Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕНЕДЖЕР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / STRATEGIC ANALYSIS / MANAGER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUNCTIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманов Тимур Альбертович, Дьячков Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

Авторами представлена работа по выявлению, обоснованию и конкретизации психолого-педагогических условий формирования профессиональных компетенций владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров. Рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке будущих менеджеров, выделено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциям в т.ч. владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. В свою очередь, выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, в т. ч. способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, а также владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. В статье с целью выделения содержательных условий, позволяющих перестроить деятельность педагогов и студентов, позволяющие мотивировать их на овладение навыками осуществления стратегического анализа, проведен анализ дефиниции «условия». Авторами приведен тезис о том, что первым этапом становления способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа будет выявление и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических условий. Авторами приведены выявленные психолого педагогические условия. Кроме того, определены функции выявленных психолого-педагогических условий, к которым отнесли следующие: конструктивную, средообразующую, воспитательно-ценностную, когнитивно-знаниевую, мотивационно-программирующую, деятельностную и рефлексивно-оценочную. В статье сделан логический вывод о том, что выявление, реализация и соблюдение вышеназванных психолого-педагогических условий, позволяет осуществить эффективное становление способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманов Тимур Альбертович, Дьячков Алексей Анатольевич, Наумов Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HOLDING BY SKILLS OF STRATEGIC ANALYSIS IN FUTURE MANAGERS

The authors presented work on the identification, justification and concretization of the psychological and pedagogical conditions for the formation of professional competencies in the possession of strategic analysis skills among future managers. Considered federal state educational standards for the preparation of future managers, highlighted that a graduate who has mastered the undergraduate program should have professional competencies, including possession of the skills of strategic analysis, development and implementation of the organization’s strategy aimed at ensuring competitiveness. In turn, a graduate who has mastered the master's program must have professional competencies corresponding to the type (types) of professional activity to which (which) the master's program is oriented, including the ability to manage organizations, divisions, groups (teams) of employees, projects and networks, as well as possession of methods of economic and strategic analysis of the behavior of economic agents and markets in the global environment. In the article with the aim of identifying meaningful conditions that allow restructuring the activities of teachers and students, allowing them to motivate them to master the skills of strategic analysis, an analysis of the definition of “conditions” is conducted. The authors cite the thesis that the first stage in the development of the future manager's ability to carry out a strategic analysis will be the identification and implementation of psychological and pedagogical conditions in the educational process. It will be up to you to understand the conditions of the educational process. In addition, the functions identified psychological and pedagogical conditions, which include the following: constructive, environmental, educational, value, cognitive-knowledge, motivational-programming, activity and reflexive-evaluative. The article makes a logical conclusion that the identification, implementation and compliance with the above psychological and pedagogical conditions allows for the effective development of the future manager's ability to implement strategic analysis.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров»

12. Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии / Д. А. Рубин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 290 с.

13. Фомина, Н. В. Психологическая основа исследования эмоционально благоприятного настроения / Н. В. Фомина // «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность», V Всерос. студ. науч.- практ. конф. (2017; Саранск) [Электронный ресурс]. V Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Современные гуманитарные технологии в образовании: субъектность, творчество, духовность», 14-15 июня 2017 г.: [материалы] / отв. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Психология

УДК 37.015.3

старший офицер группы правового обеспечения Гильманов Тимур Альбертович

Федеральное государственное казенное учреждение «2 Центр заказчика застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону); кандидат психологических наук Дьячков Алексей Анатольевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Наумов Петр Юрьевич Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. Авторами представлена работа по выявлению, обоснованию и конкретизации психолого-педагогических условий формирования профессиональных компетенций владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров. Рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке будущих менеджеров, выделено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциям в т.ч. владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. В свою очередь, выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, в т. ч. способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, а также владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. В статье с целью выделения содержательных условий, позволяющих перестроить деятельность педагогов и студентов, позволяющие мотивировать их на овладение навыками осуществления стратегического анализа, проведен анализ дефиниции «условия». Авторами приведен тезис о том, что первым этапом становления способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа будет выявление и внедрение в образовательный процесс психолого-педагогических условий. Авторами приведены выявленные психолого педагогические условия. Кроме того, определены функции выявленных психолого-педагогических условий, к которым отнесли следующие: конструктивную, средообразующую, воспитательно-ценностную, когнитивно-знаниевую, мотивационно-программирующую, деятельностную и рефлексивно-оценочную. В статье сделан логический вывод о том, что выявление, реализация и соблюдение вышеназванных психолого-педагогических условий, позволяет осуществить эффективное становление способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа.

