Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорнов И.В., Антонова Э.Р., Титов А.Н.

Введение. В статье поднимается тема организации дистанционной формы обучения по дисциплине «Физическая культура». Обозначается актуальность данного вопроса, ставится задача максимально реализовать основные цели обучения физической культурой в условиях самоизоляции. Целью статьи является анализ информации по проведению занятий физической культурой в дистанционном формате, выявление наиболее острых проблем, связанных с реализацией данного обучения. Материалы и методы. В ходе исследования были предложены комплексы упражнений по физической культуре для самостоятельного освоения студентами. Занятия в виде дистанционной формы обучения проводились в течение 3-х месяцев, а затем произведена оценка уровня физической подготовленности студентов. Результаты. Проанализированы результаты упражнений и показателей, полученные от студентов в период самоизоляции, когда была реализована возможность применения дистанционной формы учебных занятий по физической культуре. Определены показатели, характеризующие эффективность самостоятельных занятий. Обсуждение. Определены основные плюсы и минусы дистанционной формы обучения физической культурой. Сделан акцент на недостаточной материальной, методической базе для качественной реализации данного вида обучения. Заключение. Делается вывод о том, что при всех плюсах и минусах дистанционная форма организации и проведения занятий по физический культуре не может заменить классическую форму занятий, в ходе которых преподаватель корректирует нагрузку и технику выполнения двигательных действий, а студент получает оптимизированную для него физическую нагрузку, своевременно корректируются ошибки в технике, что будет способствовать формированию физических качеств и необходимого объема умений и навыков. Основные положения: - поднимается вопрос о трудностях перехода на дистанционную систему образования; - на основе выполнения комплексов упражнений в период дистанционного обучения определена динамика показателей, влияющих на уровень физической подготовленности студентов; - определены плюсы и минусы дистанционной формы обучения физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагорнов И.В., Антонова Э.Р., Титов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE FORM OF CONDUCTING TRAINING SESSIONS ON PHYSICAL CULTURE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The article raises the topic of organizing distance learning in the discipline "Physical culture". The urgency of this issue is indicated, the task is set to maximally realize the main goals of teaching physical culture in conditions of self-isolation. The purpose of the article is to analyze information on conducting physical culture lessons in a distance format, to identify the most acute problems associated with the implementation of this training. Materials and methods. In the course of the research, complexes of physical culture exercises were proposed for independent mastering by students. Classes in the form of distance learning were held for 3 months, and then the assessment of the level of physical fitness of students was carried out. Results. The results of exercises and indicators obtained from students during the period of self-isolation, when the possibility of using the distance form of physical education lessons were realized, were analyzed. The indicators characterizing the effectiveness of self-study have been determined. Discussion. The main advantages and disadvantages of distance learning by physical culture have been determined. The emphasis is made on the insufficient material, methodological base for the high-quality implementation of this type of education. Conclusion. It is concluded that with all the pros and cons, the remote form of organizing and conducting physical education classes cannot replace the classical form of classes, during which the teacher corrects the load and the technique of performing motor actions, and the student receives an optimized one. physical activity for him, mistakes in technique are timely corrected, which will contribute to the education of physical qualities and the formation of the necessary volume of skills. Highlights: The question is raised about the difficulties of transition to a distance education system; On the basis of performing complexes of exercises during the period of distance learning, the dynamics of indicators influencing the level of physical fitness of students was determined; The pros and cons of distance learning by physical culture have been identified.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

«о

о

£ £

а

«о

о ж о

«о

о

ж ^

го £

и;

DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.006

УДК 37.032 ББК 74.00

И. В. Нагорнов1, Э. Р. Антонова2, А. Н. Титов3

:ORCID № 0000-0001-5321-4131 Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: nagornoviv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-0601-8263 Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: antonovaer@cspu.ru

3ORCID № № 0000-0001-9672-0616 Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: titovan@cspu.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Введение. В статье поднимается тема организации дистанционной формы обучения по дисциплине «Физическая культура». Обозначается актуальность данного вопроса, ставится задача максимально реализовать основные цели обучения физической культурой в условиях самоизоляции. Целью статьи является анализ информации по проведению занятий физической культурой в дистанционном формате, выявление наиболее острых проблем, связанных с реализацией данного обучения.

