Научная статья на тему 'ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА'

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКА / ТЕХНИКА / СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян В.Т., Козин В.В.

В настоящей работе рассматривается проблема недостаточного сенсорного контролирования игровых ситуаций, вытекающая из особенностей методики тактико-технической подготовки начинающих хоккеистов. Ведущую роль в реализации индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов играют перцептивные особенности спортсменов, которые посредством восприятия игровых условий определяют ход последующих действий субъекта деятельности. Проведённые нами исследования указывают на то, что в обучении техническим действиям специалисты уделяют недостаточно внимания зрительному компоненту, что не может не отражаться на эффективности игровых действий юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян В.Т., Козин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL CONTROL OF GAME SITUATIONS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF TACTICAL AND TECHNICAL SKILL

In this paper, we consider the problem of insufficient sensory control of game situations arising from the features of the tactical and technical training of beginner hockey players. The leading role in the implementation of individual tactical and technical actions of hockey players is played by the perceptual characteristics of athletes, who, through the perception of gaming conditions, determine the course of subsequent actions of the subject of activity. Our studies indicate that in training in technical actions, specialists pay insufficient attention to the visual component, which cannot but affect the effectiveness of the game actions of young hockey players.

Текст научной работы на тему «ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

УДК 159.931

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО

МАСТЕРСТВА

В.Т. Варданян, В.В. Козин Хоккейная Академия «Авангард», г. Омск, Россия Ключевые слова: тактика, техника, сенсорная система, игровые ситуации.

Аннотация. В настоящей работе рассматривается проблема недостаточного сенсорного контролирования игровых ситуаций, вытекающая из особенностей методики тактико-технической подготовки начинающих хоккеистов. Ведущую роль в реализации индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов играют перцептивные особенности спортсменов, которые посредством восприятия игровых условий определяют ход последующих действий субъекта деятельности. Проведённые нами исследования указывают на то, что в обучении техническим действиям специалисты уделяют недостаточно внимания зрительному компоненту, что не может не отражаться на эффективности игровых действий юных хоккеистов.

VISUAL CONTROL OF GAME SITUATIONS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF TACTICAL AND TECHNICAL SKILL

V.T. Vardanyan, V.V. Kozin Hockey Academy "Vanguard", Omsk, Russia Keywords: tactics, technique, cognitive functions, game situations. Annotation. In this paper, we consider the problem of insufficient sensory control of game situations arising from the features of the tactical and technical training of beginner hockey players. The leading role in the implementation of individual tactical and technical actions of hockey players is played by the perceptual characteristics of athletes, who, through the perception of gaming conditions, determine the course of subsequent actions of the subject of activity. Our studies indicate that in training in technical actions, specialists pay insufficient attention to the visual component, which cannot but affect the effectiveness of the game actions of young hockey players.

Введение. Популярность командно-игровых видов спорта таких как футбол, баскетбол, хоккей с шайбой активно возрастает. Наряду с ростом популярности спортивных игр повышаются требования к мастерству их представителей. Систематическое совершенствование инвентаря, правил соревнований, методик спортивной подготовки способствует возрастанию

динамики игры, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к скорости восприятия, переработки, анализу информации и принятию рационального решения на площадке [1,4].

Эффективное выполнение технических приёмов не может быть достигнуто без способности спортсмена оперативно воспринимать и перерабатывать игровую ситуацию. Эти процессы способствуют рационализации двигательных действий и целесообразности принятия решений, что в совокупности можно отнести к одному из критериев развитого тактического мышления спортсмена. В процессе соревновательно -игровой деятельности субъект осваивает игру, в его памяти формируются моторные (двигательные) и тактические (мыслительные) стереотипы. Их качество зависит от деятельности сенсорной системы, включающей процессы: восприятия, анализа, синтеза информации [3]. Ввиду этого, оценочные и прогнозируемые способности игроков, составляющие основу игрового мышления должны привлекать особое внимание в системе подготовки представителей ситуационных видов спорта, в том числе хоккея с шайбой [12,13].

