DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10236
«К 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ»
П.В. Бурковский - кандидат экон. наук, доцент кафедры экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
P. V. Burkovskiy - Candidate of Economics sciences, Associate professor, Department of Economic Theory, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Н.В. Власова - кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N. V. Vlasova - Candidate of Economics sciences, Associate professor, Department of Economic Theory, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Р.А. Годлевский - магистрант Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
R.A. Godlevskiy - graduate student, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА EFFICIENCY OF PROGRAM-TARGETED METHOD OF STATE REGULATION OF REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация. В статье представлены основные тенденции по состоянию развития агропромышленного комплекса региона, отражающие проблемные аспекты в области государственного регулирования на основе использования программно-целевого метода управления. Используется сравнительная оценка достижения фактических показателей их плановым значениям для целей определения причин отклонений и эффективности реализации программных мероприятий. Выявлены основные проблемные аспекты в исследуемой предметной области, которые связаны со слабой материально-технической базой и ограниченностью финансовых ресурсов для возможности организации расширенного воспроизводства в отдельных категориях сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для совершенствования процесса регулирования развития агропромышленного комплекса в регионе и повышения эффективности реализации программно-целевого метода управления авторами предлагаются инструменты стимулирования процессов межфермерской кооперации на основе налоговых льгот и методов ускоренной амортизации. Предлагается методическая схема муниципального фермерского агрокластера полного производственного цикла.
Abstract. In article presents of main trends in development of region's agro-industrial complex, reflecting problematic aspects of government regulation through use of a program-targeted management method. Used a comparative assessment of actual performance of their target values to determine causes of deviations and effectiveness of programmatic activities. The main problematic aspects in subject area under study have been identified, which are related to weak logistics base and limited financial resources for possibility of organizing expanded reproduction in certain categories of agricultural producers. In order to improve of process of regulating development of agro-industrial complex in region and improve efficiency of implementation of program-targeted management method, authors are offered tools to stimulate of processes inter-farm cooperation on basis of tax benefits and methods of accelerated depreciation. Also, authors suggest a methodical scheme of municipal farm agrocluster of full production cycle.
Ключевые слова: программно-целевой метод, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство Keywords: program-target method, agro-industrial complex, agriculture
Отрасль сельского хозяйства является профилирующей в регионе, при этом в Краснодарском крае сосредоточено производство большей части риса, овощей, винограда. Ежегодно увеличиваются валовые сборы зерновых культур (озимой пшеницы, ячменя) и масличных, в частности, подсолнечника. Государственная поддержка аграрного сектора экономики в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации (ВТО) сводится к поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе погектарного субсидирования и производственного потенциала в каждом конкретном случае. Финансирование осуществляется на помощь в приобретении элитных семян, заготовку кормов и минеральных удобрений, проведения мелиоративных работ по поддержку почвенного плодородия. Таким образом приоритет отдается косвенным мерам господдержки, которая не лимитирована условиями ВТО, и не искажает торговые отношения, как того требуют нормы данной международной организации.
Рассмотрим основные показатели по развитию сельского хозяйства в Краснодарском крае по данным, представленным в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели по развитию сельского хозяйства в Краснодарском крае
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Валовой региональный продукт, млрд руб 1784,8 1933,5 2015,9 2076,6 2225,9 124,7
в том числе: - сельское хозяйство 182,7 243,5 269,8 240,6 231,3 126,6
Доля сельского хозяйства в ВРП, % 10,2 12,6 13,4 11,6 10,4 -
Произведено продукции в сельскохозяйственных организациях, млн руб
Продукция растениеводства 127372 175545 190713 165257 173810 136,5
Продукция животноводства 45830 52207 57252 58117 62089 135,5
Доля от общего объема производства в хозяйствах всех категорий, % 61,9 63,8 63,8 61,4 61,7
Произведено продукции в личных подсобных хозяйствах, млн руб
Продукция растениеводства 34598 36052 40070 31592 32988 95,3
Продукция животноводства 31587 34733 38482 42352 41220 130,5
Доля от общего объема производства в хозяйствах всех категорий, % 21,5 17,8 17,8 20,5 19,4
Произведено продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, млн руб
Продукция растениеводства 44366 64168 72707 63328 68409 154,2
Продукция животноводства 2766 3049 3621 4080 3952 142,9
Доля от общего объема производства в хозяйствах всех категорий, % 16,5 18,5 18,5 18,2 18,9
Как видно по данным, представленным в таблице 1, за рассматриваемый период 2014-2018 гг. на территории Краснодарского края наблюдается увеличение доли произведенной продукции отраслями сельского хозяйства в общем валовом региональном продукте края, при этом наибольшую долю структуре производимой продукции по категориям хозяйств занимают сельскохозяйственные организации, доля которых возросла на 0,5 процентных пункта, в то время как доля производимой продукции в личных подсобных хозяйствах имеет тенденцию к некоторому снижению на 0,2 пункта.
