Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИК НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИК НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ / ТЕХНИКИ НЛП / ВИЗУАЛЬНЫЕ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ НЛП ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадиева Л. Р.

В статье рассматривается проблема эффективности психологической подготовки к публичным выступлениям. Показано, что в результате использования техник нейролингвистического программирования в течение недели значительно улучшается психологическое состояние до, во время и после выступления. Использование визуальной и кинестетической техники по-разному влияет на состояние выступающих. Полученные выводы позволяют разрабатывать программы психологической подготовки к публичным выступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмадиева Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR PUBLIC SPEAKING USING NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING TECHNIQUES

The article deals with the problem of the effectiveness of psychological preparation for public speaking. It was shown that as a result of the use of neurolinguistic programming techniques during the week, the psychological state improves significantly before, during and after the speech. The use of visual and kinesthetic techniques affects the state of the speakers in different ways. The findings allow developing programs of psychological preparation for public speaking.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИК НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Научная статья УДК 1.159.9.072

DO110.52070/2500-3488_2022_2_843_116

Эффективность психологической подготовки к публичным выступлениям с помощью техник нейролингвистического программирования

Л. Р. Ахмадиева

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия [email protected]

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье рассматривается проблема эффективности психологической подготовки к публичным выступлениям. Показано, что в результате использования техник нейролингвистического программирования в течение недели значительно улучшается психологическое состояние до, во время и после выступления. Использование визуальной и кинестетической техники по-разному влияет на состояние выступающих. Полученные выводы позволяют разрабатывать программы психологической подготовки к публичным выступлениям.

публичные выступления, психологическая подготовка к публичным выступлениям, техники НЛП, визуальные и кинестетические техники НЛП при подготовке к выступлениям, эффективность психологической подготовки к выступлениям

Для цитирования: Ахмадиева Л. Р. Эффективность психологической подготовки к публичным выступлениям с помощью техник нейролингвистического программирования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2(843). С. 116-122. DOI 10.52070/2500-3488_2022_2_843_116

Original Article

Efficiency of Psychological Preparation for Public Speaking Using Neurolinguistic Programming Techniques

Liya R. Akhmadieva

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia [email protected]

Abstract.

Keywords:

For citation:

The article deals with the problem of the effectiveness of psychological preparation for public speaking. It was shown that as a result of the use of neurolinguistic programming techniques during the week, the psychological state improves significantly before, during and after the speech. The use of visual and kinesthetic techniques affects the state of the speakers in different ways. The findings allow developing programs of psychological preparation for public speaking.

public speaking, psychological preparation for public speaking, NLP techniques, NLP visual and kinesthetic techniques in preparation for public speaking, effectiveness of psychological preparation for public speaking

Akhmadieva, L. R. (2022). Efficiency of psychological preparation for public speaking using neurolinguistic programming techniques. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2(843), 116-122. 10.52070/2500-3488_2022_2_843_116

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникация играет огромную роль в жизни человека: в процессе общения люди обмениваются информацией, устанавливают взаимоотношения, организуют совместную деятельность, влияют на эмоциональные состояния друг друга и решают множество различных задач. Для человека очень важно уметь общаться, для того чтобы быть полноценным членом социума. Коммуникативные умения начинают формироваться с раннего детства в процессе взаимодействия с окружающими людьми. К сожалению, современные дети и подростки значительное время проводят в виртуальном пространстве, что неблагоприятным образом сказывается на особенностях их общения в реальной жизни. В результате в высшие учебные заведения все чаще и чаще поступают абитуриенты, не готовые к обязательному в образовательном процессе общению. Им сложно задавать вопросы преподавателю, они стесняются отвечать во время семинарских и практических занятий, они испытывают значительные затруднения при любых выступлениях перед аудиторией. Для таких обучающихся актуально не только развитие коммуникативных умений, но и психологическая подготовка к общению.

