Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1358
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собгайда Елизавета Александровна

В статье рассматривается деятельность государства в рамках достижения национальных целей посредством реализации национальных проектов, которая является приоритетным направлением для РФ. Целью исследования является определение проблем, влияющих на эффективность реализации национальных проектов в Российской Федерации и поиск направлений по улучшению эффективности реализации национальных проектов. Обосновывается мысль о том, что в условиях системных изменений социально-экономической ситуации и возникновения дополнительных рисков остро встает проблема корректировки национальных программ. Особое внимание уделено тому, что разработанные методические рекомендации по реализации национальных проектов лишь частично ориентированы на повышение роли органов местного самоуправления в реализации национальных программ. По результатам исследования установлено, что необходима более четкая переориентация от отведенной сегодня органам местного самоуправления чисто исполнительской роли в непосредственном осуществлении конкретных мероприятий, превращение их в реальных полноправных субъектов, непосредственно участвующих в подготовке, принятии решений и реализации национальных проектов. При этом, важным основанием для принятия решений при оценке развития и эффективности национальных проектов является оценка социально-экономического положения и эффективности принимаемых мер по решению проблем российских муниципальных образований. По результатам анализа сделан вывод о том, что успешная реализация национальных проектов будет достигаться за счет мер, направленных на совершенствование механизма взаимодействия региональных и местных органов власти и существенное увеличение реализации органами местного самоуправления национальных проектов. В этом контексте можно надеяться на более эффективную реализацию нацпроектов на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF NATIONAL PROJECTS IMPLEMENTATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article deals with the activities of the state in the framework of achieving national goals through the implementation of national projects, which is a priority for the Russian Federation. The purpose of the study is to identify the problems affecting the effectiveness of the implementation of the National Projects in the Russian Federation and the search for directions to improve the effectiveness of the implementation of the National Projects. The article substantiates the idea that under the conditions of systemic changes in the socio-economic situation and the emergence of additional risks, the problem of adjusting the national programs becomes acute. Particular attention is paid to the fact that the developed methodological recommendations for the implementation of the National Projects are only partially focused on increasing the role of local governments in the implementation of national programs. On the basis of the study, it has been established that a clearer reorientation is needed from the purely executive role currently assigned to local governments in the direct implementation of specific activities, transforming them into real full actors directly involved in the preparation, decision-making and implementation of the National Projects. At the same time, an important basis for decision-making in assessing the development and effectiveness of the national projects is the assessment of the socio-economic situation and the effectiveness of measures to solve the problems of Russian municipalities. According to the results of the analysis, it is concluded that the successful implementation of the National Projects will be achieved through measures aimed at improving the mechanism of interaction between regional and local authorities and substantially increasing the implementation of the National Projects by local governments. In this context, we can hope for a more effective implementation of the national projects on the ground.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

and "warm" economies / Z.S. Seidametova, V.A. Temnenko// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 2 {72), 2021. -С 179-188.

3. Seidametova Z.S. EPI-groups of the 2019 global economy in the space of economic indices. II. "Cold" economies / Z. S. Seidametova // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, №2(72), 2021.-С. 188-197.

4. Seidametova Z.S. Parameter of the socio-economic equilibrium of a country in the global economy "swarm" I. Hot and warm economies/Z.S. Seidametova, V. A. Temnenko // Ученые записки Крымского ин женерио-педагогического университета, № 3 {73), 2021.-С 120-128.

5. Seidametova Z.S, Parameter of the socio-economic equilibrium of a country in the global economy "swarm". 11. "Cold" economies / Z. S. Seidametova // Ученые записки Крымского инженерно-педагоги-ческого университета, №3 {73), 2021. С 128-134,

6. Seidametova Z.S. The axial line of the global economy "swarm" in the space of economic indices ЕЙ» В Li, CPi / Z. S. Seidametova, V. A. Temnenko // KANT, № 3 {40), 2021. - C. 77-84.

7. Seidametova Z.S. A budget deviations parameter and nuclei of an equilibrium for the EPI-groups in global economy. I. "Hot" and "warm" economies / Z.S. Seidametova, V.A. Temnenko//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 4 (74), 2021. - С. 167-175.

8. Seidametova Z.S. A budget deviations parameter and nuclei of an equilibrium for the EPI-groups in global economy. II. "Cold" economies / ZS. Seidametova // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 4 (74), 2021. - С. 175-182.

