Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
154
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мирзеханова З.Г.

Рассматриваются отдельные проблемы формирования и эффективной реализации задач региональной экологической политики. Показано, что ряд проблем закладывается еще на стадии создания экологических программ регионов - документов, призванных отражать специфику территории в решении наиболее значимых задач в сфере охраны окружающей среды. Они связаны, в частности, с отсутствием координации экологических программ со стратегическими планами развития регионов, унифицированностью и избирательностью используемых показателей и др. Результаты исследования получены в процессе анализа нормативных документов в области экологической политики России и субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), данных Росстата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF REGIONAL ENVIRONMENTAL POLICY: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The author considers separate problems of formation and effective implementation of regional environmental policy. It is shown that a number of problems are laid at the stage of elaborating environmental regional programs - the documents designed to reflect the specifics of the territory in solving the most significant environmental protection tasks. The problems are connected, in particular, with the lack of environmental programs coordination with strategic plans for the development of regions, and with uniformity and selectivity of the indicators used, etc. The research deals with the study of regulatory documents in the environmental policy of the Russian Federation and of the Far Eastern Federal District subjects (Far Eastern Federal District), with the Rosstat data study, that would allow effective results in this field.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 42-45. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-3-42-45

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья УДК 502:323(571.6)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

З.Г. Мирзеханова Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, ул. Дикопольцева 56, г. Хабаровск, 680000, e-mail: lorp@ivep.as.khb.ru

Рассматриваются отдельные проблемы формирования и эффективной реализации задач региональной экологической политики. Показано, что ряд проблем закладывается еще на стадии создания экологических программ регионов - документов, призванных отражать специфику территории в решении наиболее значимых задач в сфере охраны окружающей среды. Они связаны, в частности, с отсутствием координации экологических программ со стратегическими планами развития регионов, унифицированностью и избирательностью используемых показателей и др. Результаты исследования получены в процессе анализа нормативных документов в области экологической политики России и субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), данных Росстата.

Ключевые слова: экологическая политика, контент-анализ, экологическая программа, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, Дальний Восток России, экологические индикаторы.

Образец цитирования: Мирзеханова З.Г. Эффективность региональной экологической политики: проблемы реализации // Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 42-45. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-253-42-45

Убеждение в том, что природоохранная тематика сможет объединить «самые разные - по ценностям, моделям политического и экономического развития, развитости экономики, внешнеполитической ориентации - страны и наладить между ними диалог и сотрудничество даже в том случае, если их отношения друг с другом в целом носят недружественный характер» [9, с. 14], не утратило силу, несмотря на очень сложную политическую и экономическую ситуацию в мире. Экологические угрозы не стали менее значимыми, и все так же ждут своего решения накопившиеся в различных странах экологические проблемы. Стратегические и тактические основы их преодоления в нашей стране отражены в многочисленных нормативно-правовых документах развития России. В них декларируется, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются

© Мирзеханова З.Г., 2022

приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Возглавляет систему законодательства в сфере экологии закон «Об охране окружающей среды», другие законы не должны ему противоречить. Его выполнение обеспечивается Государственной программой РФ «Охрана окружающей среды» [3]. Она представляет собой план реализации национальной экологической политики в долгосрочной перспективе. Ее эффективность связана с успехами выполнения задач, обозначенных в программах развития субъектов РФ (региональная экологическая политика (РЭП)) и отраслей экономики (отраслевая экологическая политика).

Экологическая политика регионов России осуществляется через соответствующие программы. Они выражают политику государства и конкретного региона в обеспечении защиты окружа-

ющей среды, представляя собой региональные стратегии, которые концентрируют наиболее приоритетные цели в области экологии.

С определенной периодичностью экологические программы обновляются, исходя из современных мировых и национальных требований, складывающейся текущей ситуации в стране и регионах, возможностей использования инновационных решений и др. Экологические программы всех субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2019-2020 гг. были обновлены с корректировкой трендов развития и индикаторов отслеживания результативности.