Важную роль в образовательном процессе играет публичное выступление. Студентам необходимо выступать с докладами во время семинарских занятий, защищать свои научно-исследовательские, в том числе квалификационные работы, отвечать на зачетах и экзаменах в присутствии одногрупп-ников, участвовать в научных конференциях. В то же время исследователи отмечают, что студенты, рожденные после 2000 года, не готовы к выступлению перед аудиторией, более того, порядка 70 % из них испытывают страх перед публичными выступлениями [Dwyer, Davidson, 2021].

Многие авторы говорят о том, что важным компонентом подготовки к публичным выступлениям является именно формирование психологической готовности к ним. Этот процесс может включать в себя борьбу со страхами, преодоление тревожности, развитие уверенности в себе, в успешности выступления [Coopman, Lull, 2012; SeUnow, 2005]. В научной и популярной литературе предлагается использовать в процессе подготовки к выступлениям техники различных психотерапевтических школ и разнообразные авторские методики. К сожалению, эмпирических исследований эффективности психологической подготовки к публичным выступлениям довольно мало [Dwyer, Davidson, 2021; Wati et al., 2021; Lestari, Noviekayati, Saragih, 2017], что делает актуальным изучение возможностей различных техник психологической

подготовки к выступлениям. В данном исследовании было решено изучить возможности техник нейролингвистического программирования (далее НЛП).

Цель данной работы - сравнить эффективность разных техник НЛП при психологической подготовке к публичному выступлению.

Задачи:

- обучить две группы студентов разным техникам НЛП, направленным на управление своим психологическим состоянием;

- оценить психологическое состояние студентов до, в процессе и после публичного выступления;

- сравнить параметры психологического состояния у студентов, применявших разные техники НЛП.

методы психологической подготовки к публичному выступлению и методы оценки их эффективности

Основной задачей, которую необходимо решить при психологической подготовке к публичному выступлению, считается, с точки зрения многих авторов, преодоление тревожности. В соответствии с традициями психотерапии и психологического консультирования цели и задачи желательно формулировать в терминах мотивации достижения, а не мотивации избегания. Поэтому основная цель психологической подготовки к публичному выступлению была сформулирована следующим образом: «формирование спокойствия и уверенности в успешности предстоящего выступления». Следующим этапом был выбор техник НЛП для формирования целевого психологического состояния.

Суть НЛП состоит в моделировании опыта [Холл, 2008]. Для решения поставленной в исследовании задачи необходимо было обратиться к техникам моделирования психологического состояния. Таких техник довольно много. Одним из оснований для классификации техник может выступать концепция репрезентативных систем. Согласно этой концепции, мы воспринимаем информацию с помощью пяти органов чувств, но «работаем» с ней преимущественно в какой-то из четырех систем: визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной. Система, к которой человек обращается чаще, которая является для него более значимой, называется его ведущей репрезентативной системой. У большинства ведущей является визуальная или кинестетическая система, вследствие чего многие техники НЛП обращаются либо к визуальной, либо к кинестетической системе. Техник, рассчитанных на аудиальную и дискретную систему, довольно мало.

В визуальных техниках НЛП управление психологическим состоянием осуществляется с помощью зрительного образа, в кинестетических - с помощью телесных ощущений. Вопрос о том, какой способ дает более выраженный эффект при управлении психологическим состоянием, остается открытым, что сделало целесообразным изучение эффектов психологической подготовки к публичным выступлениям, осуществляемой с помощью визуальной или с помощью кинестетической техники.

Процедура психологической подготовки к выступлению проходила следующим образом. Испытуемые случайным образом были разделены на два группы. Первую группу обучали визуальной технике НЛП («Круг совершенства» [Холл, 2008]), вторую группу - кинестетической технике («Якорение» [там же] на примере постановки именно кинестетического якоря). После демонстрации и отработки техник участники каждой группы получали домашнее задание «отрабатывать изученную технику в течение одной недели, формируя у себя состояние спокойствия и уверенности в успешности предстоящего выступления». Непосредственно перед повторным выступлением исследователь просил каждого использовать освоенную им технику подготовки.

