Научная статья на тему 'Эффективность применения дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста'

Эффективность применения дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
450
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дыхательные упражнения / дошкольный возраст / плавание / здоровье / breathing exercises / preschool age / swimming / health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалаева Ирина Юрьевна

В статье рассматривается актуальный вопрос повышения уровня здоровья и функционального состояния детей дошкольного возраста. С этой целью было организовано исследование по выявлению эффективности использования дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми 5-6 лет. Отмечено, что занятия дыхательными упражнениями и плаванием благоприятно воздействуют на состояние функциональной системы дыхания и здоровье дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE USE OF RESPIRATORY SWIMMING LESSONS FOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article deals with the topical issue of improving the health and functional status of preschool children. For this purpose, a study was organized to identify the effectiveness of using breathing exercises in swimming classes with children aged 5-6 years. It is noted that classes in breathing exercises and swimming have a positive effect on the state of the functional respiratory system and the health of preschoolers.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста»

DOI 10.24411/2541-9056-2020-11020 УДК 372.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.Ю. Шалаева

В статье рассматривается актуальный вопрос повышения уровня здоровья и функционального состояния детей дошкольного возраста. С этой целью было организовано исследование по выявлению эффективности использования дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми 5-6 лет. Отмечено, что занятия дыхательными упражнениями и плаванием благоприятно воздействуют на состояние функциональной системы дыхания и здоровье дошкольников.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, дошкольный возраст, плавание, здоровье.

EFFECTIVENESS OF THE USE OF RESPIRATORY SWIMMING LESSONS FOR PRESCHOOL AGE CHILDREN

I. Yu. Shalaeva

The article deals with the topical issue of improving the health and functional status of preschool children. For this purpose, a study was organized to identify the effectiveness of using breathing exercises in swimming classes with children aged 5-6 years. It is noted that classes in breathing exercises and swimming have a positive effect on the state of the functional respiratory system and the health of preschoolers.

Keywords: breathing exercises, preschool age, swimming, health.

Влияние водной среды на организм человека трудно переоценить. Любая двигательная деятельность в воде благотворно влияет на сердечнососудистую систему и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Даже если вообще не выполнять никаких движений в воде, а просто лежать в ней, то и в этом случае наблюдается положительный эффект за счет механического и температурного раздражения кожи.

В связи с этим для всестороннего физического развития ребенка дошкольного возраста полезны занятия в воде. Ритмическая работа мышц, необходимость выполнять движения в состоянии относительной невесомости (т.е. отсутствии твердой опоры), преодоление сопротивления воды - все это оказывает существенное влияние на организм ребенка.

60

Гуманитарные исследования Центральной России № 2 (15), 2020

Поэтому плавание считается одним из наиболее эффективных оздоровительных средств для детей дошкольного возраста.

Однако на занятиях с дошкольниками не может быть и речи о длительном плавании. Основная задача тренера - научить детей простейшим плавательным навыкам. Поэтому главными тренировочными упражнениями являются элементарные передвижения в воде, лежание на воде, скольжение, выдохи в воду и т.д. Но важно уже на этом этапе обучать детей навыкам правильного дыхания, а именно - задержке дыхания на вдохе и длинному выдоху в воду. Все эти приемы лежат в основе дыхательных упражнений, поэтому вполне естественно проводить занятия дыхательными упражнениями не только на суше, но и в воде.

Методика и организация исследования. Одной из задач нашего исследования, проводимого в течение года на базе плавательного бассейна Волгоградской государственной академии физической культуры, являлось сравнение эффективности занятий дыхательными упражнениями в воде и на суше с детьми 5-6 лет.

Контрольная и экспериментальная группа занималась 2 раза в неделю в бассейне по 45 минут. Отличия заключались в том, что контрольная группа выполняла дыхательные упражнения на бортике бассейна перед занятием в воде, а экспериментальная - непо-

Humanities researches of the Central Russia

средственно во время занятия плаванием. Специальные дыхательные упражнения при этом выполнялись в разных частях занятия.

