ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КАК ИСТОЧНИКОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
л.А. мещерякова,
кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет
Региональное развитие в нашей стране идет в рамках экономической модели, сложившейся в результате либерализации неравновесной экономики, унаследованной Россией от Советского Союза, а экономический рост последующих лет (1999—2003 гг.) не изменил существа этой модели, направленной на ускорение перераспределения доходов и капитала в пользу энергосырьевых отраслей за счет перерабатывающих. До 1998 г. на долю экспортно-сырьевых отраслей приходилось 34 % прибыли промышленности, а в 2001 — 2003 гг. — 70 % [2]. Это предопределило переход российской экономики от «восстановительного» к экспортно-сырьевому сценарию развития. Однако качество экономического роста изменилось в сторону ухудшения: низкими, а зачастую и отрицательными оставались темпы роста ряда отраслей, работающих на внутренний рынок.
Сложившаяся ситуация в экономике Российской Федерации предопределила невозможность быстрого перехода к инвестиционному росту, поскольку экономические процессы достаточно инерционны. Как показали исследования, мобильные инвестиционные ресурсы, направляемые в экономику России, связаны с теми регионами и отраслями, где минимальны риски, и при прочих равных условиях имеется более развитая производственная, социальная и рыночная инфраструктуры. Одно из направлений — стимулирование привлечения инвестиций посредством формирования и реализации адекватной региональной налоговой политики, предполагающей установление налогов с системой инвестиционных налоговых льгот. Это наиболее доступный и реальный инструмент привлечения инвестиционных ресурсов.
Среди налоговых стимулов экономическими субъектами наиболее существенными признаются низкие ставки налога на прибыль, значимость
которых ставится респондентами выше, чем повышенные нормы амортизации и льготы по экспорту [1]. Власти региона должны быть заинтересованы в предложении привлекательных условий налогообложения для потенциальных инвесторов, поскольку это всегда связано с созданием новых рабочих мест, увеличением объема производства и ВРП, расширением налогооблагаемой базы для исчисления налоговых платежей, админист-рируемых на территории региона. Федеральным законодательством предоставлены полномочия субъектам РФ по формированию собственной нормативной базы, регламентирующей инвестиционные процессы в регионе. В Ставропольском крае этот процесс осуществляется на основании законов Ставропольского края от 10.11.2002 № 49-КЗ «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» и от 06.12.2002 № 61-КЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», а также рядом других нормативных актов, которые приняты для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и создания режима максимального благоприятствования для всех участников инвестиционной деятельности.
Приоритетные направления инвестиционной деятельности в регионе данными законодательными актами жестко не установлены, а определяются Правительством края в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития края, в форме перечня инвестиционных проектов. Критерии включения проектов в данный перечень определены ст. 6 Закона № 61-КЗ: наличие экономической и бюджетной эффективности проекта; повышение уровня конкурентоспособности продукции и создание новых рабочих мест;
— объем инвестиционных затрат по бизнес-плану проекта должен быть обеспечен негосу-
дарственными источниками финансирования (собственные, заемные, привлеченные) не менее чем на 70 %.
С 2006 г. на территории региона нет действующих специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление каких-либо налоговых льгот или налоговых кредитов с целью стимулирования инвестиционной деятельности. Отсутствие устойчивого правового климата в регионе, направленного на привлечение инвестиций подтверждает то, что только Законом «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» от 31.12. 2005 № 84-КЗ, предусматривается снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 13,5 % (т. е. в рамках ст. 284 п. 1 гл. 25 НК РФ), для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории края стоимостью свыше 100 млн руб. Основной недостаток подобной регламентации налоговых льгот содержится в том, что БК РФ предусмотрено принятие Законов о бюджете на один финансовый год, а окупаемость инвестиций наступает не ранее чем через 3—5 лет. Кроме того, анализ инвестиционных проектов, включенных в Перечень на территории региона, показал, что лишь около 50 % их требует для реализации 100 млн руб. и более.
