Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
профессиональная деятельность менеджера образования / программа корпоративного обучения / эффективность / профессиональная компетентность / professional activity of an education manager / corporate training program / efficiency / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матц Д.С.

В работе рассматривается актуальность проблемы эффективного осуществления профессиональной деятельности менеджера образования в современном образовательном контексте. Статья обращает внимание на необходимость эффективных программ корпоративного обучения, которые могут помочь развивать необходимые компетентности для менеджеров образования. Основной целью таких программ является качественное изменение уровня владения компетентностями и личностно-психологическими качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Автор предлагает конкретные критерии эффективности таких программ, включая уровень владения коммуникативной, социальной и личной компетентностями. Автор также предлагает методики оценки уровня развития этих компетентностей у менеджеров образования. Общая идея статьи заключается в том, что эффективность профессиональной деятельности менеджера образования связана с развитием определенных компетенций и личностных качеств через специализированные программы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матц Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PROGRAM FOR IMPROVING EFFICIENCY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EDUCATION MANAGER

The paper examines the relevance of the problem of effective implementation of the professional activities of an education manager in the modern educational context. The article draws attention to the need for effective corporate training programs that can help develop the necessary competencies for education managers. The main goal of such programs is a qualitative change in the level of proficiency in competencies and personal and psychological qualities necessary for successful professional activity. The author proposes specific criteria for the effectiveness of such programs, including the level of proficiency in communicative, social and personal competencies. The author also offers methods for assessing the level of development of these competencies among education managers. The general idea of the article is that the effectiveness of the professional activity of an education manager is associated with the development of certain competencies and personal qualities through specialized training programs.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159

Матц Д.С.

магистрант кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, Омский государственный педагогический университет

(г. Омск, Россия)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в работе рассматривается актуальность проблемы эффективного осуществления профессиональной деятельности менеджера образования в современном образовательном контексте. Статья обращает внимание на необходимость эффективных программ корпоративного обучения, которые могут помочь развивать необходимые компетентности для менеджеров образования. Основной целью таких программ является качественное изменение уровня владения компетентностями и личностно-психологическими качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Автор предлагает конкретные критерии эффективности таких программ, включая уровень владения коммуникативной, социальной и личной компетентностями. Автор также предлагает методики оценки уровня развития этих компетентностей у менеджеров образования. Общая идея статьи заключается в том, что эффективность профессиональной деятельности менеджера образования связана с развитием определенных компетенций и личностных качеств через специализированные программы обучения.

Ключевые слова: профессиональная деятельность менеджера образования, программа корпоративного обучения, эффективность, профессиональная компетентность.

Актуальность проблемы эффективного осуществления профессиональной деятельности менеджером образования обусловлена тем, что в современном образовательном контексте менеджеры образования должны быть готовы к постоянному обучению и развитию, владеть новейшими тенденциями и передовыми практиками в области образования, чтобы успешно адаптироваться

к изменениям и применять новые подходы в своей работе. Современная образовательная система требует от менеджеров образования профессиональной компетентности, гибкости, гуманности, инновационности. Профессиональная деятельность менеджера образования является многогранным процессом, требующим владения определенными компетенциями и личностно-психологическими качествами. Руководители, обладающие ими, могут обеспечить эффективность и качество образовательного процесса, а также повысить доступность образования для всех желающих получить знания и навыки для успешной карьеры и личностного развития. Поэтому реализация программы корпоративного обучения позволит организовывать процесс повышения уровня владения необходимыми для этого компетентностями: коммуникативной, социальной и личной [1, 2, 3].

Разумеется, разработанная программа должна быть достаточно эффективной для того, чтобы у менеджеров образования произошли необходимые изменения. Эффективность реализации программы корпоративного обучения определяется в соответствии с критериями и показателями эффективности, а также на основе результатов диагностики менеджеров образования по данным показателям на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

В работе под повышением эффективности профессиональной деятельности менеджера образования мы понимаем качественное изменение уровня владения компетентностями и самооценки личностно-психологических качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Для того, чтобы определить, насколько эффективна профессиональная деятельность менеджера образования, необходимо выделить критерии эффективности.

