Научная статья на тему 'Эффективность образовательной системы республики - сумма достижений муниципальных систем'

Эффективность образовательной системы республики - сумма достижений муниципальных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / NORMATIVE BUDGET FINANCING / NEW PAY SYSTEM FOR TEACHERS / SMALL SCHOOLS / SPECIALIZED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Надежда Герасимовна

Стратегия развития образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. Отношение к малокомплектным школам. Действующие модели новой системы оплаты труда. Практико-ориентированная образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность образовательной системы республики - сумма достижений муниципальных систем»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ системы республики — сумма достижений муниципальных систем

Надежда Герасимовна Попова,

заместитель министра образования Республики Саха (Якутия)

В последнее десятилетне в российском образовании произошли интенсивные изменения. Сегодня развитие инновационной экономики и страны связывают именно с качеством образования. Только образование высокого качества формирует личность, образ жизни народа, передаёт новым поколениям ценности нации.

• нормативное бюджетное финансирование • новая система оплаты труда учителей • малокомплектная школа • профильное обучение

Поддерживая идеи модернизации образования, Республика Саха (Якутия) принимает активное участие в федеральных экспериментах и пилотных проектах. Участие в них стимулирует принятие решений и разработку нормативной правовой базы с учётом региональных, этнокультурных особенностей, а также процессы профессиональной переподготовки педагогов в русле современных требований к их информационной и экономической компетентности.

Среди федеральных проектов особую роль сыграли комплексный проект модернизации и приоритетный национальный проект «Образование». Комплексный проект модернизации образования уникален по своим результатам. Благодаря ему были одновременно запущены системные

изменения в экономической, организационной, управленческой, содержательной областях, ставших основой новой модели образования. Разработаны региональная модель нормативного финансирования, новой системы оплаты учителей, критерии оценки качества образования, формы государственно-общественного управления. Значительно обновлена нормативная база образования. Проведена масштабная работа по оснащению школ, что было бы невозможно без дополнительной федеральной поддержки.

На региональном уровне содержательные и финансовые механизмы реализации системных изменений заложены в Стратегии развития образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года «Качественное образование — надёжные инвестиции в будущее», в Концепции

социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), одобренной в 2010 году XII съездом учителей и педагогической общественности, а также в государственных программах «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012—2016 годы», «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012—2016 годы». Эти стратегические документы обеспечивают развитие таких направлений, как безопасность условий обучения, социальное партнёрство, языковое, профильное, дуальное образование, развитие детского спорта, творческих и интеллектуальных способностей детей и некоторых других.

Начиная с 2007 года, в республике запущены процессы, мотивирующие образовательные учреждения к рациональному использованию бюджетных средств и повышению качества образования. Основными экономическими инновациями стали нормативное бюджетное финансирование и новая система оплаты труда учителей.

Новые экономические механизмы вводились поэтапно. Риски и проблемы широко обсуждались на общественных слушаниях, с депутатами, с профсоюзами. Конструктивный диалог с различных экспертных позиций способствовал формированию общего смыслового поля, определению проблемных «точек» и анализу способов разрешения проблем. Выработаны формы взаимодействия между представителями ведомства, учительским сообществом, гражданскими институтами, профсоюзами.

В ходе подготовки к введению нормативного финансирования проанализированы сложившиеся объёмы заработной платы и учебных расходов в расчёте на одного учащегося по каждому муниципальному образованию республики.

С 2007 года общеобразовательные учреждения финансируются согласно Закону о нормативе, который учитывает языки обучения, тип

и вид школы. Сегодня в республике разработаны обоснованные дифференцированные нормы наполняемости классов от 10 до 25 человек в зависимости от плотности населения.

Нормативная наполняемость классов установлена по следующим группам:

• в населённых пунктах с численностью свыше 15000 человек наполняемость

25 человек в классе;

• в населённых пунктах с численностью от 11000 до 15000 человек наполняемость 20 человек;

• в населённых пунктах с численностью от 3000 до 11000 человек наполняемость 18 человек;

• в населённых пунктах с численностью от 800 до 3000 человек наполняемость

14 человек;

• в населённых пунктах с численностью от 600 до 800 человек наполняемость 12 человек;

• в населённых пунктах до 600 человек наполняемость 10 человек.

