ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ТИМАШЕВСКОМ РАЙОНЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
И.А. Карасев, студент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24411/2411-0450-2020-10030
Аннотация. Отражена роль программно-целевого регулирования в развитии агропромышленного комплекса. Проведен анализ муниципальной программы Тимашевского района «Создание условий для развития сельскохозяйственного производства». Рассмотрены мероприятия программы, объем и источники их финансирования, виды финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей. Сделаны выводы о преимуществах программно-целевого метода регулирования и недостатках анализируемой программы. С целью совершенствования муниципального регулирования АПК предложено расширить муниципальные формы и методы поддержки его развития.
Ключевые слова: программно-целевое регулирование, агропромышленный комплекс, государственная программа, муниципальная поддержка, субвенции, субсидии, малые формы хозяйствования.
В настоящее время в связи с глобальными интеграционными процессами в мире возрастает актуальность и потребность в немедленной модернизации стратегического планирования как развития государства в целом, так и отдельных территорий и отраслей. Основополагающим отраслевым документом стратегического планирования, определяющим направления развития отрасли, внедрение положительных тенденций и исключение негативного опыта, является государственная (муниципальная) программа [1].
В связи с этим в настоящее время программно-целевой метод является важным механизмом комплексного решения проблем и установления партнерства между органами власти и бизнесом. Государственное программирование является важнейшим инструментом регулирования, средством реализации государственной и муниципальной политики, обеспечивающим активное воздействие органов власти на социально-экономическое развитие территорий [2].
В Краснодарском крае с целью программно-целевого регулирования развития АПК, являющегося ключевым в обеспечении продовольственной безопасности государства, реализуется государственная
программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2025 годы, которая направлена на комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса [3].
Тимашевский район входит в группу районов Краснодарского края с агропромышленной специализацией и обеспечивает более 5% краевого объема валовой сельскохозяйственной продукции. Регулирование развития АПК в районе осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Создание условий для развития сельскохозяйственного производства», которая определяет цели, задачи и основные направления развития сельскохозяйственного производства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности [4]. Таким образом, в качестве основных преимуществ программно-целевого метода регулирования АПК следует отметить комплексный подход к решению проблем и координацию выполнения программных мероприятий, четкое распределение полномочий и ответственности органов исполнительной власти при выполнении программы, тес-
ную связь программы с бюджетом, что обеспечивает полное и своевременное финансирование программных мероприятий, а также четкую связь полномочий с действиями и результатом, что обеспечивается путем установления в программе целевых показателей и ожидаемых результатов ее
реализации. Кроме того, наличие муниципальной программы дает основание для привлечения средств краевого бюджета на поддержку развития АПК [5].
Мероприятия муниципальной программы и объем их финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Мероприятия муниципальной программы Тимашевского района «Создание условий для развития сельскохозяйственного производства» и объем их финансирования, тыс. руб.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего
Материальное стимулирование предприятий и работников сельскохозяйственного производства, достигших высоких производственных показателей получивших высокие производственные показатели (за счет средств муниципального бюджета) - всего 398,3 29б,0 - б94,3
в том числе проведение:
- районного соревнования «Жатва» при уборке урожая зерновых колосовых и зернобобовых культур 299,3 29б,0 - 595,3
- районного праздника «День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности» 99,0 - - 99,0
Осуществление отдельных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства (за счет средств краевого бюджета) - всего 13012,3 5325,4 14081,2 32418,9
в том числе:
- по поддержке сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования в АПК 12585,9 5325,4 1359б,1 31507,4
на предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства 1157б,7 4314,8 12418,7 28310,2
на консультирование представителей малых форм хозяйствования 1009,2 1010,б 1177,4 3197,2
- по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных 42б,4 - 485,1 911,5
Объем финансирования программы - всего 13410,б 5б21,4 14081,2 33113,2
Как показывает анализ данных таблицы, реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств районного и краевого бюджетов. При этом основным источником финансирования являются средства краевого бюджета (97,9%), которые выделяются в качестве субвенций районному бюджету на осуществление двух отдельных переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства - на поддержку сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования АПК и регулирование численности безнадзорных животных на территории района.
Наибольшая доля субвенций (28,3 млн рублей или 87,3%) направляется на предоставление субсидий гражданам, веду-
щим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства. Субсидии предназначены для возмещения части затрат малых сельхозтоваропроизводителей на следующие цели:
- поддержка производства реализуемой продукции животноводства (мяса, молока);
- приобретение племенных и товарных ссельскохозяйственных животных (коров, нетелей, конематок, овцематок, ремонтных телок, ремонтных свинок, ярочек, козочек), предназначенных для воспроизводства;
- приобретение молодняка кроликов, гусей, индеек;
- приобретение технологического оборудования для животноводства и птицеводства;
- содержание маточного поголовья племенных овец мясных пород «южная мясная», «романовская», «эдильбаевская»;
- наращивание поголовья коров;
- оплата услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных (КРС, свиней, овец и коз);
- строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта;
- приобретение систем капельного орошения для ведения овощеводства [6].
К недостаткам анализируемой муниципальной программы развития сельского хозяйства в Тимашевском районе следует отнести:
- наличие в составе муниципальной поддержки только мер по стимулированию работников в процессе сбора урожая или затрат на различные соревнования;
- отсутствие мероприятий, финанси-
ков, что свидетельствует о неразвитости механизма муниципально-частного партнерства в сельском хозяйстве;
- отсутствие мер организационной поддержки сельхозтоваропроизводителей, что является актуальным ввиду отсутствия в Тимашевском районе сельскохозяйственного информационно-консультационного центра. В настоящее время они функционируют только в 19-ти из 44-х муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.
Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальное регулирование отрасли полностью осуществляется в рамках государственного краевого регулирования и заключается в реализации двух отдельных переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства, финансируемых за счет средств краевого бюджета. Однако с целью его совершенствования необходимо повысить роль органов местного самоуправления в развитии АПК, в том числе расширить муниципальные формы и методы его поддержки.
руемых за счет внебюджетных источни-
Библиографический список
1. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.
2. Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319-324.
3. Плотникова Е.В. Программно-целевое регулирование агропромышленного комплекса Краснодарского края // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. - 2016. - С. 545-546.
4. Постановление администрации муниципального образования Тимашевский район от 19 декабря 2014 г. №1904. Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития сельскохозяйственного производства» на 2015-2018 годы.
5. Плотникова Е.В. Обоснование использования программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае // Животноводство Юга России. - 2015. - №1 (3). - С. 31-34.
6. Артемова Е.И. Оценка эффективности и приоритеты развития животноводства Краснодарского края / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12-2 (65). - С. 378-382..
PROGRAM-TARGET REGULATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN TIMASHEVSKY DISTRICT OF KRASNODAR REGION
I.A. Karasev, Student
Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The role of program-target regulation in the development of the agroindustrial complex is reflected. The analysis of the municipal program of the Timashevsky district «Creating conditions for the development of agricultural production» is carried out. The activities of the program, the volume and sources of their financing, types of financial support for agricultural producers are considered. Conclusions are drawn about the advantages of the programtarget method of regulation and the disadvantages of the analyzed program. In order to improve the municipal regulation of agriculture, it is proposed to expand the municipal forms and methods of supporting its development.
Keywords: program-target regulation, agroindustrial complex, state program, municipal support, subventions, subsidies, small business forms.