Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА BLAZEPOD В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА BLAZEPOD В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратович С.В., Новаковский С.В., Качалов Д.В.

Цель исследования - обосновать эффективность применения зрительно-координационного тренажера Blazepod в динамике развития психических процессов внимания, памяти и мышления. Методика и организация исследования. Проведено экспериментальное исследование оценки уровня развития психических процессов внимания, памяти, мышления с применением разработанной технологии в виде моделируемых ситуативных задач с обязательным использованием зрительно-координационного тренажера Blazepod. Контингент исследования составил 48 человек - юных спортсменов «Академии хоккея Спартаковец», обучающихся на этапе начальной подготовки. Возраст испытуемых - восемь-девять лет. Входное и заключительное тестирование проводилось при помощи психодиагностических методик компьютерного комплекса АКМЕ ООО «НПЦ «АКМЕ» (ЛПФО, г. Новоуральск). Статистическая обработка результатов была выполнена в программе STATISTICA v 23.0. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных показателей входного и заключительного этапов эксперимента показал: улучшение наблюдается во всех группах спортсменов. Наиболее значимыми являются сдвиги в экспериментальной группе НП-1: показатели устойчивости внимания возросли на 7% (НП-2 - 5%); уровень концентрации и переключения внимания - на 15% и 12% соответственно; распределение внимания - 14%. Кумулятивный эффект применения зрительно-координационного тренажера Blazepod обогащает специалистов в области спортивной практики адекватными методами и способами развития психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратович С.В., Новаковский С.В., Качалов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLAZEPOD VISION COORDINATION TRAINING MACHINE: BENEFITS FOR SPORTS PSYCHOLOGICAL SERVICE

Objective of the study was to test benefits of Blazepod vision coordination training machine for attention control, tactical training and memory in sports psychological service. Methods and structure of the study. The tests were designed to rate attention control, memory, and tactical training by situation-modeling tasks using the Blazepod vision coordination training machine. We sampled for the tests the 9-year-olds trained at Spartak Hockey Academy (n= 48) in the basics training stage. The pre- and post-experimental tests were run using computerized ACME test system (made by LPFO, Novouralsk), with the statistical data processed by Statistica v. 23.0 toolkit. Results and conclusion. The pre- versus post experimental tests found benefits of the new model as verified by progress in every group; with the EG progress estimated at 7% in the attention stability test (versus 5%); and 15% and 12% in the attention control and scaling tests, respectively. On the whole, the Blazepod vision coordination training machine assisted trainings are recommended for the sports communities and psychological service specialists.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА BLAZEPOD В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА BLAZEP0D В ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА

УДК/UDC 796/799.159.9.078

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: s.v.kondratovich@urfu.ru

С.В. Кондратович1

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1 Доктор педагогических наук, профессор Д.В. Качалов2, 3

1Уральский федеральный университет, Екатеринбург

2Спортивная школа олимпийского резерва «Академия хоккея «Спартаковец», Екатеринбург

3Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

BLAZEP0D ViSiON COORDiNATiON TRAiNiNG MACHiNE: BENEFiTS FOR SPORTS PSYCHOLOGiCAL SERViCE

S.V. Kondratovich1

Dr. Hab., Professor S.V. Novakovskiy1 Dr. Hab., Professor D.V. Kachalov2, 3

1 Ural Federal University, Yekaterinburg

2 Sports school of the Olympic Reserve "Spartakovets Hockey Academy", Yekaterinburg

3 Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Аннотация

Цель исследования - обосновать эффективность применения зрительно-координационного тренажера Blazepod в динамике развития психических процессов внимания, памяти и мышления.

