Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов В.Ю., Рысакова О.Г., Правдов Д.М., Разживин О.А.

Цель исследования - повысить эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов вуза в дистанционном формате. Методика и организация исследования. Работа проводилась в период 2019-2021 гг. в Российском государственном социальном университете, в котором приняли участие 325 студентов 1-4-го курсов. Разработанные наборы средств физической подготовки студентов в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями носили личностно ориентированную направленность (акцентированное воздействие на отстающие физические качества), применялась технология сопряженного развития физических способностей и формирования двигательных умений и навыков, использовался контроль и самоконтроль проверки знаний и уровня физической подготовленности, цифровая трансформация данного процесса. Результаты исследования и выводы. Анализ выборочных показателей моторной плотности самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов показал существенное снижение данных характеристик по мере обучения в вузе. У большинства обучающихся не сформирована в должной мере мотивация к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для повышения эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями у студенческой молодежи важно усилить их личностно ориентированную направленность, сопряженно развивать физические способности и двигательные умения и навыки, активизировать взаимоотношения студентов и преподавателей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, использовать технологии контроля и самоконтроля проверки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов В.Ю., Рысакова О.Г., Правдов Д.М., Разживин О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES IN UNIVERSITY STUDENTS IN REMOTE FORMAT

Objective of the study was to increase the effectiveness of independent physical exercises for university students in a remote format. Methods and structure of the study. The study was carried out in the period 2019-2021 at the Russian State Social University, which was attended by 325 students of 1-4 courses. The examination of students was carried out using the electronic educational environment of the university. The developed sets of means of physical training of students in the process of independent physical exercises had a personality-oriented orientation (accentuated impact on lagging physical qualities), the technology of conjugated development of physical abilities and the formation of motor skills and abilities was used, control and self-control of knowledge testing and the level of physical fitness were used, digital transformation of this process. Results and conclusions. The analysis of selective indicators of motor density of independent physical exercises among students showed a significant decrease in these characteristics as they study at the university. The majority of students do not have the proper motivation for independent physical exercises. In order to increase the effectiveness of independent physical exercises among students, it is important to strengthen their personality-oriented orientation, to develop physical abilities and motor skills, to activate the relationship between students and teachers in the process of physical education and health-improving activities, to use control and self-control technologies for testing knowledge.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

УДК/UDC 796.01:37.037

Поступила в редакцию 20.04.2022 г.

Информация для связи с автором: vu2014@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Г. Рысакова1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Разживин2

1Российский государственный социальный университет, Москва 2Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

EFFICIENCY OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES IN UNIVERSITY STUDENTS IN REMOTE FORMAT

Dr. Hab., Professor V.Yu. Karpov1 PhD, Associate Professor O.G. Rysakova1 PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 PhD, Associate Professor O.A. Razzhivin2

1 Russian State Social University, Moscow

2Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga

□ и

Аннотация

Цель исследования - повысить эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов вуза в дистанционном формате. Методика и организация исследования. Работа проводилась в период 20192021 гг. в Российском государственном социальном университете, в котором приняли участие 325 студентов 1-4-го курсов. Разработанные наборы средств физической подготовки студентов в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями носили личностно ориентированную направленность (акцентированное воздействие на отстающие физические качества), применялась технология сопряженного развития физических способностей и формирования двигательных умений и навыков, использовался контроль и самоконтроль проверки знаний и уровня физической подготовленности, цифровая трансформация данного процесса. Результаты исследования и выводы. Анализ выборочных показателей моторной плотности самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов показал существенное снижение данных характеристик по мере обучения в вузе. У большинства обучающихся не сформирована в должной мере мотивация к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для повышения эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями у студенческой молодежи важно усилить их личностно ориентированную направленность, сопряженно развивать физические способности и двигательные умения и навыки, активизировать взаимоотношения студентов и преподавателей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, использовать технологии контроля и самоконтроля проверки знаний.

Ключевые слова: физическое состояние, двигательная активность, здоровый образ жизни, студенты вузов, самостоятельные занятия, физические упражнения, физкультурно-оздоровительная направленность.

Abstract

Objective of the study was to increase the effectiveness of independent physical exercises for university students in a remote format. Methods and structure of the study. The study was carried out in the period 2019-2021 at the Russian State Social University, which was attended by 325 students of 1-4 courses. The examination of students was carried out using the electronic educational environment of the university. The developed sets of means of physical training of students in the process of independent physical exercises had a personality-oriented orientation (accentuated impact on lagging physical qualities), the technology of conjugated development of physical abilities and the formation of motor skills and abilities was used, control and self-control of knowledge testing and the level of physical fitness were used, digital transformation of this process.