Несмотря на то, что региональное инвестиционное законодательство, безусловно, само по себе не является фактором экономического роста региона, все же, на наш взгляд, сейчас особую значимость приобретает создание и внедрение такой нормативно-правовой базы, которая позволит регламентировать и регулировать условия и порядок инвестиционной деятельности в регионе. В настоящее время основное направление инвестиционных ресурсов заключается в обновлении основных фондов организаций, износ которых близок к критической от-
120
40 20 0
2004
2005
Рис. 1. Динамика количества лизинговых компаний на Ставропольского края
метке. В Ставропольском крае, основной отраслью экономики которого является сельское хозяйство, лизинг по-прежнему остается едва ли не единственным способом для организаций всех отраслей экономики, и особенно предприятий малого и среднего бизнеса, обновить основные фонды (рис. 1). Экономические исследования эффективности привлечения и использования инвестиций в Ставропольском крае показывают, что в течение последних пяти лет использование лизинговых операций позволяет субъектам малого бизнеса затрачивать на приобретение основных фондов средств на 20 — 30 % меньше, чем это необходимо при использовании кредитов банков. Этому способствует и региональное законодательство, направленное на субсидирование затрат по приобретению основных производственных фондов организациями отраслей экономики. Однако информационные ресурсы малых и средних предприятий пока незначительны, отсутствуют специализированные информационные центры, позволяющие предприятиям, особенно средним и малым, выбрать наиболее приемлемое для них решение. Сейчас большинство лизинговых фирм стараются привлекать кредиты российских банков, как сторонних (около 71 % лизинговых фирм), так и банков-учредителей (более 29 % лизинговых фирм). Около 32 % лизинговых фирм пользуются коммерческими кредитами своих поставщиков — продавцов оборудования. Однако, лишь сформировав свою кредитную историю и утвердившись на рынке лизинговых услуг, компания обеспечивает себе достаточно свободный доступ к банковским кредитам.
После рассмотрения основных проблем на рынке лизинга закономерно возникает вопрос: почему же так дороги, а подчас просто недоступны кредитные ресурсы в России? С точки зрения банковских учреждений, основные проблемы ограниченности банковских кредитов, их несостоятельность в обслуживании реального сектора экономики зависят от сложившихся отношений внутри банковской сферы, и коротко характеризуются следующим: по любой кредитной сделке банк требует 200 % резервирования средств под кредит, объясняя это, необходимо обеспечить свои риски [3]. По мнению банка, получатели кредитов ориентируются не на реальные,
2006
территории
а на номинальные ставки кредитов, у которых, как у любого товара, имеется своя себестоимость, важнейшая составляющая которой — инфляция — выступает естественным уровнем поддержки для номинальной цены кредита. В противном случае, банк не «отбивает» инфляцию и «проедает» свой капитал. С точки зрения банка, если предлагаемый кредит по нынешним ставкам (18—36 %) берут, значит, это реальные равновесные ставки, которые сегодня принимает экономика.
Позиция банка может быть понятна с точки зрения хозяйствующего субъекта, стремящегося получить прибыль от своей деятельности, но совершенно несостоятельна с точки зрения государственного органа, обязанного обеспечить доступность финансовых ресурсов для развития реального сектора экономики государства.
Еще один серьезный фактор, обусловливающий дороговизну кредитов и влияющий на уровень возвратности заемных финансовых ресурсов, это непрозрачность деятельности заемщика, особенно использующего в своей деятельности специальные налоговые режимы, предусматривающие упрощенные варианты учета финансово-хозяйственной деятельности и полученного результата. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время государство не может ничего сделать реально для снижения стоимости кредита. Поэтому, на наш взгляд, сейчас на государственном уровне необходимо применение механизмов стимулирования кредитования направлений экономики, являющихся особо значимыми для социально-экономического уровня общества, но не привлекательных для получения быстрой прибыли: развития сельского хозяйства, инфраструктуры, малого и среднего бизнеса и т. п. Достаточно действенным, как показал анализ, инструментом привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона является применяемый механизм субсидированных процентных ставок по банковским кредитам. Его популярность определена тем, что требует меньших затрат бюджетных средств, позволяет оказывать поддержку большему числу заемщиков и реализовать большее число инвестиционных проектов, привлечь дополнительные кредитные ресурсы. Так, за четыре года (2002—2006 гг.) в экономику региона было привлечено более 3 млрд руб. льготных кредитных ресурсов, средняя годовая стоимость которых составляет 5 % годовых, что позволило реализовать в крае 378 инвестиционных проектов. При этом на субсидированные процентные ставки по банковским кредитам израсходовано 343 млн руб.