Тенденции развития АПК Краснодарского края можно проследить на основе анализа динамики показателей производства и реализации продукции растениеводства и животноводства, оценки финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций. Необходимо также оценить степень эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов и охарактеризовать состояние развития социальной сферы сельских территорий. Данный анализ позволит сформулировать общие выводы о значимых тенденциях развития отраслевой структуры АПК региона.
Рассмотрим тенденции развития отрасли растениеводства в сельском хозяйстве Краснодарского края, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Тенденции развития отрасли растениеводства в сельском хозяйстве
Краснодарского края
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Сельскохозяйственные организации, тыс га
Посевная площадь 2503,8 2490,6 2472,6 2460,7 2441,7 97,5
в том числе
Зерновые и зернобобовые культуры 1625,6 1622,8 1622,1 1595,2 1558,8 95,9
Технические культуры 591,7 581,2 572,8 601,3 613,7 103,7
Картофель и овощебахчевые культуры 21,7 23,6 22,6 20,9 24,5 112,9
Кормовые культуры 264,7 263,1 255,1 243,4 244,8 92,5
Личные подсобные хозяйства, тыс га
Посевная площадь 131,3 129,7 127,3 118,6 80,6 61,4
В том числе
Зерновые и зернобобовые культуры 27,3 26,9 26,7 24,9 19,1 70,0
Технические культуры 2,8 2,7 2,6 2,4 1,1 39,3
Картофель и овощебахчевые культуры 91,7 90,8 88,9 82,1 50,7 55,3
Кормовые культуры 9,5 9,3 9,1 9,2 9,7 102,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства, тыс га
Посевная площадь 1022,6 1058,6 1093,4 1117,4 1164,6 113,9
В том числе
Зерновые и зернобобовые культуры 757,7 801,2 828,7 841,7 846,9 111,8
Технические культуры 215,3 213,3 219,0 231,7 269,1 125,0
Картофель и овощебахче-вые культуры 14,3 17,4 16,8 16,6 20,2 141,3
Кормовые культуры 35,3 26,8 28,9 27,4 28,5 80,7
Как видно по данным, представленным в таблице 2, за рассматриваемый период 2014-2018 гг. в показателях по посевным площадям сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае отмечается снижение по категориям сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств в целом на 2,5 % и 38,6 % соответственно, тогда как в крестьянских (фермерских) хозяйствах данный показатель возрос за рассматриваемый период на 13,9 %. Наиболее существенное падение посевных площадей отмечается по таким сельскохозяйственным культурам, как кормовые - снижение на 7,5 % в сельскохозяйственных организациях, технические - снижение на 60,7 % в личных подсобных хозяйствах.
