Научная статья на тему 'Государственное регулирование сельскохозяйственного производства предприятий АПК Тюменской области'

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства предприятий АПК Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE SUPPORT / SUBSIDIES / COST THE AGRICULTURE DEVELOPMENT PROGRAM / AGRICULTURAL PRODUCTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ЗАТРАТЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корикова Лариса Владимировна

В статье рассматриваются основные формы, направления и программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, показатели государственной программы развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корикова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of agricultural production enterprises of agrarian and industrial complex of the Tyumen region

This article discusses the basic shape, direction, and support programs for agricultural producers, the State program of development of indicators for agriculture.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сельскохозяйственного производства предприятий АПК Тюменской области»

УДК 332

State regulation of agricultural production enterprises of agrarian and industrial complex of the Tyumen region

Korikova Larisa Vladimirovna, senior lecturer in accounting, finance and audit, agrarian State University of Northern TRANS-Urals, Tyumen

Abstract: This article discusses the basic shape, direction, and support programs for agricultural producers, the State program of development of indicators for agriculture.

Keywords: State support, subsidies, cost the agriculture development program, agricultural products.

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства предприятий АПК Тюменской области

Корикова Лариса Владимировна, старший преподаватель кафедры бухгалтерский учет, финансы и аудит, Государственный аграрный университет Северного

Зауралья, г. Тюмень

Аннотация: В статье рассматриваются основные формы, направления и программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, показатели государственной программы развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, затраты, программа развития сельского хозяйства, сельскохозяйственная продукция.

На сегодняшний день государство предпринимает ряд мер для поддержки сельхозпроизводителей, перечисляя средства из федерального бюджета, так как подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий в регионах и стране в целом убыточны, и лишь немногие имеют относительно невысокую рентабельность. В случае оказания всемерной поддержки и помощи из бюджета всех уровней, товаропроизводители будут принимать активное участие в наращивании темпов производства разнообразных продуктов сельского хозяйства, укреплять экономику и продовольственную безопасность страны.

Государственной программой на 2013-2020 годы Мин-сельхозом России определены следующие цели:

- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

- повышение конкурентоспособности российской сель-

скохозяйственной продукции на внешнем и внутреннем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется с целью производства сельскохозяйственной продукции в следующих формах:

1. предоставление субсидий на частичное возмещение расходов субъектам государственной поддержки.

2. предоставление субсидий на развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и переоснащение.

3. приобретение имущества, необходимого для государственной поддержки, и предоставление субъектам государственной поддержки инвестиций и (или) имущества (в том числе в собственность), являющегося собственностью Тюменской области.

Согласно Правилам, субсидии предоставляются на софи-нансирование расходных обязательств субъектов Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчёте на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключённых Минсельхозом России с высшими

исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, о предоставлении субсидий.

Сельское хозяйство Тюменской области столкнулось с положительными и негативными последствиями после вступления России в ВТО. К преимуществам можно отнести:

1) большой удельный вес финансирования сельского хозяйства из регионального бюджета;

2) возможность включения области в список благоприятных территорий для ведения сельского хозяйства;

3) производство экологически чистой продукции высокого качества;

4) развитие инициативы «покупай Тюменское».

К негативным последствиям относятся:

1) себестоимость произведенной продукции высока по сравнению с другими регионами, странами, импортируемыми товары;

2) низкая производительность труда.

На региональном уровне была принята программа «Основные направления развития АПК на 2013-2020 годы».

Таблица 1 - Показатели государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Задачи, цели, показатели Единицы измерения 2014

План Факт

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) % к предыдущ. году 101,6 96,7

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) % к преды-дущ.году 103,0 98,2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства % к предыдущ. году 104,1 109,5

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий: тыс. тонн

зерновых и зернобобовых культур 1 370 1483

картофеля 592 600

Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них тыс. тонн 64 73,4

Производство крупы тыс. тонн 3,1 1,3

Производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами тыс. тонн 2,1 2,0

Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»

Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) тыс. тонн 153 121

Прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке тыс. тонн 4 2

Производство молока в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 582 498

Производство сыров и сырных продуктов тыс. тонн 1,1 0,5

Производство масла сливочного тыс. тонн 3,9 1,9

Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства»

Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота тыс. голов 20,2 16,4

Подпрограмма «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК»

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров ед. 10 10

Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами тыс. га 2,4 2,9

Подпрограмма «Улучшение общих условий функционирования агрокомплек- са»

Доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса % 54 54

ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов кв. метров 18 010 3 218

Количество молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия в сельской местности единиц 276 47

Цель данной программы - создание конкурентоспособного, инновационного, самодостаточного, экпортноориенти-рованного сельского хозяйства России.

В 2015 году в рамках Государственной программы планируется выделить из федерального бюджета 187,9 млрд. руб. Предполагается, что программа позволит к 2020 году увеличить сельскохозяйственное производство на 17,9% по сравнению с 2014 годом.

Эффективность использования субсидий ежегодно оценивается Минсельхозом России исходя из степени достижения показателя результативности предоставления субсидии - уве-

личение уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте Федерации, определённого соглашением.

Оценка эффективности реализации проекта проводиться ежегодно на основе использования системы 124 показателей и индикаторов, включая интегральные.

Государственная программа дополнена мерами поддержки развития АПК, которые в том числе нацелены на ускоренное импорто-замещение отечественной продукции на внутреннем рынке:

1. Субсидии на компенсацию прямых понесённых затрат сельскохозяйственными товаропроизводителями, связанных со строительством и модернизацией молочных и тепличных комплексов, овощехранилищ, картофелехранилищ, плодохранилищ селекционно-генетических и селекционно-семенных центров и т.д.;

2. Субсидии на содержание маточного поголовья, мясного и помесного КРС;

3. Мероприятия по развитию сельскохозяйственной кооперации;

4. Субсидии лизинговым компаниям.

Распоряжением утверждается распределение указанных

субсидий в размере, предусмотренном в Федеральном законе о федеральном бюджете на отчетный год.

Необходимость государственной поддержки такой стратегически важной отрасли, как сельское хозяйство, очевидна. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением.

При этом необходима четкая система контроля целевого расходования бюджетных средств, а также анализ влияния их на финансовые результаты экономического субъекта и соблюдение принципа непрерывности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.