9. Seidametova Z.S. The relative productivity exponent in global economy / Z. S. Seidametova, V. A.Temnenko// KANT, № 1 (42), 2022. - С 58-63.

10. Seidametova Z.S. Nuclei of normality for EPI-groups in the global economy. I. "Hot" and "warm" economies !Z, S. Seidametova, V.A. Temnenko//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 1 (75), 2022.- С. 138-144.

11. Seidametova Z.S. Nuclei of normality for EPI-groups in the global economy, il. "Cold" economies

/ Z. S. Seidametova // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 1 (75), 2022, - С. 145-153.

12. The World Bank: GDP per capita {current US$) [e-resource] / World Development Indicators. - URL: https://databa nk. world bank.org Л ndicator/ NY.GDP.PCAP.CD/lff4a498/Popular-lndicators

13. Seidametova Z.S. Some 1D-, 2D- and 3D-distributions of countries' national economies in the world economics / Z. S. Seidametova, V. A. Temnenko// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, № 1 (59), 2018. -С 120-134.

14. Shen С. Corruption, Democracy, Economic Freedom, and State Strength: A cross-national analysis / C. Shen, j.B. Williamson. // International Journal of Comparative Sociology, №46, 2005. -P. 327-345.

15. Heath A.F. Explaining Corruption in the Developed World: The Potential of Sociological Approaches / A.F. Heath, L. Richards, N.D. De Graaf. / / Annual Review of Sociology, №42, 2016. - P. 51-79.

16. The international Monetary Fund [e-resourcej / The Government Finance Statistics. - URL: https:// data.imf.org/?sk=A0867067-D23C-4EBC-AD23-D36015045405

17. Corruption Perceptions Index 2020: Short Methodology Note / Transparency International teres ource] URL: https://images.transparencycdn.org/ images/2020-Methodology _v3.zip

18. Corruption Perceptions index 2020/Transparency International [e-resource] - URL: https:// www.transparency.org/en/cpi/2020

19. Сейдаметова З.С. Динамика мировой эконо мики в годичной шкале времени / З.С. Сейдаме тоез, В.А. Темненко // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов / ПОД Общей ред. Д.З.Н., Проф. 3.0, Адамановой, - Вып. 6, - Симферополь: АРИАЛ, 2020.-С613-619,

20. The international Monetary Fund [e-resource] / General Government Debt {Percent of GDP). - UR1: https://www.imf.org/external/datamapper/ GG_DEBT_GDP@GDD/SWF

EFFICIENCY OF NATIONAL PROJECTS IMPLEMENTATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS Sobgafda Elizaveta Atexandrovna, Undergraduate student, Russian Customs Academy, Lyubertsy

The article deals with the activities of the state in the framework of achieving national goats through the implementation of national projects, which is a priority for the Russian Federation. The purpose of the study is to identify the problems affecting the effectiveness of the implementation of the National Projects in the Russian Federation and the search for directions to improve the effectiveness of the implementation of the National Projects, The article substantiates the idea that under the conditions of systemic changes in the socio-economic situation and the emergence of additional risks, the problem of adjusting the national programs becomes acute. Particular attention is paid to the fact that the developed methodological recommendations for the implementation of the National Projects are only partially focused on increasing the role of local governments in the implementation of national programs. On the basis of the study, it has been established that a clearer reorientation is needed from the purely executive role currently assigned to local governments in the direct implementation of specific activities, transforming them into real full actors directly Involved in the preparation, decision-making and implementation of the National Projects. At the same time, an important basis for decision making in assessing the development and effectiveness of the national projects is the assessment of the socio-economic situation and the effectiveness of

measures to solve the problems of Russian municipalities. According to the results of the analysis, it is concluded that the successful implementation of the National Projects will be achieved through measures aimed at improving the mechanism of interaction between regional and local authorities and substantially increasing the implementation of the National Projects by local governments, in this context, ive can hope for a more effective implementation of the national projects on the ground.

