Научная статья на тему 'Тенденции развития аграрного сектора экономики в Краснодарском крае'

Тенденции развития аграрного сектора экономики в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Свириденко Анна Вадимовна, Бурковский Петр Васильевич

В статье представлен аналитический обзор основных показателей развития агропромышленного комплекса в регионе, обобщаются проблемы и недостатки по выявленным тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Свириденко Анна Вадимовна, Бурковский Петр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития аграрного сектора экономики в Краснодарском крае»

324 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (17), 2016 УДК 338.04

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Свириденко Анна Вадимовна, магистрант (e-mail: [email protected]) Бурковский Петр Васильевич, к.э.н., ст. преподаватель (e-mail: [email protected]) Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г.Краснодар, Россия

В статье представлен аналитический обзор основных показателей развития агропромышленного комплекса в регионе, обобщаются проблемы и недостатки по выявленным тенденциям.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное управление, сельское хозяйство

Отрасль сельского хозяйства является профилирующей в регионе, при этом в Краснодарском крае сосредоточено производство большей части риса, овощей, винограда. Ежегодно увеличиваются валовые сборы зерновых культур (озимой пшеницы, ячменя) и масличных, в частности, подсолнечника. Государственная поддержка аграрного сектора экономики в условиях членства России во Всемирной Торговой Организации (ВТО) сводится к поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе погектарного субсидирования и производственного потенциала в каждом конкретном случае. Финансирование осуществляется на помощь в приобретении элитных семян, заготовку кормов и минеральных удобрений, проведения мелиоративных работ по поддержку почвенного плодородия. Таким образом приоритет отдается косвенным мерам господдержки, которая не лимитирована условиями ВТО, и не искажает торговые отношения, как того требуют нормы данной международной организации.

Большая часть основного производства сельскохозяйственной продукции отводится сельскохозяйственным организациям, причем за период 2011 - 2015 гг. общий объем производства возрос на 62,5 %, а наименьшая часть сосредоточена в К (Ф) Х, однако в ЛПХ наблюдается негативная тенденция снижения объемов производства в 2015 г. животноводческой продукции на 14,1 %, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., что также свидетельствует о проблемах в сфере господдержки личных подсобных хозяйств, и в частности, животноводческий комплекс.

Основные финансовые показатели сельскохозяйственных организаций за рассматриваемый период 2011 - 2015 гг. характеризуются довольно негативными тенденциями, что выражается в сокращении количества крупных сельскохозяйственных организаций в 2015 г. на 13,1 %, по сравнению с 2011 г. и довольно низким уровнем рентабельности реализации в живот-

новодстве. Как следствие высока доля убыточных хозяйств и часть хозяйствующих субъектов становятся банкротами.

Отрасль животноводства в крае по показателям поголовья сельскохозяйственных животных за период 2011 - 2015 гг. находится в кризисном состоянии. В сельскохозяйственных организациях сократилось поголовье крупного рогатого скота в 2015 г. на 18,3%, по сравнению с 2011 г., коров - на 16,1 %, свиней - на 30,7 %. Такая же отрицательная тенденция наблюдается и в личных подсобных хозяйствах. Кризисной остается ситуация в свиноводстве, так как поголовье свиней сокращается по всем категориям хозяйств.

Основные показатели переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае характеризуются динамикой роста выручки от реализации продукции за период 2011 - 2015 гг. на 85,5 %, однако сокращается уровень товарности реализации продукции, что может свидетельствовать о потерях при отгрузке товарной массы и как следствие, в выручке. За анализируемый период сократилась среднесписочная численность работников организаций пищевых производств на 11,4 %, также следует отметить невысокий уровень рентабельности реализации продукции в пищевой промышленности.

Основные показатели государственной поддержки агропромышленного комплекса характеризуются снижением доли расходов на сельское хозяйство в общей расходной части консолидированного бюджета Краснодарского края. В относительном выражении также можно отметить снижение доли государственной поддержки в расчете на 100 руб прибыли от продаж 2015 г. на 47,7 % по сравнению с 2011 г.

С целью повышения эффективного функционирования аграрного сектора экономики края необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, развитию системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленных объединений, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства [1].

В целях совершенствования государственного регулирования аграрного сектора экономики в Краснодарском крае предлагается реализовать следующие направления развития:

1. Поддержание почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий в регионе. Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении субъектами АПК агрохимических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить ввод в оборот ранее неиспользуемой пашни. До 2020 г. на территории Краснодарского края в рамках реализуемой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия» на 2014-2020 гг.» планируется проведение комплекса мелиоративных работ по всем муниципальным районам. Необходимо обеспечить внесение органических удобрений: в объеме 3 тонны/га и доведение внесения в 2018 г. до 4 тонн/га, что позволит значительно повысить урожайность возделываемых сельскохозяйственных культур.

2. Развитие системы государственного информационного и консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Целями осуществления мероприятий по развитию системы государственного информационного и консультационного обеспечения в сфере сельского хозяйства района являются: предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- обеспечить предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- оказывать квалифицированное предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Стимулирование притока молодых специалистов в сельскохозяйственное производство. Сельскохозяйственное производство является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и создание материальных условий для их становления и закрепления на селе.

