Научная статья на тему 'Эффективность профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования на основе учета технологии овладения средствами интонационной семантики'

Эффективность профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования на основе учета технологии овладения средствами интонационной семантики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / ИНТОНАЦИЯ / INTONATION / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / BACHELORS OF PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букреева Оксана Михайловна

Рассматривается профессиональное общение будущих бакалавров педагогического образования с учетом особенностей интонационной семантики. Подчеркивается необходимость соблюдения разработанного алгоритма, который будет способствовать более быстрому и качественному овладению будущими бакалаврами педагогического образования интонационной семантикой, адекватное использование которой является необходимым инструментом для эффективного профессионального общения. Процесс преподавания должен базироваться на вовлечении студентов в профессионально ориентированную коммуникацию, требующую выполнения профессиональных педагогических задач, при этом большое значение придается семантическим функциям интонации, реализующимся в профессионально ориентированной педагогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букреева Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE MEANS OF INTONATION SEMANTICS ACQUISITION

This article reflects the professional communication of future bachelors of pedagogical education in accordance with the peculiarities of intonation semantics. The author points out the need for compliance with the developed algorithm, which will facilitate a more rapid and effective acquisition of intonation semantics by the future bachelors of pedagogical education. The adequate use of intonation semantics is essential for effective professional communication. The process of teaching should be based on the involvement of students in vocational-oriented communication, which requires the implementation of professional educational tasks, with special value attached to the semantic functions of intonation, realized in professionally-oriented pedagogical speech. Effective implementation of professional communication, which takes into account the means of mastering the technology of intonation semantics by the future bachelors of professional education, contributes to the formation of different kinds of competencies and facilitates the relevance of professional communication of bachelors of pedagogical education in close connection with the means of intonation semantics.

Текст научной работы на тему «Эффективность профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования на основе учета технологии овладения средствами интонационной семантики»

Вестник ТГПУ (ТБРББиПеПп). 2015. 10 (163)

УДК 378.02

О. М. Букреева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТЕХНОЛОГИИ ОВЛАДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТОНАЦИОННОЙ СЕМАНТИКИ

Рассматривается профессиональное общение будущих бакалавров педагогического образования с учетом особенностей интонационной семантики. Подчеркивается необходимость соблюдения разработанного алгоритма, который будет способствовать более быстрому и качественному овладению будущими бакалаврами педагогического образования интонационной семантикой, адекватное использование которой является необходимым инструментом для эффективного профессионального общения. Процесс преподавания должен базироваться на вовлечении студентов в профессионально ориентированную коммуникацию, требующую выполнения профессиональных педагогических задач, при этом большое значение придается семантическим функциям интонации, реализующимся в профессионально ориентированной педагогической речи.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, интонация, преподавание иностранных языков, профессиональное общение, семантика.

На современном этапе развития обществу необходимы высококвалифицированные кадры в сфере иноязычного образования. Одним из приоритетных аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования является обучение профессиональному общению.

Эффективность профессионального общения будущего бакалавра педагогического образования определяется адекватным использованием средств интонационной семантики.

Процесс овладения средствами интонационной семантики будущими бакалаврами педагогического образования должен быть построен на адекватной технологии, направленной на формирование всех общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Применительно к специфике данной работы технология рассматривается как комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знания» [1, с. 131].

Основой разработанной технологии овладения средствами интонационной семантики является система теоретических положений, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Указанная технология должна развивать у студентов такие значимые умения, которые необходимы и достаточны для успешной реализации ими всего комплекса коммуникативных функций в сфере педагогического иноязычного образования.

Технология овладения средствами интонационной семантики должна характеризоваться коммуникативной направленностью, которая заключается в том, что овладение средствами интонационной семантики происходит через вовлечение студентов в процесс профессиональной коммуникации, начи-

ная с первых курсов, и продолжается на протяжении всего процесса обучения в языковом вузе, основываясь на овладении типичными видами профессиональной деятельности.

