Обобщение педагогического опыта
использования ИКТ в системе общего среднего образования
Использование программы ЭКУРБ при обучении иноязычной речи
Н.М. Баданова (nadezhda-chezganova@yandex.ru)
Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации городского округа «Город Волжск»
Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей, подготовка учащегося к жизни в обществе - основная цель всех языковых школьных предметов.
Таким образом, современная школа предполагает изучение иностранного языка и формирование у обучаю -щихся достаточной языковой компетенции.
Практика показывает, что при обучении любой иноязычной речи возникают следующие проблемы:
- психологический барьер, т.е. элементарный страх перед ошибками;
- снижение мотивации на среднем и старшем этапе обучения;
Страх перед ошибками связан с недостаточной языковой практикой в процессе урочной и внеурочной деятельностью по предмету и с процедурой получения отметки.
Снижение же мотивации в условиях современной школы происходит из-за несоответствия методов и приемов обучения потребностям ученика.
Нет необходимости говорить о том, что сегодняшний школьник интересуется современными способами получения знаний, как то: Интернет, электронные учебные пособия и т.д.
Естественно, что не отрицаются и классические способы презентации учебного материала. Просто очень важно найти разумное сочетание «нового» и «старого» в условиях учебного процесса.
Современный уровень развития образования и уровень подготовки детей позволяет активизировать применение информационных технологий при обучении иностранному языку.
Распространено компьютерное тестирование на уроках иностранного языка, используются электронные презентации при введении нового лексико-грамматического материала, пользуются популярностью электронные учебники.
Но проблема обучения говорению остается неразрешенной.
Не все педагоги и учащиеся имеют возможность пройти стажировку за рубежом. А, как известно, именно погружение в языковую среду дает наибольший обучающий эффект.
Процесс обучения говорению возможно поднять на совершенно новый качественный этап через применение в образовательной практике такой программы, как 8куре (это программа для аудио и видео общения в сети Интернет). С помощью этой программы возможно проведение различных сеансов общения с носителями языка.
8куре возможно использовать в следующих вариантах (применительно для общеобразовательной школы):
- обучение в режиме экстерната и заочной формы;
- домашнее обучение;
- проведение конференций учащихся и телемостов как с российскими, так и с зарубежными сверстниками;
- проведение сетевых элективных курсов по иностранному языку;
- организация и проведение обучающих семинаров и конференций для учителей;
- индивидуальное обучение.
8куре позволяет облегчить организацию учебного процесса в различных формах его организации, т.к. уча -щийся и педагог получают возможность экономии времени и происходит общение «вживую».
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.
111
Особого внимания заслуживает проблема домашнего обучения. Для детей с особыми образовательными потребностями компьютер позволяет почувствовать себя полноценным членом общества.
Современные технологии эффективны для работы с учащимися, выбравшими индивидуальный образовательный маршрут. В этом случае ребенок наделен еще большими творческими и техническими возможностями для самореализации.
Кроме того, Skype можно использовать и в индивидуальной педагогической деятельности. Это возможность оказания платных образовательных услуг. Даже в самом отдаленном населенном пункте реально организовать этот вид деятельности с применением Skype.
Вот далеко не полный перечень возможностей Skype. Следует отметить, что данная программа легка в применении и экономична с финансовой точки зрения. Оплачивать эту программу не нужно (она бесплатна), оплачивается только трафик сети Интернет.
Отличие Skype от других программ, как ICQ, QIP или Jabber, состоит в том, что вы можете разговаривать в чате как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми, тех, кого вы пригласите в свой чат.
Так же, как и в других программах, Skype позволяет пересылать файлы, вести записную книгу, получать новости, заходить на другие конференции, тема которых вам интересна.
Таким образом, применение программы Skype позволяет с одной стороны разнообразить учебный процесс и усилить мотивацию обучающихся, развить навыки коммуникации, а так же сделать более экономичными временные затраты при обучении вне классной аудитории.
Снимаются и все психологические барьеры, потому что учащиеся работают в разных режимах, общение не ограничивается лишь учителем.
Как известно, общение со сверстниками - ведущая деятельность в подростковом возрасте. Поэтому организация заочного общения с подростками - носителями языка, имеет большой положительные эффект, как обучающий, так и психологический.
Кроме того, Skype - отличная возможность для самих педагогов поднять свой методический и языковой уровень, разнообразить формы работы над учебным материалом. Учитель создает мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Компьютер выступает как инструмент общения и также повышает мотивацию к обучению.
Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету.
Применяя Skype, возможно сочетать различные формы обучения и проводить уроки разного типа, появляется возможность организации почти непрерывного обучающего процесса, как для учащихся, так и для педагогов. Пришло время учителей, которые близки со своими учениками, говорят на их языке, имеют сходные с ними интересы, современны. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к диаметрально противоположному результату.
Эффективность подхода к преподаванию обществоведческих дисциплин
через призму мировосприятия человека с использованием ЭОР
Т.П. Богатырева (ladyastrid@mail.ru )
МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой, г. Йошкар-Ола»
Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом и настоящем. Воспринять, зримо ощутить и образно воссоздать события и явления развития общества можно лишь на основе понимания исторически конкретного человека, его внутреннего мира, поступков, окружающих его бытовых условий и культурной среды. На базе этого утверждения и возникла идея преподавания через призму мировосприятия человека. Подход к преподаванию через мировосприятие человека находит свое применение на уроках истории и обществознания, внеклассных мероприятиях по предмету, элективных курсах, факультативах, занятиях клуба «Полемист» и т.д. Электронные учебно-образовательные комплексы позволяют сегодня эффективно реализовать возможности, заложенные в инновационной педагогической технологии «Подход к преподаванию через призму мировосприятия человека». ЭОР способствуют повышению результативности, качества образования, поиску способов переработки и передачи информации для наилучшего освоения обучаемыми.