Рассмотрим динамику показателей по валовым сборам сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае за рассматриваемый период 2014-2018 гг. по данным, представленным в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика показателей валовых сборов сельскохозяйственных культур в сельском
хозяйстве Краснодарского края
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Сельскохозяйственные организации, тыс т
Зерновые и зернобобовые культуры 8976 9426 9409 9431 8682 96,7
Сахарная свекла 5992 6340 8598 8568 6654 111,0
Подсолнечник 745 714 705 694 557 74,8
Картофель 35 42 42 40 49 140,0
Овощи 234 294 299 317 311 132,9
Плоды и ягоды 225 240 326 312 374 166,2
Виноград 203 168 227 187 202 99,5
Личные подсобные хозяйства, тыс т
Зерновые и зернобобовые культуры 118 117 122 116 87 73,7
Сахарная свекла 2 2 4 2 0,1 5,0
Подсолнечник 6 6 5 5 2 33,3
Картофель 532 535 535 510 275 51,7
Овощи 449 453 449 420 299 66,6
Плоды и ягоды 111 112 129 133 121 109,0
Виноград 6 6 5 6 9 150,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства, тыс т
Зерновые и зернобобовые культуры 3777 4167 4448 4561 3957 104,8
Сахарная свекла 755 833 1387 1388 1048 138,8
Подсолнечник 353 333 362 379 382 108,2
Картофель 37 38 46 52 60 162,2
Овощи 84 123 124 137 143 170,2
Плоды и ягоды 9 7 12 12 19 211,1
Виноград 5 6 6 6 7 140,0
Как видно по данным, представленным в таблице 3, за рассматриваемый период 2014-2018 гг. в показателях, характеризующих динамику валовых сборов сельскохозяйственных культур отмечается сокращение валового сбора подсолнечника на 25,2 %, а также винограда на 0,5 % в сельскохозяйственных организациях. В личных подсобных хозяйствах следует отметить снижение валовых сборов сахарной свеклы на 95 %, подсолнечника -на 66,7 %, а также овощей на 33,4 %. В крестьянских (фермерских) хозяйствах в качестве положительной тенденции можно отметить рост валовых сборов основных видов сельскохозяйственных культур в динамике, что говорит о довольно эффективном использовании возделываемых сельскохозяйственных угодий и грамотном севообороте, позволяющем своевременно проводить уборку и реализацию производимой сельскохозяйственной продукции.
Рассмотрим основные тенденции развития отрасли животноводства в сельском хозяйстве Краснодарского края по данным, представленным в таблице 4.
Таблица 4 - Тенденции развития отрасли животноводства в сельском хозяйстве
Краснодарского края
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., %
Сельскохозяйственные организации, тыс гол
Поголовье крупного рогатого скота всего 359 353 354 351 337 93,9
в том числе: - коровы 136 135 133 131 128 94,1
Поголовье свиней 328 427 358 401 507 154,6
Поголовье овец и коз 13 15 16 15 15 115,4
Поголовье лошадей 4 3 3 3 3 75,0
Поголовье птицы, млн гол 13 14 15 16 17 130,8
Личные подсобные хозяйства, тыс гол
Поголовье крупного рогатого скота всего 145 146 146 145 147 101,4
в том числе: - коровы 67 66 64 63 63 94,0
Поголовье свиней 1 2 3 2 2 200,0
Поголовье овец и коз 147 154 157 158 156 106,1
Поголовье лошадей 6 6 5 5 5 83,3
Поголовье птицы, млн гол 10 10 10 10 10 100,0
Крестьянские (с )ермерские) хозяйства, тыс гол
Поголовье крупного рогатого скота всего 39,0 40,8 46,4 47,5 49,9 127,9
в том числе: - коровы 15,6 15,7 18,6 19,1 19,8 126,9
Поголовье свиней 4,3 5,2 6,0 6,6 18,2 423,3
Поголовье овец и коз 37,2 39,7 53,3 51,5 43,5 116,9
Поголовье лошадей 2,7 2,3 2,5 2,3 2,1 77,8
Поголовье птицы, млн гол 0,6 0,6 0,6 0,8 0,7 116,7
Как видно по данным, представленным в таблице 4, за рассматриваемый период 2014-2018 гг. в показателях, характеризующих состояние развития отрасли животноводства отмечается падение показателя по поголовью крупного рогатого скота на 6,1 % в сельскохозяйственных организациях, при этом в крестьянских (фермерских) хозяйствах отмечается падение поголовья лощадей на 22,2 %.
Организация программно-целевого регулирования отраслей агропромышленного комплекса Краснодарского края выражается в проведении комплекса системных мероприятий в рамках единой концепции роста уровня продовольственной обеспеченности населения и сокращения зависимости отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от импортных поставок сельскохозяйственного сырья и продовольствия [1]. На этой основе происходит осуществление бюджетного финансирования реализации программных мероприятий по поддержке производства продукции растениеводства и животноводства, поддержки сельскохозяйственной кооперации на уровне муниципальных районов и адресное целевое финансирование начинающих фермеров на селе в рамках реализуемых подпрограмм «Свое дело в селе смело» и «Начинающий фермер».