Keywords: national projects; national goals; project activities; planning; management; guidelines; systemic changes; socio-economic situation.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43,13

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ УДК 338 oj

ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ВАК РФ 5.2.3/08.00.05 q

cu

В статье рассматривается деятельность государства в рамках достижения на- ф Собгайда Е.А., 2022 циональных целей посредством реализации национальных проектов, кото■ рая является приоритетным направлением для РФ. Целью исследования явля-

ется определение проблем, влияющих на эффективность реализации Щ

национальных проектов в Российской Федерации и поиск направлений по

улучшению эффективности реализации национальных проектов. Обосновы- СО

вается мысль о том, что в условиях системных изменений социально-эконо-

мической ситуации и возникновения дополнительных рисков остро встает ^

проблема корректировки национальных программ. Особое внимание уделе-

но тому, что разработанные методические рекомендации по реализации на- ._

циональных проектов лишь частично ориентированы на повышение роли органов местного самоуправления в реализации национальных программ. По результатам исследования установлено, что необходима более четкая переориентация от отведенной сегодня органам местного самоуправления чисто исполнительской роли в непосредственном осуществлении конкретных мероприятий, превращение их в реальных полноправных субъектов, непосредственно участвующих в подготовке, принятии решений и реализации национальных проектов. При этом, важным основанием для принятия решений 73 при оценке развития и эффективности национальных проектов является оценка социально-экономического положения и эффективности принимаемых мер по решению проблем российских муниципальных образований. По результатам анализа сделан вывод о том, что успешная реализация национальных проектов будет достигаться за счет мер, направленных на совершенствование механизма взаимодействия региональных и местных органов власти и существенное увеличение реализации органами местного самоуправления национальных проектов. В этом контексте можно надеяться на более эффективную реализацию нацпроектов на местах.

Ключевые слова: национальные проекты; национальные цели; проектная деятельность; планирование; управление; методические рекомендации; системные изменения; социально-экономическая ситуация.

S

Существование множества параллельных и плохо скоординированных стратегий, национальных программ, дорожных карт, государственных и отраслевых программ приводит к размыванию ресурсов и становится препятствием для их реализации.

Одним из механизмов государственного управления является введение проектной деятельности в структуру государственного управления и закрепление проектных методов.

Закрепляется это направление указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [1],

Как нас убедили время и практика, в национальных проектах определены целевые показатели в общем виде, в них отсутствует конкретизация целей. 8 стадии реализации уже находятся 12 национальных программ, разработанных и запущенных еще в 2018 году, однако в ближайшее время их предстоит модернизировать, чтобы принципы действующей проектной работы соответствовали вновь поставленным поручениям. Регламентация обновленного подхода

СОБГАЙДА Елизавета Александровна, магистрант, Российская таможенная академия, Люберцы

ш а

X о

X

о со

74

к проектной деятельности находится во введении Указа № 474, в котором указан пересмотренный перечень документов, определяющий порядок осуществления развития социально-экономического направления.

Для достижения целей, установленных Указом № 474, были разработаны Методические указания, предполагающие формирование трех видов проектов:

1) национальные проекты {НП};

2) федеральные проекты (ФП);

3} региональные проекты (РП).

Согласно Указу № 474, при формировании

социальных и экономических национальных проектов необходимо указать ответственное лицо, определить промежуточные и итоговые контрольные точки, позволяющие оценить степень достижения целей национального проекта.

Программа мероприятий должна носить комплексный характер, что подразумевает разработку плана реализации национального проекта и составляющих его федеральных программ с учетом поставленных национальной программой целей и задач (рис.).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (НП) СВОДНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ НП

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ФП 2

ФП .

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ФП

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

РП 2

РП ...

Рисунок - Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации национальных проектов (программ)

По каждому направлению национальных проектов необходима конкретизация, то есть подпрограммы, а для их реализации в каждом регионе и муниципалитете - настоящие проекты.

Исходя из анализа представленной схемы, мы можем сказать, что национальные проекты представляют собой "пирамиду", это иерархия программ, в основании которой находится множество конкретных проектов. На данной схеме мы можем наблюдать разрыв в середине, то есть нет иерархии подпрограмм - нет конкретных проектов, находящихся в основании пирамиды.

Можно выделить четыре основные группы основных препятствий, мешающих Российской Федерации достичь целевых показателей национального проекта, и дать рекомендации по улучшению.

1. Осуществление национального проекта в современных условиях реализации административного управления предполагает налаживание продуктивного взаимодействия ответственного лица (ведомства) с другими государственными структурами, а также с высшими представителями власти. В этой связи формирование национального проекта должно проводиться в соответствии с действующей моделью административно-управленчес-кой деятельности, где существенное место занимают управленческие полномочия высшего руководства страны, определяющие фун-кционирование систем ручного управления.