ж

г) Материалы и методы. В ходе исследования были предло-

жены комплексы упражнений по физической культуре для самостоятельного освоения студентами. Занятия в виде дистанционной формы обучения проводились в течение 3-х месяцев, а затем произ-

^ ведена оценка уровня физической подготовленности студентов.

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2, 2021_

Результаты. Проанализированы результаты упражнений и показателей, полученные от студентов в период самоизоляции, когда была реализована возможность применения дистанционной формы учебных занятий по физической культуре. Определены показатели, характеризующие эффективность самостоятельных занятий.

Обсуждение. Определены основные плюсы и минусы дистанционной формы обучения физической культурой. Сделан акцент на недостаточной материальной, методической базе для качественной реализации данного вида обучения.

Заключение. Делается вывод о том, что при всех плюсах и минусах дистанционная форма организации и проведения занятий по физический культуре не может заменить классическую форму занятий, в ходе которых преподаватель корректирует нагрузку и технику выполнения двигательных действий, а студент получает оптимизи- ^ рованную для него физическую нагрузку, своевременно корректируются ошибки в технике, что будет способствовать формированию физических качеств и необходимого объема умений и навыков.

Ключевые слова: дистанционное обучение; студенты педагогического вуза; физическое развитие; здоровый образ жизни.

Основные положения:

- поднимается вопрос о трудностях перехода на дистанционную систему образования;

- на основе выполнения комплексов упражнений в период дистанционного обучения определена динамика показателей, влияющих на уровень физической подготовленности студентов;

- определены плюсы и минусы дистанционной формы обучения физической культурой.

£

о S а ж -к к о ж ж

3

о й д

е ж

к

So ^

й ж

о*

X з а

к й я о

Ф

X

ч й

с

к о

й

I

о*

з з

й

№ я

1 Введение (Introduction)

Уровень физической подготовленности у студентов в про- а цессе обучения снижается. Это связано с тем, что учебным планом

8

о

к ч

предусмотрено недостаточное количество часов на дисциплину О

к

о

«Физическая культура» [1]. Кроме того, сегодня мы вынуждены переходить на дистанционное образование, что еще больше обострит

з й

«о

о

s £

а

«о

о

ж

о

£

ж

«о

о

ж

жзо

г

£

И5

и без того неидеальные показатели физического развития молодежи. Наиболее актуально сегодня стоит вопрос дистанционного образования. В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией приходится подстраиваться под новые реалии. Возникает необходимость разрабатывать новые планы занятий, менять структуру урока, искать иные способы организации и реализации учебного процесса. Еще долгое время основным правилом будет минимизировать контакты между студентами, преподавателями с целью снижения риска заражения короновирусной инфекцией. Для решения данной задачи наиболее безопасной формой проведения занятий по физической культуре является дистанционное обучение. Однако встает вопрос, как правильно организовать дистанционную форму обучения по физической культуре, какой вид самостоятельной работы будет наиболее понятен студенту, как максимально реализовать основные цели обучения физической культурой в условиях самоизоляции. Для ответа на данные вопросы необходимо провести исследование, с помощью которого удастся понять, каким образом наиболее продуктивно организовать дистант-занятия и как это отразится на физической форме студентов.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В ходе исследования были предложены комплексы упражнений по физической культуре для самостоятельного освоения студентами из учебно-практического пособия И. В. Нагорнова «Домашние задания по физической культуре». Данный сборник содержит иллюстрации к каждому упражнению, в связи с чем студентам понятна техника выполнения заданий. Также в пособие структурированы упражнения на различные группы мышц, что

^ позволяет преподавателю выбрать наиболее подходящий вариант с) для конкретного занятия. Студентам предлагалось выполнить комплексы упражнений и заполнить «Дневник самонаблюдения», где отражались различные параметры: рост, вес, индекс Руфье, сведения о частоте сердечных сокращений, информация об общем самочувствие и прочее.