Важное место в системе заданий, основанной на предлагаемой технологии, отводится заданиям, направленным на развитие следующих групп коммуникативных умений в деятельности бакалавра педагогического образования (профиль «иностранный язык»): 1) умение общаться с субъектами образовательного процесса на разных ступенях обучения; 2) умение организовать совместную творческую деятельность с субъектами профессиональной коммуникации через верно созданную систему общения; 3) умение целенаправленно организовать общение и грамотно управлять им [2].

Представляется значимой для данного исследования позиция В. А. Сластенина, в соответствии с которой коммуникативные умения определяют содержание практической готовности специалиста к профессиональной деятельности. Коммуникативные умения связаны с процессом управления общением в ходе профессиональной деятельности. Они предполагают умение устанавливать оптимальный психологический контакт и обратную эмоциональную связь с партнерами по коммуникации в процессе решения образовательных задач [1]. Средства интонационной семантики обеспечивают функциональный потенциал коммуникативных умений педагога и являются основным инструментом их реализации [3].

Технология овладения средствами интонационной семантики должна быть адекватна психологическим особенностям обучающихся. Учебно-методическое обеспечение, разработанное на основе данной технологии, направлено на овладение средствами интонационной семантики не только как

средствами решения учебных задач, но и как средствами психологического воздействия на обучающихся, а также как средствами, реализующими социальный аспект профессионального взаимодействия [4]. В связи с этим процесс овладения средствами интонационной семантики предусматривает обязательное включение заданий, направленных на получение опыта использования данных средств при работе с различными категориями обучающихся.

Предлагаемая система овладения средствами интонационной семантики базируется на технологии функционального переноса, позволяющего будущему бакалавру педагогического образования овладеть средствами интонационной семантики как инструментом выполнения профессиональных функций педагога сферы иноязычного образования. Технология функционального переноса обеспечивает формирование ориентировочной основы профессионального общения будущего бакалавра педагогического образования (профиль «иностранный язык»). Указанная технология реализуется на основе сравнительно-сопоставительного анализа вариативных характеристик средств интонационной семантики при реализации основных функций педагога в профессиональном иноязычном общении. Функциональный перенос осуществляется на всех уровнях: фонетическом, интонационном, лексическом, грамматическом, стилистическом. Процесс обучения профессиональному иноязычному общению будущих бакалавров педагогического образования должен быть построен с учетом вариативности использования средств интонационной семантики в соответствии с адекватными лингвистическими параметрами изучаемого иностранного языка в конкретной педагогической ситуации общения [5, с. 11-30].

Основополагающей для реализации предлагаемой технологии является концепция речевой деятельности А. А. Леонтьева, который считал, что, для того «чтобы полноценно общаться, человек должен, в принципе, располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, во-вторых, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-третьих, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным» [6, с. 33].

Предлагаемая технология овладения средствами интонационной семантики предусматривает развитие у студентов таких приоритетных групп профессиональных умений, как: 1) перцептивно-

аналитические; 2) прогностическо-проективные; 3) продуктивные и 4) рефлексивно-коррекционные умения.

К перцептивно-аналитическим умениям, необходимым для управления действиями по восприятию и анализу коммуникативной ситуации, и средств интонационной семантики, которые в ней используются, относятся следующие:

- мгновенно оценивать коммуникативную ситуацию в зависимости от специфики употребления средств интонационной семантики говорящим;

- понимать партнера по общению, а также определять его коммуникативное намерение в зависимости от специфики использования средств интонационной семантики;

- принимать во внимание психическое состояние партнера по коммуникации, учитывая особенности функционирования средств интонационной семантики;

- уметь оперативно ориентироваться при изменении коммуникативной ситуации, детерминированной применением средств интонационной семантики.

Прогностическо-проективные умения осуществляют процесс управления действиями по планированию (программированию) высказывания с использованием средств интонационной семантики и включают в себя умения:

- формулировать коммуникативную задачу с помощью средств интонационной семантики;

- планировать стратегию и тактику общения на основе применения средств интонационной семантики;

- прогнозировать результат воздействия средств интонационной семантики, использованных в высказывании на речевую реакцию партнера по коммуникации;

- корректировать тактику общения с помощью средств интонационной семантики в постоянно изменяющихся ситуациях общения.