Особенность технической подготовки хоккеистов нынешнего поколения указывает об обратном. В условиях интенсификации большое внимание уделяется обучению техническим навыкам. В становлении навыка специалисты на первый план ставят биомеханическую структуру движений, уделяя при этом недостаточно внимания процессу контролирования условий зрительными анализаторами. В ходе технического оснащения тренеры ограничиваются напоминаниями о необходимости поднять голову, однако этого оказывается недостаточно, что в итоге становится следствием формирования двигательного стереотипа, который характеризуется привычкой игроков выполнять действия с опущенной головой [2,12]. Отсюда в ходе реализации индивидуальных тактико-технических действий игроки выполняют действия с ограниченным диапазоном видения хоккейной площадки, что не может не отражаться на результативности индивидуальных и групповых действий.

Вследствие этого актуальна проблема недостаточной результативности и вариативности индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов, связанная с особенностями зрительного контролирования игровых ситуаций.

Целью настоящего исследования является поиск рациональных путей повышения индивидуальной тактико -технической результативности и вариативности юных хоккеистов.

Задачи исследования:

1. Выявить основные особенности обучения индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов.

2. Определить значимость сенсорных систем в деятельности хоккеистов.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы,

программного материала, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом и соревновательной деятельностью юных хоккеистов.

Результаты и их обсуждение. Анализ научно-методической литературы и педагогического наблюдения указывают на строгую дифференциацию в реализации раздела тактико-технической подготовки. Авторы, уделяющие особое внимание постановке данного вопроса отмечают, что ввиду устоявшегося ещё советского времени подхода к тактико -технической подготовке, при котором юные хоккеисты на первых этапах обучения концентрируют большое внимание на освоении базовых умений и навыков, игроки испытывают трудности с реализацией собственных действий [5,8].

Изучив детально особенности тактико-технической подготовки юных хоккеистов, мы представили её виде графической схемы (рисунок).

Из данных, представленных на рисунке наглядно видно, что первым этапом реализации тактико-технического раздела выступает техническая подготовка, целью которой выступает формирование основы движений без учёта игровых условий [9].

Вместе с тем, наблюдая за тренировочным процессом мы выяснили, что в ходе двигательного оснащения начинающих хоккеистов тренировочные средства реализуются в типовых формах. Таким образом, как в 7 так и в 10 лет упражнения технической направленности внешне ничем не отличаются друг от друга. Зачастую данные упражнения выполняются в стандартных условиях, при которых игроки чаще всего объезжают фишки без должных требований к проявлению психических процессов, связанных с переключением внимания, восприятием, оценкой и переработкой информации.

Традиционный (дифференцированный) подход к тактико-технической подготовке

Техническая подготовка

Формирование биомеханической структуры действия без учёта игровых условий

Индивидуальная согласованность действий

Акцент на групповой согласованности

Тактическая подготовка

Формирование знаний о способах применения индивидуальных ТТД действий через малогрупповые или групповые взаимодействия

Результат

Недостаточные знания о рациональных средствах и способах применения

индивидуальных ТТД

Регулировка индивидуальных ТТД ошибок путём корректирующих указаний тренеров

Групповая согласованность действий

Результат

Недостаточная результативность и вариативность индивидуальных тактико-технических действий в структуре групповых взаимодействий

Рис. Структурная модель обучения индивидуальным тактико-техническим с использованием традиционного (дифференцированного) подхода

Как отмечают Р.Г. Ишматов и В.В. Шилов факторы, связанные с подбором в тренировочном процессе однотипных упражнений, являются препятствующими индивидуальному развитию и приводят к тому, что на выпуске из спортивной школы мы зачастую получаем игроков с низким уровнем игрового мышления, что отрицательно сказывается на стабильности и вариативности индивидуальных тактико-технических действий [7].

Отсюда возникает потребность к разработке и внедрению в теорию и практику тактико-технической подготовки хоккеистов подхода, который бы позволил более активно задействовать зрительные анализаторы в ходе технического оснащения юных спортсменов. Ведь способность игрока удерживать зрительный контроль на площадке является наиважнейшим элементом индивидуального тактико-технического мастерства [12,6]. Логично предполагать, что если в ходе технической подготовки не создавать условия, способствующие активизации сенсорных систем, связанных со зрительным контролем игровых ситуаций, распределением и переключением внимания, то в дальнейшем это приведёт к динамическому стереотипу выполнения

движений с направленным на шайбу взглядом, что станет причиной выполнения индивидуальных тактико -технических действий с ограниченным диапазоном восприятия информации.