На рисунке 1 представлены основные целевые параметры реализации программы по развитию отрасли сельского хозяйства.
Рисунок 1 - Основные целевые ориентиры программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Как видно по информации, представленной на рисунке 6, программно-целевое регулирование отрасли сельского хозяйства направлено на стабилизацию развития малых форм хозяйствования и рост материальной и моральной заинтересованности к занятию сельскохозяйственным производством [2].
Рассмотрим показатели сравнительной оценки достижимости целевых показателей по государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по данным, представленным в таблице 5.
Таблица 5 - Показатели сравнительной оценки эффективности целевых показателей программы
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
план факт план факт план факт план факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 101,7 106,1 88,4 100,7 101,2 96 101,3 108,3
Рентабельность сельскохозяйственных организаций, % 14,7 23,8 17,5 16,5 18,5 13,4 19 23
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб 22024 27399,2 23215 28181,7 29855 31627,5 31059 34119
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс т 1460,1 1341,9 1385,1 1379,7 1399,2 1450,1 1433 1474
Как видно по данным, представленным в таблице 5, в целом целевые показатели по государственной программе достигаются, однако имеются трудности в некотором падении индекса производства продукции сельского хозяйства за период 2016-2017 гг., что может объясняться неблагоприятной рыночной конъюнктурой, а также некоторое падение рентабельности в сельскохозяйственных организациях по этим причинам. Также ввиду падения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий за этот же период отмечалось отрицательное отклонение от плана по показателю производства молока.
Основные проблемные вопросы в развитии агропромышленного комплекса Краснодарского края:
- обеспечение высококачественными и в полном объеме кормами для всех видов животных;
- низкое кадровое обеспечение отрасли;
- рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли растениеводства, ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять реализацию инновационных проектов, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития.
По общим аспектам можно отметить, что недостатком системы государственного управления в аграрной сфере Краснодарского края является малый перечень функциональных полномочий и регламентированных действий по осуществлению контроля и мониторинга финансово-экономического состояния в процессе субсидирования отраслей АПК. [3,5] Часть субсидий, направляемых на поддержку производства не доходит до конечных получателей, либо не приносит ощутимого эффекта.
По этим причинам необходимо провести ряд организационных мероприятий, направленных на обеспечение роста эффективности организации бюджетного финансирования при реализации программных задач через государственно-частное и муниципально-частное партнерство, а также организацию публичных конкурсных грантов с широким привлечением инвесторов.
Предлагается при администрациях муниципальных районов поддерживать межфермерскую кооперацию, используя имеющиеся бюджетные источники финансирования по подпрограмме «Развитие малых форм хозяйствования на селе», предусмотреть льготный инвестиционный кредит для фермерского сектора при покупке сельскохозяйственной техники в лизинг. Предлагаем предоставлять фермерским хозяйствам через межфермерскую кооперацию целевые субсидии на возмещение части процентных ставок по лизинговым платежам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на весь срок действия лизингового договора. При этом для целей стимулирования показателей ресурсоемкости производства необходимо установить требования к нормативам амортизационных отчислений исходя из приращений фондоотдачи и коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов (сырья и готовой продукции) по следующим формулам:
где: Tf - темп приращения фондоотдачи; Fo - фондоотдача на конец отчетного года; Fb - фондоотдача на конец базисного года; ТТя - темп роста выручки от реализации отчетного года к базисному году.
где: Т/ - темп приращения коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов; Lo - коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов в отчетном году; Lb - коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов в базисном году; ТТя - темп роста выручки от реализации отчетного года к базисному году.
В случае если по итогам отчетного периода показатели ^ и (или) Т/ принимают отрицательное значение, то норматив амортизационных отчислений в амортизационный фонд межфермерской кооперации должен составлять 10 % от полученной годовой выручки. Если показатели ^ и Т/ принимают положительное значение, то предлагаем освобождать фермеров от налога на имущество и устанавливать норматив амортизационных отчислений 7 % от полученной годовой выручки (рисунок 2).