Продуктивные умения связаны со способностью решать задачи общения наиболее оптимальным образом с помощью средств интонационной семантики в условиях конкретных ситуаций коммуникации. Они включают в себя следующие частные умения:

- устанавливать речевой контакт с собеседником и поддерживать его:

- вступать в общение с разными речевыми партнерами (группами); вести диалог, продолжать, прекращать его в различных ситуациях общения;

- общаться с аудиторией в ходе публичного выступления;

- владеть широким диапазоном средств интонационной семантики, реализующих основные речевые функции;

- высказываться целенаправленно, доказательно, логично, содержательно, используя средства интонационной семантики:

- выразительно говорить, используя средства интонационной семантики;

- захватывать и удерживать внимание собеседника (аудитории);

- реализовывать свою стратегическую линию, используя средства интонационной семантики;

- выбирать правильный тон и стиль общения, исходя из условий коммуникативной ситуации, используя средства интонационной семантики;

- побуждать собеседника прояснять его позицию, мнение и т. п., используя средства интонационной семантики;

- создавать благоприятную коммуникативную обстановку, используя средства интонационной семантики;

- провоцировать желаемую реакцию партнера по коммуникации, стимулировать его высказывания, используя средства интонационной семантики;

- адекватно ситуации реагировать на реплики собеседника, используя средства интонационной семантики.

Группу рефлексивно-коррекционных умений образуют следующие умения, основанные на использовании средств интонационной семантики:

- корректировать применение средств интонационной семантики в ходе профессионального общения в соответствии с реакцией партнера по коммуникации;

- адекватно оценивать свое высказывание и применение средств интонационной семантики по таким критериям, как целенаправленность, логичность, ситуативная соотнесенность, актуальность, убедительность и выразительность.

Указанная технология также направлена на овладение особенностями использования средств интонационной семантики при реализации будущим бакалавром педагогического образования таких умений, как проектировочные, организационные, адаптационные, мотивационные, контролирующие и исследовательские.

Основой предлагаемой технологии является соответствующий алгоритм, который включает в себя следующие этапы:

- мотивационно-стимулирующий этап, который предполагает знакомство с потенциальными возможностями средств интонационной семантики для решения учебных, развивающих и воспитательных задач в сфере иноязычного образования;

- аналитический этап включает в себя анализ и обсуждение особенностей применения средств интонационной семантики для решения задач сферы иноязычного образования;

- этап актуализации предусматривает включение будущих бакалавров педагогического образования в процесс решения проблемных педагогических задач в учебной ситуации при обучении школьников иностранному языку;

- продуктивный этап предполагает самостоятельный выбор студентами средств интонационной семантики в реальном педагогическом общении со школьниками - перед студентами ставится конкретная педагогическая задача и регламентируются способы ее решения;

- творческий этап предполагает развитие инвариантных способов деятельности по использованию средств интонационной семантики у будущего бакалавра педагогического образования;

- оценочно-коррекционный этап представляет собой анализ и оценку качества педагогического продукта, созданного на основе применения средств интонационной семантики в иноязычном образовании; исправление ошибок, связанных c использованием средств интонационной семантики в деятельности будущего бакалавра педагогического образования и внесения предложений по совершенствованию процесса применения средств интонационной семантики для решения конкретных задач в сфере иноязычного образования.

Реализация предлагаемого алгоритма основывается на соответствующем учебно-методическом обеспечении, которое используется на различных этапах овладения средствами передачи интонационной семантики бакалаврами педагогического образования.

Приведем примеры наиболее типичных упражнений, которые выполняются на стадиях представленного в исследовании алгоритма.

