ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ КРАСНОДАР
А.А. Абрамова, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11146
Аннотация. Отражена роль государственной поддержки в развитии аграрного производства. Дана краткая характеристика города Краснодара как сельскохозяйственной территории. Указаны программы, по которым предоставляется государственная и муниципальная финансовая поддержка сельского хозяйства города. Проведен анализ структуры и форм государственной поддержки. Осуществлены анализ мер муниципальной поддержки и оценка непосредственных результатов их реализации. Сделан вывод о влиянии поддержки на рост производственных показателей сельского хозяйства и преобладании мер, направленных на развитие малых форм хозяйствования.
Ключевые слова: государственная поддержка, муниципальная поддержка, сельское хозяйство, программа, субсидии, малые формы хозяйствования.
Государственная поддержка аграрного производства является важнейшим звеном национальной безопасности страны, так как способствует росту объемов производства аграрной продукции и потребления продуктов питания на душу населения, а также обеспечивает доступность продовольствия для широких слоев населения. Государственная поддержка осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного). При этом ее механизмы на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать нормальному функционированию рынка [1].
Краснодар - единственный центр субъекта Российской Федерации, имеющий развитый агропромышленный комплекс с мощной научно-производственной базой. По финансовым и производственным показателям работы АПК города Краснодара не уступает ведущим сельскохозяйственным районам Кубани. По урожайности зерновых культур, овощей и плодов Краснодар прочно входит в пятерку лучших муниципальных образований Краснодарского края, а по развитию молочного животноводства и продуктивности дойного стада в течение последних лет прочно занимает лидирующие позиции. Сельскохозяйственное производство в городе осуществляют 22 крупные сельскохозяйствен-
ные организации, 513 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 15 тысяч хозяйств населения [2].
В городе Краснодаре осуществляется государственная и муниципальная финансовая поддержка сельского хозяйства в рамках двух программ:
- государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы;
- муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар», подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Краснодар».
Показатели государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей города Краснодара приведены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, в 2018 году сельхозтоваропроизводители всех форм собственности агропромышленного комплекса города получили субсидии в сумме 636,4 млн рублей, что в 3 раза больше уровня 2017 года. Основным источником финансирования являются средства федерального бюджета, которые предоставляются Краснодарскому краю в рамках фе-
деральной программы развития сельского гион затем распределяет полученные фе-
хозяйства и регулирования рынков сель- деральные субсидии между муниципаль-
скохозяйственной продукции, сырья и ными образованиями [3]. продовольствия на 2013-2020 годы, а ре-
Таблица 1. Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства города Краснодара, осуществляемая по государственной программе Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы, 2018 г._
Показатель Млн руб %
Субсидии краевого бюджета сельхозтоваропроизводителям города Краснодара - 636,4 100,0
всего
в том числе:
- средства федерального бюджета 628,1 98,7
- средства краевого бюджета 5,3 0,8
- средства городского бюджета 3,0 0,5
Субсидии на развитие растениеводства - всего 36,4 5,7
в том числе:
- на закладку и уход за многолетними насаждениями 29,1 4,6
- на закладку и уход за виноградниками 2,5 0,4
- прочие субсидии в растениеводстве 4,8 0,8
Субсидии на развитие животноводства - всего 57,6 9,1
в том числе:
- на поддержку племенного животноводства 9,3 1,5
- на повышение продуктивности животных 48,3 7,6
Возмещение части прямых понесённых затрат сельхозтоваропроизводителей (на
строительство теплиц, приобретение систем капельного орошения, технологиче-
ского оборудования для животноводства и птицеводства, сельскохозяйственных 440,1 69,2
животных, на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных жи-
вотных, и др.)
Субсидии на возмещение части процентной ставки по долго-, средне- и кратко-
срочным кредитам, взятым сельхозтоваропроизводителями 57,4 9,0
в россииских кредитных организациях
Гранты на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов 43,5 6,8
Прочие (по осуществлению государственных полномочий) 1,4 0,2
Среди форм финансовой поддержки доминирует возмещение части прямых понесенных затрат на различные сельскохозяйственные цели (69,2%). Доля субсидий на поддержку растениеводства составляет 5,7%, животноводства - 9,1%. Среди субсидий в растениеводстве доминируют субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями (4,6%), в животноводстве -на повышение продуктивности животных (7,6%).
Из общей суммы субсидий на поддержку малых форм хозяйствования в АПК выделено субсидий из различных уровней бюджета в сумме около 50 млн рублей, в том числе сельскохозяйственный снаб-женческо-сбытовой потребительский кооператив «Магнит Плюс» получил грант на
развитие материально-технической базы в сумме 43,5 млн рублей [4].
Муниципальная поддержка сельского хозяйства осуществляется по подпрограмме развития малых форм хозяйствования в АПК, координатором которой является Управление сельского хозяйства местной администрации. Реализация подпрограммы способствует реализации единой политики в области поддержки и развития малых форм хозяйствования в АПК муниципального образования город Краснодар. Кроме того, наличие подпрограммы дает основание для привлечения в установленном порядке на условиях софинансирова-ния средств федерального и краевого бюджетов [3, 5].
Развитие малых форм хозяйствования АПК (крестьянских (фермерских) хозяйств
и хозяйств населения) имеет как экономический, так и социальный эффект. Малые формы хозяйствования АПК вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение города, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях [6].