Оценивание успешности психологической подготовки к публичному выступлению было комплексным. Многие авторы считают, что наиболее достоверные данные о боязни коммуникации позволяют получить самоотчеты [Вердербер Р., Вердербер К., 2003]. Поэтому для оценки состояния была использована методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения [Практическая психодиагностика. Методики и тесты, 2001], а для оценки уверенности в успешности выступления - самооценочная шкала. Эти методики выполнялись до и после заранее подготовленного двухминутного публичного выступления. Психологическое состояние во время публичного выступления оценивалось с помощью метода наблюдения. С согласия испытуемых проводилась видеозапись каждого публичного выступления, впоследствии ее оценивали эксперты-психологи. Их задачей было оценить проявления нервозности / уверенности в невербальной коммуникации. Индикаторами психологического состояния выступали особенности позы, жестов, мимики, контакта глаз, паралинг-вистической и экстралингвистической систем. Все измеряемые параметры оценивались по семибалльной шкале, где одному баллу соответствовала минимальная, а семи баллам - максимальная выраженность оцениваемой характеристики.

Психологическое состояние испытуемых оценивалось дважды: до и после освоения визуальной / кинестетической техники НЛП.

результаты исследования психологической подготовки к публичному выступлению с помощью разных техник НЛП

Исследование было проведено в 2021 г. Испытуемыми были 60 студентов II курса технических направлений подготовки московского вуза.

Перед проведением основного исследования было необходимо удостовериться, что психологическое состояние не меняется естественным образом в ситуации повторного подготовленного публичного выступления. Для этого в контрольной группе (30 студентов II курса технических направлений подготовки московского вуза) была проведена оценка психологического состояния до, во время и после подготовленного двухминутного публичного выступления, затем участников группы предупредили, что через неделю им предстоит провести второе публичное выступление, к которому необходимо подготовиться. Во время второго выступления были проведены повторные оценки психологического состояния выступающих. По результатам статистической обработки данных с помощью Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок, достоверных различий между психологическими состояниями выступающих во время первого и второго выступления выявлено не было.

В основном исследовании 30 испытуемых осваивали визуальную технику НЛП, 30 испытуемых осваивали кинестетическую технику НЛП.

Статистически достоверных различий между психологическими состояниями испытуемых до, после и во время публичного выступления до обучения технике НЛП не было (Т-критерий Стьюдента для независимых выборок). Уверенность в успешности выступления до его проведения составила в среднем 4,8 баллов, после выступления уверенность в его успешности возросла до 5,7 баллов. При этом психологическое состояние испытуемых во время выступления было напряженным, тревожным, было зафиксировано значительное количество признаков нервозности: поза была закрытой и неуверенной (присутствовали неустойчивость, раскачивания, кручение, верчение), было много жестов нервозности (прикосновения к лицу, к волосам, к своим аксессуарам, заламывание рук, стряхивание несуществующих ворсинок с одежды), практически отсутствовали жесты уверенности, были признаки нервозности в мимике (облизывание, обкусывание, поджимание, дрожание губ), контакт глаз с аудиторией поддерживался периодически, часто прерывался, присутствовали неуместные замедления и ускорения речи, наблюдались запинки, неуместные паузы, звуки-паразиты,

Таблица 1

СРАВНЕНИЕ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ, НАСТРОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДО И ПОСЛЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ1

Показатели До публичного После публичного Уровень

САН выступления выступления статистическом

значимости различим

Самочувствие 5,08 5,02 0,03

Активность 4,58 4,57 0,65

Настроение 5,25 5,22 0,03

1Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05

интонации были неуверенные. Самочувствие, активность, настроение обучающихся после двух минут публичного выступления изменились. С помощью Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок была оценена статистическая значимость этих изменений.

Как видно из таблицы, самочувствие и настроение существенно снизились, активность осталось неизменной. Далее с помощью Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок была проведена оценка изменений состояния испытуемых после использования техник НЛП для психологической подготовки к публичному выступлению. Результаты представлены в таблице 2.