В нашем исследовании в подготовительной части в качестве разминки использовались разнообразные сочетания дыхательных упражнений и активных движений, что стимулирует центральную нервную систему и ведет к повышению готовности выполнять основную работу.

В основную часть занятия мы включили дыхательные упражнения нагрузочного типа, направленные на увеличение ЖЕЛ и дыхательных объемов, развитие силы и выносливости дыхательных мышц.

В заключительной части использовались игры и упражнения успокаивающего характера, направленные на ускорение восстановительных процессов [3].

Для создания положительного эмоционального фона все упражнения выполнялись в игровой форме и представляли собой различные сочетания вдохов, выдохов, задержки дыхания с движениями. Например, в экспериментальной группе использовались следующие упражнения: «Какое море большое», «Сдуть воду с ладошек», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Фонтан (вариант «У кого больше пузырей»), "Качели" и др.

В качестве практических рекомендаций следует отметить следующее:

№ 2 (15), 2020

61

1. Обучение дыхательным упражнениям необходимо проводить только под руководством преподавателя. Чтобы избежать ошибок и закрепления навыка неправильного дыхания, следует давать домашнее задание только после полного освоения дыхательных упражнений.

2. Для более эффективного освоения дыхательных упражнений желательно использовать индивидуальный подход на занятиях.

3. Для повышения эмоционального фона занятий и снижения монотонности при выполнении дыхательных упражнений следует применять игровой метод [2].

4. Не нужно форсировать обучение. Новые дыхательные упражнения можно изучать только после прочного освоения предыдущих.

Результаты исследования. Анализ полученного материала показал, что использование дыхательных упражнений во время занятий плаванием способствовало улучшению функционального состояния детей. Наиболее заметные улучшения отмечены в показателях, характеризующих функциональное состояние дыхательной системы и начальную плавательную подготовленность.

Так, резервный объем выдоха (РОвыд) достоверно увеличился с 0,26±0,02 до 0,51±0,04 л. в экспериментальной группе и с 0,27±0,02 до 0,45±0,03 л в контрольной. Получен-62 Гуманитарные исследо

ные результаты свидетельствуют о значительном улучшении подвижности и сократительной способности диафрагмы у детей, занимающихся дыхательными упражнениями в воде.

Форсированная ЖЕЛ увеличилась с 0,96±0,1 до 1,34±0,07 л в экспериментальной и с 0,94±0,06 до 1,24±0,05 л соответственно. ЖЕЛ увеличилась у детей экспериментальной группы на 74%, в контрольной - на 56% (Р <0,05).

Улучшение данных показателей свидетельствует о повышении резервов мощности дыхательной системы [1].

Для оценки начальной плавательной подготовленности нами были выбраны простейшие плавательные тесты:

1) продолжительность выдоха в воду;

2) количество выдохов в воду, которое ребенок может сделать без остановки (не вытирая лицо руками);

3) длительность задержки дыхания на вдохе при лежании на воде [3].

Выбор тестов был обусловлен, с одной стороны, их доступностью для любого уровня плавательной подготовленности (даже для детей, не умеющих плавать), с другой - связан с особенностями дыхания при обучении плаванию, которое предусматривает быстрый вдох, задержку дыхания и медленный выдох (или быстрый форсированный в зависимости от способа плавания) в воду. В этом плане второй тест (количество выдохов в воду) позволяет проследить, насколько прочно освоен

ния Центральной России № 2 (15), 2020

данный навык дыхания. Если ребенок спокойно выполняет это упражнение несколько раз (делает быстрый вдох, полностью погружается под воду и выполняет полный выдох), то в дальнейшем более быстро осваивает согласование движений с дыханием при обучении способам плавания.

Кроме того, без умения правильно дышать и задерживать дыхание под водой нельзя научиться плавать. Все упражнения начального обучения плаванию выполняются на задержке дыхания. В таблице 1 представлены результаты тестирования в воде в начале и конце эксперимента.