Методика и организация исследования. Проведено экспериментальное исследование оценки уровня развития психических процессов внимания, памяти, мышления с применением разработанной технологии в виде моделируемых ситуативных задач с обязательным использованием зрительно-координационного тренажера Blazepod. Контингент исследования составил 48 человек - юных спортсменов «Академии хоккея Спартаковец», обучающихся на этапе начальной подготовки. Возраст испытуемых - во-семь-девять лет. Входное и заключительное тестирование проводилось при помощи психодиагностических методик компьютерного комплекса АКМЕ ООО «НПЦ «АКМЕ» (ЛПФО, г. Новоуральск). Статистическая обработка результатов была выполнена в программе STATISTICA V 23.0. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных показателей входного и заключительного этапов эксперимента показал: улучшение наблюдается во всех группах спортсменов. Наиболее значимыми являются сдвиги в экспериментальной группе НП-1: показатели устойчивости внимания возросли на 7% (НП-2 - 5%); уровень концентрации и переключения внимания - на 15% и 12% соответственно; распределение внимания - 14%. Кумулятивный эффект применения зрительно-координационного тренажера Blazepod обогащает специалистов в области спортивной практики адекватными методами и способами развития психических процессов.

Ключевые слова: зрительно-координационный тренажер, юные хоккеисты, психические процессы, внимание, тактическое мышление, память.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of Blazepod vision coordination training machine for attention control, tactical training and memory in sports psychological service.

Methods and structure of the study. The tests were designed to rate attention control, memory, and tactical training by situation-modeling tasks using the Blazepod vision coordination training machine. We sampled for the tests the 9-year-olds trained at Spartak Hockey Academy (n= 48) in the basics training stage. The pre- and post-experimental tests were run using computerized ACME test system (made by LPFO, Novouralsk), with the statistical data processed by Statistica v. 23.0 toolkit.

Results and conclusion. The pre- versus post experimental tests found benefits of the new model as verified by progress in every group; with the EG progress estimated at 7% in the attention stability test (versus 5%); and 15% and 12% in the attention control and scaling tests, respectively. On the whole, the Blazepod vision coordination training machine assisted trainings are recommended for the sports communities and psychological service specialists.

Keywords: Blazepod vision coordination training, junior ice hockey players, mental processes, attention, tactical thinking, memory.

Введение. Отличительной особенностью современного спорта является нацеленность на максимальный спортивный результат. Подведение спортсмена к определенному рубежу спортивной карьеры возможно только с учетом «значимости факторов, определяющих структуру спортивного результата, которые трансформируются от консервативных морфофунк-циональных к лабильным личностно-психологическим» [3].

Учитывая всеобщую информатизацию общества и активное внедрение средств и систем фиксации и анализа различных параметров, современный спорт немыслим без использования мультимедиа сопровождения. Одним из средств мультимедиа-поддержки тренировочного процесса, удерживающих первенство по популярности, доступности в эксплуатации, являются рефлекторные тренажеры нового поколе-

50

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

ния, в частности, тренажер Blazepod «Стандарт» (разработка Blazepod - Израиль, производство - Тайланд).

Актуальность данной тематики послужила предпосылкой для проведения эксперимента и позволила сделать обобщающий вывод: повышение результативности тренировочного и соревновательного процессов зависят от поиска новых детерминант развития специфических профессионально-значимых качеств и психических процессов с использованием прогрессивного аппаратно-технического обеспечения.

Основанием для выделения предмета исследования выступили утверждения: 1) способность хоккеистов удерживать в поле зрения шайбу и другие объекты определяется объемом и концентрацией внимания [1]; 2) процессы памяти необходимы для успешной реализации технико-тактических действий в условиях дефицита времени [2]; 3) умение принимать решения в короткие промежутки времени обусловлено оперативным мышлением [4].

Цель исследования - обосновать эффективность применения зрительно-координационного тренажера Blazepod в динамике развития психических процессов внимания, памяти и мышления.