Согласно полученным данным, после психологической подготовки к публичному выступлению с помощью техник НЛП возрастает уверенность в успешности выступления до его проведения, уверенность позы, жестов, мимики, голоса, снижается количество жестов нервозности и количество запинок в речи, повышается равномерность речи, улучшаются самочувствие и настроение после публичного выступления, контакт глаз с аудиторией во время выступления, поза становится более открытой.

На последнем этапе исследования необходимо было оценить статистическую значимость различий между испытуемыми, использовавшими

Таблица 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСТУПАЮЩИХ ДО И ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИК НЛП ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ1

Психологическое состояние До использования После использования Уровень статистической

техник НЛП техник НЛП значимости различий

Уверенность в успешности выступления до его проведения 4,80 5,23* 0,02

Открытость позы 2,51 2,72 0,01

Уверенность позы 1,98 2,13 0,01

Уверенность жестов 1,20 1,35 0,04

Жесты нервозности** 2,30 2,78 0,00

Уверенность мимики 2,03 2,27 0,01

Контакт глаз 2,24 2,52 0,01

Равномерность темпа речи 2,19 2,38 0,01

Уверенность голоса 2,20 2,44 0,01

Запинки в речи** 2,77 2,95 0,03

Самочувствие после публичного

выступления 5,02 5,60 0,00

Активность после публичного выступления 4,57 4,79 0,09

Настроение после публичного выступления 5,22 5,89 0,00

Уверенность в успешности выступления после его проведения 5,68 5,80 0,44

1 жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05); **шкалы являются обратными (минимальному баллу соответствует максимальное количество жестов нервозности и запинок в речи)

визуальную технику НЛП для подготовки к публичному выступлению, и испытуемыми, использовавшими для подготовки кинестетическую технику НЛП. Результаты сравнения, проведенного с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок, представлены в таблице 3.

Проведенный сравнительный анализ показал, что при использовании визуальной техники НЛП для подготовки к публичному выступлению поза становится более открытой, улучшается контакт глаз с аудиторией и самочувствие после выступления, а при использовании кинестетической техники снижается количество жестов нервозности, улучшается настроение после публичного выступления.

сравнительный анализ использования разных техник нлп для подготовки к публичному выступлению

Основным результатом исследования стало доказательство не только возможности улучшить состояние выступающих в процессе психологической подготовки к публичному выступлению с помощью техник НЛП, но и дифференцированного воздействия

различных техник подготовки на психологическое состояние выступающих.

Предварительная диагностика выявила отрицательное воздействие подготовленного двухминутного выступления на выступавших: ухудшались их самочувствие и настроение. Наблюдение выявило многочисленные признаки нервозности во время выступления. Эти результаты согласуются с вышеприведенными данными о существующем страхе перед публичным выступлением и подтверждают актуальность психологической подготовки к нему. Также было показано, что сам факт повторного выступления, к которому нужно было готовиться в течение недели, не изменяет психологического состояния выступающих. Следовательно, изменения, наблюдающиеся после недельной психологической подготовки к публичному выступлению с помощью техник НЛП, правомерно связывать именно с применением этих техник.

После использования техник НЛП для психологической подготовки в течение одной недели значительно изменилась уверенность в успешности выступления до его проведения, что может считаться результатом умозаключения: «Если я настраивался на успех и тренировался вызывать у себя состояние спокойствия, следовательно,

Таблица 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫСТУПАЮЩИХ ДО И ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ И КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НЛП ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ1

Психологическое состояние визуальная техника НЛП Кинестетическая техника НЛП Уровень статистической значимости различий