В практике существует достаточно много примеров, когда выполняемые игроками действия с низко опущенной головой, являлись сопутствующим фактором не только недостаточной результативности действий, но и приводили к получению серьёзных травм.

Отсюда следует, что пренебрежительное отношение к восприятию элементов тактико-технического мастерства в детско-юношеском хоккее выступает ведущей причиной снижения результативности, которая проявляется не только на начальных этапах спортивной подготовки, но и на этапе высшего спортивного мастерства.

В данной связи на наш взгляд актуален ситуативный подход обучения двигательным действиям, который характеризуется двигательным оснащением в более приближённых к игровым условиям ситуациях. Основная особенность данного подхода заключается в том, что вся деятельность протекает в умственном плане, посредством которой субъекту деятельности предлагаются условия, которые он должен сначала оценить, а затем принять правильное решение. При этом, перед тем как спортсмен приступит к выполнению действия необходимо проговорить тренеру основные моменты, на которые он будет ориентироваться, реализуя собственные намерения. Если игрок неправильно расценивает ситуацию и принимает нерациональное решение, тренер поправляет его или даёт дополнительные указания [10,11].

Таким образом, в поисках ориентировочной основы действия сенсорные системы игроков оказываются максимально мобилизованными. Вместе с тем, посредством поиска значимых для успешной деятельности деталей ситуации, помимо формирования биомеханического компонента решается задача, связанная с развитием тактического мышления.

Заключение. Сообразность применения индивидуальных тактико -технических действий зависит от умения игроков видеть поле. Так процесс контролирования зрительными анализаторами какого-либо предмета (шайбы, клюшки соперника, ворот) или объекта (противодействующего игрока) выступает в роли одного из компонентов индивидуального тактико -технического мастерства. Поэтому с первых этапов подготовки хоккеистов необходимо применять методику, в которой двигательное решение будет сочетаться с физическими и тактическими решениями юных игроков.

Решение данной проблемы видится нами в применении ситуативного подхода, который позволит сформировать не только моторный компонент, но

посредством повышенных требований к активизации зрительных анализаторов, воспитать правильный двигательный стереотип.

Список литературы

1. Барбашов С.В. Формирование основ тактического мышления у баскетболистов 11-13 лет на этапе начальной специализации / С.В. Барбашов, Е.Г. Гирьятович // Омский научный вестник. - 2006. - С. 176-178.

2. Быков А.В. Программированное обучение двигательным действиям в командных игровых видах спорта / А.В. Быков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 707-710.

3. Гирьятович Е.Г. Использование динамически информационной системы в моделировании пассивной тактики в ситуационных видах спорта / Е.Г. Гирьятович // Современные наукоемкие технологии. - № 6. - 2008. - 52 с.

4. Гирьятович Е.Г. Формирование основ тактического мышление у баскетболистов 11-13 лет на этапе начальной специализации / Е.Г. Гирьятович, С.В. Барбашов // Омск. - 2006. - 10 (49). - С. 176-179.

5. Зыков А.В. Ситуационные упражнения в обучении технико-тактическим действиям юных хоккеистов / А. В. Зыков, В. В. Козин // Физкультурное образование Сибири. - 2014. - № 2. - С. 85-88.

6. Зыков А.В. Интеграция техники и тактики в соревновательной игровой деятельности хоккеистов / А.В. Зыков, В.В. Козин // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. - Казань, 2014. - С. 242-244.

7. Ишматов Р.Г. Построение учебно -тренировочного процесса для хоккеистов различной квалификации: учеб. пособие / Р.Г. Ишматов, В.В. Шилов; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Спб.: [б.и.], 2011 - 220 с.

8. Козин В.В. Повышение результативности бросков мяча юными баскетболистами за счет согласования двигательных действий в динамических ситуациях игры / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 55-59.