Методика и организация исследования. Контингент исследования составила команда юных спортсменов вось-ми-девяти лет - воспитанников СШОР «Академия хоккея Спартаковец» г Екатеринбург (п=48 чел.). Стаж занятий хоккеем на момент начала эксперимента - от трех до пяти лет. Тестовые пробы проводились в период с января 2021 по июнь 2021 года в нетренировочные дни, в утреннее время. Для реализации тренировочного процесса спортсмены распределены в первый (НП-1) и второй состав (НП-2). Соответственно, группы испытуемых составили: НП-1 - экспериментальная группа (п=27 чел.) и НП-2 - контрольная группа (п=21 чел.). Диагностика развития психических процессов проводилась с использованием компьютерной программы АКМЕ ООО «НПЦ «АКМЕ» (ЛПФО, г Новоуральск).

На этапах входного и заключительного тестирования использовались методики: оценка сформированности свойств внимания - корректурная проба «Кольца Ландольта»; «Таблицы Э. Шульте»; индивидуальных особенностей памяти - «Узнавание фигур» (Т. Рыбаков); «Память на образы» (А. Крылов,

С. Маничев); диагностика оперативного мышления - тест простых поручений (модификация теста «Интеллектуальная лабильность»). В план учебно-тренировочного процесса экспериментальной группы НП-1 на промежуточном этапе были внесены коррективы: включены направленные на развитие выделенных профессионально-значимых качеств упражнения с использованием рефлекторного тренажера Blazepod: 1) авторскую модификацию упражнений по запоминанию максимального числа световых представлений, предъявляемых на разное количество времени; 2) виды корректурных проб; 3) проведение модифицированных ментальных тренингов с постепенным увеличением количества образов-элементов технических и тактических действий, адаптированных к виду спорта хоккей.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты входного тестирования спортсменов (табл. 1) указывают на средний уровень сформированности свойств внимания в группах испытуемых. Умение концентрировать внимание на выполняемой деятельности и проявлять способность к распределению внимания более свойственно группе НП-1. Способность юных спортсменов к пониманию и быстрой оценке ситуации, наряду с умением принимать наиболее верное решение в быстроменяющихся ситуациях, присуща 60 % спортсменов в группе НП-1 и 50 % - в группе НП-2, что согласуется с выводами исследователей о пока еще только формирующейся способности к анализу субъективного опыта [4].

По истечении шести месяцев регулярных тренировочных занятий с применением тренажера Blazepod были получены следующие результаты (табл. 2).

Прирост показателей устойчивости внимания зарегистрирован в обеих группах спортсменов: НП-1-7 %; НП-2-5 %; уровень повышения концентрации и переключения внимания достоверно подтвержден в экспериментальной группе спортсменов НП-1 (15 % и 12 % соответственно); способность к развитию распределения внимания также имеет значимые результаты - прирост на 14 % в группе НП-1; 10 % -НП-2.

Коэффициент развития мнемических процессов спортсменов экспериментальной группы значительно отличает-

Таблица 1. Результаты диагностируемых показателей в группах спортсменов на входном (I) этапе исследования

Показатели Группы

НП-1 НП-2

Результаты исследования свойств внимания, M±SD (min-max)

Устойчивость внимания, усл. ед. 2,58±0,29 (1-6) 2,29±0,4 (0-6)

Концентрация внимания, усл. ед. 3,62±0,46* (1-5) 2,37± 0,5* (1-6)

Распределение внимания, усл. ед. 2,78±0,29* (0-5) 1,89±0,57* (0-6)

Переключаемость внимания, усл. ед. 2,08±0,18 (2-5) 2,01±0,11 (2-6)

Результаты исследования индивидуальных особенностей памяти, Е (min-max)

Память на образы, усл. ед. 0,78 (0,3- 0,9) 0,75 (0,2-1,0)

Память на фигуры, усл. ед. 0,66 (0,2-0,8) 0,6 (0,1-0,85)

Результаты диагностики уровня сформированности оперативного мышления (%)

Интеллектуальная лабильность, % низкий средний высокий низкий средний высокий

28 60 12 40 50 10

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05; ** - при р<0,01; Е - коэффициент уровня узнавания.