Такой кластерный подход позволил нам сохранить все школы. Этот опыт стал достижением республики и вызывает большой интерес в других субъектах РФ.

Нормативно-правовые документы показывают, что в ходе введения новой системы оплаты труда постоянно анализировалась ситуация, в связи с чем совершенствовалась региональная методика расчёта субвенции: во-первых, изменена норма наполняемости (в 2007 году было 4 группы нормы наполняемости, в 2008 году —

5 групп, с 2009 года — 6 групп). Изменён норматив для школ и классов с родным (нерусским) языком обучения; изменён коэффициент для лицеев, гимназий (в 2007 году коэффициент —

1,15; с 2009 года — 1,40). Наконец, с 2009 года внесены коэффициенты 1,15 для агропрофильных школ; с 2011 года повышающий коэффициент изменён на 1,40. С 2011 года норматив учитывает введение Федеральных государственных стандартов в школы I ступени.

В нашей республике разработан свой подход к малокомплектным школам с учётом территориальных особенностей. Вот уже пять лет распоряжением правительства утверждается перечень малокомплектных школ, которые финансируются по фактическим затратам, независимо от количества учащихся. Критерии малокомплектной школы таковы: средняя наполняемость классов ниже установленной в республике для этого населённого пункта. Во-вторых, населённый пункт является труднодоступным и отдалённым, нет возможности организовать подвоз детей, то есть в этой ситуации есть естественные преграды или большое расстояние. И третье: образовательное учреждение — единственное в том или ином населённом пункте.

Так, сегодня в республике законодательно закреплены государственные гарантии финансирования всех малокомплектных школ.

Как известно, в показателях оценки качества образования до сих пор преобладают традиционные подходы. Однако с введением новой системы оплаты труда, включающей стимулирование в зависимости от результатов и качества труда, положено начало продуктивному диалогу с нашими непосредственными заказчиками и партнёрами.

Новые условия оплаты труда введены в республике поэтапно: в 2007 году — в 10% школ, в 2008 году — в 50%, с 2009 года новая система оплаты труда внедрена во всех школах республики. Она введена в соответствии с разработанной и утверждённой нормативно-правовой базой.

Можно выделить две действующие модели новой системы оплаты труда:

• Первая модель основана на использовании таких показателей, как наполняемость групп и стоимость ученико-часа, то есть оплата труда педагога зависит от количества детей, с которыми он работает. По такой модели получают заработную плату 80% учителей. Данная система эффективна в школах с хорошей наполняемостью, не имеет ограничений в размерах заработной платы учителей, стимулирует экономическую компетентность руководителей общеобразовательных учреждений.

• Вторая модель основана на отраслевой системе оплаты труда, при которой оклад работника рассчитывается исходя из размера оклада по профессиональной квалификационной группе. По такой модели получают заработную плату учителя республики, работающие в малокомплектных и малочисленных школах, в которых до 110 учащихся. Эта система оплаты не учитывает количество учащихся в классе, гарантирует учителю и школе определённый уровень.

Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) основана на таких принципах:

• разделение оплаты труда педагогов на базовую и стимулирующую части;

• оплата труда за результаты, за достижение высокого качества образования — в стимулирующей части;

• участие управляющих советов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Средняя заработная плата по единой тарифной сетке в 2006 году, то есть до введения новых условий оплаты труда, составляла 11773 рублей. Новая система оплаты позволила повысить заработную плату учителей, руководителей общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), повысить мотивацию учителей к профессиональному росту.

Анализ показывает, что заработная плата по новой системе оплаты труда (учителей и руководителей школ) в 2007 году составляла 17062 руб., в 2008 году — 22488 руб., на 1 сентября

2011 года — 25095 руб, на 1 января

2012 года — 30242 руб.