из бюджета края, что позволило привлечь в его экономику около 9 руб. льготных банковских кредитов [4]. Бюджетная эффективность здесь определяется величиной прироста налогов и иных обязательных платежей, администрируемых на территории региона, полученных за счет увеличения доходной базы, которые значительно превышают размер предоставленных субсидий. Основным сдерживающим фактором прямого государственного участия в инвестициях является ограниченность мобилизуемых бюджетных средств и недостатки организации бюджетного процесса, связанные с внесением изменений и исполнением бюджета региона в течение года. Так, перераспределение расходов бюджета края на 2005 г. сократило лимит предоставления субсидий на финансирование инвестиционных проектов на 17 383 тыс. руб., что обусловило отсутствие конкурсных отборов инвестиционных проектов в течение 4 мес. Если учесть, что в среднем на одну организацию по результатам применения механизма субсидирования в течение пяти лет приходится около 10 млн руб. льготных кредитных ресурсов и дополнительно создается примерно 10 рабочих мест, то в реальный сектор экономики региона не было привлечено около 500 млн руб. льготных кредитных ресурсов и более 50 организаций края не смогли обновить изношенные основные фонды на сумму 400 млн руб., и создать около 500 новых рабочих мест [4]. Проведенный анализ состояния инвестиционных процессов в регионе показал, что общее их течение аналогично развитию процессов в целом по России, индексы физического объема инвестиций в основной капитал также показывают их нестабильное состояние. Так, в 2005 г. отмечается снижение индексов физического объема инвестиций по отношению к уровню 1995 г. по отраслям, производящим товары, на 32,8 %, а общего уровня инвестиций — на 20 %.
Характерной для региона является неудовлетворительная структура основных фондов по отдельным отраслям экономики и недостаточная загруженность производственных мощностей предприятий, которая только по ряду отраслей промышленности составляет немногим более 30 %.
Отмечается отставание роста инвестиций в основной капитал отраслей экономики региона относительно роста ВРП. Традиционно ничтожными являются инвестиции в региональные научные исследования (в 2005 г. - 0,06 %; в 1995 г. - 0,04 %), а прогноз социально-экономического развития региона до 2009 г. вообще не предусматривает инвестиционных вложений в научные исследования. В
последние годы отмечен рост инвестиции в отрасли инфраструктуры региона более чем в два раза по отношению к уровню 1999 г. Рост инвестиции отмечается в отдельных отраслях: добыча топливно-энергетических ресурсов, производство неметаллических минеральных продуктов, химическое производство и строительство. Последние два года отмечается некоторая активность деятельности иностранных инвесторов. Однако их привлекают только отдельные выгодные проекты (20,0 млн долл. — приобретение контрольного пакета акций ЗАО «Кавминстекло», г. Минеральные Воды; 16,4 млн долл. — строительство корпуса санатория «Плаза», г. Кисловодск; 10,7 млн долл. — приобретение акций ОАО «Ставро-польэнерго», г. Пятигорск). Прогнозируемый рост иностранных инвестиций в экономику региона, по оценкам МЭРТ по Ставропольскому краю, практически совпадает с темпами роста иностранных инвестиций, привлекаемых, в целом, в российскую экономику и составляет 8 — 18 %. (рис. 2).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
« 75,8"
81,9
70,2
17,8
19,3
2007
2008
- Прямые ш Портфельные — А — Прочие
(торг. кредиты, банк. вклады
Рис. 2. Динамика иностранных инвестиций в экономику региона (прогноз), %
53
52
51
50
49
48
47
46
§
1 вар. 2 вар. 2007
1 вар. 2 вар. 2008
1 вар. 2 вар. 2009
Рис. 3. Динамика источников финансирования инвестиций, %
(прогноз)
Показатели прогноза, сохраняющие инерционность динамики развития социально-экономического положения региона и развитие региональной инвестиционной политики, отличаются достаточной стабильностью по источникам их формирования, где основная роль определена для собственных средств предприятий (49 — 52 %), занимающих ведущее место в общем объеме инвестиций (рис. 3).
