Научная статья на тему 'Технология обучения интонационной семантике как составляющей профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования'

Технология обучения интонационной семантике как составляющей профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интонация / семантика / алгоритм / обучение иностранным языкам / бакалавр педагогического образования / algorithm. / Intonation / semantics / bachelors of pedagogy / teaching of foreign languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.М. Букреева

В статье определены основные направления обучения интонационной семантике на примере овладения нисходяще-восходящим интонационном тоном английского языка будущими учителями. Автор описывает алгоритм процесса обучения интонационной семантике, который включает в себя следующие этапы: аналитический, творческий, аналитико-оценочный, корректировочный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.М. Букреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF TEACHING SEMANTICS AS A COMPONENT OF PREFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE BACHELORS IN PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to technological aspects of learning intonation semantics as an important component of communication culture of the future teacher of a foreign language. The article identifies the main areas of intonation semantics study such as mastering of falling-rising nuclear tone by future English language teachers. The author describes the algorithm of the learning process of intonation semantics, which includes the following stages: analytical, creative, analytical and evaluative, the corrective.

Текст научной работы на тему «Технология обучения интонационной семантике как составляющей профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования»

УДК 378.02

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СЕМАНТИКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015 О.М. Букреева

соискатель кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: okbukr@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье определены основные направления обучения интонационной семантике на примере овладения нисходяще-восходящим интонационном тоном английского языка будущими учителями.

Автор описывает алгоритм процесса обучения интонационной семантике, который включает в себя следующие этапы: аналитический, творческий, аналитико-оценочный, корректировочный.

Ключевые слова: интонация, семантика, алгоритм, обучение иностранным

языкам, бакалавр педагогического образования.

Процесс интеграции России в мировое сообщество требует повышения качества подготовки будущих учителей иностранного языка, способных эффективно осуществлять профессиональную коммуникацию в постоянно меняющихся педагогических ситуациях. Успешность профессиональной коммуникации учителя иностранного языка определяется адекватностью применения средств интонационной семантики решаемым педагогическим задачам в сфере иноязычного образования.

Интонационная семантика предусматривает адекватное использование интонационных моделей в профессиональном общении будущего учителя иностранного языка с целью передачи коммуникативного намерения при выполнении типичных профессиональных задач обучения и воспитания в таких видах деятельности, как педагогическая, культурно-просветительская, а также в деятельности, направленной на организацию культурного образовательного пространства в сфере иноязычного образования [ФГОС ВПО 2011: 3-6].

Процесс обучения интонационной семантике характеризуется как систематический целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия всех его субъектов (студентов, преподавателей, представителей профессионального

педагогического сообщества), включающий в себя аудиторную, самостоятельную, научно-исследовательскую работу и производственную практику студентов, направленные на овладение знаниями, умениями и опытом по применению средств интонационной семантики для решения профессиональных педагогических задач в постоянно меняющихся ситуациях в сфере иноязычного образования.

Средства интонационной семантики обеспечивают профессиональное и личностное социально ориентированное взаимодействия в сфере иноязычного образования на основе интеграции ряда различных дисциплин: практический курс иностранного языка, культура речевого общения, методика преподавания иностранных языков, теория языка, стилистика психология, педагогика.

Все указанные дисциплины обеспечивают овладение средствами интонационной семантики, что в конечном итоге ведет к достижению общей цели подготовки учителя

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

иностранного языка - формирование профессиональной компетентности в сфере иноязычного образования.

Процесс обучения интонационной семантике является комплексным и строится на основе соответствующей технологии, обеспечивает эффективное формирование культуры речевого общения будущего учителя иностранного языка.

Целью указанной технологии является овладение технологическими аспектами интонационной семантики, которая обеспечивает эффективность решения профессиональных задач учителем иностранного языка на новом качественно высоком уровне.

Технология обучения интонационной семантике основана на положениях отечественной психологии, в соответствии с которыми система средств общения обеспечивает решение типичных коммуникативных задач в сфере иноязычного образования при удовлетворении профессиональных и личностных потребностей [Леонтьев 1969; Зимняя 1989; Выготский 2007]. Технология обучения интонационной семантике включает в себя овладение следующими компонентами: содержательным (теоретическая база - знания об особенности функционирования интонационной семантики в английском языке), методическим (методы и приемы обучения интонационной семантике), технологическим (алгоритм овладения средствами интонационной семантики), организационным (система взаимоотношений субъектов образовательного процесса, студент-студент, студент-преподаватель, студент - группа студентов, студент - профессиональное педагогическое сообщество, студент -педагогические организации, студент - научное сообщество).

Результатом обучения интонационной семантике будущего учителя

иностранного языка является построение каждым студентом индивидуальной профессиональной образовательной траектории, которая предполагает самостоятельное определение основных целей и задач настоящей и дальнейшей педагогической деятельности; дальнейшее овладение способами и средствами решения поставленной педагогических задач с использованием средств интонационной семантики; обеспечение сотрудничества с различными субъектами профессионального

педагогического сообщества в России и за рубежом.