Results and conclusions. The analysis of selective indicators of motor density of independent physical exercises among students showed a significant decrease in these characteristics as they study at the university. The majority of students do not have the proper motivation for independent physical exercises. In order to increase the effectiveness of independent physical exercises among students, it is important to strengthen their personality-oriented orientation, to develop physical abilities and motor skills, to activate the relationship between students and teachers in the process of physical education and health-improving activities, to use control and self-control technologies for testing knowledge.

Keywords: physical condition, physical activity, healthy lifestyle, university students, self-study, physical exercises, health-improving orientation.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Образовательная практика вузов предыдущих лет, осуществляемая в условиях пандемии СО^-19, показала, что в системе обучения вуза сложилась проблемная ситуация, связанная с учебными перегрузками студентов, снижением их двигательной активности, ростом заболеваемости [5]. В связи с этим актуальной темой исследования стали поиск и разработка форм самостоятельных занятий физическими упражнениями в условиях ограничения жизнедеятельности как фактора улучшения физического состояния студентов [2, 6].

Цель исследования - повысить эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов вуза в дистанционном формате.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в 2020-2021 учебном году на спортивной базе Российского государственного социального университета в условиях пандемии COVID-19, в нем приняли участие 325 студентов 1-4-го курсов. Обследование обучающихся осуществлялось с использованием электронной образова-

тельной среды вуза. Разработанные наборы средств физической подготовки студентов в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями носили личностно ориентированную направленность (акцентированное воздействие на отстающие физические качества), применялась технология сопряженного развития физических способностей и формирования двигательных умений и навыков, использовался контроль и самоконтроль проверки знаний и уровня физической подготовленности, цифровая трансформация данного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. В работе определялась возможность получения знаний, умений и навыков самостоятельного проведения занятий, умения оценить свой уровень физической подготовленности и удовлетворенность самостоятельных занятий физическими упражнениями, характеризовались отношения с преподавателями в процессе физкультурно-спортивной деятельности в дистанционном формате, анализировались ожидания, связанные с самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Студенты 1 -го курса Российского государственного социального университета теоретические знания по физической культуре в среднем оценивали (по пятибалльной шкале оценок) на 3,80 балла, 2-го курса - 3,86 балла, 3-го - 3,93 балла, 4-го - 4,04 балла. Свой уровень физической подготовленности определили как высокий всего 3,5 % студентов, средний - 37,7 % обучающихся, выше среднего - 20,8 % респондентов, ниже среднего - 27,0 %, низкий - 8,0 %. Не смогли его самостоятельно оценить 3,0 % обследуемых, преимущественно студенты 1 -го курса обучения.

По данным анкетирования, только 59,7 % респондентов считали, что на учебных занятиях по физической культуре они получали знания, необходимые для организации самостоятельных спортивных тренировок и повышения эрудиции в сфере физической культуры, 27,7 % респондентов полагали, что получение таких знаний - редкость, а 12,6 % опрошенных убеждены, что вообще не получали никаких знаний для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере обучения в вузе уменьшалась (с 25,6 % до 16,7 %) доля обучающихся, которым были интересны учебные занятия по физической культуре. В вузовской учебной программе по физической культуре не уделялось должного внимания обучению навыкам самостоятельного проведения занятий, поэтому 94,7 % студентов указали на неумение планировать и проводить такую физкультурно-спортивную деятельность.

По-разному оценивали обучающиеся удовлетворенность социальными отношениями, сложившимися в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями: расширили круг общения и нашли новых друзей всего 10,8 % респондентов, самостоятельные занятия физическими упражнениями не влияли на отношения со сверстниками у 89,2 % обучающихся. Положительно отозвались об отношениях с преподавателями физической культуры в процессе самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в условиях ограничения жизнедеятельности только 30,8 % молодых людей, не удовлетворены общением с педагогами

26.4 % обучающихся, 24,0 % студентов отметили, что самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях пандемии COVID-19 помогли им наладить отношения в учебной группе.