Подводя итоги завершенных программ по запланированным результатам на территории округа, исследователи единодушны в выводах: количественные показатели социального и экономического содержания не достигнуты, экологические результаты не соответствуют ожидаемому уровню значений [1, 6, 7]. Причин сложившейся ситуации много. В отношении экологических программ значительная доля условий, объясняющих их низкую результативность, как показали наши исследования, закладывается еще на стадии формирования программ. Причины неуспеха, оставаясь за рамками внимания детального анализа, повторяются, результативность выполнения задач оставляет желать лучшего. Мы проанализировали некоторые факторы неуспеха завершенных программ и особенности формирования новых экологических документов в контексте возможных неудач в достижении поставленных целей [7, 8].

Основные причины можно объединить в группы:

Первая показывает отношение к решению экологических проблем в регионах при формировании перспективных планов развития. Практически во всех социально-экономических программах дальневосточных регионов отсутствуют показатели, раскрывающие экологическую эффективность/неэффективность запланированных мероприятий, что свидетельствует об игнорировании значимости природоохранного фактора в достижении намеченных целей [4, 5, 7, 10].

Вторая группа объединяет причины, связанные с использованием применяемых показателей, их согласованностью с экономическими показателями и между собой, содержательным наполнением блока используемых индикаторов. Они (причины) кроются в качественном и количественном аспекте измерения достигаемых целей, стоимостном выражении эффективности проводимых мероприятий и отсутствии результативности получен-

ного от их выполнения эффекта [7, 10].

Третья группа причин свидетельствует о слабой проработанности регионального блока запланированных мероприятий, которые требуют более точной их привязки к конкретным полномочиям, расходным обязательствам, объектам финансирования с адресной степенью ответственности за конечный результат [2, 7]. «Как показывает практика, в большинстве случаев на региональном уровне происходит прямое заимствование и копирование федерального опыта. Этот перенос большей частью носит формальный характер» [2, с. 51].

Четвертая группа причин, объясняющая неудачи в достижении запланированных целей в природоохранной области, связана с некоторой небрежностью, сопровождающей процесс формирования программ по отношению к их содержанию: вольность в использовании терминологического аппарата, разночтения в названии программ и подпрограмм, некорректность применяемых отдельных показателей и др. [8].

Таким образом, результативность региональной политики во многом зависит от качества проработки социально-экономических и экологических стратегий развития территорий. Экологическая составляющая отражена в РЭП и реализуется через выполнение задач в соответствующих программах. Эффективность РЭП зависит от согласованности экологических программ с экономическими целями развития территории и наличия в них экологических показателей, в том числе регионального характера.

Спектр причин, объясняющих недостаточную эффективность выполнения запланированных в экологических программах задач, обширен. Но главная причина заключается в отсутствии экономического результата в достижении экологических целей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аганбегян А.Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 3. С. 165-187. DOI: 10.14530/se.2019.3.165-187.

2. Бородин А.И., Киселева Н.Н., Шаш Н.Н. Оценка эффективности региональных экологических программ // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2011. № 4. С. 49-62.

3. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (с изменениями, внесенными Постановле-

нием Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 507). URL: https://www. mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_programmy/ gosudarstvennaya_programma_rossiyskoy_ federatsii_okhrana_okruzhayushchey_sredy_s_ izmeneniyami_vnesen/ (дата обращения: 14.05.2021).

4. Илинбаева Е.А. Оценка результативности стратегий развития субъектов федерации на основе учета экологического компонента: дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2016. 241 с.

5. Илинбаева Е.А. Методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития на уровне субъектов федерации с учетом экологической составляющей // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 3. C. 108-122.

6. Минакир П.А. «Программная» экономика: Дальний Восток // Пространственная экономика. 2019. Т.15. № 2. С. 7-16. DOI: 10.14530/ se.2019.2.007-016

7. Мирзеханова З.Г., Кольцова А.А. Экологические программы регионов ДФО: контент-анализ соответствия национальным стратегическим целям // Материалы XVI Совещания географов Сибири и Дальнего Востока. Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2021. С. 52-56.

8. Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зеленой» трансформации мировой экономики и политики: доклад по итогам серии ситуационных анализов. М.: Международные отношения, 2021. 97 с.

9. Шкиперова Г.Т. Экологическая политика как инструмент согласования интересов экономического развития и экологической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12, вып. 6. С. 97-110.

