расходов на культуру только в виде межбюджетных трансфертов, кардинально не влияет на рост обеспеченности учреждениями культуры. Регионами ЮФО фактически не исполняются Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения их услугами, где установлена нормативная база обеспеченности учреждениями культуры и их размещения [20].

Так как отсутствует жесткое регулирование этой задачи на федеральном уровне, то самостоятельное размещении субъектами РФ организаций культуры приводит к высокому уровню как межрегиональных, так и внутрирегиональных диспропорций, даже в наиболее обеспеченных учреждениями культуры регионах ЮФО. Неравномерное размещение учреждений культуры на территории ЮФО, а также недостаточная обеспеченность ими, особенно в сельской местности, препятствуют равнодоступности услуг культуры для населения регионов.

По данным Сводных докладов регионов ЮФО о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований [2] средний уровень обеспеченности населения Краснодарского края клубами и учреждениями клубного типа в 2021 г. в крае составил 101,3%, а библиотечными учреждениями- 89,9%.В Республике Адыгея соответственно- 69,8% и 94,2%. В Республике Калмыкия- 94,9 и 93,9%. В Ростовской области- 93,6% и 98,7%, Астраханской области- 88,6% и 86,6%.

По итогам исследования предлагается ряд рекомендаций для повышения эффективности стратегий региональной культурной политики:

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

|Краснодарский край Ростовская область Республика Крым | Волгоградская область Астраханская область г. Севастополь | Республика Адыгея I Республика Калмыкия

Рисунок 2. Расходы региональных бюджетов ЮФО на культуру и кинематографию на душу населения в 2021 г., тыс. руб.

- обеспечить соответствие индикаторов и показателей стратегических документов всех уровней в сфере культуры;

- определить принципы размещения региональных объектов инфраструктуры сферы культуры, отражающие территориальные потребности населения;

- начать реализацию активных действий по привлечению внебюджетного финансирования в сферу культуры, закрепив его основы на уровне регионального законодательства.

Решение комплекса перечисленных проблем поможет определить границы правового поля, в рамках которого функционирует и развивается региональная культурная политика, сформирует методологический и методический инструментарий оценочных процедур в исследовании региональной культурной политики.

Список литературы

1. Гранберг А. Г., Суслицын В. А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1988. 304 с.

2. Институциональные изменения в экономике российских регионов: монография / под В. Л. Тамбовцева. Москва: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. 236 с. URL: https://e.lanbook.com/book/73120

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 09 октября 1992 г. № 3612-1): URL: http://consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=181702&f ld=134&dS=1000000001,0&rnd=0.3422867588254679#0

4. Отчет о работе направления аудита социальной защиты и культуры. Приложение к отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году: URL: http://ach.gov.ru/reports/report_2021#audits

5. Постановление Правительства Волгоградской области от 19 марта «Об 2013 г. утверждении Концепции № 115-п развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 г.»: URL: https://docs.cntd.ru/ document/460172387

6. Постановление Правительства Ростовской области от 06 декабря 2012 г. № 1068 «Об утверждении Концепции развития культуры Ростовской области на период до 2020 г.»: URL: https://docs.cntd.ru/document/439080977

7. Постановление Правительства РФ от15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»: URL: https://base.garant.ru/70644226/

8. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации».: URL: https://base.garant.ru/71170676/

9. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. №1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ»: URL: https://bazanpa.ru/pravitelSvorf-poSanovlenie-n1162-ot29102015-h2619033/

10. Постановление Правительства РФ от11 ноября 2015 г. №1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период», а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» URL: https://bazanpa.ru/pravitelSvo-rf-poSanovlenie-n1218-ot11112015-h2626471/

11. Постановление Правительства РФ от14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»: URL: https://bazanpa.ru/pravitelSvo-rf-poSanovlenie-n1234-ot14112015-h2628931/

12. Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 30 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов»: URL: https://base. garant.ru/71312778/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Постановление Правительства РФ от14 октября 2016 г. № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в части полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ сдокументами, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти РФ»: URL: https://base.garant.ru/71513884/

14. Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации»: URL: https://bazanpa.ru/minekonomrazvitiia-rossii-prikaz-n132-ot23032017-h2963848/

15. Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ»: URL: https://bazanpa.ru/minekonomrazvitiia-rossii-prikaz-n216-ot02052017-h3029967/

16. Приказ Министерства культуры Ставропольского края от 06 июля 2009 г. № 269 «Об утверждении Стратегии развития отрасли культуры Ставропольского края на период до 2020 г.»: URL: https://Sapravda.ru/20090430/ Srategiya_razvitiya_otrasli_kultury_Savropolskogo_kraya_na_per_37333.html

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до2020 года»: URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134

18. Распоряжение Правительства РД от 26 февраля 2015 г. «О Концепции региональной культурной политики № 48-рв Республике Дагестан на период до 2020 г.»: URL: https://consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=R LAW346&n=24584#AglfAsTIXDkpoABz

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.»: URL: http:// government.ru/media/files/AsA RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9lxP7f2xm.pdf

20. Распоряжение Минкультуры России от 02 августа 2017 г. № Р-965 «Об утверждении Методических рекомендаций субъектам РФ и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры»: URL: https://mkrf. ru/upload/iblock/f1/ef1f89539eeefae7b45c4432cc0744d3

21. Региональная культурная политика: методология, институты, практики: Ценностно-нормативный подход: монография / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, А. В. Крюков и др. / отв. ред. А. Л. Зорин. М.: Институт Наследия, 2019. 206 с.

22. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: URL: http://consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_164841/

23. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»: URL: http://Satic.kremlin.ru/media/events/files/41d526bc0d7d43e934f4.pdf

24. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728

25. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: URL: http://kremlin. ru/acts/bank/47046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.