Научная статья на тему 'Эффективность подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин через призму мировосприятия человека с использованием ЭОР'

Эффективность подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин через призму мировосприятия человека с использованием ЭОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин через призму мировосприятия человека с использованием ЭОР»

Особого внимания заслуживает проблема домашнего обучения. Для детей с особыми образовательными потребностями компьютер позволяет почувствовать себя полноценным членом общества.

Современные технологии эффективны для работы с учащимися, выбравшими индивидуальный образовательный маршрут. В этом случае ребенок наделен еще большими творческими и техническими возможностями для самореализации.

Кроме того, Skype можно использовать и в индивидуальной педагогической деятельности. Это возможность оказания платных образовательных услуг. Даже в самом отдаленном населенном пункте реально организовать этот вид деятельности с применением Skype.

Вот далеко не полный перечень возможностей Skype. Следует отметить, что данная программа легка в применении и экономична с финансовой точки зрения. Оплачивать эту программу не нужно (она бесплатна), оплачивается только трафик сети Интернет.

Отличие Skype от других программ, как ICQ, QIP или Jabber, состоит в том, что вы можете разговаривать в чате как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми, тех, кого вы пригласите в свой чат.

Так же, как и в других программах, Skype позволяет пересылать файлы, вести записную книгу, получать новости, заходить на другие конференции, тема которых вам интересна.

Таким образом, применение программы Skype позволяет с одной стороны разнообразить учебный процесс и усилить мотивацию обучающихся, развить навыки коммуникации, а так же сделать более экономичными временные затраты при обучении вне классной аудитории.

Снимаются и все психологические барьеры, потому что учащиеся работают в разных режимах, общение не ограничивается лишь учителем.

Как известно, общение со сверстниками - ведущая деятельность в подростковом возрасте. Поэтому организация заочного общения с подростками - носителями языка, имеет большой положительные эффект, как обучающий, так и психологический.

Кроме того, Skype - отличная возможность для самих педагогов поднять свой методический и языковой уровень, разнообразить формы работы над учебным материалом. Учитель создает мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Компьютер выступает как инструмент общения и также повышает мотивацию к обучению.

Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету.

Применяя Skype, возможно сочетать различные формы обучения и проводить уроки разного типа, появляется возможность организации почти непрерывного обучающего процесса, как для учащихся, так и для педагогов. Пришло время учителей, которые близки со своими учениками, говорят на их языке, имеют сходные с ними интересы, современны. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к диаметрально противоположному результату.

Эффективность подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин

через призму мировосприятия человека с использованием ЭОР

Т.П. Богатырева (ladyastrid@mail.ru )

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой, г. Йошкар-Ола»

Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом и настоящем. Воспринять, зримо ощутить и образно воссоздать события и явления развития общества можно лишь на основе понимания исторически конкретного человека, его внутреннего мира, поступков, окружающих его бытовых условий и культурной среды. На базе этого утверждения и возникла идея преподавания через призму мировосприятия человека. Подход к преподаванию через мировосприятие человека находит свое применение на уроках истории и обществознания, внеклассных мероприятиях по предмету, элективных курсах, факультативах, занятиях клуба «Полемист» и т.д. Электронные учебно-образовательные комплексы позволяют сегодня эффективно реализовать возможности, заложенные в инновационной педагогической технологии «Подход к преподаванию через призму мировосприятия человека». ЭОР способствуют повышению результативности, качества образования, поиску способов переработки и передачи информации для наилучшего освоения обучаемыми.

112

ИТО Марий Эл - 2009

Насыщенность школ цифровой техникой позволяет учителю максимально повысить результативность сво -его урока. Однако сама по себе техника не сможет сделать урок лучше. Огромное значение имеет выбор ЭОР, которые применяются на уроке. В своей работе учитель истории и обществознания имеет возможность использовать разного рода цифровые ресурсы. Это и авторские презентации, и материалы сети Интернет, готовые ЭОР, учебно-методические комплексы, ОМС.