(1)
(2)
Рисунок 2 - Схема бюджетной поддержки по развитию межфермерской кооперации на муниципальном уровне (разработана автором)
В рамках действующей муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия предлагается разработка подпрограммы по развитию муниципального фермерского агрокластера и поддержке ярмарочной сети, предусматривающей реализацию программных мероприятий по поддержке процессов сельскохозяйственной кредитной кооперации, как одного из способов по улучшению ресурсной обеспеченности малых форм хозяйствования (ЛПХ, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели). Предлагается реализовать следующие программные мероприятия:
- осуществлять софинансирование производственных затрат фермеров, являющихся членами муниципального фермерского агрокластера при достижении ими порогового значения уровня рентабельности производства, на позволяющего вести расширенное воспроизводство;
- предоставление налоговых льгот торговым организациям, осуществляющим сотрудничество фермерами посредством реализации продукции и сельскохозяйственного сырья через ярмарки сельскохозяйственной продукции;
- формирование льготного налогового режима при процедуре возврата инвестиционных кредитов на развитие материально-технической базы фермеров;
- оказание единовременной материальной помощи на инфраструктурное обустройство фермеров, являющихся участниками сельскохозяйственных кредитных кооперативов на принципе софинансирования фактически понесенных производственных затрат
- оказание институционального содействия при организации и проведении сельскохозяйственных ярмарок фермерами в форме нормативно-правового закрепления арендных отношений с собственниками торговых площадей.
Предлагаемая хозяйственная организация на основе кластеризации призвана объединить и использовать весь производственный потенциал малых форм хозяйствования, объединять ресурсы производства и инфраструктуры. Формирование ярмарочной сети должно строиться на основе единой системы транспортного обслуживания по поставкам и реализации готовой продукции на территории Краснодарского края. Для этого агрокластер предполагает межотраслевое сотрудничество в рамках единой технологической системы производства, распределения, обмена и потребления (производитель-потребитель), как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Предлагаемая схема кластеризации в сельском хозяйстве
Как видно из схемы на рисунке 3, предлагается создание на территории муниципального образования Фонда поддержки фермерской кредитной кооперации в тесном взаимодействии с кредитными кооперативами Краснодарского края, который будет объединять и аккумулировать финансовые ресурсы его членов фермеров для совместного участия в общей производственной деятельности муниципального фермерского агрокластера с целью обеспечения потребностей в дополнительных источниках финансирования пополнения материальных оборотных и основных средств производственной деятельности. Объединение финансовых ресурсов участников в данном Фонде направлено на создание резервной кассовой помощи и осуществляется с целью расширения производства и страхования рисков в сельскохозяйственном производстве [4,6].
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели организуют агрокластер, путем имущественных и паевых взносов (земельных долей, сельскохозяйственных животных, или иной продукции), привлекают на работу дополнительный персонал, закупают новое оборудование и технику, используя преимущества от совместного использования объединяемых производственных ресурсов и участия в кредитной кооперации фермеров в рамках реализуемой подпрограммы. Экономический интерес такого участия для фермеров заключается в возможности улучшить свои финансовые показатели, за счет кооперационных связей, эффекта экономии затрат, расширить производство и обновить технологию, в возможности использования льгот, которые предусмотрены для них предлагаемой подпрограммой и сформированным муниципальным фондом по поддержке фермерской кредитной кооперации.
К стратегическим задачам муниципального фермерского агрокластера автор предлагает относить:
- обеспечение реализации принципов концентрации и кооперации в сельском хозяйстве;
- сохранение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- концентрация сбытовых, инновационных, инвестиционных, финансовых ресурсов при организации фермерского агрокластера;
- повышение финансовой устойчивости в производстве продукции животноводства;
- использование высокопроизводительных и высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования.