Мотивационно-стимулирующий этап предполагает выполнение упражнений, цель которых - познакомить учащихся с потенциальными возможностями средств интонационной семантики для решения учебных, развивающих и воспитательных задач в сфере иноязычного образования. Например: Listen to the text "Teaching Pronunciation" find the sentences which contain falling-rising tone and determine the semantic function of the tone in the given sentences (reference to the previous information, conveying common knowledge on the topic under discussion, expressing uncertainty, expressing intention of doing something, expressing hesitation and etc.)

Аналитический этап предусматривает выполнение упражнений, цель которых - анализ и обсуждение особенностей применения средств интонационной семантики для выражения определенного коммуникативного намерения в строго детерминированной педагогической ситуации. Например:

Listen to the text "Semantic function of intonation" and comment on the usage of the represented nuclear tones in the given situation. Explain the communicative intention of the speaker and semantic means which he uses.

Этап актуализации предусматривает выполнение упражнений, направленных на адекватное использование средств интонационной семантики студентами для решения проблемных педагогических задач. В данных упражнениях преподаватель использует методические зрительные опоры, демонстрирующие возможности передачи коммуникативного намерения с помощью средств интонационной семантики. Например: Listen to the text "Error corrections" and make your own recommendations for your fellow-students how to correct the mistakes using intonation patterns represented in the text. Pay attention to the given visual means.

Продуктивный этап требует организации самостоятельной работы студентов, основанной на адекватном выборе средств интонационной семантики в реальном педагогическом общении со школьниками - перед студентами ставится конкретная педагогическая задача и регламентируются способы ее решения. В данных упражнениях методические зрительные опоры не используются. Например: Listen to the text "Selecting Teaching materials" make up your own recommendations using appropriate intonation semantic means.

Творческий этап предусматривает выполнение творческих упражнений, которые требуют от студентов самостоятельного выбора средств интонационной семантики. Например: Analyze the extract from the video "Speaking Test". Determine the main semantic intonation means used by the teacher and make up your own speaking test based on the same means and carry it out with your fellow-students.

Оценочно-коррекционный этап включает в себя упражнения, предусматривающие анализ и оценку качества профессионально направленной речи учителя иностранного языка с возможным исправлением ошибок, связанных с неадекватным использованием средств интонационной семантики. Данные упражнения также предусматривают внесение предложений по совершенствованию речи иноязычной речи учителя. Например: Analyze the project of your fellow-students on the topic "Problems of understanding in the world of communication", estimate the represented project, correct the possible mistakes and explain how to avoid making such mistakes in future.

Номенклатура предлагаемых видов упражнений может быть достаточно широкой и включать в себя упражнения коммуникативной направленности, адекватные специфике задач, цель которых -

передать смысл высказывания на иностранном языке с помощью применения интонационных средств в соответствии с коммуникативным намерением, которое реализуется в процессе выполнения профессиональной задачи в сфере иноязычного образования.

Особое место уделяется экспозиционным упражнениям, цель которых - погрузить студентов в ситуации профессионального педагогического взаимодействия и предоставить им необходимые профессиональные сведения, которые значимы для интонационной семантики. В ряде случаев упражнения могут включать в себя проблемные вопросы, которые мотивируют студентов к деятельности по овладению знаниями.

Избранные проблемы для упражнений могут иметь следующую формулировку по теме «Способы выражения согласия (несогласия) с акцентом на средства интонационной семантики в профессиональном педагогическом общении»:

Упражнение 1. Прослушайте текст Making lessons motivating, выразите согласие (несогласие) с мнением автора о том, как сделать уроки более интересными для обучающихся. Приведите аргументы за и против, используя средства интонационной семантики, характерные для каждого из аргументов.

Упражнение 2. Прослушайте текст A visit to a pronunciation class. Проанализируйте используемые педагогом средства интонационной семантики, способствующие более доступной передаче коммуникативных намерений говорящего. Предложите свои варианты необходимых средств интонационной семантики, которые могли бы использоваться в данной ситуации профессиональной коммуникации.