Мероприятия муниципальной подпрограммы развития малых форм хозяйствования и объем их финансирования приведены в таблице 2.
Таблица 2. Муниципальная поддержка сельского хозяйства, осуществляемая по подпрограмме «Развитие малых форм хозяйствования в АПК МО город Краснодар» муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в МО город Краснодар» на 2015-2018 годы, тыс руб_
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего
Возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета части затрат малых форм хозяйствования в АПК:
- на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта 1035,б 544,0 1773,1 3352,7
- на приобретение поголовья молодняка кроликов, гусей, индейки, курицы - 900,0 400,0 1300,0
- на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных - 900,0 1800,0 2700,0
Всего по подпрограмме 1035,б 2344,0 3973,1 7352,7
Как видно из таблицы 2, всего за рассматриваемый период на муниципальную поддержку малых форм хозяйствования в АПК выделено 7,4 млн рублей. При этом размер субсидий или выделяемых средств городского бюджета на реализацию подпрограммы с каждым годом растет, рост за изучаемый период составил 3,8 раза к уровню 2016 года. Наибольшую долю в поддержке имеют субсидии на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта (45,6%).
Так, в 2018 году меры муниципальной Непосредственные результаты реализа-
поддержки предоставлены 17 субъектам ции мер финансовой поддержки малых малого предпринимательства в АПК [4]. форм хозяйствования в АПК города Крас-
нодара оценены в таблице 3.
Таблица 3. Оценка результатов реализации мер финансовой поддержки малых форм хозяйствования в АПК города Краснодар_
Целевой показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Всего
Увеличение площади теплиц, кв. м 3452,0 2053,3 3334,0 8839,3
Увеличение объема приобретенного поголовья молодняка кроликов, гусей, индейки, курицы, тыс. гол. - 43,5 25,0 б8,5
Обеспечение полноценного питания крупного рогатого скота за счет увеличения объема произведенных и приобретенных кормов для сельскохозяйственных животных, гол - 47 93 140
Произведено малыми формами хозяйствования, т:
- мяса в живом весе 947 1019 1055 3021
- овощей 19890 18882 22757 б1529
Как видно из таблицы 3, получение поддержки на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта позволило малым формам хозяйствования увеличить площадь теплиц на 8839,3 квадратных метра за исследуемый период. В целом данный вид поддержки позволил увеличить количество теплиц в хозяйствах
населения до 584 штук, площадь которых составляет 85597,8 кв. м (102% к уровню 2017 года). В крестьянских (фермерских) хозяйствах действуют 182 теплицы, площадь которых составляет 350 тысяч кв. м (104% к уровню 2017 года).
Увеличение объёма приобретённого поголовья молодняка кроликов, гусей, ин-
дейки, курицы в малых формах хозяйство- и овощей. Как видно из таблицы 3, произ-вания в АПК, получивших поддержку в водство мяса малыми формами хозяйство-виде возмещения (субсидирования) части вания увеличилось за рассматриваемый затрат на приобретение молодняка, соста- период на 11,4%, овощей - на 14,4%. Та-вило 68,5 тысяч голов. Возмещение части ким образом, благодаря оказанию под-затрат на производство и приобретение держки производство основных видов кормов для сельскохозяйственных живот- продукции малыми формами хозяйствова-ных позволило увеличить объем произве- ния непрерывно увеличивается. денных и приобретенных кормов для сель- Как показал проведенный анализ, госу-
скохозяйственных животных в малых дарственная и муниципальная поддержка формах хозяйствования, что обеспечило сельского хозяйства в городе Краснодаре полноценное питание 140 голов крупного носит комплексный характер и способст-рогатого скота. вует росту производственных показателей
Основными индикаторами реализации отрасли. При этом особое внимание уделя-мероприятий муниципальной подпро- ется развитию малых форм хозяйствова-граммы являются увеличение производст- ния в АПК - крестьянских (фермерских) ва малыми формами хозяйствования мяса хозяйств и хозяйств населения.
Библиографический список
1. Артемова Е.И. Совершенствование системы государственного регулирования агарного производства как фактор импортозамещения / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №128. - С. 1212-1223.
2. Плотникова Е.В. Проблемы, влияющие на состояние и развитие страхования агропромышленного производства // Международной научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. - 2015. - С. 221-228.
3. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.
4. Сводные годовые доклады о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования город Краснодар [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.krd.ru/ ёокитеп1у-аёт1ш81ха18п/.
5. Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17 октября 2014 г. №7604. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Краснодар».
6. Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей. Под редакцией М П. Дулина. - Краснодар, 2013. - С. 240-245.
STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL SUPPORT OF AGRICULTURE IN THE CITY OF KRASNODAR
A.A. Abramova, Graduate Student Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The role of state support in the development of agricultural production is reflected. A brief description of the city of Krasnodar as an agricultural territory is given. The programs under which the state and municipal financial support of agriculture of the city is provided are specified. The analysis of the structure and forms of state support. The analysis of measures of municipal support and an assessment of direct results of their implementation are carried out. The conclusion is made about the impact of support on the growth of production indicators of agriculture and the prevalence of measures aimed at the development of small farms.
Keywords: state support, municipal support, agriculture, program, subsidies, small businesses.