В результате введения новой системы оплаты труда значительно выросла заработная плата у молодых учителей, не имеющих большого стажа и руководителей школ (в полтора-два раза). Например, средняя заработная плата молодых учителей по новой системе в 2007 году была

14258 руб., в 2010 году — 17518 руб., в 2011 году — 20797 рублей, тогда как на начало эксперимента по ЕТС она составляла 8120 рублей.

С 1 сентября прошлого года заработная плата учителей выросла за счёт увеличения базовой части оклада и повышающих коэффициентов за квалификационную категорию, за работу в сельской и арктической местности. В итоге средняя заработная плата учителей доведена до среднереспубликанского уровня в экономике и составляет более 30 тысяч рублей, с ростом по сравнению с I кварталом текущего года на 20%.

Планируется очередное повышение заработной платы исходя из условий 2012 года. Разработаны механизмы её повышения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за счёт увеличения повышающих коэффициентов за выслугу лет, за квалификационную категорию и т.д.

Новые условия оплаты труда призваны решить одну из наиболее актуальных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом, что самое важное, сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования детей, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы.

В развитии муниципального образования достигнуты реальные успехи в утверждении государственно-общественной системы управления, гражданской экспертизы качества образования. Принят Закон Республики Саха (Якутия) «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования РС (Я)». Во всех образовательных учреждениях и муниципалитетах выбраны управляющие советы, сформированы региональное экспертное сообщество.

Известно, что экономические, содержательные, управленческие инновации в образовании

невозможны без создания современных условий обучения, отвечающих требованиям безопасности, санитарных норм, технологического и учебного обеспечения.

Благодаря продуманной государственной политике обновляется инфраструктура образования. За 2001—2011 гг. в республике введена 151 современная школа, в их строительстве применены новые технологии и строительные материалы. Дополнительно строительство объектов образования ведётся с помощью общественного движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке». Оно объединяет ресурсы населения, общественных организаций, родителей, государства. Например, перечень объектов в 2012 году в рамках этого движения включает 44 наименования. В этом году началась реализация совместного проекта с Международным банком реконструкции и развития по строительству 93 объектов дошкольного образования.

Значительно сократилось количество ветхих и аварийных школьных зданий (в 2002 году ветхих школ было 22%, аварийных — 11%; а в текущем году — их число значительно сократилось).

Если в 2006 году доля школьников, обучающихся в современных условиях, составляла в республике 7%, то к 2012 году этот показатель составляет 75%. За последние три года в пять раз увеличилось количество приобретённого технологического и учебно-лабораторного оборудования, каждая третья школа получила автотранспорт.

Успешно реализуется эффективная ведомственная программа обеспечения безопасности образовательных учреждений (количество пожаров сократилось с 23 в 2004 году до 2 в 2011).

Стимулом к развитию муниципальной сети образовательных учреждений стали республиканские положения о новых моделях образовательных учреждений, государственная поддержка инновационных образо-

вательных программ. Сегодня по разным направлениям творческого поиска объединяются более трети образовательных учреждений. Создаются социокультурные комплексы, объединяющие учреждения образования и культуры, физической культуры и спорта, а также интегрированные учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования.

Таким образом, в республике сформированы устойчивые тенденции в экономике, управлении, обновлении содержания и технологий образования, которые необходимо расширить и совершенствовать.

В настоящее время приоритеты образования определяются реальными нуждами общества и экономики. Важным ориентиром для нас стали первые результаты мегапроектов в рамках «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». При развитии экономического потенциала республики остро встают проблемы качества трудовых ресурсов: квалификации работников, их готовности к переобучению, смене жительства, адаптации в новых условиях.

Для улучшения профессиональной ориентации, занятости молодёжи, воспитания выпускников, сознательно и ответственно формирующих свою гражданскую позицию и профессиональные устремления в соответствии не только со своими личными интересами, но и с интересами общества, семьи, родной республики и страны, наша республика участвует с 2003 года в эксперименте по введению профильного обучения. Если в 2003 году оно велось в одной пятой части школ, то сегодня уже 75% учреждений, имеющих старшую ступень образования, реализуют программы профильного обучения. Процент учащихся, работающих по индивидуальным учебным планам, составляет 16, получающих образование по сетевому взаимодействию — 21,3%. Профессиональную подготовку получают 20% учащихся старшей ступени.