10. Mirzekhanova Z.G. Regional Environmental Programs: Problems of Implementation // Geography and natural resources. Vol. 42, N 2. 2021. P. 9910. DOI: 10.1134/S1875372821020098

REFERENCES:

1. Aganbegyan A.G. Development of the Far East: a National Program in the Context of National Projects. Prostranstvennaya ekonomika, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 165-187. DOI: 10.14530/ se.2019.3.165-187 (In Russ.).

2. Borodin A.I., Kiselyova N.N., Shash N.N. Assessment of the Regional Environmental Programs Efficiency. Akademiya byudzheta i kaznacheistva Minfma Rossii. Finansovyi zhurnal, 2011, no. 4, pp. 49-62 (In Russ.).

3. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Fed-eratsii «Okhrana okruzhayushchei sredy» (s izmeneniyami, vnesennymi Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31.03.2021 № 507) (The State Program of the Russian Federation «Environmental Protection» (as amended by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.03.2021 no. 507)). Available at: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstven-nye_programmy/gosudarstvennaya_programma_ rossiyskoy_federatsii_okhrana_okruzhayush-chey_sredy_s_izmeneniyami_vnesen/ (accessed: 14.05.2021). (In Russ.).

4. Ilinbaewa E.A. Assessment of the effectiveness of the development strategies of the subjects of the Federation based on the consideration of the environmental component. Dissertation of cand. Sci. (economic). Ekaterinburg, 2016. 241 p. (In Russ).

5. Ilinbaewa E.A. Technique Of The Assessment Of Productivity Of The State Strategic Planning Of Socio-Economic Development At The Level Of Subjects Of Federation Taking Into Account The Ecological Component. Korporativnoe upravle-nie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel 'skogo tsentra kor-porativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2015, no. 3, pp. 108-122. (In Russ).

6. Minakir P.A. «Program» Economy: The Far East. Prostranstvennaya ekonomika, 2019, vol.15, no. 2, pp. 7-16. DOI: 10.14530/se.2019.2.007-016 (In Russ.).

7. Mirzekhanova Z.G., Kol'tsova A.A. Environmental programs of the Far Eastern Federal District regions: content analysis of compliance with national strategic goals, in Materialy XVI Sovesh-chaniya geografov Sibiri i Dal'nego Vostoka (Materials of the XVI Meeting of Geographers of Siberia and the Far East). Vladivostok: TIG FEB RAS, 2021, pp. 52-56. (In Russ.).

8. Povorot k prirode: novaya ekologicheskaya poli-tika Rossii v usloviyakh «zelenoi» transformatsii mirovoi ekonomiki i politiki: doklad po itogam serii situatsionnykh analizov (Turning to Nature: Russia's New environmental Policy in the context of the «green» transformation of the world econo-

my and politics: a report on the results of a series of situational analyses). Moscow: Mezhdunarod-nye otnosheniya Publ., 2021. 97 p. (In Russ.).

9. Shkiperova G.T. Environmental Policy as a Mechanism to Correlate Interests of Economic Development and Economic Security // Natsion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2016, vol. 12, no. 6. pp. 97-110. (In Russ.).

10. Mirzekhanova Z.G. Regional Environmental Programs: Problems of Implementation. Geography and natural resources, 2021, vol. 42, no. 2, pp. 99-10. DOI: 10.1134/S1875372821020098

EFFECTIVENESS OF REGIONAL ENVIRONMENTAL POLICY: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Z.G. Mirzekhanova

The author considers separate problems of formation and effective implementation of regional environmental policy. It is shown that a number ofproblems are laid at the stage of elaborating environmental regional programs - the documents designed to reflect the specifics of the territory in solving the most significant environmental protection tasks. The problems are connected, in particular, with the lack of environmental programs coordination with strategic plans for the development of regions, and with uniformity and selectivity of the indicators used, etc. The research deals with the study of regulatory documents in the environmental policy of the Russian Federation and of the Far Eastern Federal District subjects (Far Eastern Federal District), with the Rosstat data study, that would allow effective results in this field.

Keywords: environmental policy, content analysis, environmental program, environmental protection, environmental safety, Russian Far East, environmental indicators.

Reference: Mirzekhanova Z.G. Effectiveness of regional environmental policy: problems of implementation. Regional'nyeproblemy, 2022, vol. 25, no. 3, pp. 42-45. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-42-45

Поступила в редакцию 31.03.2022 Принята к публикации 15.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.