Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умарова Амала Алиевна, Лебединская Валерия Петровна

Автором проведен анализ общественных отношении, возникающих при реализации уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции; автор определил сущность, содержание, основные признаки уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции. Выявлены границы сопоставление данной уголовной политики с динамикой социально-экономического развития страны, а также - с изменениями криминогенной ситуации. Автор изложил основные концептуальные положения, касающиеся организации стратегии противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF MODEM CRIMINAL POLICY TO ENSURE ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION

The author analyzes the social relations that arise during the implementation of the criminal policy to ensure economic security and counter corruption; the author defines the essence, content, and main features of the criminal policy to ensure economic security and counter corruption. The limits of comparison of this criminal policy with the dynamics of socio-economic development of the country, as well as with changes in the criminal situation are revealed. The author outlined the main conceptual provisions concerning the organization of a strategy for countering economic and corruption-related crimes.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

йО! 10.47643/1815-1329_2020_10_113

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

УМАРОВА Амала Алиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия. Е-таМ: umarova1986@mail.ru; ЛЕБЕДИНСКАЯ Валерия Петровна,

кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», г. Ессентуки, Россия. Е-таМ: eimbp@mail.ru

Краткая аннотация: автором проведен анализ общественных отношений, возникающих при реализации уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции; автор определил сущность, содержание, основные признаки уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции. Выявлены границы сопоставление данной уголовной политики с динамикой социально-экономического развития страны, а также - с изменениями криминогенной ситуации. Автор изложил основные концептуальные положения, касающиеся организации стратегии противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

Abstract: the author analyzes the social relations that arise during the implementation of the criminal policy to ensure economic security and counter corruption; the author defines the essence, content, and main features of the criminal policy to ensure economic security and counter corruption. The limits of comparison of this criminal policy with the dynamics of socio-economic development of the country, as well as with changes in the criminal situation are revealed. The author outlined the main conceptual provisions concerning the organization of a strategy for countering economic and corruption-related crimes.

Ключевые слова: общественные отношения, уголовная политика, экономическая безопасность, экономическая преступность, коррупционные преступления противодействие коррупции.

Keywords: public relations, criminal policy, economic security, economic crime, corruption crimes anti-corruption.

В начале нашего исследования постараемся разобраться в следующем: было ли резонным (и в какой мере) серьезное реформирование уголовного и прочих отраслей права, осуществленное с целью достижений, реализованных в интересах предпринимательства. Правовая политика государства (разновидностью которой является уголовная политика) является инструментом адаптации к условиям окружающей среды, средством разрешения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Уголовная политика противодействия экономической преступности и противодействия коррупции выступает продолжением экономической политики государства по достижению стратегически значимых целей, но специфическими средствами: уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными и прочими юридическими средствами криминального блока. У уголовной политики, как части целого, должны быть общая с экономической политикой идеология и цели. Меняются обстоятельства, порождающие криминальные угрозы, меняется и уголовная политика. [1,с.130]

Создатели новой антикриминальной экономической стратегии руководствуются тем, что увод уголовной юстиции (самого кардинального правового средства достижения экономической безопасности) с области предпринимательства повлечет за собой расцвет предпринимательской, коммерческой, экономической, хозяйственной деятельности, позитивно повлияет на институт собственности, предоставит возможности для развития экономики: она перестанет быть сырьевой, став инновационной и пр. Постараемся разобраться в том, насколько предположения идеологов новой уголовной экономической политики (НУЭП) осуществились. [2,с.157]

Вспомним, что определителем результативности

антикриминальной политики по достижению экономической безопасности служит уровень реализации целей и величина расходов, которые были потрачены при этом социумом. При решении вопросов обеспечения экономической безопасности уголовно-юридическими средствами огромное значение имеет оценка результативности прочих (кроме уголовных санкций) мер защиты повреждаемых отношений и рассмотрение практических сведений с принятием во внимание статистических данных о том, как уголовно-правовое воспрещение воздействует на итоговый результат процесса обеспечения экономической безопасности, а также составление прогноза степени защищенности экономических интересов россиян, всего социума и страны в случае претворения в жизнь принятых решений в правовой сфере.

Согласно академику В.Н. Кудрявцеву, отмечающему комплексность и междисциплинарность гуманитарных исследований, осуществляемых человечеством, «отечественной науке уголовного права необходимо тщательно изучить демографический аспект, статистические данные (не только судебной сферы), а также провести социологический и психологический анализ, правовую компаративистику и, конечно, составить прогноз, базирующийся на понимании закономерностей экономико-социального, политического и культурного развития государства» [3,с.131].

