ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
М.С. Кленова, студент
Д.В. Ильиных, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-1-222-225
Аннотация. В данной статье рассматривается эффективность проведения командных спортивных игр во время занятий в высших учебных заведениях. Выдвигая гипотезу, что командные игры позволяют положительно влиять не только на общее физическое состояние обучающихся, но и на физическое моральное воспитание, проводится опрос среди студентов нескольких Пермских университетов с целью формирования общего отношения к проводимому блоку занятий и ощущений после проведенного занятия.
Ключевые слова: командные спортивные игры, команда, физическая культура, физическое моральное воспитание.
Командные спортивные игры по праву занимают лидирующие позиции в содействии всестороннему и гармоничному развитию личности студента и его социальных взаимодействий с одногруппниками, а также укреплению и поддержанию его здоровья. Проведение командных мероприятий всегда воспринимается студентами активней чем любой другой блок упражнений.
Спортивные игры - это самостоятельные виды спорта, связанные с противоборством команд - «соперников» для достижения победы одной из сторон, а не отдельного спортсмена. Противоборствуя, команда создаёт целостную спортивную единицу, рассматривая общие интересны
для достижения победы над «соперниками» - студенты, обговаривая различные тактические приемы и методы борьбы, повышают и развивают общий уровень сплоченности коллектива. Приводя в пример результаты анализа из журнала «Спортивный психолог» №4(35)/2014 доказано, что у опрашиваемых взрослых средний балл индивидуальной привлекательности отношений и деятельности намного меньше, чем у того же количества опрашиваемых подростков. Так как, средний возраст студента в России составляет 21 год, то можно предположить, что коэффициент групповой привлекательности отношений и деятельности в группе неуклонно возрастает.
Таблица 1. Значение фактора сплоченности из журнала «Спортивный психолог» №4(35)/2014 в командах взрослых_
Взрослые
Фактор Кол-во опрашиваемых Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
Индивидуальная привлекательность отношений 39 2,2 8,4 6,2703 1,9173
Индивидуальная привлекательность деятельности 39 1 9 5,5338 2,84688
Групповое единство в общении 39 3 8,5 6,3378 1,77092
Групповое единство в деятельности 39 4,8 8,4 7,0649 0,92743
Таблица 2. Значение фактора сплоченности из журнала «Спортивный психолог» №4(35)/2014 в командах подростков_
Подростки
Фактор Кол-во опрашиваемых Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение
Индивидуальная привлекательность отношений 37 3,6 9 5,4167 1,25602
Индивидуальная привлекательность деятельности 37 4 8,5 6,4583 0,98301
Групповое единство в общении 37 3,75 7,75 5,5469 0,9335
Групповое единство в деятельности 37 4,8 8,6 6,2 0,61885
Под командными спортивными играми, которые чаще всего проводятся в высших учебных заведениях в России, подразумевают: баскетбол, волейбол и футбол.
Все вышеперечисленные игры являются ситуационными видами спорта, ведущая роль в которых принадлежит сенсомотор-ным механизмам. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока. Двигательная реакция на определенные ситуации является результатом избирательного внимания и оперативного мышления игрока, обеспечивающего приспособление к постоянным изменениям обстановки в игре. Существенной предпосылкой результативности игровой деятельности является волевая реакция игрока, от которой, в частности зависит способность к длительной концентрации внимания в игре, выбор оптимального решения и управление своими действиями при его реализации.
Данные виды спорта являются наиболее нагрузочными для организма студента, где уровень обменных реакций повышается в 10-15 раз. Такая нагрузка называется субмаксимальной - происходит образование значительного кислородного долга и повышение уровня молочной кислоты в крови.
Спортивная игровая деятельность оказывает укрепляющее и тонизирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систему человека - прерывисто-переменных характер игр является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. А скоростной характер игры, требующий точной и эффективной тактики, развивает двигательный потенциал человека.