Ключевые слова: стратегический анализ, менеджер, психолого-педагогические условия, профессиональные компетенции, навыки, педагогические условия, функции психолого-педагогических условий.

Annоtation. The authors presented work on the identification, justification and concretization of the psychological and pedagogical conditions for the formation of professional competencies in the possession of strategic analysis skills among future managers. Considered federal state educational standards for the preparation of future managers, highlighted that a graduate who has mastered the undergraduate program should have professional competencies, including possession of the skills of strategic analysis, development and implementation of the organization's strategy aimed at ensuring competitiveness. In turn, a graduate who has mastered the master's program must have professional competencies corresponding to the type (types) of professional activity to which (which) the master's program is oriented, including the ability to manage organizations, divisions, groups (teams) of employees, projects and networks, as well as possession of methods of economic and strategic analysis of the behavior of economic agents and markets in the global environment. In the article with the aim of identifying meaningful conditions that allow restructuring the activities of teachers and students, allowing them to motivate them to master the skills of strategic analysis, an analysis of the definition of "conditions" is conducted. The authors cite the thesis that the first stage in the development of the future manager's ability to carry out a strategic analysis will be the identification and implementation of psychological and pedagogical conditions in the educational process. It will be up to you to understand the conditions of the educational process. In addition, the functions identified psychological and pedagogical conditions, which include the following: constructive, environmental, educational, value, cognitive-knowledge, motivational-programming, activity and reflexive-evaluative. The article makes a logical conclusion that the identification, implementation and compliance with the above psychological and pedagogical conditions allows for the effective development of the future manager's ability to implement strategic analysis.

Keywords: strategic analysis, manager, psychological and pedagogical conditions, professional competence, skills, pedagogical conditions, functions of psychological and pedagogical conditions.

Введение. При рассмотрении вопросов формирования профессиональной компетентности у будущих

менеджеров по владению навыками стратегического анализа, прежде чем приступать к разработке инструментария такого формирования и внедрению его в реальный образовательный процесс, необходимо исследовать среду, обстановку - те условия, в которых целенаправленно и стихийно формируется будущий управленец, с набором своих профессиональных компетенций, одной из которых является владение навыками стратегического анализа.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты подготовки будущих менеджеров по различным уровням образования ставят перед системой образования задачи по формированию у обучаемых твердых навыков владения методами осуществления стратегического анализа.

Так в федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) указано, что видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, относятся организационно-управленческая, информационно-аналитическая и др. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциям в т.ч. владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.

В свою очередь, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), установлено, что выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, в т. ч. способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, а также владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.

Кроме того, вышеназванными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации определены условия реализации программ бакалавриата и магистратуры (кадровые, материально-технические, финансовые, учебно-методические, организационно-административные и др.).

Нас же интересуют содержательные условия, позволяющие перестроить деятельность педагогов и студентов, позволяющие мотивировать их на овладение навыками осуществления стратегического анализа и возможности которых на сегодняшний день в образовательных организациях высшего образования либо не используются, либо используются не в полном объеме.

В.М. Полонский рассматривает условия как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [1].

Ю.К. Бабанский выделяет две группы педагогических условий функционирования образовательной системы: внешние (природно-географические, производственные, общественные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (школьно-гигиенические, учебно-материальные, эстетические и морально-психологические) [2].

В.И. Андреев под педагогическими условиями понимает комплекс мер, содержание, приемы и организационные формы воспитательно-образовательного процесса [3].

A.Я. Найн педагогические условия рассматривает как многообразие объективных возможностей, содержания, форм, приемов, средств и материально-пространственной среды, которые ориентированы на выполнение стоящих задач [4, 5].

B.А. Беликов считает, что педагогические условия это совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [6].

В психологии условия, представлены в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [7, 8, 9].

Под педагогическими понимается совокупность связанных между собой мер, которые нужны для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, созданного на базе современных технологий с целью развития системы ценностей курсантов [10].

Таким образом, для формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров необходимо выявить психолого-педагогические условия, реализация которых в образовательном процессе позволит успешно разрешать задачи и проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитанию будущих менеджеров. При этом, эти условия должны с одной стороны быть отличны от уже определенных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой, с другой, они должны их органично дополнять и отвечать критерию эффективности и результативности.

