Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРИЧИНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мирзеханова З.Г.

На примере Хабаровского края представлен краткий анализ отдельных причин, затрудняющих выполнение задач, обозначенных в региональной экологической программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ENVIRONMENTAL PROGRAMS: SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION EFFICIENCY (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK TERRITORY)

On the example of the Khabarovsk Territory, the author gives a brief analysis of some reasons that make it difficult to perform the tasks indicated in the regional environmental program.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 34-38. DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-34-38

УДК 502.13(571.620)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

З.Г. Мирзеханова Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, ул. Дикопольцева 56, г. Хабаровск, 680000, e-mail: lorp@ivep.as.khb.ru

На примере Хабаровского края представлен краткий анализ отдельных причин, затрудняющих выполнение задач, обозначенных в региональной экологической программе.

Ключевые слова: экологическая программа, стратегическое планирование, результаты, причины.

Образец цитирования: Мирзеханова З.Г. Региональные экологические программы: некоторые проблемы эффективности реализации (на примере Хабаровского края) // Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 34-38. DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-34-38.

Казалось бы, не так давно активно обсуждалась программа стратегического развития регионов России «Стратегия 2020». Потом она была откорректирована до 2025 года, сегодня в проекте программа до 2035 года. Программы разрабатываются в рамках федерального закона №172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6]. Решение региональных проблем в сфере охраны окружающей среды возложено на экологические программы, представляющие собой стратегическую и тактическую основу проводимой на той или иной территории региональной экологической политики (РЭП).

Понятие «региональная экологическая политика» объединяет три важнейших начала, определяющих экологическую основу развития территории:

региональная специфика, современные экологические требования и политика - система мер, учитывающих эту специфику и требования [5]. Эти составляющие должны быть гармонично взаимоувязаны и отражать региональные интересы населения конкретных территорий, что не всегда удается сделать. Более того, как показывает практика, сложности возникают и с выполнением задач, задекларированных в экологических программах, как с позиции достижения целевых индикаторов, так и обозначенных задач.

2020 год - год подведения итогов, окончательных в рамках «Стратегии 2020», рубежных в рамках выполнения задач, задекларированных в планах до 2025 года. Предварительные оценки имеющихся результатов преимущественно неутешительные. Ана-

лиз выполнения задач, обозначенных в действующих в нашей стране программах в сфере экологии и рационального природопользования, свидетельствует о том, что ни по одной из программ не достигнут ожидаемый уровень значений [1, 8]. Расхождение реальных показателей социально-экономического развития регионов российского Дальнего Востока (РДВ) и Забайкалья с заявленными в одноименной программе показано в работах ведущих экономистов [1, 5 и др.]. Ситуация с выполнением экологических задач для многих регионов РДВ также далеко не оптимистична [7].

Причин складывающегося положения много, на примере Хабаровского края рассмотрим некоторые из них, влияющие на результативность выполнения экологической программы. Это:

1 - разобщенность целевых установок в действующих региональных программах;

2 - отсутствие методической основы для выполнения некоторых задекларированных в программе задач;

3 - слабая представительность непосредственно региональных показателей.

1. Стратегическое планирование в крае осуществляется на основе регулирующих нормативно-правовых актов субъекта, таких как [3, 7, 9]:

- Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2020 года и в последующем до 2025 года;

- План мероприятий («Дорожная карта») по внедрению положений федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в

Российской Федерации»;

- Государственная программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае»;

- Государственная программа «Инновационное развитие и модернизации экономики Хабаровского края».

Каждая программа, имея собственную целевую установку, не имеет связи с другими, не предусматривает достижение целей в контексте требований мировых моделей развития. Это накладывает отпечаток на выполнение запланированных задач не только каждой из них, но и улучшения ситуации в регионе в целом.

2. Целью государственной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае» является улучшение экологической ситуации в крае. Среди задач - снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, формирование экологической культуры населения. Ни в содержании программы, ни в показателях не отражено, каким образом будет проводиться охрана ландшафтов и в чем суть ландшафтного разнообразия. В программе оно ассоциируется с долей площади территории Хабаровского края, занятой ООПТ всех уровней, что методически ошибочно.

3. Анализируя содержательное наполнение всего комплекса используемых в программе экологических показателей, следует отметить, что изменение экологической ситуации в крае отслеживается по унифицированным индикаторам. Собственно региональ-

ных показателей, отражающих специфику конкретной территории, - 20%.

Исправление положения необычайно важно в связи с необходимостью регионального стратегического планирования на период до 2035 года («Стра-тегия-2035»). Вызывает опасение традиционное игнорирование экологизации деятельности в региональных планах развития. Кроме того, необходимо позаботиться, чтобы территориальные стратегии соответствовали прогрессивным требованиям мирового развития.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аганбегян А.Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 3. С. 165-187. DOI: 10.14530/se.2019.3.165-187.

2. Анализ выполнения задач государственной политики в области экологического развития и соответствующих Поручений Президента Российской Федерации. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. 54 с.

3. Государственная программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. №2 212). URL: https://base.garantru>25698594/ (дата обращения: 02.02.2019).

