Эффективность развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Марий Эл
Ю.А. Шумилова, аспирантка, Н.С. Катков, д.э.н., профессор, Марийский государственный технический университет
В последнее десятилетие в агропромышленном комплексе страны произошли значительные изменения, повлекшие за собой переход от централизованной системы управления к рыночным отношениям. В этой связи существенной перестройке подверглись предприятия и организации, занимающиеся производством животноводческой продукции и ее переработкой. Условия рыночной экономики требуют от предприятий выработки экономического механизма, способного обеспечить финансовую устойчивость, максимальную рентабельность и конкурентоспособность на рынке.
Как известно, сельское хозяйство тесно соприкасается со многими отраслями промышленности, но в большей степени с пищевой промышленностью. В этой сфере взаимодействия немало-
важную роль играют мясоперерабатывающие предприятия. В период реформ при формировании рынка мяса и мясопродуктов складывалось не все гладко. Возобладавшая на первом этапе реформ модель рынка, основанная на полной либерализации экономических отношений, фактическом устранении государства от регулирования межотраслевых связей и социальной поддерж-ки малообеспеченной части населения, привела к долговременным тяжелым последствиям. Снизился уровень реальных доходов населения, возник диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, оказалась несовершенной кредитно-финансовая система. Все это крайне отрицательно отразилось на количественных и качественных параметрах функционирования мясного подкомплекса Республики Марий Эл (РМЭ).
Специфика производства мясных продуктов требует хорошо отлаженной системы всех видов процесса. Нарушение межотраслевой связи меж-
1. Производство мясокомбинатами Республики Марий Эл основных видов продукции в натураль-
ном выражении, т
Наименование мясокомбинатов Мясо, субпродукты Колбасные изделия Полуфабрикаты Консервы
2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г.
Иошкар-Олинский 2800 3545 2902 4060 1474 1217 23241 20017
Волжский 54 5 92 174 11 40 268
Сернурский 178,5 846 55,1 65 27,9 30,9 44,3 53
Горномарийский 114,5 172 3,5 5,1 14,1 1,3
Карина 536 41 765,2
Итого: 3683 4609 3818 4304 1527 1289 20329 87
ду животноводством и перерабатывающей промышленностью ведет к снижению промышленной переработки сырья.
Кризисное состояние животноводческих организаций напрямую воздействует на перерабатывающие предприятия Республики Марий Эл. За минувший 2003 г. поголовье скота продолжало уменьшаться. По сравнению с 2002 г. численность КРС сократилась на 9,4%, свиней - на 11,3%, овец и коз - на 5,2%, птицы - на 3,7%. Нехватка денежных средств на содержание и откорм животных вынуждает производителей сельскохозяйственной продукции поставлять на переработку мелковесный скот.
В то же время реализация скота на убой создает условия для увеличения производства продукции мясоперерабатывающей промышленности. В 2003 г. мясокомбинатами РМЭ в целом было переработано мяса и субпродуктов 1 категории 4609 т (по сравнению с 2002 г. этот показатель составил 125%), изготовление колбасных изделий увеличилось на 13%. Вместе с тем произошло снижение производства мясных консервов и полуфабрикатов (табл. 1).
Мясоперерабатывающие предприятия используют в производстве сырье, закупаемое в сельскохозяйственных организациях, у населения, и завозное сырье. В течение 2003 г. на мясокомбинаты поступило всего 11402 т мяса, в том числе из частного сектора - 1677 т. Резерв привлечения животных на переработку из частного сектора мясокомбинаты применяют слабо и неэффективно.
Скот, закупленный за пределами республики, мясоперерабатывающие предприятия используют для пополнения объемов производства выпускаемой продукции. Мясокомбинатами республики в прошедшем году было закуплено и переработано 619,8 т привозного мяса, что составило 5,4% от общего объема (табл. 2).
Основная часть закупок велась на территории РМЭ в сельскохозяйственных организациях. Доля скота, закупленного у производителей сельскохозяйственной продукции, составила 9104 т, в процентном выражении - 80% от общего числа закупок.
Снижение уровня производства животноводческой продукции сельскохозяйственными предприятиями стимулирует сельское население заниматься производством животноводческой продукции не только для удовлетворения собственных нужд, но и выращивать скот на реализацию.