Сегодня в республике функционируют 46 школ с агротехнологическим профилем. Кроме этого, в 176 школах есть подсобные хозяйства. Средняя сумма доходов агрошкол от реализации сельскохозпродукции и услуг в год составляет около 12 млн рублей.

Существенно обновлена сеть дошкольных образовательных учреждений: осуществляется переход на вариативные развивающие технологии, расширилась практика разработки современных программ. В республике сегодня в улусах действуют вариативные формы дошкольного образования: группы дневного пребывания, воскресные группы, гувернёрст-во, частные детские сады и другие формы работы с детьми.

Школы республики осуществляют поэтапный переход на новые образовательные стандарты. С сентября прошлого года 12% школьников обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Двадцать школ работают в пилотном режиме апробации стандартов четвёртый год, 157 школ — второй год.

Повысилась открытость системы образования: все школы создали свои сайты, в практику вошла публичная отчётность. Руководители муниципальных систем образования и учителя придают большое значение внедрению информационных технологий, дистанционному образованию. С 2006 по 2009 гг. за счёт федерального и республиканского бюджетов школы обеспечены круглосуточным неограниченным доступом к Интернету. Сегодня все общеобразовательные учреждения республики используют Интернет в рамках дистанционного обучения, участвуют в сетевых мероприятиях различного уровня, в проведении дистанционных олимпиад. Ученики самостоятельно используют Интернет при выполнении учебных и творческих заданий, ведут поиск информации.

В республике сформирована система работы для выявления одарённых детей, работа с ними. 45 школ реализуют программы повышенного уровня, в том числе

15 лицеев и 30 гимназий. Подготовку школьников по физико-математическому, естественно-научному и техническому направлениям; работу с одарёнными детьми,

молодёжью, с педагогами осуществляет специальный центр «Физико-математический форум «Ленский край».

Для поиска и поддержки талантливых детей, подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров с 1994 года проводится Международная олимпиада школьников «Туймаада» по математике, физике, химии, информатике. За двадцатилетие организации олимпиады число школьников, принимающих в ней участие, увеличилось почти в десять раз, а на географической карте олимпиады представлены не только города и республики Сибири и Дальнего Востока, но и города Центральной России. Олимпиада «Туймаа-да» пересекла границы России и стала привлекательной для детей из Румынии, Китая, Монголии, Франции, Южной Кореи, Таиланда, Индонезии, Бельгии, Турции, Аляски, Германии, Болгарии, Мексики, Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана.

Сегодня школьники Якутии успешно участвуют в международных олимпиадах, таких, как физико-математическая в Алма-Ате (Казахстан), математическая «Балканиада», Азиатско-Тихоокеанская астрономическая.

Более 15 лет при Президенте Республики Саха (Якутии) действует Национальный фонд возрождения «Баргарыы». Его задача — создать благоприятные условия для развития одарённых детей, возродить культуру народов, проживающих в нашей северной республике. Фонд реализует несколько программ, охватывающих тысячи школьников и студентов, увлекающихся музыкой, хореографией, изобразительным искусством и научно-исследовательской деятельностью. Школьники и студенческая молодёжь успешно участвуют в выставках и конкурсах, научных конференциях, фестивалях и форумах, демонстрируют высокие творческие интеллектуальные возможности, глубокие знания и активность. С 2006 года премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодёжи удостоены более 200 школьников.

Для пропаганды олимпиадного движения среди детей, обмена опытом, укрепления мира и дружбы среди детей Азиатско-Тихоокеанского региона и пропаганды здорового образа жизни с 1996 года в республике совместно с Олимпийским комитетом России, Росспортом, Министерством иностранных дел, Министерством образования и науки Российской Федерации проводятся Международные спортивные игры «Дети Азии». В 2012 году были представлены

27 зарубежных стран и 26 субъектов Российской Федерации. Перспективы поддержки талантливых детей педагоги республики связывают, в первую очередь, с внедрением индивидуальных образовательных траекторий, дистанционной и сетевой формами обучения.