2. Недостаточно высокий уровень подготовленности плана национального проекта обусловливается низкой степенью проработки системы проектных показателей, что способствует установлению методологического характера национальной программы.

3. Отсутствие конкретизации каждого направления национальных проектов. Как было сказано ранее, конкретизировать направления национальных проектов можно посредством разработки и внедрения подпрограмм. Для реализации подпрограмм, в каждом регионе и муниципалитете должны разрабатывать проекты. Подпрограммы должны разрабатываться государственными органами в рамках своих полномочий, а проекты - на местах исполнителями. В качестве исполнителей на местах можно инициировать разработку проектов таким субъектам, как НКО, молодежное правительство.

4. Мотивационный вопрос. Определяющую роль при прогнозировании успешности реализации национального проекта играет отношение ключевых субъектов проектной деятельности - национальной элиты, предпринимателей, граждан. Анализ специфики национальных программ в России показывает, что их осуществление ощущает серьезное воздействие со стороны возрастающего экономического неравенства между названными социальными группами.

В чем причины этого и каковы основные проблемы с реализацией нацпроектов? Оче-

ПЛАН ФП 2

ПЛАН ФП ...

видно, мы должны говорить о разных уровнях. Изначально предполагалось, что достижение национальных целей и развитие национальных проектов, изложенных в указе Президента Российской Федерации, будет основываться на адресном подходе к управлению. Однако эксперты отмечают ряд недостатков в его реализации, в том числе несогласованность целей национальных проектов, неучет их логических и функциональных взаимосвязей, недостаточный учет проблемных ситуаций, отсутствие широкого обсуждения концепций и их достижений [3, С. 374].

К примеру, национальные программы необходимо реализовывзть одновременно, и они в равной степени важны для выполнения обязанностей по достижению государственных, федеральных целей и других программ.

Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании и оценке эффективности национальных программ важную основу для принятия решений должны составлять социально-экономический мониторинг и оценка эффективности социально-экономических условий с учетом мнения городских властей.

Однако в условиях системных изменений социально-экономической ситуации и возникновения дополнительных рисков остро встает проблема корректировки национальных программ. Это не означает полного отказа от них, а требует определенных корректировок и приспособлений к современным условиям. Принципиальная позиция по этому вопросу выражена словами академика Б.Н. Порфирье-еа, который подчеркивает, что "эти проекты должны оставаться опорными структурами, проводниками развития в среднесрочной и видимо долгосрочной перспективе" [5, С. 44]. Однако здесь мы согласны с позицией академика А.Г. Аганбегяна о том, что в связи с изменившимися условиями необходимо перезапустить и скорректировать эти нацпроекты как условие экономического роста. "Позиционирование этих национальных проектов как основных составляющих единого народнохозяйственного плана страны, трактовка их в целом как взаимосвязанной системы обеспечит ускоренный социально-экономический рост в нашей стране" [6С. 51].

Именно поэтому Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определяет государственные ориентиры и ставит новые цели. Задача Правительства России -скорректировать нацпроектдля достижения

поставленных в постановлении национальных целей [1 ].

В то же время разработанные методические рекомендации лишь частично ориентированы на повышение роли органов местного самоуправления в реализации национальных программ. Для процедуры реализации проектной деятельности на региональном уровне общие положения определяют допустимые формы участия органов местного самоуправления. С разрешения руководителя координационного органа субъекта федерации в состав координационного органа могут войти главы муниципальных образований; с разрешения куратора регионального проекта в состав проектных комитетов - должностные лица органов местного самоуправления. Также для указанных должностных лиц предусмотрены исполнительные полномочия, куда входят обязанности по достижению и представлению результатов регионального проекта на промежуточных и итоговых этапах его реализации.

Представляется, что необходима более четкая переориентация от отведенной сегодня органам местного самоуправления чисто исполнительской роли в непосредственном осуществлении конкретных мероприятий, превращение их е реальных полноправных субъектов, непосредственно участвующих в подготовке, принятии решений и реализации национальных проектов.

При этом, важным основанием для принятия решений при оценке развития и эффективности национальных проектов является оценка социально-экономического положения и эффективности принимаемых мер по решению проблем российских муниципальных образований.