4. Минакир П.А. «Программная» экономика: Дальний Восток // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 2. С. 7-16. DOI: 10.14530/ se.2019.2.007-016.

5. Мирзеханова З.Г. Региональная экологическая политика: содержание и индикаторы реализации отдельных направлений // Вестник ДВО РАН. 2014. № 3 (175). С. 77-85.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации. ФЗ от 28 июня 2014 № 172-ФЗ // Президент России. URL: www.kremlin.ru/ acts/bank/38630 (дата обращения: 20.02.2019).

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №№ 308 (ред. от 31.08.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. URL: https://www. dfo.gov.ru/index.php?id=80 (дата обращения: 02.02.2019).

8. Потравный И.М., Яшалова Н.Н., Гассий В.В., Чавез Ф.К.Й. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 3. С. 806-821 DOI: 10.17059/2019-3-14.

9. Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. № 758-рп; Государственная программа Хабаровского края «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической без-

опасности в Хабаровском крае» (с изменениями на 30 декабря 2016 года). URL: https://minfin.khabkrai. га/.. ./0храна%20окружающей%20 среды%20и%20обеспече (дата обращения: 02.02.2019).

10.Черенцова А.А., Гладун И.В. О выполнении некоторых целевых показателей стратегии экологического развития Хабаровского края // Природные ресурсы и экология Дальневосточного региона: материалы II междунар. науч.-практ. форума. Хабаровск: ТОГУ, 2017. Вып. 2. С.134-138.

REFERENCES:

1. Aganbegyan A.G. Development of the Far East: A National Program in the Context of National Projects. Prostran-stvennaya ekonomika, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 165-187. DOI: 10.14530/ se.2019.3.165-187. (In Russ.).

2. Analiz vypolneniya zadach gosudarst-vennoi politiki v oblasti ekologichesk-ogo razvitiya i sootvetstvuyushchikh Poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Fed-eratsii (Analysis of the implementation of the tasks of the state policy in the field of environmental development and the corresponding Instructions of the President of the Russian Federation). Moscow: World Wildlife Fund (WWF), 2016. 54 p. (In Russ.).

3. Gosudarstvennaya programma Khabarovskogo kraya «Innovatsionnoe razvitie i modernizatsiya ekonomiki Khabarovskogo kraya» (utv. postanovleniem Pravitel'stva Khabarovskogo kraya ot 26 iyunya 2012 g. № 212). Available at: https:// base.garant.ru>25698594/ (accessed: 02.02.2019). (In Russ.).

4. Minakir P.A. «Program» Economy: the Far East. Prostranstvennaya ekonomika, 2019, vol. 15, no. 2, pp. 7-16. DOI: 10.14530/se.2019.2.007-016. (In Russ.).

5. Mirzekhanova Z.G. Regional Environmental Policy: Content and Indicators of Several Directions Implementation. Vestnik DVO RAN, 2014, no. 3 (175), pp. 77-85. (In Russ.).

6. Strategic planning in the Russian Federation. Federal Law of June 28, 2014 no. 172-FZ, in Prezident Rossii (President of Russia). Available at: www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (accessed: 20.02.2019). (in Russ.).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 №> 308 (red. ot 31.08.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona», Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 dekabrya 2009 g. №№ 2094-r. Available at: https:// www.dfo.gov.ru/index.php?id=80 (accessed: 02.02.2019). (In Russ.).

8. Potravny I.M., Yashalova N.N., Gas-siy V.V., Chavez F.K.Y. The Project Approach for Managing the Environmentally Oriented Development of the Regional Economy. Ekonomika regiona, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 806-821. DOI: 10.17059/2019-3-14. (in Russ.).

9. Strategiya ekologicheskoi bezopasno sti Khabarovskogo kraya na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Khabarovskogo kraya ot 11 dekabrya

2010 g. № 758-rp; Gosudarstvennaya programma Khabarovskogo kraya «Okhrana okruzhayushchei sredy i obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Khabarovskom krae» (s izmeneniyami na 30 dekabrya 2016 goda). Available at: https://minfm. khabkrai.ru/.. ./0xpaHa%200Kpy^a-ro^eö%20cpegbi%20H%20o6ecneHe (accessed: 02.02.2019). (In Russ.).

10.Cherentsova A.A., Gladun I.V. On the implementation of some targets of the environmental development strategy of the Khabarovsk Territory, in Prirod-nye resursy i ekologiya Dal 'nevostoch-nogo regiona: materialy II mezhdunar. nauch.-prakt. foruma (Natural resources and ecology of the Far Eastern region). Khabarovsk: PNU, 2017, no. 2, pp. 134-138. (in Russ.).

REGIONAL ENVIRONMENTAL PROGRAMS: SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION EFFICIENCY (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK TERRITORY)

Z.G. Mirzekhanova

On the example of the Khabarovsk Territory, the author gives a brief analysis of some reasons that make it difficult to perform the tasks indicated in the regional environmental program. Keywords: environmental program, strategic planning, results, reasons.

Reference: Mirzekhanova Z.G. Regional environmental programs: some problems of implementation efficiency (on the example of the Khabarovsk Territory). Regional'nye problemy, 2021, vol. 24, no. 2-3, pp. 34-38. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.