Уверенность в успешности выступления до его проведения 5,00 5,45 0,08

Открытость позы 2,97" 2,47 0,03

Уверенность позы 2,10 2,17 0,76

Уверенность жестов 1,37 1,33 0,79

Жесты нервозности"" 2,47 3,10 0,02

Уверенность мимики 2,47 2,07 0,06

Контакт глаз 2,80 2,23 0,01

Равномерность темпа речи 2,33 2,43 0,63

Уверенность голоса 2,48 2,40 0,58

Запинки в речи"" 3,10 2,80 0,33

Самочувствие после публичного выступления 5,90 5,3 0,01

Активность после публичного выступления 5,02 4,56 0,06

Настроение после публичного выступления 5,64 6,14 0,05

Уверенность в успешности выступления после его проведения 6,03 5,57 0,09

1Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (уровень значимости p<0,05); ** шкалы являются обратными (минимальному баллу соответствует максимальное количество жестов нервозности и запинок в речи)

я смогу быть более спокойным во время выступления, а значит, мое выступление будет более успешным». Возрастание уверенности позы, жестов, мимики, голоса, снижение количества жестов нервозности и количество запинок в речи, более равномерная речь также могут быть следствием этого заключения. С другой стороны, выступающие добились прогресса в преодолении нервозности и в поддержании состояния спокойствия, что отражалось в их невербальной коммуникации. Также следствием спокойствия мог быть усилившийся контакт глаз с аудиторией во время выступления и более открытая поза. Улучшение самочувствия и настроения после выступления могло быть как реакцией на то, что психологически выступать было легче, так и результатом более спокойного состояния во время выступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью исследования был сравнительный анализ эффективности визуальной и кинестетической техники НЛП при психологической подготовке к публичному выступлению.

Первое выявленное различие между группами состояло в изменении открытости позы: у использовавших кинестетическую технику (далее КТ) степень открытости позы не изменилась, а у использовавших визуальную технику (далее ВТ) поза стала более открытой. Возможно, при использовании КТ, внимание сосредоточено на внутренних ощущениях спокойствия, а при использовании ВТ внимание в равной степени обращается на внутренний и на внешний мир, что может стимулировать большую открытость внешнему миру и направленность на него. С этим предположением согласуется и улучшение контакта глаз с аудиторией у использовавших ВТ.

Использование КТ привело к снижению количества жестов нервозности и к улучшению настроения после выступления. Дополнительный анализ группы, применявшей ВТ, показал, что настроение ее участников также существенно улучшилось по сравнению с исходными значениями, но в меньшей степени, чем у группы, применявшей КТ. Данный результат можно объяснить следующим образом: КТ обращается к ощущениям тела и к эмоциям, в процессе ее освоения люди могут научиться более внимательно прислушиваться к сигналам собственного тела, обращать внимание на различные ощущения, более тонко чувствовать свои эмоции. Также при использовании КТ очевидным ощутимым результатом, как правило, является именно изменение эмоционального состояния. Как следствие, более чуткие к сигналам своего тела и лучше контролирующие свои эмоциональные состояния испытуемые выше оценили свое настроение.

Количество жестов нервозности у испытуемых, использовавших ВТ, не изменилось, а у испытуемых, использовавших КТ, значимо уменьшилось. Большая часть жестов нервозности связана с прикосновениями к собственному телу. Вероятнее всего, практиковавшие КТ и более внимательные к своим телесным ощущениям испытуемые в меньшей степени нуждались в дополнительной успокаивающей телесной стимуляции, которую обеспечивают жесты нервозности.

Самым неожиданным результатом стало значимое различие самочувствия после публичного выступления: у использовавших ВТ оно улучшилось в большей степени, чем у использовавших КТ. При этом дополнительная проверка показала, что статистически значимое улучшение самочувствия наблюдается и у испытуемых, использовавших КТ, однако выражено оно в меньшей степени. Полученный результат требует дополнительного исследования. На данном этапе можно выдвинуть следующее предположение: вероятно, при освоении КТ более внимательное отношение к сигналам своего тела дает более объективную оценку таких параметров, как ощущение силы, работоспособности, усталости, здоровья, напряжения, бодрости, выносливости. Эти параметры оцениваются в пункте «самочувствие», в то время как при использовании ВТ может возникать несколько оптимистичное представление о своем самочувствии, отличающееся от реального состояния после публичного выступления. Однако это предположение нуждается в дальнейшей проверке.

выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Использование техник НЛП для подготовки к публичному выступлению в течение одной недели улучшает психологическое состояние выступающих.

В результате использования техник НЛП возрастает уверенность в успешности выступления до его проведения, уверенность невербальной коммуникации выступающих, улучшаются их самочувствие и настроение после публичного выступления.

Использование визуальных и кинестетических техник НЛП для психологической подготовки к публичному выступлению приводит к различным результатам: визуальные техники НЛП благоприятно воздействуют на открытость позы и самочувствие выступающих, на контакт глаз с аудиторией; кинестетические техники НЛП благоприятно воздействуют на настроение выступающих и снижают проявления их нервозности.

список источников

1. Dwyer K. K., Davidson M. Take a Public Speaking Course and Conquer the Fear // Journal of Education and Educational Development. 2021. № 2. Vol. 8. P. 255-269.

2. Coopman S. J., Lull J. Public Speaking. The Evolving Art. Boston: Wadsworth Cengage Learning, 2012.

3. Sellnow D. D. Confident Public Speaking. Belmont: Thomson Wadsworth, 2005.

4. Wati N. L. et al. The Influences of "Public Speaking-Attractive Training" to the Public Speaking Anxiety (PSA) / N. L. Wati, I. Yosep, D. Dharmansyah, M. Ibrahim // KnE Life Sciences. 2021. № 1. Vol. 6. P. 454-461.

5. Lestari A. I., Noviekayati I. G. A. A., Saragih S. The Effectiveness of Public Speaking Training with Cognitive Behavioral Therapy for Public Speaking Anxiety among both Gender // GUIDENA: Jurnal Ilmu Pendidikan, Psikologi, Bimbingan dan Konseling. 2017. № 2. Vol. 7. P. 211-214.

6. Холл, М. 77 лучших техник НЛП. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008.

7. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : БАХРАХ-М, 2001.

references

1. Dwyer, K. K., Davidson, M. (2021). Take a Public Speaking Course and Conquer the Fear. Journal of Education and Educational Development, 2(8), 255-269.

2. Coopman, S. J., Lull, J. (2012). Public Speaking. The Evolving Art. Boston: Wadsworth Cengage Learning.

3. Sellnow, D. D. (2005). Confident Public Speaking. Belmont: Thomson Wadsworth.

4. Wati, N. L., et al. (2021). The Influences of "Public Speaking-Attractive Training" to the Public Speaking Anxiety (PSA) / N. L. Wati, I. Yosep, D. Dharmansyah, M. Ibrahim. KnE Life Sciences, 1(6). 454-461.

5. Lestari, A. I., Noviekayati, I. G. A. A., Saragih, S. (2017). The Effectiveness of Public Speaking Training with Cognitive Behavioral Therapy for Public Speaking Anxiety among both Gender. GUIDENA: Jurnal Ilmu Pendidikan, Psikologi, Bimbingan dan Konseling, 2(7), 211-214.

6. Holl, M. (2008). 77 luchshih tekhnik NLP = The sourcebook of magic. A comprehensive guide to NLP change patterns. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak. (In Russ.)

7. Verderber, R., Verderber, K. (2003). Psihologiya obshcheniya = Communicate! Saint Petersburg: Prajm-Evroznak. (In Russ.)

8. Prakticheskaya psihodiagnostika. (2001). Metodiki i testy. Uchebnoe posobie = Practical psychodiagnostics. In D. Ja. Rajgorodskij (Ed.). Samara: BAHRAH-M. (In Russ.)

информация об авторе

ахмадиева Лия рустэмовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии

Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

information about the author Akhmadieva Liya Rustemovna

PhD (Psychology), Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Faculty of the Humanities, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 24.01.2022 одобрена после рецензирования 31.01.2022 принята к публикации 04.03.2022

The article was submitted 24.01.2022 approved after reviewing 31.01.2022 accepted for publication 04.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.