Наиболее эффективный вариант современных ЭОР, на наш взгляд, это системы ресурсов, в которых информация структурирована в определенной логической последовательности и оснащена удобной навигацией. Выбор фрагмента документа, теста, проблемной задачи должен требовать минимального количества времени. В тоже время фрагменты электронного учебника должны быть автономны для того, чтобы учитель имел выбор нужного элемента для определенного этапа урока. Сами же ресурсы должны отличаться интерактивностью, удобством восприятия, содержательностью. Такими качествами обладают, на наш взгляд, учебно-образовательные комплексы 1С.

С их помощью изучение бытовой повседневности минувших эпох происходит путем осмысления зрительно ощущаемых, воспринимаемых на слух и чувственно осознаваемых картин; в результате у ученика складываются определенные представления о жизни в тот или иной период. Эти образные представления (мысленные картины) возникают при активизации воображения школьника. «Подключить» эмоциональную сферу и заставить ее «работать» параллельно с рациональным осмыслением изученного материала возможно, например, путем агглютинации. Классический пример: воссоздание образа Нильской долины. Ученик имеет представление о широкой реке, иле, палящем солнце, он видел на картинах пальму; эти представления склеиваются воедино и из отдельных «кусочков мозаики» возникает целостная картина мира давно минувшей эпохи. Использование материала электронного учебника, в частности «История Древнего мира. 5 класс», интерактивной доски, позволит сделать процесс агглютинации более наглядным, мобильным.

Еще один путь изучения бытового материала связан с гиперболизацией образов, предметов, их частей, деталей, качеств с целью заострить внимание обучающихся на каких-либо признаках. Школьники обычно интересуются деталями, характеризующими утварь, одежду, жилище. Акцентируя внимание на таких деталях, учитель способствует более яркому восприятию материальной культуры и условий жизни людей. Электронные УМК («История России. Ч. 1,2», «Российская и всеобщая история» и другие) богаты справочным, иллюстративным, библиографическим материалом, что способствует развитию широкого кругозора, усилению мотивации к дальнейшему поиску собственной области созидания.

Очень удачно, что сложный по восприятию материал представлен в различных формах, например, в виде схем, которые не просто даются в готовом виде, а строятся вместе с учениками постепенно в виде слайд-шоу, с возможностью комментирования и обсуждения с учащимися. Мультимедийные презентации позволяют ребятам воссоздать образ изучаемой эпохи в действии.

Учащиеся должны уметь работать с различными информационными источниками. В учебниках представлены и словарные статьи, и карты, и выдержки из архивных документов. Особое внимание хочется обратить на интерактивные карты, с помощью которых воссоздаются исторические события. Они учат ребенка не просто находить нужное место события на карте, а видеть процесс, например, битву в динамике от начала до конца.

Изюминкой ряда современных ЭОР, в частности «Российская и всеобщая история. 6 класс», на наш взгляд, и является возможность создания проблемной ситуации на уроке, что, безусловно, способствует активизации мышления и воссозданию культурно-бытовых образов эпохи. Например, учитель предлагает детям два отрывка из документов представляемой эпохи, в которых высказывания противоположны. Ученики начинают исследование, которое в дальнейшем приходит к определенным выводам. Или, обучающимся предлагается задание на сравнение, анализ двух точек зрения, предлагается выразить, аргументировать свое мнение и соотнести последнее с мнением авторов.

Подобного рода задания создают на уроках живую атмосферу спора, дискуссий, при которой не бывает равнодушных. Проблемные ситуации, предложенные в учебно-методических комплексах повышают эффективность не только уроков, но и внеурочной деятельности, в частности занятий клуба «Полемист», способствуют росту интереса ребят к предметам обществоведческого цикла и, как следствие, высокому уровню усвоения знаний обучающимися.

Мысленно перенестись в другие эпохи, чтобы понять мироощущение человека помогают учащимся и имитационные игры. На уроках обществознания, занятиях элективного курса «Ориентир в лабиринте закона», факультатива «Права человека в свободной стране» важно подкреплять теоретический материал примерами из жизненной практики. Электронное учебное пособие «Экономика и право. 10-11 класс», содержит

богатый иллюстративный материал, сюжеты с комментариями юриста и экономиста, ситуации для обсуждения. Так, изучение темы «Сбережения и инвестиции» можно проиллюстрировать на примере «Законопослушной пирамиды МММ». Ребятам предлагается задание: «Мы стали свидетелями разговора двух иностранных предпринимателей. Один советует другому вкладывать деньги в АО МММ. Какие аргументы он может привести? Другой возражает. Какими могут быть его доводы?». В результате обсуждения ставится проблема: «С юридической точки зрения, АО МММ - законная деятельность или мошенничество?». Ситуация обрисовывается с 2-х позиций: экономической (комментарии экономиста) и юридической (комментарии юриста). Учащиеся в процессе дискуссии определяют свою позицию к данной проблеме. Происходит развитие широкого кругозора школьников, усиление мотивации к дальнейшему поиску собственной области точки зрения.