Выборочные наблюдения показали, что показатели моторной плотности самостоятельных занятий по физической культуре у девушек первого курса в среднем составляли

47.5 %, юношей - 52,6 %. У юношей 2-го курса эти характеристики повысились до 54,5 %, а у девушек оставались на прежнем уровне - 47,3 %. У обучающихся 3-го и 4-го курсов по-

казатели моторной плотности самостоятельных занятий по физической культуре существенно снизились, особенно у девушек 4-го курса (40,7 %). Анализ результатов физкуль-турно-спортивной деятельности свидетельствовал, что у большинства студентов вуза не формируется мотивация к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

По нашим данным, повышению уровня двигательной активности обучающихся на самостоятельных занятиях физическими упражнениями способствовали следующие факторы: 1-2-й курсы - интересная программа занятий физическими упражнениями (38,1 %), получение удовольствия от двигательной активности (25,2 %); 3-4-й курсы - индивидуализация содержания самостоятельных занятий (32,7 %), музыкальное сопровождение занятий (23,6 %).

Педагогам часто (74,1 %) не удавалось реализовывать на занятиях по физической культуре в дистанционном формате запланированный учебный материал, потому что занимающиеся выполняли задания в основном без интереса, часто отвлекались и не всегда выполняли отдельные элементы физических упражнений. На таких занятиях физические упражнения выполняли в темпе группы только 74,6 % студентов 1-го курса, 61,5 % 2-го курса, 55,8 % 3-го курса, 44,7 % обучающихся 4-го курса.

Ожидания, связанные с занятиями по физической культуре в вузе в дистанционном формате, были полностью оправданы только у 25,0 % студентов, иногда оправданы у 66,4 % респондентов, никогда не оправдывались у 8,6 % обучающихся. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что ожидания большинства студентов часто не совпадали с содержанием самостоятельных занятий в дистанционном формате. Юноши предпочитали силовые упражнения, девушки - физические упражнения под музыку. Однако при проведении учебных занятий по физической культуре в дистанционном формате эти пожелания студентов часто педагогом не учитывались, а обучающиеся считали такие занятия неинтересными и были уверены в бесполезности предлагаемых преподавателем физических упражнений.

Анализ показал, что 87,5 % педагогов вуза по физической культуре считали, что педагогические указания занимающимся в процессе самостоятельных занятий должны носить директивный характер, 85,1 % преподавателей полагали, что они не могут отклониться от программного материала и заранее подготовленных заданий, даже несмотря на пожелания обучающихся. Просьбы занимающихся об использовании музыкального сопровождения преподаватели отвергали по разным причинам: отсутствие аппаратуры (56,4 %), отвлечение обучающихся от решения задач занятия (29,5 %).

Результаты исследования показали, что эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов вузов в дистанционном формате в основном низкая, это объясняется следующими причинами: недостаточный учет индивидуально-типологических особенностей занимающихся; слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы; низкий уровень сформированности культуры здоровья у молодых людей и здоровьесберегающей компетентности у педагогов физической культуры.

Вывод. Для повышения эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями у студенческой молодежи важно усилить их личностно-ориентированную направленность, сопряженно развивать физические способности и двигательные умения и навыки, активизировать взаимоотношения студентов и преподавателей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, использовать технологии контроля и самоконтроля проверки знаний.

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

Литература

1. Карпов, В.Ю. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субьектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.И. Сесёлкин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 56.

2. Кудинова, В.А. Система менеджмента качества в сфере физической культуры и спорта: монография / В.А. Кудинова. - Волгоград: ВГСХА, 2011. - 152 с.

3. Кудинова, В.А. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

4. Кудинова, В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 14- 16.

5. Логинов, С.И. Триада факторов риска здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии ковид-19 / С.И. Логинов, А.С. Снигирев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 67-69.

6. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2015. - 272 с.

References

1. Karpov V.Yu., Kudinova V.A., Seselkin A.I. et al. Monitoring effek-tivnosti razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v subyektakh Rossiyskoy

Federatsii [Monitoring the effectiveness of the development of physical culture and sports in the subjects of the Russian Federation]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 3. p. 56.

2. Kudinova V.A. Sistema menedzhmenta kachestva v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Quality management system in the field of physical culture and sports]. Volgograd: VGSHA publ., 2011. 152 p.

3. Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Boldov A.S. et al. Povysheniye kachestva uchebnogo protsessa po fizicheskoy kulture na osnove obucheniya tekhnike dvigatelnykh deystviy [Improving the quality of the educational process in physical culture on the basis of teaching the technique of motor actions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 7. pp. 61-63.

4. Kudinova V.A., Karpov,V.Yu., Kudinov A.A. et al. Effektivnost dey-atelnosti fizkulturnykh kadrov v subyektakh Rossiyskoy Federatsii [Efficiency of activity of physical culture personnel in the subjects of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 11. pp. 14-16.