9. Козин В.В. Методология ситуационного подхода в технико -тактической подготовке спортсменов игровых видов спорта / В.В. Козин, С.А. Кугаевский, А.В. Зыков // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 183-186.

10. Макаров Ю.М. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин, А.А. Рамзайцева // Ученые записки университета им. П.Ф.

Лесгафта. 2012. № 10(92). С. 104-109.

11. Малёваный А.Д. Игровое мышление как фундамент подготовки хоккеиста / А.Д. Малёваный, Л.В. Бянкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск. 2019. С. 220-223.

12. Огулов В. Н. К вопросу о приоритетах в подготовке хоккеистов / В.Н. Огулов, М.А. Рубин // Культура физическая и здоровье.-2009.- № 6. - С. 7-10.

13. Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 235 с.

References

1. Barbashov S.V. The formation of the basics of tactical thinking among basketball players aged 11-13 at the stage of initial specialization / S.V. Barbashov, E.G. Giryatovich // Omsk Scientific Herald. - 2006 .- P. 176-178.

2. Bykov A.V. Programmed training in motor actions in team game sports / A.V. Bykov // Bulletin of the Penza State Pedagogical University. V.G. Belinsky. - 2012. - No. 28. - P. 707-710.

3. Giryatovich E.G. Using a dynamically information system in modeling passive tactics in situational sports / E.G. Giryatovich // Modern high technology. -No. 6. - 2008. - 52 p.

4. Giryatovich E.G. The formation of the basics of tactical thinking among basketball players aged 11-13 at the stage of initial specialization / E.G. Giryatovich, S.V. Barbashov // Omsk. - 2006 .- 10 (49). - P. 176-179.

5. Zykov A.V. Situational exercises in teaching the technical and tactical actions of young hockey players / A.V. Zykov, V.V. Kozin // Physical education in Siberia. - 2014. - No. 2. - P. 85-88.

6. Zykov A.V. The integration of technology and tactics in the competitive gaming activity of hockey players / A.V. Zykov, V.V. Kozin // Physiological and biochemical fundamentals and pedagogical technologies of adaptation to different physical loads. - Kazan, 2014 .-P. 242-244.

7. Ishmatov R.G. The construction of the training process for hockey players of various qualifications: textbook. allowance / R.G. Ishmatov, V.V. Shilov; National state University culture, sports and health them. P.F. Lesgaft, St. Petersburg. - St. Petersburg, 2011 - 220 p.

8. Kozin V.V. Increasing the efficiency of throwing the ball by young basketball players due to the coordination of motor actions in dynamic game situations / V.V. Kozin, A.A. Geraskin, A.V. Rodionov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2009. - No. 10 (56). - P. 55-59.

9. Kozin V.V. The methodology of the situational approach in the technical and tactical training of sports athletes / V.V. Kozin, S.A. Kugaevsky, A.V. Zykov // Omsk Scientific Herald. - 2014. - No. 2 (126). - P. 183-186.

10. Makarov Yu.M. Teaching situational technique of throwing the ball in handball using a system of detailed algorithms / Yu.M. Makarov, A.A. Churkin, A.A. Ramzaitseva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 2012. No. 10 (92). P. 104-109.

11. Malevany A.D. Game thinking as a foundation for hockey player training / A.D. Malevany, L.V. Byankina // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Khabarovsk 2019. - P. 220-223.

12. Ogulov V. N. On the issue of priorities in the training of hockey players / V. N. Ogulov, M. A. Rubin // Physical Culture and Health. - 2009. - No. 6. - P. 710.

13. Savin V.P. Theory and methodology of hockey: Textbook for students of higher educational institutions / V.P. Savin. - M.: Academy, 2003 .- 235 p.

Сведения об авторах: Вадим Тигранович Варданян - аспирант ФГБОУ ВО НГУ им. Лесгафта, методист по тактико-технической и физической подготовке Хоккейной Академии «Авангард», Vardanian.VT@hcavangard.com; Вадим Витальевич Козин - доцент, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела Хоккейной Академии «Авангард», kozin.vv@hc-avangard.com;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.