Оценочные суждения экспертов, аналитика, результаты научных исследований и эмпирические данные в суммарном виде могут быть включены в теории развития антикриминальной политики достижения экономической безопасности, являющиеся аргументированной позицией наиболее приемлемого утверждения ключевых векторов антикриминальной поли-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 10(190)

тики и стратегии ее совершенствования. Данный этап антикриминальной политики является предшествующим разработке законов по уголовно-правовым и уголовно-процессуальным вопросам правого применения. Как раз в этом промежутке пути «вырабатываются решения по сути (оформляется законодательная воля), после чего данное решение реализуется в праве». Поддержим точку зрения А.В. Иванчина, который считает, что действенность воспрещения в вопросах противодействия преступности, среди прочего, по достижению экономической безопасности, в большинстве своем «зависит от его сущностного содержания, иначе говоря, степени соответствия состава преступления реалиям жизни» [4,с. 70], для чего необходимо, в первую очередь, вовлекаться в процессы, происходящие в обществе, глубоко исследовать их. Нормы уголовного законодательства, являясь непреложным средством, должны благоприятно сказываться на упрочении устойчивости экономики, уровне доверия общества относительно ее защищенности, посредством воспрещений посягательств на имущество, на незаконную экономическую деятельность, преступления финансовой направленности. Требования обязательности и сообразности должны быть соблюдены также относительно уголовно-процессуальных средств, должных содействовать результативности уголовно-политических решений достижения экономической безопасности.

Насколько осуществляемая политика и применение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер достигли желаемых результатов в обеспечении экономической безопасности можно понять по интенсивности экономического развития государства, показателям качества и уровня жизни граждан, наряду с этим, имеет место распространение общественного оценивания реализуемой политики.

Мы будем рассматривать происходящие в уголовном и уголовно-процессуальном праве изменения с позиции процессов в экономической и общественной сфере. Составитель законов руководствуется в своих действиях стремлением улучшить жизнь. НУЭП проектировалась как средство повышения результативности российской экономики. Разумеется, никто не ожидал немедленного экономико-социального результата вследствие проводимых модификаций в уголовном и уголовно-процессуальном праве. Однако с момента их воплощения в жизнь прошло достаточно много лет и о полученном результате уже можно иметь какое-то представление. [5,с.206]

Текущее социально-экономическое развитие страны за то время, в продолжение которого реализовывалась НУЭП, отмечено возрастанием осуществляемых экономико-социальных и структурных перемен. Определить результативность составляемой властью политики эволюции государства и ее последствий может помочь методология сравнительно-правовых исследований. Чтобы оптимизировать достижение це-

лей исследования полученного эффекта, среди прочего, в сфере экономики, сравнительно простым инструментарием, как госструктуры (Банк России, Минэкономразвития, Росстат), так и общественные объединения пользуются иерархизацией по балльным оценкам, рейтингами показателей (по однотипным множествам), наблюдением за итогами экономико-социального развития. Подобные формы и методология расчета необходимы для ранжирования всяческих объектов по существующим показателям, оценивания результативности деятельности на базе полученных результатов, их трансформации во временной, пространственной плоскости, по ряду лиц, компонентам анализируемой системы. Комплексное реформирование исследуемой антикриминальной политики должно по временному и идеологическому аспекту соответствовать структурным, институциональным изменениям во всех областях государственно-юридического строительства с уклоном на демократизацию.

Еще одной значимой дискурсивной гранью нашего проекта реформирования анализируемой уголовной стратегии есть приятие единства и взаимообусловленности двух элементов ее форм и насущности системного преобразования этих двух видов государственной деятельности, направленных на борьбу с преступностью. Насущной потребностью есть объединение антикоррупционной и антикриминальной политики по борьбе с экономической преступностью.

Главной задачей преобразования антикриминальной политики по достижению экономической безопасности и борьбе с коррупционной преступностью есть повышение результативности борьбы с наиболее опасными проявлениями экономической преступности и коррупции. Здесь говорится о совокупности мер, нацеленных на интенсификацию пенализации и расширение криминализации как инструментов влияния на организованную экономическую преступность и коррупционную преступность, осуществляемую высшими чиновниками и политиками.

В наши дни наиболее серьезная угроза для безопасности (не только экономической, но и общенациональной) исходит от полностью проникнутой коррупцией части правящего истэблишмента, сопричастного к организованной преступности в сфере народного хозяйства. Это два аспекта одного преступного феномена, вторичного от основных свойств экономики и политической структуры: противоправной сложившейся в ходе исторического развития взаимосвязи государства и коммерческих структур, сырьевой экономической системы, в подавляющем большинстве преступного происхождения института частной собственности, образованного в процессе несправедливого разгосударствления, недостаточной развитости конкуренции в экономической и политической сферах. В стратегическом отношении, эта антикриминальная политика сосредоточена на устранении или ослаблении данных факторов, что должно способствовать повышению конкурентной способности нашей эко-

Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

номики и оздоровлению инвестиционного климата, поддержанию интересов российского предпринимательства и формированию новой экономической парадигмы. [6,с.80]