Со стороны администрации муниципального образования взаимоотношения с муниципальным фермерским агрокластером должны быть направлены на:
- разработку муниципальной подпрограммы по развитию муниципального фермерского агрокластера и поддержке сельскохозяйственных ярмарок;
- определение форм муниципальной поддержки процессов кластеризации в сельском хозяйстве и кредитной кооперации фермеров;
- субсидирование деятельности фермерского агрокластера в инвестиционной и инновационной сфере с использованием муниципально-частного партнерства.
Таким образом, процессы кластеризации крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей направлены с одной стороны на использование преимуществ сельскохозяйственной кооперации, наиболее подходящей условиям рыночных отношений, а с другой стороны возникает необходимость развития интеграционных связей в воспроизводственном процессе для повышения их финансовой устойчивости и использования эффекта экономии затрат (эффект масштаба).
Источники:
1. Абалакина, Т. В. Механизм обоснования стратегии развития регионального агропромышленного комплекса : монография / Т. В. Абалакина, А. А. Абалакин. — Москва : Дашков и К, 2014. — 117 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : URL: http://www.iprbookshop.ru/60313.html
2. Зелинская М. В. Совершенствование системы государственного и муниципального управления : учебник / М. В. Зелинская. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 140 с. : режим доступа https://edu.kubsau.ru/füe.php/119/Uchebnik_SSGMU_510497_v1_.PDF
3. Шевченко О. П. Формирование социальной политики в рыночной экономической системе : монография / О. П. Шевченко. - Краснодар : КубГАУ, 2015. - 153 с. : Режим доступа: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/monografija_SHevchenko_-_kopija.pdf
4. Шевченко О. П. Инвестиционно-инновационный потенциал Краснодарского края : монография / О. П. Шевченко, В. А. Мирончук. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 136 с. : Режим доступа: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/Monografija_investic.-innovac._potencial_Kr.kraja.pdf
5. Программно-целевое регулирование функционирования организаций животноводческого комплекса Краснодарского края : монография / Е. И. Артемова, Е. В. Плотникова, В. Г. Кудряков, А. Г. Кощаев. - Краснодар : КубГАУ, 2020. - 241 с. Режим доступа: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/MONOGRAFIJA_Artemova_Plotnikova_Kudrjakov_Koshchaev_527624_v1_.PDF
6. Шутьков, А. А. Система управления агропромышленным комплексом: теория, методология, практика : монография / А. А. Шутьков. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 390 c. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85440.html
References:
1. Abalakina, T. V. The mechanism of substantiating the development strategy of the regional agro-industrial complex: monograph / T. V. Abalakina, A. A. Abalakin. - Moscow: Dashkov and Co., 2014 .-- 117 p. // Electronic and library system IPR BOOKS: URL: http://www.iprbookshop.ru/60313.html
2. Zelinskaya M. V. Improving the system of state and municipal administration: a textbook / M. V. Zelinskaya. - Krasnodar: KubSAU, 2019 .-- 140 p. : access mode https://edu.kubsau.ru/file.php/119/Uchebnik_SSGMU_510497_v1_.PDF
3. Shevchenko O. P. Formation of social policy in a market economic system: monograph / O. P. Shevchenko. - Krasnodar: KubSAU, 2015 .-- 153 p. : Access mode: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/monografija_SHevchenko_-_kopija.pdf
4. Shevchenko O. P. Investment and innovative potential of the Krasnodar Territory: monograph / O. P. Shevchenko, V. A. Mironchuk. - Krasnodar: KubSAU, 2017 .-- 136 p. : Access mode: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/Monografija_in-vestic.-innovac._potencial_Kr.kraja.pdf
5. Program-target regulation of the functioning of the organizations of the livestock complex of the Krasnodar Territory: monograph / E. I. Artemova, E. V. Plotnikova, V. G. Kudryakov, A. G. Koshchaev. - Red-gift: KubSAU, 2020. - 241 p. Access Mode: https://edu.kubsau.ru/file.php/119/MONOGRAFIJA_Artemova_Plotnikova_Kudrjakov_Ko-shchaev_527624_v1_.PDF
6. Shutkov, A. A. Agricultural management system: theory, methodology, practice: monograph / A. A. Shutkov. - 2nd ed. -Moscow: Dashkov and K, 2019 .-- 390 p. // Electronic Library System IPR BOOKS: [site]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/85440.html