5. Loginov S.I., Snigirev A.S. Triada faktorov riska zdorovya studentov v epokhu tsifrovizatsii obrazovaniya i pandemii kovid-19 [Triad of risk factors for students' health in the era of digitalization of education and the covid-19 pandemic]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. Physical culture: education, education, training. 2021. No.1. pp. 67-69.

6. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of physical culture and sports]. Textbook. Moscow: Akademiya publ., 2015. 272 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-МНОГОБОРЦЕВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Дубинин1 Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Зайцев1 Доктор педагогических наук В.Д. Кряжев2

1Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

УДК/UDC 796.015

Ключевые слова: скоростно-силовые способности, Optojump Next, семиборье, десятиборье, вертикальный прыжок противодвижением.

Введение. Легкоатлетическое десятиборье для мужчин и семиборье для женщин включают в себя ряд дисциплин скоростно-силового характера (бег, прыжки и метания), которые выполняются в течение двух дней. Это обстоятельство требует от спортсмена проявления комплекса скоростно-силовых двигательных способностей, которые нуждаются в точной оценке.

Цель исследования - определение различий в уровне скоростно-силовых способностей многоборцев разного уровня подготовленности.

Методика и организация исследования. В работе принимали участие: 21 девушка в возрасте 18-23 года (15 спортсменок массовых разрядов и шесть семиборок высокой квалификации (МС)); 19 молодых мужчин в возрасте 19-25 лет (10 спортсменов массовых разрядов и девять десятиборцев высокой квалификации (МС и МСМК). Уровень скоростно-силовых способностей оценивался на основе прыжковых тестов, выполняемых на одноблочной оптоэлектронной системе Opto jump Next (Microgate, Италия) [1].

Использовались два теста. Первый тест - прыжок «Counter Мovement Jump, Free Arms» (CMJ Free Arms) противодвижением - выпрыгивание вверх после опускания в полуприсед из исходного положения стоя, руки свободны. Определялись: время полета, высота подъема центра масс тела. Второй тест - «Stiffness test - семь подскоков». Выполнялись семь последовательных подскоков на двух ногах. Определя-

EVALUATION OF SPEED-STRENGTH ABILITIES OF ALL-AROUND ATHLETES OF DIFFERENT QUALIFICATIONS

PhD, Associate Professor G.V. Dubinin1 PhD, Associate Professor S.V. Zaitsev1 Dr. Hab. V.D. Kryazhev2

1Smolensk State University of Sports, Smolensk 2Federal Science Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

Поступила в редакцию 04.04.2022 г. лись параметры: время полета и опоры, высота прыжков, относительная мощность работы.

Результаты исследования и их обсуждение. В тесте (CMJ Free Arms) спортсмены высокой квалификации превосходят многоборцев массовых разрядов на 46,7 % (р<0,05) 56,7±1,55 см по сравнению с 38,64±2,54 см соответственно. Эта тенденция характерна и для спортсменок, превосходство составляет 31,9 % (р<0,05). В тесте «Stiffness» по относительной мощности работы спортсмены высокой квалификации превосходят спортсменов массовых разрядов на 45,6 % (р<0,05) 59,07±2,03 Вт/кг по сравнению с 41,14±2,93 Вт/кг соответственно. Высококвалифицированные семиборки превосходят в этом показателе на 53,5 % (р<0,05) спортсменок массовых разрядов 45,67±1,28 Вт/кг по сравнению с 29,76±2,02 Вт/кг соответственно. Корреляционный анализ выявил высокую степень взаимосвязи суммы очков в семиборье с высотой прыжка в тесте «CMJ Free Arms» (r=0,801) и средней с высотой подскока в тесте «Stiffness» (r=0,611).

Вывод. Оценка скоростно-силовых способностей у многоборцев с помощью системы Optojump Next по результатам тестов «CMJ Free Arms» и «Stiffness» позволяет оперативно выявлять уровень специальной физической подготовленности спортсменов разного уровня квалификации и может быть рекомендована для практического применения.

References

1. GlatthornJ.F., Gouge S., Nussbaumer S., Stauffacher S., Impellizzeri F.M., Maffiuletti N.A. (2011). Validity and reliability of Optojump photoelectric cells for estimating vertical jump height. J Strength Cond Res. 2011 Feb;25 (2):556-60. doi: 10.1519/JSC.0b013e3181ccb18d. PMID: 20647944.

Информация для связи с автором: Kryzev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.