Эффективность реализации российского государственного проекта зависит от степени налаженности коммуникации как между представителями разных уровней управленческого аппарата, так и между властью и обществом. В этой связи актуализируется необходимость разработки и организации временных управленческих подразделений на уровне муниципалитетов, которые бы содействовали качественному проведению мероприятий, включенных в программу национальной проектной деятельности. Альтернативным вариантом включения местного самоуправления в национальный проект может стать создание на муниципальном уровне новых административно-распорядительных органов и учреждений.

Таким образом, перед Правительством Российской Федерации встает задача по рефор-

си си о (и

9 з:

со"

си 2

Ё

75

s

X

LU

S

и

UJ 3-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s X о

X

о со

76

мированию управленческой структуры для достижения высоких результатов национальной экономической проектной деятельности. Регламентация функционирования обновленных систем управления также требует совершенствования действующего законодательства.

В заключение, серьезные барьеры реализации национальных программ на муниципальном уровне усугубляются несовершенной нормативно-правовой базой, отсутствием методического и информационного обеспечения, организационными трудностями, кадровыми проблемами, помимо известных проблем финансового обеспечения, поэтому необходимым условием успешной реализации национальных проектов является осуществление конкретных мероприятий.

Существенным препятствием для реализации национальных программ на местном уровне является слабая координация, непоследовательность действий между секторами, концентрация управленческого влияния, а также ограниченная и недостаточная определенность полномочий местных органов власти в реализации национальных программ.

Поэтому, помимо повышения финансовой безопасности, успешная реализация национальных проектов будет достигаться за счет мер, направленных на совершенствование механиз-

ма взаимодеиствия региональных и местных органов власти и существенное увеличение реализации органами местного самоуправления национальных проектов. В этом контексте можно надеяться на более эффективную реализацию нацпроектов на местах.

Примечания:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N? 474 "О национальных целях разви тия Российской Федерации на период до 2030 года". URL: https://docs.cntd.rti/document/ 5653411 50 (дата обращения: 24.04.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Фе дерации от 4 июня 2018 г. № 4072 п-Пб "Методические указания по разработке национальных проектов" URL: https://docs.cntd.ru/document/ 550517324 (дата обращения: 24.04.2022)

3. Бондарева Н. Н., Комков Н. И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов // МИР (Модерни зация. Инновации. Развитие). - 2019. - Т. 10. - №3,

- С, 369-379.

А. Ежов Д. А. К оценке рисков реализации национальных проектов в условиях пандемии COV1D-19 // Власть. - 2020. . №4. С. 23-25.

5. Порфирьев Б. Н. Корректировка национальных проектов: риски и мультипликативный эффект // Науч. тр. Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 225. - С 43-48.

6. Аганбегян А. Г. Перезапуск национальных проектов как условие экономического роста // Науч. тр. Вольного экономического общества России.

- 2020. - Т. 225. - С 50-65,

INFORMATION SUPPORT AS A BASIS MODELS FOR MANAGING TRANSACTION COSTS OF MARKETING ACTIVITIES OF A MANUFACTURING ENTERPRISE

Starukhin Vitalii Anatofyevkh, Postgraduate student, Department of Finance and Management, Tula State University, Tula

The purpose of the study is to formalize the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise based on information about their amount in the parameters of the contract. The scientific novelty of the research lies in the fact that the paper proposes the progressive stages of the process of forming initial data for managing the transaction costs of marketing activities; the grouping of transaction costs for marketing at the pre-contract, contract and post-contract stages with their details depending on the volume of sales and independent of it is proposed; the stages of managing transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise are recommended, focused on analyzing forecast information taking into account a variety of assumptions and assessing the variability of the environment within the framework of the contract. As a result, it Wits established that the management of transaction costs of marketing activities of a manufacturing enterprise should be carried out by management continuously by analyzing information structured for each commercial transaction, which allows management to constantly and discretely possess information on each contract. At the same time, the financing of the transaction cost management process should not constitute a significant part of the business expenses of the organization. The use of the management information support proposed by the author for managing transaction costs in the implementation of marketing activities in practice allows a manufacturing enterprise to obtain forecast values of commercial expenses in relation to upcoming deliveries, to assess the economic effect of profitability indicators for them.

Keywords: transaction; transaction costs; transaction cost management; marketing activities; information support.

D0I 10.24923/2222-243X.2022-43.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.