Таблица 1 - Сравнительная динамика показателей тестов в воде в экспериментальной и контрольной группах

Показатели Уровень раз- Экспериментальная Контрольная

вития группа (n=15) группа (n=14)

Продолжительность Исходный 4,75+0,95 5,00+0,85

выдоха (с) Повторный 8,12±1,02 7,98±0,97

Выдохи в воду (раз) Исходный 5,18±2,05 5,20±1,06

Повторный 14,46+0,05 9,30+0,05

Задержка дыхания на Исходный 7,30±1,10 7,15±0,82

вдохе (с) Повторный 13,00+4,75 10,31+5,05

С целью исследования влияния занятий на здоровье детей были проанализированы показатели их текущей заболеваемости (результаты представлены в таблице 2). Для этого использовались:

1) количество заболеваний (за год);

2) количество дней, пропущенных по болезни (за год).

Для определения значимости различий результатов экспериментальной и контрольной группы применялся критерий Стьюдента.

Таблица 2 - Сравнительная динамика заболеваемости детей в течение эксперимента

Показатели Уровень развития Экспериментальная группа (n=15) Контрольная группа (n=14)

Количество заболеваний Исходный Повторный 3,57±1,28 2,80±0,58 3,67±1,58 2,90±0,40

Количество дней по болезни Исходный Повторный 28,57±1,91 20,06±3,01 29,20±6,76 21,57±1,91

Было выявлено уменьшение уровня мых различий по этим показателям не

заболеваемости детей как в контроль- наблюдается, так как дети обеих групп

ной, так и в экспериментальной груп- занимались плаванием и дыхательны-

пе, что являлось ожидаемым. Значи- ми упражнениями. Это оказывает хо-

Humanities researches of the Central Russia № 2 (15), 2020 63

роший закаливающий и оздоровительный эффект на организм, в связи с чем дети реже болеют простудными заболеваниями и быстрее восстанавливаются после болезни.

Выводы. 1. Полученные данные свидетельствуют о том, что использование дыхательных упражнений на занятиях плаванием оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние дыхательной системы. Особенно эффективно это ска-

зывается на резервах мощности дыхания, т.к. создаваемое дополнительное сопротивление водной средой оказывается фактором тренирующего воздействия на дыхательную систему детей дошкольного возраста.

2. Выполнение дыхательных упражнений в воде способствует более быстрому освоению навыка правильного дыхания, что является немаловажным при обучении плаванию.

Список литературы

1. Кучкин С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) // Резервы дыхательной системы. - Волгоград, 1999. - С. 7-11.

2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.

3. Шалаева И.Ю. Влияние индивидуально дифференцированной системы дыхательных упражнений на ункциональное состояние, физическоую работоспособность и здоровье детей 5-7 летнего возраста: дис. ... канд. биол. наук. - Волгоград, 2002. - 170 с.

References

1. Kuchkin S.N. Rezervy dyhatel'noj sistemy (obzor i sostoyanie problemy) // Rezervy dy-hatel'noj sistemy. - Volgograd, 1999. - S. 7-11.

2. Osokina T.I. Timofeeva E.A., Bogina T.L. Obuchenie plavaniyu v detskom sadu. - M.: Pros-veshchenie, 1991. - 157 s.

3. Shalaeva I.Yu. Vliyanie individual'no differencirovannoj sistemy dy-hatel'nyh uprazhnenij na funkcional'noe sostoyanie, fizicheskoj raboto-sposobnost' i zdorov'e detej 5-7 letnego vozrasta: dis. ... kand. biol. nauk. - Volgograd, 2002. - 170 s.

Для ссылки: Шалаева И.Ю. Эффективность применения дыхательных упражнений на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №2 (15). - С. 60-64.

64

Гуманитарные исследования Центральной России № 2 (15), 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.