Вестжик Южжо-Уральского государствежжого гумажитаржо-педагогического уживерситета, № 2, 2021_

В исследовании приняли участие 90 студентов 1,2 курса ЮУрГГПУ. Занятия в виде дистанционной формы обучения проводились в период с 23.03.2020 по 27.06.2020 г. 3 Результаты (Results)

В результате исследования проведен анализ показателей, отправленных преподавателю из «Дневника самонаблюдения» и выявлено, что индекс Руфье к концу дистанционной формы обучения у большинства студентов изменился в большую сторону

Индекс Руфье применяется для оценки функционального состояния системы кровообращения у спортсменов. В ее основе ле-

S

жит количественная реакция пульса на кратковременную нагрузку §

-к к

о §

§

и скорость его срочного восстановления. Методика: у испытуемого после 5 минут пребывания сидя измеряется ЧСС в течение 15 секунд (показатель Р 1), затем он выполняет 30 приседаний за 30 секунд и снова определяется ЧСС за 15 секунд (показатель Р 2) и после тридцатисекундного отдыха, то есть в последние 15 секунд первой минуты восстановления, производят третий подсчет ЧСС (показатель ж

3

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о S д

я

Р 3). Индекс определяется по формуле 4 * (Р1+Р2+Р3) — 200 /10 и V

л

оценивается у лиц старше 15 лет как 0-3 — отлично, 4-6 — средне, ж1

а

7-10 — удовлетворительно, выше 10 — слабо, выше 15 — признаки серьезной сердечной недостаточности.

Данные показатели говорят о недостаточной эффективности физических упражнений, проводимых студентами самостоятельно, ж

о низком самоконтроле и самодисциплине, неверно распределен- §

0

ной нагрузке, что в целом показывает смещение весов в сторону §

1

о* |

№ № а

проведения занятий по физической культуре в стандартной, более привычной форме, нежели в дистанционном формате. 4 Обсуждение (Discussion)

Имея опыт реализации данной формы обучения в период &

§

самоизоляции, мы столкнулись с рядом проблем и трудностей: S

весьма неясен контроль за условиями, в которых занимается £

„ §

студент, за техникой выполнения заданий, за результативностью упражнений; 8

«о

о

£ £

а

«о

о ж о £ ж

о

со о ж

го £

сц

- при классической системе проведения занятий, у преподавателя есть возможность взаимодействовать со студентами - корректировать метод выполнения упражнений, нагрузку, следить за соблюдением техники безопасности, изменять скоростные и амплитудные режимы заданий. При дистанционной системе обучения эти аспекты невозможно проконтролировать, а значит ставится под сомнение результативность занятий физической культурой;

- проблематичность доведения заданий до студентов, при классической форме обучения есть возможность демонстрации упражнений, решения каких-то проблем, связанных с выполнением того или иного задания «на месте», при дистанционной же форме, студентам приходится рассчитывать на те умения и навыки, которые они приобрели ранее;

- отсутствие должного уровня усвоения преподавательским составом программного обеспечения, с помощью которого реализовано дистанционное обучение [2]. Вынужденные условия карантина, связанная с этим перестройка организации и проведения практических занятий физической культуры в дистанционном формате побуждает глубже погрузиться в вопросы использования электронных форм обучения, так как критическая ситуация не снимает с преподавателя ответственности за конечный результат обучения [3];

- отсутствие стабильного интернет-подключения в некоторых районах проживания студентов;

- стрессовые ситуации, возникающие у студентов в условиях самоизоляции.

Среди плюсов дистанционной формы обучения дисциплине «физическая культура» можно выделить следующие:

^ - гибкий график. Студенты сами выбирают временной про-

межуток, когда лучше и эффективнее заниматься [4]. Кто-то для физической активности выбирает утренние часы, а кто-то с помощью двигательных упражнений приводит себя в порядок после трудного дня, кому-то для крепкого сна нужна вечерняя физическая ^ разрядка. Обучаясь дистанционно, учащийся не ограничен про-

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 2, 2021_

странственными и временными рамками - имеет возможность заниматься, не выходя из дома, по персональному расписанию [5];