Упражнение 3. Прочитайте текст A visit to a reading class, посвященный аспектам взаимодействия педагога и обучающихся, и проведите его логико-смысловой анализ. Проведение такого анализа текста предусматривает выполнение следующих видов заданий:

а) разделите предложения на синтагмы, основываясь на правилах актуального членения предложения;

б) в каждой синтагме определите смысловой центр и укажите, какой ядерный тон будет на нем реализовываться;

в) прослушайте запись текста и соотнесите ее с собственной интонационной разметкой, основанной на личностном восприятии содержания текста.

Проведите дискуссию на тему корректного использования средств интонационной семантики как составляющей профессионального общения педагога.

Дискуссионные упражнения строятся вокруг определенной ограниченной темы, отражающей

различные стороны педагогического взаимодействия. Данные упражнения могут строиться на основе текстов на иностранном языке.

При работе с текстом на иностранном языке важная роль отводится предварительной подготовке, направленной на овладение средствами передачи интонационной семантики в профессиональной коммуникации.

Упражнение 4. Направленная дискуссия по теме «Исправления ошибок». Наводящие вопросы преподавателя:

- стоит ли исправлять ошибки обучающихся?

- какой способ исправления ошибок в устной коммуникации наиболее эффективный?

- как наиболее эффективно исправлять ошибки в письменной речи?

- всегда ли вы будете исправлять все ошибки обучающихся?

- в каком случае неисправление ошибок может быть оправданным?

Свободная дискуссия может проводиться в форме заседания экспертной группы. Группа делится на подгруппы. Вначале группы слушают текст по теме дискуссии, уделяя особое внимание средствам интонационной семантики, способствующим более адекватной передаче смысла текста. Далее заданная проблема обсуждается каждой группой отдельно, а затем позиция каждой группы излагается экспертной комиссией. В каждом выступлении говорящий использует средства интонационной семантики, адекватные ситуации общения.

Упражнение 5. Свободная дискуссия на тему «Интонация как одна из важнейших составляющих передачи смысла высказывания и адекватного восприятия смысла».

В процессе выполнения данного упражнения студентам предлагаются лексико-грамматические таблицы и логико-смысловые схемы, которые выступают в качестве опор в процессе подготовки высказывания по теме.

Упражнения, направленные на решение проблемных задач, являются наиболее эффективными на продвинутых этапах обучения передаче интонационной семантики как составляющей профессионального общения.

Упражнение 6. Обсудите с коллегой проблему «Стоит ли уделять особое внимание интонационным средствам выражения смысла высказывания или достаточным будет ограничиться лишь лексической и грамматической составляющими?». Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

Овладение средствами передачи интонационной семантики профессионального общения

успешно происходит в процессе ролевых игр. Может быть предложена следующая тематика ролевых игр: «Интонационно выразите смысл, обратный тому, что лексически выражен в предложении», «Выразите одобрение, разочарование, радость и негодование, используя средства передачи интонационной семантики, не меняя лексическую и грамматическую структуру высказывания».

Упражнение 7. Вы - известный педагог, у которого берут интервью на тему «Секреты устного общения с большой аудиторией обучающихся».

Студент-корреспондент использует логико-смысловую карту проблем и задает вопросы. Студент-педагог моделирует высказывания по предлагаемым образцам, уделяя особое внимание интонационной семантике в профессиональной коммуникации.

Творческие проекты используются на заключительном этапе работы над материалом. Развитие умений грамотно использовать средства интонационной семантики как составляющей профессиональной коммуникации на основе проектной деятельности способствует не только овладению необходимыми профессиональными коммуникативными знаниями, умениями и опытом, но и позволяет развить у будущих бакалавров педагогического образования аналитическое мышление и творческий подход к решению нестандартных педагогических ситуаций. Возможные темы проектов: «Оказание помощи обучающимся, которые не достигают успешных результатов в учебе», «Проблемы в системе образования в разных странах мира».

Использование интонационной семантики как составляющей профессиональной коммуникации находит широкое применение в документальных и обучающих фильмах. Прекрасными образовательными возможностями обладает такой сериал, как Learning English with a teacher. Данный сериал может использоваться в качестве содержательной основы для обучения интонационной семантике как составляющей профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования на всех этапах разработанного алгоритма.