Еще раз подчеркнем то, что де-факто существующая в экономической сфере преступность, всегда была, сейчас является и будет подосновой корыстной преступности, что приносит колоссальный вред экономике, способствует упадку целых отраслей и территорий, подтачивает всю политико-социальную структуру. Следствием коррупционной преступности есть деградация государственного управления, в том числе, власти, реализуемой органами следствия, дознания, прокуратуры, юстиции, должной противодействовать преступности в экономической сфере, однако на самом деле симулирующей это противодействие, имитируя показатели о его результатах. Соответственно выходит, что коррупционная и экономическая преступность как бы подзаряжают друг друга, образуя единую преступную массу. В силу этого мы понимаем, что от эффективности этой совокупной антикриминальной политики, зависит дальнейшее существования нашей страны и народа. Причем необходимо отталкиваться от того, что полностью искоренить экономическую и коррупционную преступность, связанную с предпринимательством практически невозможно, эти явления свойственны буржуазному социуму. В силу неискоренимости главного криминогенного фактора (в форме социального неравенства, квинтэссенции мотивации поведения в обстановке рыночных отношений -стремления к наживе), при помощи антикриминальной политики можно лишь подавлять, замедлять, контролировать экономическую преступность, снижать социальные издержки от нее, как можно лучше обеспечивать защиту прав пострадавших и ликвидировать ее проявления, способные причинить наибольшее несчастье. Антикриминальная политика должна создать условия для спада преступности этого типа, доведя его до такого минимума, который не будет сокрушительным для экономики и приемлемым для социума.

Контролировать экономическую преступность можно лишь при условии, что коррупция подавлена, так как основной криминогенной детерминантой преступности в экономической сфере есть коррупционная взаимосвязь между частью государственных служащих и бизнесменами. Относимся с доверием к мнению специалистов, утверждающих, что полностью устранить коррупцию не получится. Ни одна страна в мире еще не смогла это сделать. Коррупция существовала, и будет существовать, пока функционирует публичная власть, обособленная от социу-

Должностные лица слабы по своей человеческой сущности, и всегда в их среде найдется тот, кто будет использовать властные полномочия государства в собственных корыстных целях. По этому поводу китайцы говорят: «Понуждать государство к искоренению коррупции равносильно тому, что понуждать тигра снять с себя и передать кому-то свою полосатую шкурку». Но минимизировать ее, снизить степень ее опасности для общенациональной безопасности вполне возможно. Чтобы успешно противодействовать коррупции, требуется политическая воля власти, поддерживающейся обществом, на борьбу с коррупционерами; важно, чтобы противокоррупционная деятельность была системной и велась властью и обществом совместно.

Нами была описана основная, известная всем, хотя и умалчиваемая властью, причина коррупции и преступности в экономической сфере - конплантация государства с предпринимательской средой. Секрет коррупционной преступности кроется в специфике отечественного капитализма, поскольку частную собственность здесь выдает власть. Непродуктивность российской экономики обусловлена сущностью русского капитализма, отсутствием у бизнесменов умения вести хозяйство: безграмотностью, некомпетентностью в части знания законов, хозяйственной среды, невысокой общеэкономической инициативностью. Наблюдаем повсеместное демонстрирование предпринимателями ощущения вседозволенности, их привычку не обращать внимания на общественное мнение и законодательные нормы. Теперь эти представители бизнес-сообщества принуждают всех сделать их неприкасаемыми, оградить от неудобных для них органов правового порядка. Отечественная буржуазия в лице ее основных представителей ранее не предприняла меры по созданию правовой структуры, способной гарантировать ей защиту частной собственности. Ими создавались схемы накопления средств, которые обходили закон и правосудие, базировались на «откатах» и «взятках». Именно они оказали развращающее влияние на сотрудников правоохранительных органов, посредством которых решали свои дела. Жаловаться на то, что государственный аппарат коррумпирован, они могут теперь сами себе, поскольку у большей части предпринимателей уже вошли в привычку «заносы» и «откаты».

Полагаем, что уже пришло время для реформирования антикриминальной политики по достижению экономической безопасности и борьбе с коррупцией, поскольку прежний ее курс был малоэффективен, не касался самых социально-опасных преступных составляющих или был к ним слишком снисходителен.

ма, и госслужащие, реализующие государственные полномочия.

Библиография:

1. Бидова Б.Б. Правовой анализ современной уголовной политики по обеспечению экономической безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. С. 130-137.

2. Александрова И.А. О неизбежности смены уголовной политики противодействия экономической преступности // Legal Concept. 2015. № 1. С. 156-164.

3. Кудрявцев В. Науку уголовного права пора модернизировать // Уголовное право. 2006. № 5. С. 130-131.

4. Иванчин А.В. О роли законодательной техники в создании состава преступления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 68-79.

5. Васильев В.Э., Прокофьева Т.В.. Уголовная политика в сфере обеспечения экономической безопасности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 5(782). С. 201-212.

6. Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1(33). С. 75-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.