Имитационные игры широко используются на внеклассных мероприятиях по предмету. Например, «Массовые молодежные движения», где поднимаются проблемы, находящиеся в рамках жизнедеятельности молодежи. Имитировать можно разные ситуации: «Долина любви» (взгляды хиппи), «рок-концерт», «митинг» и т.д. Использование ЭОР усиливает эффект воссоздания образов, а также, что не маловажно, позволяет правильно и рационально использовать время на уроке. Подобные занятия способствуют самовыражению ученика, который как нельзя лучше чувствует веяние эпохи, состояние людей, в образы которых он попытался войти, формируют у обучающихся способность к самоанализу, морально-нравственному становлению.

Описанные выше подходы к изучению истории, разумеется, не исчерпывают всех вариантов методики преподавания через призму мировосприятия человека. Электронно-образовательные комплексы способствуют эффективности использования подхода, выступая не только как источник информации, но и как своеобразный партнер в процессе формировании ребенка как личности - мыслящей, нравственной, творческой.

Работа школьного кружка и постепенный переход на LINUX

С.В. Вениаминов (serven@mail.ru)

Информационно-аналитический центр, г. Волжск

В этом учебном году работа кружка в школе №4 города Волжска велась в двух направлениях: веб-дизайн, т.е. отладка и модернизация имеющегося сайта класса, и освоение флэш-технологий.

Сайт класса изначально предполагалось сделать динамичным. Нам не хотелось использовать готовую CMS для размещения на ней своего сайта, поэтому дизайн разрабатывался вручную самими школьниками в программе Adobe Dreamweaver, т.к. она декларирована в пакете программ Первая Помощь 0.1.

С января 2009 года закончился бесплатный Интернет, начались перебои с Сетью и, поскольку обработка PHP-кода происходит не в web-браузере, а на web-сервере, то на компьютерах был установлен локальный web-сервер Денвер.

На него мы все-таки поставили для пробы две CMS: Joomla и Wordpress, но они не вызвали у ребят особого восторга: слишком много лишнего, ненужного, чужого. Было решено вручную переводить на язык PHP и отлаживать на Денвере свой собственный сайт, который Данил Безумнов и Денис Вайзьян представили на Республиканской конференции «Школьная информатика в формате HTML». Может показаться, что создание сайта на PHP с нуля было бы более простым решением, но в нашем случае большим преимуществом является наличие готового контента, содержания, которое нужно просто перевести в подготовленный нами на PHP шаблон. Работа эта сейчас продолжается.

Другим направлением работы кружка было изучение программы Adobe Flash CS3.

Осваивать Flash начали с небольших роликов, но вскоре задались классическим вопросом: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Подумав, решили выбрать Гоголя. Действительно, почти готовый сценарий уже написан Николаем Васильевичем, детально разработан сюжет, действия разделены на сцены: материал для целого сериала - не меньше! Началась отрисовка интерьеров, персонажей и т.д. Но едва начавшись, работа стала стопориться, пробуксовывать. Мы почувствовали, что нам не хватает элементарных навыков работы с программой, азов. Работа шла медленно, а время у нас было ограничено: скоро лицензия на Flash заканчивается, и мы просто не успевали довести до конца такой громоздкий проект! Следовало переключиться на что-то более компактное и практичное, а Гоголь может пока подождать!

Идею создания интерактивной карты на Flash подсказал директор ИАЦ Баданов Александр Геннадьевич. В Интернете пользуются большой популярностью подобные технологии: на многих сайтах присутствуют масштабируемые карты городов, анимированные схемы проездов к офисам, интерактивные карты метро и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.