По нашему мнению первым этапом становления способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа является выявление и внедрение в образовательный процесс следующих психолого-педагогических условий: а) проектирование системы психологического сопровождения формирования управленческих компетенций в период осуществления образовательной деятельности, учебного и внеучебного процессов; б) обеспечение психологической готовности будущих менеджеров к осуществлению стратегического анализа в будущей реальной профессиональной деятельности; в) компонентное внедрение в учебный процесс таких видов занятий, которые позволяю овладеть приемами и способами осуществления стратегического анализа в т. ч. реализация имитационных игр и планов в образовательном процессе для формирования самостоятельности и решительности, как предпосылок к становлению способности и готовности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа; г) психолого-педагогическое стимулирование развития лидерского потенциала личности будущего менеджера, способного нести ответственность за принятые решения и созданные прогнозы; д) разработка адаптированной опытно-эмпирической программы диагностики у будущих менеджеров профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа; е) внедрение комплексной программы оптимизации образовательной деятельности направленной на формирование профессиональной компетентности владения навыками стратегического анализа (рис. 1).

Рисунок 1. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров

В формировании профессиональной компетентности по владению навыками стратегического анализа вышеназванные психолого-педагогические условия выполняют следующие функции: конструктивную, средообразующую, воспитательно-ценностную, когнитивно-знаниевую, мотивационно-программирующую, деятельностную и рефлексивно-оценочную (рис. 2).

Безусловно, мы не ограничиваемся простым набором этих функций и их механическим перечислением. Реальное внедрение психолого-педагогических условий, есть их реальное функционирование, в котором и проявляются вышеназванные функции не статически, а динамически, не самостоятельно, а во взаимодействии друг с другом и средой.

Рисунок 2. Функции психолого-педагогических условий

Выводы. Выявление, реализация и соблюдение вышеназванных психолого-педагогических условий, позволяет осуществить эффективное становление способности будущего менеджера к осуществлению

стратегического анализа, как личностного новообразования в структуре его профессионально-управленческой компетентности.

Литература:

1. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа 2004. 512 с.

2. Педагогика [Текст] / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1988. - 432 с.

3. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.

4. Найн А. Я. Инновации в образовании [Текст] / А.Я. Найн. - Челябинск: ГУПТО адм. Челяб. области, 1995. - 288 с.

5. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике [Текст] / Я.А. Найн. Челябинск, Урал ГАФК, 1996. - 144 с.

6. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

7. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. 352 с.

8. Дьячков А.А., Шабанов А.Г. Проверка эффективности психолого-педагогических условий развития психологического феномена экспериментальным путем / А.А. Дьячков, А.Г. Шабанов // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2016. -С. 179-183.

9. Смирнов Д.В., Дьячков А.А. Эмпирическое исследование эффективности комплекса условий, средств и программы развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза / Д.В. Смирнов., А.А. Дьячков // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2017. № 8. - С. 2546.

10. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г., Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 157-161.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Дикова Виктория Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования психологических особенностей выбора профессии с учетом регионального состояния рынка труда. На основе материалов исследования анализируются причины низкой эффективности профориентационной работы с молодежью. Рассматриваются профессиональные предпочтения и намерения обучающихся старших классов школ, перспективы развития профориентационной работы.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, выбор профессии, старшие школьники, рынок труда.

Annotation. In article results of a research of psychological features of choice of profession taking into account an urgent condition of labor market reveal. On the basis of factual material the reasons of low efficiency of professional orientation work with youth are analyzed. Professional preferences and intentions of the studying teenagers are considered. The prospects of development of professional orientation work are analyzed.

Keywords: career guidance, professional self-determination, choice of profession, senior school students, labor market.

Введение. Интенсивные социально-экономические изменения современного этапа развития общества, научно-технический прогресс и цифровизация производств обуславливают не только трансформацию мира профессий, но и проводят к содержательным и процессуальным изменениям процесса профессионального самоопределения обучающихся. Безусловно, это требует принципиально новых подходов к содержанию и технологиям реализации профориентационной работы. В настоящее время активное прогнозирование развития перспективных отраслей и профессий будущего, интенсивные процессы зарождения новых профессий, определяют спектр ключевых компетенций, которыми должен обладать профессионал. Профориентация как система научно-обоснованных мер, направленная на профессиональное самоопределение личности, должна учитывать как внешние аспекты развития современного общества, так и внутренние детерминанты выбора профессии самой личностью.

Конечной целью системной профориентации является формирование субъекта самоопределения. На этом уровне, как указывает Н. С. Пряжников, человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы без посторонней помощи [5]. Активная фаза выбора профессии приходится на конец ранней юности. Зеер Э. Ф., анализируя профессиональное самоопределение на различных стадиях становления личности, указывает, что в периоде реалистической оптации профессиональные планы юноши весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. В свою очередь, статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения у большинства абитуриентов психологически и социально не обоснован в силу различных причин [3, С. 111-112]. Ряд исследователей к причинам неблагоприятного положения с организацией профориентационной работы в России относят: декларативность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи, эпизодичность е осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации; недостаточную связь и преемственность деятельности профориентационной направленности школы, родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов [4, с. 88].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.