Технология формирования интонационной семантики будущих учителей предполагает реализацию алгоритма, включающего в себя следующие этапы:

• мотивационно-стимулирующий этап предполагает знакомство с потенциальными возможностями средств интонационной семантики для решения учебных, развивающих и воспитательных задач в сфере иноязычного образования;

• аналитический этап включает в себя анализ и обсуждение особенностей применения средств интонационной семантики для решения задач сферы иноязычного образования;

• этап актуализации предусматривает включение будущих бакалавров педагогического образования образования в процесс решения проблемных педагогических задач в учебной ситуации при обучении школьников иностранному языку;

• продуктивный этап предполагает самостоятельный выбор студентами средств интонационной семантики в реальном педагогическом общении со школьниками -перед студентами ставится конкретная педагогическая задача и регламентируются способы ее решения;

• творческий этап предполагает развитие инвариантных способов деятельности по использованию средств интонационной семантики у будущего бакалавра педагогического образования;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Букреева О. М. Технология обучения интонационной семантике как составляющей профессионального общения будущих бакалавров педагогического образования

• аналитико-оценочный этап представляет собой анализ и оценку качества педагогического продукта, созданного на основе применения средств интонационной семантики в иноязычном образовании;

• корректировочный этап включает исправление ошибок, связанных с использованием средств интонационной семантики в деятельности будущего бакалавра педагогического образования и внесением предложений по совершенствованию процесса применения средств интонационной семантики для решения конкретных задач в сфере иноязычного образования.

Предлагаемый алгоритм реализуется на основе профессионально направленных текстов, к которым предъявляются следующие требования.

Тексты должны:

- наглядно демонстрировать особенности употребления средств интонационной семантики ( в данном случае основных шести ядерных тонов в английском языке);

- характеризоваться социокультурной направленностью;

- обладать воспитательной направленностью;

- являться образцом дидактической речи учителя иностранного языка.

Приведем образец дидактического текста, который может выступать в качестве

содержательной базы обучения интонационной семантике английского языка. В качестве текста-образца предлагается текст монологического характера, который содержит советы педагога родителям по установлению эффективного общения с подростками. В данном примере особое внимание уделяется специфике употребления нисходяще-восходящего тона в английском языке, который является средством передачи интонационной семантики, при выражении такой важнейшей функции в деятельности учителя, как выражение рекомендации.

How to Treat Teenagers

It is Vgenerally acceptedj that kids between ten and Vthirteen are capable of taking care of themselves..

If you are confident they can follow instructions! and handle e^mergencies|, the Vnext stepj is to establish some rules. VFirst|, have a plan of action.. - it’s imVportant| they ring you...

You should agree what to do when the V phone rings|...

VThen| little by Vlittle| get you children used to a new situation where they are left alone - iVnitially| for a very short time.

You can you a Vrole-play| as a technique for showing them how to deal with such situations.

Ведущими подходами при реализации предлагаемого алгоритма являются проблемно-деятельностный и коммуникативный. В качестве приоритетных принципов, составляющих основу предлагаемой технологии, выступают следующие: общие дидактические принципы - наглядности, доступности, сознательности и др.; частные методические принципы - речемыслительной активности, функциональности, ситуативности, личностно ориентированного общения и др.

Предлагаемая технология обучения интонационной семантике способствует формированию методического мышления студентов, развитию мотивации к педагогической деятельности в сфере иноязычного образования, дальнейшему расширению методического и лингвистического кругозора будущего бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Разработанная система обучения средствам интонационной семантики

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

основывается на использовании следующих методических приемов: прием объяснения для выражения сложных идей в доступной форме; прием пробуждения для активизации творческих способностей студентов; прием создания ярких воспоминаний для активизации памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия; прием создания эмоций для обеспечения позитивного эмоционального фона занятий; прием персонификации для обеспечения успешной коммуникации с обучающимися и др.

Разработанная система методических средств включает в себя упражнения, направленные на развитие у будущего бакалавра следующих умений: использовать средства интонационной семантики при обучении обучающихся лексическим, грамматическим и фонетическим аспектам языка; оказывать воспитательное воздействие с помощью средств интонационной семантики на обучающихся; использовать средства интонационной семантики адекватно возрастным, психологическим особенностям и лингвистическим способностям обучающихся; использовать средства интонационной семантики с целью решения познавательных задач.

Педагогическими условиями процесса обучения средствам интонационной семантики являются погружение в педагогический контекст деятельности сферы иноязычного образования; развитие методического мышления и динамической мотивации будущих бакалавров педагогического образования к деятельности с обучающимися.

Библиографический список

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование, квалификация (степень «бакалавр»)» № 46 от 11 января 2011 г. 25 с.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.03.2015).

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2007. 352 с.

Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.

219 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: Логос, 2001. 384 с.

Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: научно-методический и организационно-педагогический аспекты: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. М., 1999. 240 с.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1969. 372 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.