Наконец, спортивные командные игры положительно влияют на нервную систему человека, понижая уровень стресса. Во-
влеченность в этот вид физической активности нивелирует негативные, стрессовые влияния, сопровождающие обучение в вузе (адаптационный период, период сессий).
Если же говорить про значение командных спортивных игр для физического морального воспитания, то из основных положений влияния можно выделить:
- формирование осознанной потребности в физической нагрузке для поддержания здоровья;
- актуализация значения командной работы, как полноценной ячейки для последующего взаимодействия человека с обществом;
- физическое совершенствование, как условия вовлечение в командные виды спорта уже на профессиональном уровне.
Все вышеперечисленные положения воспитывают и прививают студенту нормы здорового образа жизни. Однако, значимость положительного влияния проведения спортивных игр даже студенты не всегда воспринимают серьезно. Проведя небольшой опрос среди обучающихся с 1 по 3 курс из таких высших учебных заведений, как ПГАТУ, ПНИПУ, ПГНИУ с целью отслеживания и анализа общего состояния после пар, включающих в себя блок проведения спортивных командных игр, можно предположить, что обучающиеся рады проводимым играм, как на физическом, так и на моральном уровне. Сам опросник состоял из 5 вопросов:
1) Из какого вы учебного заведения?
2) Посещаете ли вы занятия по физкультуре?
3) Что вы чувствуете, когда преподаватель оглашает блок упражнений, включа-
ющий в себя проведение спортивных игр на паре?
4) Ощущения, которые чаще всего ожидаете после проведенных игр на паре (усталось/прилив сил и т.д.)
5) Стоит ли выделить больше часов на занятиях под командные спортивные игры из учебной программы?
Проведя данный опрос, можно отметить, что из 39 опрашиваемых, 61,5% были студентами ПГАТУ, 23,2% - ПГНИУ и 15,3% из ПНИПУ.
Отвечая на вопрос «Что вы чувствуете, когда преподаватель оглашает блок упражнений, включающий в себя проведение спортивных игр на паре?», большинство опрашиваемых - 71,8% процента (28 человек), с радостью готовы были поучаствовать в предложенных к занятию играх. После же проведенной пары 69,2% студентов ощущают прилив сил и бодрость, а 23,1% (10 человек) - усталость и утомление.
Рис. 1. Процентное соотношение опрашиваемых студентов (39 человек)
На вопрос «Стоит ли выделить больше часов на занятиях под командные спортивные игры из учебной программы?»
71,8% учащихся ответили, что согласны с данным утверждением, 28,2% же наоборот отказались.
Рис. 2. Данные анализа опроса, проводимого между студентами ПГАТУ, ПНИПУ,
ПГНИУ
Подводя итог опроса, можно отметить, что студенты в основном оценивают проведение подобных блоков упражнений на парах положительно, как и для общего физического влияния на организм, так и на комплексное физического морального
воспитания. Тем самым мы можем доказать, что роль командных спортивных игр в университетах велика, а ее эффективность на студентов оценивается на высших уровнях.
Библиографический список
1. Корнеев И.С. Опросник сплоченности спортивной команды // Спортиный психолог. -2014. - №4 (35).
2. Печерский С.А. [и др.]. Спортивные игры в вузе (баскетбол, волейбол, минифутбол): метод. указания. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 4 с.
3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://joumal.tinkoff.ru/students-stat/
4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--80aegj8adcjgn.xn--p1ai/team-sports-games
THE EFFECTIVENESS OF TEAM SPORTS GAMES IN HIGHER EDUCATION
INSTITUTIONS
M.S. Klenova, Student D.V. Ilyinykh, Senior Lecturer
Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)
Abstract. This article discusses the effectiveness of team sports games during classes in higher educational institutions. Putting forward the hypothesis that team games can positively influence not only the general physical condition of students, but also physical and moral education, a survey is conducted among students of several Perm universities in order to form a general attitude to the block of classes and feelings after the lesson.
Keywords: team sports games, team, physical culture, physical and moral education.