Динамика прогнозируемых источников финансирования инвестиций в экономике региона отличается ростом показателей по первому варианту в среднем на 3 — 5 %, а по второму варианту развития ситуации предполагается даже некоторое снижение (-7,7 %) по привлекаемым средствам. По собственным средствам предприятий динамика показывает снижение величины источников финансирования инвестиций в основной капитал с последующим его ростом к 2009 г. Общая величина инвестиций в основной капитал отмечается незначительным, но стабильным ростом (около 2 %), не предусматривающим превышения темпов его роста над темпами роста ВРП (рис. 4). Достижение прогнозируемого роста МЭРТ по Ставропольскому краю предполагается за счет повышения конкурентоспособности экономики региона, улучшения инвестиционного климата, реализации других решений, обеспечивающих инвестиционно и инновационно ориентированный путь развития. Приоритетными направлениями государственного инвестирования остается создание материальных основ повышения уровня жизни населения края, его образовательного, научно-технического и культурного уровня. Однако для обеспечения заявленных приоритетов в инновационной политике региона мероприятий явно недостаточно. Поскольку первостепенными здесь сейчас становятся проблемы обновления основных фондов и обеспечение достаточной загрузки мощностей имеющихся производств, а для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции — развитие передовых современных
-А 20,8
10,8
2009
□ Собственные средства
предприятий ■ Привлеченные средства
110 109 108 107 106 105 104 103 102
108,1
108,4
-"Ю7
■ 105,6
105,8
106
104,8
104,8
2006 оценка
1-й вар. 2-й вар. 2007
1 -й вар. 2-й вар. 2008
1 -й вар. 2-й вар. 2009
■ ВРП
. -■- . Инвестиции в основной капитал, всего, из них по отраслям:
Рис. 4. Соотношение роста ВРП и инвестиций в основной капитал региона, %
технологий. Сложившееся в текущем времени в крае состояние основных фондов практически во всех отраслях экономики, существующий уровень загрузки производственных мощностей при недостаточном росте инвестиций в основной капитал, отсутствие развитой фундаментальной науки, работающей в тесном контакте с производством, значительно ограничивает возможности модернизации производства и освоение новаций в регионе.
Поэтому в настоящее время, как показали проведенные исследования, главной целью привлечения инвестиций для многих субъектов хозяйствования является замена изношенного оборудования. В результате решение задач, связанных с повышением эффективности экономических ресурсов, внедрением новаций, ставятся и решаются единицами хозяйствующих субъектов. Анализ структуры привлеченных средств выявил заметное снижение доли бюджетных ресурсов, направляемых на инвестиции при увеличивающемся уровне профицита бюджета. Таким образом, ситуация политической и экономической нестабильности на макроуровне, отсутствие эффективного законодательства в области налогообложения и инвестиционной политики государства и региона являются основными факторами, препятствующими росту инвестиционной активности. В сложившейся ситуации логичным является выявление и использование возможных внутренних резервов для обеспечения развития региона, которые носят характер сочетания экономических методов и управленческих мероприятий, направленных на увеличение доходной базы и социально-экономическое развитие территории. Поэтому считаем нецелесообразным создание резервов бюджетных средств при сложившихся проблемах в
регионе по отраслям инфраструктуры, куда не пойдет частный бизнес, и проблемах в социальной сфере (средний прожиточный минимум в крае значительно ниже среднероссийского) [4]. В целях управления инвестиционной привлекательностью региона необходимо реализовать ряд последовательных мероприятий, способных обеспечить эффективность управления процессом привлечения и использования инвестиционных ресурсов, которые включают два основных этапа: подготовительный и практический.
1. Подготовительный этап: проведение реальной оценки ресурсов и возможностей региона, которые должны быть обозначены в прогнозе социально-экономического развития; определение реальной концепции стратегического развития региона по определенным этапам; разработка инвестиционной программы реализации каждого этапа стратегического социально-экономического развития региона.
2. Практическая реализация мероприятий по привлечению инвестиций: выработка инвестиционно ориентированной региональной законодательной базы; введение в нормативно-законодательной базе региона понятий «приоритетные направления развития экономики региона», «приоритетный инвестиционный проект, реализуемый для социально-экономического развития региона»; обеспечение развитой инфраструктуры для нормальной работы бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин А., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике. — М.: РПЭИ, 1999. — 68 с.
2. Белоусов А. Р. Развитие российской экономики в посткризисный период (макроэкономический аспект). //Проблемы прогнозирования, 2003, № 6. С. 10 - 12.
3. Ершов М, Симановский А., Филев А. Вся правда о кредитах // Эксперт № 10, март 2004. С. 41.
4. Отчет МЭРТ Ставропольского края об итогах социально-экономического развития Ставропольского края за 9 месяцев 2005 года и об уточненном прогнозе социально-экономического развития Ставропольского края на 2006год и на период до 2008 года (Электронный ресурс). — Http://www. stavinvest.ru