Бабанский Ю.К. считает, что эффективность - это «соответствие полученных результатов поставленным в работе задачам, которые являются актуальными и практически значимыми» [4]. Под критерием в работе понимается «обобщенный показатель развития процесса, успешности

деятельности, по которому выполняется оценка происходящих педагогических явлений» [5].

Исходя из этого, критериями эффективности реализации программы повышения эффективности профессиональной деятельности менеджера образования будет являться положительная динамика уровня владения компетентностями (коммуникативная, социальная и личная) и выраженности соответствующих личностно-психологических качеств. Критерием № 1 станет повышение уровня владения коммуникативной компетентностью, показатели при этом: уменьшение барьеров в общении с подчиненными / коллегами, владение техникой построения деловой беседы, повышение эффективности делегирования. Критерием № 2 станет повышение уровня владения социальной компетентностью, показатели при этом: развитие навыка разрешения социальных конфликтов, развитие навыка распознавания чужих эмоций и владения своими эмоциями, развитие умения принимать решение в стрессовой ситуации. И критерием № 3 станет повышение уровня владения личной компетентностью, показатели при этом: улучшение навыка организации самоменеджмента, развитие умения адекватного самовосприятия (оценка и использование своих сильных и слабых сторон) и самопрезентации.

Для того, чтобы определить уровень развития выделенных показателей эффективности программы корпоративного обучения, необходимо провести опрос менеджеров образования по проблеме исследования, а также диагностику по выбранным методикам:

- концепция личностных ограничений (М. Вудкок, Д. Френсис) [6],

- методика определения организаторских и коммуникативных качеств личности (Л.П. Калининский) [7],

- диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня (Н.П. Фетискин) [8].

Таким образом, эффективность реализации программы корпоративного обучения по повышению эффективности профессиональной деятельности менеджеров образования можно будет определить по степени изменения уровня

выделенных показателей в динамике (на констатирующем и контрольном этапах опытно- экспериментальной работы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щербакова Т.Н., Авраменко Д.И. Профессиональная успешность менеджеров образования: психологические критерии и детерминанты // Российский психологический журнал. 2015. том 12 № 2. С. 86-98;

2. Сажина С.Д. Компетентностный подход как условие подготовки руководителей образовательных организаций на современном этапе // Человек. Культура. Образование. 2019. 1 (31). с. 205-216;

3. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография // Санкт-Петербург: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС. 2012. 340 с;

4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/Сост. М.Ю. Бабанский. -М.: Педагогика - 1989. - 560 с;

5. Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Т. Закирова - Педагогика - 1997. - № 2. -с. 9-14;

6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Москва. Дело. 1991 г. - 320 с;

7. Калининский, Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста /Л.П. Калининский // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. - Тюмень, 1981. - с. 77 -78;

8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. -Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 103 с

Matts D.S.

Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

EFFECTIVENESS OF PROGRAM FOR IMPROVING EFFICIENCY

OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EDUCATION MANAGER

Abstract: the paper examines the relevance of the problem of effective implementation of the professional activities of an education manager in the modern educational context. The article draws attention to the need for effective corporate training programs that can help develop the necessary competencies for education managers. The main goal of such programs is a qualitative change in the level of proficiency in competencies and personal and psychological qualities necessary for successful professional activity. The author proposes specific criteria for the effectiveness of such programs, including the level of proficiency in communicative, social and personal competencies. The author also offers methods for assessing the level of development of these competencies among education managers. The general idea of the article is that the effectiveness of the professional activity of an education manager is associated with the development of certain competencies and personal qualities through specialized training programs.

Keywords: professional activity of an education manager, corporate training program, efficiency, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.