- тренировки в удобной и привычной атмосфере. Студенты могут выбрать место занятий самостоятельно - при этом в привычной атмосфере, занятия физической культурой ограничиваются спортивным залом или лесопарковой зоной. При дистанционной системе есть возможность заниматься где угодно — дома, на балконе, на улице, в парке и так далее;

- технологичность. Во время дистанционного обучения используются одни из самых новых, современных технологий, параллельно с чем приобретаются навыки, которые будут полезны в будущем. Студенты делились друг с другом впечатлениями об открытии для себя новых спортивных приложений, кто-то приобрел новые спортивные гаджеты, спортинвентарь. Все это свидетельствует об интересе студентов к освоению спортивных дисциплин самостоятельно, что положительно влияет на здоровый образ жизни студентов и способствует их физическому развитию. ж

I

5 Заключение (Conclusion) ч

л

Современная эпидемиологическая ситуация в мире и в нашей ж1 стране внесла определенные изменения в систему образования и единственным способом защиты от распространения коронавирус-ной инфекции стал переход на удаленный режим работы [6]. При всех плюсах и минусах дистанционная форма организации и прове- и дения занятий по физический культуре не может заменить классическую форму занятий, в ходе которой преподаватель корректирует

О

о S а ж -к s о

ж ж

3

о S д

s л

S

о «

о Kl

нагрузку и технику выполнения двигательных действий, а студент <3

получает оптимизированную для него физическую нагрузку, своевременно корректируются ошибки в технике, что способствует формированию физических качеств и необходимого объема умений и С навыков. Однако как одна из форм организации занятий дистанционная форма будет полезна для преподавателей, так как способствует освоению компьютера и планшета, программного обеспечения необходимого для дистанционной формы занятий, поиску наиболее ин-

R

О К

„о

hq

тересной и, следовательно, эффективной подготовки студентов и доставки им информации по предмету.

У педагогов бытует мнение, что физическую культуру невозможно преподавать дистанционно и все, связанное с цифровизацией области, воспринимается специалистами спортивной сферы настороженно, с опаской подмены реальной двигательной деятельности имитацией [7]. Поиск новых форм преподавания дисциплин по физической культуре позволит повысить эффективность занятий и добиться решения поставленных задач в сложившихся, порой достаточно непростых условиях.

Библиографический список

1. Нагорнов И. В., Сарайкин Д. А., Титов А. Н., Шкляев В. В. Домашнее задание по физической культуре как фактор повышения самостоятельной работы студентов вузов // Вестник ЮУрГГПУ 2020. № 1 (154). С. 154-163.

2. Артамонов А. Б. Проблематика организации дистанционной формы занятий элективными дисциплинами по физической культуре и спорту // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 9-12.

3. Крамской С. И., Жован Г. Ф., Ковалева М. В. Дистанционная форма проведения учебных занятий по физической культуре в вузе / // Культура физическая и здоровье. 2020. № 3 (75). С. 50-53. DOI 10.47438/1999-3455_2020_3_50.

4. Тюпенькова Г. Е., Желязков М. Д. Физическое воспитание во время дистанционного обучения // Заметки ученого. 2020. № 11. С. 296-299.

5. Щенкова И. П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-3. С. 190-193.

6. Маркова О. А., Величко Т. И., Цыганенко О. С. Мониторинг уровня физической подготовленности студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана в условиях дистанционного обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 2(192). С. 164-168.

7. Козина Ж. Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Калининградский вестник образования. 2020. № 2. С. 28-34.

I. V. Nagornov1, E. R. Antonova2, A. N. Titov3

^ 1ORCID No. 0000-0001-5321-4131

^ Senior Lecturer at the Department of Physical

Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

o

5

^ E-mail: nagornoviv@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0003-0601-8263 ^ Senior Lecturer at the Department of Physical

Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: antonovaer@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-9672-0616 Senior Lecturer at the Department of Physical Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: titovan@cspu.ru

DISTANCE FORM OF CONDUCTING TRAINING SESSIONS ON PHYSICAL CULTURE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article raises the topic of organizing distance learning in the discipline "Physical culture". The urgency SS of this issue is indicated, the task is set to maximally realize the c

3

main goals of teaching physical culture in conditions of self-isolation.