Таким образом, технология овладения средствами интонационной семантики является комплексным многоаспектным поэтапным процессом, который способствует эффективному профессиональному общению будущих бакалавров педагогического образования и требуют не только четкого осуществления всех шагов соответствующего алгоритма и адекватного применения системы учебно-методических средств, но и реализации системы педагогических условий.

Список литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Педагогика и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 480 с.

2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

3. Тихонова P. M. Некоторые особенности просодической организации чтения монологического текста и спонтанного монолога рассказа: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. М., 1980. 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2001. 384 с.

5. Павлова С. В. Возможности гармоничного развития иноязычной коммуникативной компетенции на основе управляемой интеграции сознательных и подсознательных процессов // Голос культуры в иноязычном образовании: сб. научных статей. Курск, 2009. С. 11-30.

6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность М.: КомКнига, 2007. 312 с.

Букреева О. М., ассистент.

Курский государственный университет.

Ул. Радищева, 33, Курск, Россия, 305000. E-mail: okbukr@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 01.09.2015.

O. M. Bukreeva

THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE MEANS OF INTONATION SEMANTICS ACQUISITION

This article reflects the professional communication of future bachelors of pedagogical education in accordance with the peculiarities of intonation semantics. The author points out the need for compliance with the developed algorithm, which will facilitate a more rapid and effective acquisition of intonation semantics by the future bachelors of pedagogical education. The adequate use of intonation semantics is essential for effective professional communication. The process of teaching should be based on the involvement of students in vocational-oriented communication, which requires the implementation of professional educational tasks, with special value attached to the semantic functions of intonation, realized in professionally-oriented pedagogical speech. Effective implementation of professional communication, which takes into account the means of mastering the technology of intonation semantics by the future bachelors of professional education, contributes to the formation of different kinds of competencies and facilitates the relevance of professional communication of bachelors of pedagogical education in close connection with the means of intonation semantics.

Key words: Bachelors of Pedagogics, intonation, semantics, teaching of foreign languages, professional education.

References

1. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Pedagogika i psikhologiya. Ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Pedagogue and psychology. Textbook for university students]. Pod red. V. A. Slastenina. 3-e izd., stereotip. [Edited by V. A Slastenin. 3rd edition stereotype]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 480 p. (in Russian).

2. Kan-Kalik V. A. Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii. Kn. dlya uchitelya. [To the teaser about pedagogical communication. Teaser book]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1987. 190 p. (in Russian).

3. Tikhonova P. M. Nekotoryye osobennostiprosodicheskoy organizatsii chteniya monologicheskogo teksta i spontannogo monologa rasskaza: na materiale angliyskogo yazyka. Diss. kand. filol. nauk [Some features of prosodic organization of monologic reading text and spontaneous monologue-story: On a material of English language. Diss. cand. philol. sa.]. Moscow, 1980. 178 p. (in Russian).

4. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Uchebnik dlya vuzov [Educational Psychology. Textbooks for higher spools]. Mosœw, Logos Publ., 2001. 384 p. (in Russian).

5. Pavlova S. V. Vozmozhnosti garmonichnogo razvitiya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii na osnove upravlyayemoy integratsii soznatel'nykh i podsoznatel'nykh protsessov [Features of harmonious development of foreign language communicative competence on the basis of a controlled integration of conscious and unconscious processes]. Golos kul'tury v inoyazychnom obrazovanii. Sb. nauchnykh statey [Voice of culture in foreign language education. Collection of scientific articles]. Kursk, 2009. Pp. 11-30 (in Russian).

6. Leonfyev A. A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost'[Language, speech, speech activity]. Moscow, KomKniga Publ., 2007. 312 p. (in Russian).

Bukreeva O. M. Kursk State University.

Ul. Radischeva, 33, Kursk, Russia, 305000. E-mail: okbukr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.