№3 • 2022 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

51

Таблица 2. Изменение показателей психических процессов хоккеистов в результате проведенного эксперимента (I, III этап)

Показатели Группы

НП-1 НП-2

I этап III этап ± (%) I этап III этап ±(%)

Результаты исследования свойств внимания, M±SD

Устойчивость внимания, усл. ед. 2,58±0,29 3,0±0,43 +7 2,29±0,4 2,6±0,21 +5

Концентрация внимания, усл. ед. 3,62±0.46 4,5±0,16* +15 2,37± 0,5 2,72± 0,7 +6

Распределение внимания, усл. ед. 2,78±0,29 3,63±0,2* +14 1,89±0,57 2,49±0,31* + 10

Переключаемость внимания, усл. ед. 2,08±0,18 2,79±0,1* +12 2,01±0,11 2,43±0,14 +7

Результаты исследования индивидуальных особенностей памяти, Е

Память на образы, усл. ед. 0,78 0,82 +4 0,75 0,77 +2

Память на фигуры, усл. ед. 0,66 0,77* +11 0,6 0,62 +2

Результаты диагностики уровня сформированности оперативного мышления (%)

Интеллектуальная лабильность, % н с в н с в н с в н с в

28 60 12 18 66 16 40 50 10 35 54 11

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05; ** - при р<0,01; Е - коэффициент уровня узнавания, н, с, в - низкий, средний, высокий уровень; ± - прирост/уменьшение значений.

ся от показателей результативности в контрольной группе спортсменов (НП-1 - +4 %; +11 % в соответствии с выделенными показателями; НП-2 - +2 0%).

Спортивными экспертами отмечается значимость уровня развития мышления при определении перспективности хоккеистов [3,4] и включение современных, прогрессивных методов, одним из которых может быть применение зрительно-координационного тренажера Blazepod, в учебно-тренировочный процесс. Полученные результаты уровня развития оперативного мышления имеют тенденцию к увеличению в экспериментальной группе, что можно объяснить сенситивными возрастными процессами совершенствования функций мышления, а также эффектом регулярных тренировок.

Достоверность различий между полученными результатами экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе исследования установлена при формировании практически всех показателей, что подтверждает гипотезу об эффективности применения зрительно-координационного тренажера Blazepod с целью развития выделенных свойств.

Выводы. Результаты исследования подчеркивают значимость применения зрительно-координационного тренажера Blazepod для осуществления мероприятий, направленных на развитие психологических характеристик спортсменов,

и доказывают эффективность его применения в практике спортивного психолога.

Литература

1. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 78-83.

2. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований М.: Спорт, 2016. 456 с.

3. Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М.: Спорт, 2018. 288 с.

4. Фокин А.М., Фетисова С.Л., Егоров В.Ю. Формирование индивидуального тактического мышления у хоккеистов на этапе начальной специализации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 244-249.

References

1. Burtseva E.V., Burtsev V.A., Martynova A.S. Metodika issledovaniya i otsenki svoystv igrovogo vnimaniya yunykh khokkeistov [Methodology for study and evaluation of properties of game attention of junior hockey players]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2014. No. 3. pp. 78-83.

2. Zankovets V.E. Entsiklopediya testirovaniy [Encyclopedia of testing]. M.: Sport publ., 2016. 456 p.

3. Safonov V.K. Psikhologiya sportsmena: slagaemye uspekha [Athlete's Psychology: components of success]. M.: Sport publ., 2018. 288 p.

4. Fokin A.M., Fetisova S.L., Egorov V.Y. Formirovanie individualnogo takticheskogo myshleniya u khokkeistov na etape nachalnoy spetsializatsii [Formation of individual tactical thinking in hockey players at initial specialization stage]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2019. No. 192. pp. 244-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.