The purpose of the article is to analyze information on conducting physical culture lessons in a distance format, to identify the most acute problems associated with the implementation of this training.

Materials and methods. In the course of the research, com- S plexes of physical culture exercises were proposed for independent

mastering by students. Classes in the form of distance learning

n

were held for 3 months, and then the assessment of the level of p

IT

c'

a

physical fitness of students was carried out.

Results. The results of exercises and indicators obtained from students during the period of self-isolation, when the possibility of using the distance form of physical education lessons

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ft c o n

is

c

T

t ^

p

ft n

a

were realized, were analyzed. The indicators characterizing the J

t

T

a

effectiveness of self-study have been determined.

Discussion. The main advantages and disadvantages of distance learning by physical culture have been determined. The s emphasis is made on the insufficient material, methodological base for the high-quality implementation of this type of education. ^

R >

O

R ,g

R

hq

o

5

0

1

Conclusion. It is concluded that with all the pros and cons, the remote form of organizing and conducting physical education classes cannot replace the classical form of classes, during which the teacher corrects the load and the technique of performing motor actions, and the student receives an optimized one. physical activity for him, mistakes in technique are timely corrected, which will contribute to the education of physical qualities and the formation of the necessary volume of skills.

Keywords: Distance learning; Students of a pedagogical university; Physical development; Healthy lifestyle.

Highlights:

The question is raised about the difficulties of transition to a distance education system;

On the basis of performing complexes of exercises during the period of distance learning, the dynamics of indicators influencing the level of physical fitness of students was determined;

The pros and cons of distance learning by physical culture have been identified.

References

1. Nagornov I.V., Saraykin D.A., Titov A N. & Shklyaev V.V. (2020), Domashneye zadaniye po fizicheskoy kul'ture kak faktor povysheniya sa-mostoyatel'noy raboty studentov vuzov [Homework on physical culture as a factor of increasing the independent work of university students], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta, 1 (154), 54-163. (In Russian).

2. Artamonov, A. B. (2020), Problematika organizatsii distantsionnoy formy zanyatsi electivnymi disciplinami po fizicheskoy kultury i sportu [Problems of the organization of distance learning in elective disciplines in physical culture and sport], Voprosypedagogiki, 8-2, pp. 9-12. (In Russian).

3. Kramskoy S.I., Zhovan G.F. & Kovaleva M.V. (2020), Dis-tantsionnaya forma provedeniya uchebnykh zanyatiy po fizicheskoy kul'ture v vuze [Distance form of conducting training sessions on physical culture in high school], Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye, 3 (75), pp. 50-53. DOI: 10.47438/1999-3455_2020_3_50. (In Russian).

4. Tyupenkova G.E. & Zhelyazkov M.D. (2020), Fizicheskoye vospi-taniye vo vremya di-stantsionnogo obucheniya [Physical education during distance learning], Zametki uchenogo, 11, pp. 296-299. (In Russian).

5. Shenkova I.P. (2020), Problemy distantsionnogo obucheniya po distsipline "Fizicheskaya kul'tura" [The problem of distance learning in the discipline of "Physical culture"], Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, 5-3, pp. 190-193. (In Russian).

6. Markova O.A., Velichko T.I. & Tsyganenko O.S. (2021), Monitoring urovnya fizicheskoy podgotovlennosti studentov Moskov-skogo gosudar-stvennogo tekhnicheskogo universiteta im. N. E. Baumana v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Monitoring the level of physical fitness of students of the Bauman Moscow State Technical University in the conditions of distance learning], Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2 (192), pp. 164-168. (In Russian).

7. Kozina Z.G. (2020), Distantsionnaya fizicheskaya kul'tura: mif ili real'nost' [Distance Physical education is a myth or reality], Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya, 2, pp. 28-34. (In Russian).

R>

S

c ft

3

ft c

0

S

c

c

1 g

s

g

ftft ft

o

S s

0

S

1

2 o

a

«I p

ft

R>

S

g

I o

a

1

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.