Для достижения этой цели предлагается:

- ежегодное повышение квалификации руководителей и специалистов;

- заключение трудовых контрактов между предприятиями аграрной сферы края и молодыми специалистами.

4. Приоритетное развитие животноводства. Для проведения «дней животноводов», районных конкурсов техников по искусственному осеменению животных, на премирование передовиков сельскохозяйственного производства ежегодно выделять из районного бюджета денежные средства. Проведение противоэпизоотических мероприятий и предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных [2].

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе осуществления планов ветеринарного обслуживания животноводства;

- обеспечение лекарственными средствами против ящура, гриппа птиц, бешенства, карантинных и других особо опасных болезней животных на территории Краснодарского края;

- проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями.

5. Поддержка элитного семеноводства. Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, исходя из расчета 10% общей площади посевов;

- покупка элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала будет осуществляться за счёт льготных кредитов и собственных средств.

6. Повышение доступности кредитов. Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

7. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.

Первостепенное направление по предлагаемым формам агропромышленной интеграции в аграрном секторе экономики региона состоит в реализации мероприятий, направленных на кластеризацию производства сельскохозяйственной продукции с учетом ресурсных возможностей муниципальных районов края и повышении рентабельности малых форм хозяйствования [3].

Основными целевыми субъектами при кластеризации производства должны быть сельскохозяйственные предприятия с площадью посева зерновых культур менее 500 га, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Организационно-экономический механизм государственной поддержки агропромышленного производства должен формироваться на основании следующих принципов:

- своевременность оказания поддержки и содействия в решении неотложных проблем агропромышленного комплекса;

- упреждающий программно-целевой и адресный характер мер поддержки, предотвращающий дестабилизацию аграрного рынка;

- учет региональных особенностей при финансировании бюджетных программ и формировании единого рыночного пространства [4].

Предлагается разработка конкретных мероприятий по развитию процессов сельскохозяйственной кредитной кооперации, как одного из путей достижения вышеобозначенных условий, ориентированная на малые формы хозяйствования (ЛПХ, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели):

- предоставление финансовой поддержки членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов на создание материально-технической базы на условиях софинансирования;

- освобождение от НДС перерабатывающих предприятий закупающих у малых форм хозяйствования (являющихся членами сельскохозяйственных кредитных кооперативов) мясо, молоко, шерсть;

- освобождение членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов от налогов как некоммерческих организаций;

- предоставление отсрочки по возврату инвестиционных кредитов для вновь созданных сельскохозяйственных кредитных кооперативов в течение 5 лет после их создания;

- стартовая помощь на организационное обустройство для членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов на условиях софинансирова-ния членами кооператива в сумме до 500 тыс. руб;

- компенсация части затрат на инженерное обустройство хозяйств членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов (электро-, водо-, газоснабжение, связь).

Организация производства в аграрном секторе экономики региона по кластерному принципу нацелена на интеграцию и использование всего производственного потенциала среди малых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, концентрацию факторов производства и инфраструктурных возможностей. По этим причинам районный сельскохозяйственный кластер должен представлять собой открытую систему производственных, финансовых, управленческих и маркетинговых связей.

В целях создания детерминированных управленческих и производственных связей в районных животноводческих кластерах, предлагается использовать разграничительный принцип организации производства, который предусматривает распределение хозяйственной деятельности между кластерам по производственной направленности. Всего предлагается органи-

зовывать два взаимосвязанных кластера: по производству сельскохозяйственной продукции и по ее переработке. Отдельные хозяйственные единицы, войдя в состав агропромышленного сельскохозяйственного объединения на принципе кооперации, распределяются в зависимости от потенциала деятельности в производственный или перерабатывающий кластер. Это позволит достичь более эффективного использования ресурсной базы и раскрыть весь потенциал таких хозяйственных единиц, достичь синерге-тического эффекта в каждом кластере.

Список литературы

1. Бурковский П.В. Тенденции развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки сегодня Материалы VII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 193-195.

2. Суркова А.В., Бурковский П.В. Анализ проблем развития аграрного сектора экономики России // в сборнике: государственное регулирование социально-экономических процессов в условиях глобального кризиса Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. - С. 57-62.

3. Бурковский П.В., Петрова К.В. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики Краснодарского края // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 53-56.

4. Бурковский П.В., Свириденко А.В. К вопросу о роли государственного регулирования в развитии аграрного сектора экономики // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015. - Сб. науч. статей. - 2015. - С. 70-73.

Sviridenko Anna Vadimovna, graduate student (e-mail: [email protected]) Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia Burkovsky Pyotr Vasilyevich, Cand. Econ. Sci., lecturer (e-mail: [email protected]) Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia TRENDS OF DEVELOPMENT AGRARIAN ECONOMY IN KRASNODAR REGION

Abstract. This paper presents analytical view basic indicators of development agroindustrial complex in the region, summarizes problems and disadvantages on identified trends.

Keywords: agroindustrial complex, government regulation, agriculture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.