Таким образом, сложившаяся в республике ситуация имеет и положительную сторону - это развитие частного сектора. В то же время животноводческие организации находятся на грани банкротства. Средства, поступающие от государства в виде дотаций и компенсаций, составляют «крошечную» сумму. Собственных доходов на содержание скота часто не хватает. Предприятия, занимающиеся производством сырья для мясоперерабатывающей промышленности в республике, остаются убыточными и нерентабельными, так как часть прибыли из-за низких закупочных цен переходит к мясокомбинатам.
Мясоперерабатывающие предприятия вынуждены устанавливать низкие закупочные цены в связи с отсутствием оборотных средств. К началу 2004 г. самые высокие закупочные цены на КРС в живом весе были установлены мясокомбинатом «Карина», они составили 20-25 руб. за 1 кг высшей категории упитанности. Самую низкую цену предложил Сернурский мясокомбинат, в денежном выражении она составила 14,5 руб. за 1 кг живого веса. Живой вес свиней 2 категории Волжский мясокомбинат закупал по цене 31,8 руб. за 1 кг. По более низкой цене велись закупки Сернурским мясокомбинатом, т.е. 23,6 руб. за 1 кг. Как упоминалось ранее, большин-
2. Переработка продукции
Наименование мясокомбинатов 2002 г., тыс. руб. 2003 г., тыс. руб. % по сравнению с 2002 г. План-прогноз, тыс. руб. Выполнение плана, %
Иошкар-Олинский 418777 558827 133 504000 111
Волжский 6588 13892 211 7000 198
Сернурский 10854 7380 68 12500 59
Горномарийский 5829,7 7561 130 6000 126
Карина 2157
Итого: 442048,7 589817 133 529500 111
ство закупок делалось в сельскохозяйственных организациях, где скот в основном оценивался ниже средней упитанности. Животные, имеющие более высокие весовые категории, выращиваются в личных (подсобных) хозяйствах.
По статистическим данным на 15 января 2004 г., Республика Марий Эл является одним из лидеров в Волго-Вятском регионе по закупочной цене в живом весе КРС и занимает 1 место, свиней - 3 место.
К сожалению, животноводство в республике недостаточно конкурентоспособно. Большинство хозяйств не могут позволить себе приобрести корма с высокой концентрацией обменной энергии и растительного белка, а низкокалорийные корма не дают должного привеса. Для развития этой отрасли АПК необходима существенная поддержка государства.
Повышение эффективности перерабатывающего производства будет наиболее успешно при сочетании усилий товаропроизводителей и государства, направленных на увеличение доли инвестиций в предприятия, развивающие переработку мяса. Государственная поддержка требуется и для приобретения новой техники и технологий. На основе внедрения новейших достижений НТП усовершенствуется технология переработки по безотходному производству, улучшится качество продукции, снизятся затраты, продукция будет более конкурентоспособной. Выпуск продукции требуемого качества в значительной степени способствует удовлетворению за-просов потребителей, определяет как выживаемость в условиях рынка, так и темпы научно-технического прогресса, обеспечивает экономию всех видов ресурсов.
Формирование рынка мяса и мясной продукции в республике происходит беспорядочно и стихийно. Низкая платежеспособность населения,
диспаритет цен, а также увеличение расходов сельскохозяйственных предприятий на тран-спорт, электроэнергию привели к повышению цен на высококачественную продукцию мясного подкомплекса и, тем самым, к сокращению спроса.
Важным условием, способствующим снижению затрат на продукцию переработки, является загрузка оборудования сырьем высокого качества. В этом случае мясокомбинаты республики могут увеличить закупки в частном секторе. Также для развития рынка мяса и мясопродуктов могла бы помочь система специализированных оптовых рынков живого скота, цель которой -обеспечение сырьем предприятий мясной промышленности.
Система ценообразования в своей основе должна стимулировать рост производства, а также снижение себестоимости. Немаловажную роль в оптимизации ценовых отношений между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями может сыграть программа оптимальной закупочной цены. Государство в этом случае будет играть роль «арбитража» при выборе компромиссного решения.
Необходима также целенаправленная работа государства по оказанию материальной и экономической помощи предприятиям.
Производство и переработка мяса и мясной продукции будет наиболее успешной при реализации выдвинутых предложений, а также послужит дальнейшему развитию мясного подкомплекса.
Литература
1. Годовой отчет Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМЭ за 2002-2003 гг.
2. Попов H.A. Основы рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства: Учебник. - М.: РУДН, 2001. - 352 с.
3. Шмелев Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. - М.: Наука, 2000. - 255 с.
4. Годовой отчет Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМЭ за 1998-2003 гг.