Для подготовки конкурентоспособных выпускников на международном уровне разрабатывается проект концепции Арктической международной школы в Республике Саха (Якутия), соответствующей лучшим образцам мирового образования и работающей по программам международного бакалавриата. Преподавателями школы будут специалисты высшей квалификации и приглашённые — носители иностранных языков.

Особое внимание уделяем мы обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 году республика активно включилась в мероприятие «Развитие дистанционного образования» в рамках приоритетного национального проекта. Для его координации создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов при государственном общеобразовательном учреждении «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III—IV вида». Дистанционным обучением охвачено 435 детей.

В этом году стартует пилотный проект в рамках модернизации общего образования. По этому проекту в одной трети муниципальных районных центров создаются базовые школы для дистанционного обучения школьников малокомплектных школ, в которых нет учителей по основным предметам.

Поддержка и развитие педагогических кадров — одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия). В муниципальных школах отмечается стабильный рост образовательного уровня педагогических работников с высшим образованием. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за 6 лет 381 учитель получил денежное поощрение в размере 100 тыс. и 200 тыс. рублей. Ежегодно лучшим педагогическим работникам дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей выплачиваются денежные поощрения по 50 тыс. руб. С 2007-го по 2011 год денежные поощрения получили 680 педагогических работников. В целях стимулирования труда, оказания социальной поддержки в 2010-м и 2011 году 550 ветеранам педагогического труда, имеющим стаж работы 40 и более лет, на конкурсной основе выплачены единовременные денежные поощрения в размере 100 тыс. рублей.

Проводится целенаправленная политика по повышению привлекательности педагогической профессии: реализуется программа обеспечения жильём молодых специалистов, учителей сельских школ, выплачиваются подъёмные и проездные средства начинающим педагогам.

С 2007 года реализуется проект, по которому ежегодно 30 молодых специалистов подписыва ют контракт на работу в школах арктических улусов сроком на пять лет. В прошлом году

28 человек получили субсидии и приобрели квартиры и жилые дома. За последние пять лет в систему образования пришли 4018 выпускников вузов.

У нас в республике есть контингент учителей, нуждающихся в поддержке. Это педагоги, работающие в северных улусах. Два года назад началась реализация проекта ЮНЕСКО «Учителя Арктики». Учителя арктических улусов участвуют в грантовых конкурсах, они создали уникальные электронные учебные пособия на языках малочисленных народов Севера, по традиционным знаниям коренных жителей Арктики. Организованы стажировки педагогов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Магадане, Осло (Норвегия). Для дальнейшего продолжения проекта подписан меморандум о взаимопонимании с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Республика Саха (Якутия), победив в конкурсном отборе региональных программ развития образования в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, стала стажировочной площадкой подготовки кадров по направлениям «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Новым направлением в системе повышения квалификации станет внедрение программы «Педагогические кадры Якутии», предусматривающей подготовку на базе федеральных учебных заведений специалистов в ключевых областях образовательной деятельности, формирование когорты высококвалифицированных руководителей, аналитиков и экспертов, способных анализировать и формировать образовательную политику муниципалитетов и республики. Подготовка будет осуществляться по трём направлениям: «Эксперт», «Руководитель», «Учитель» при соблюдении принципа командной подготовки.

Дети нашей республики очень нуждаются в отдыхе, в солнце. Организация детского отдыха — одно из приоритетных направлений социальной политики. Ежегодно 52 тыс. детей имеют возможность отдыхать в 737 республиканских и муниципальных лагерях, более 3,5 тыс. проводят летний отдых за пределами республики. Для лучшей организации летнего отдыха детей Министерство образо вания разработало концепцию развития круглогодичного отдыха и оздоровления детей на 2012—2016 годы и основных направлений организации отдыха до 2020 года.

Достижения в сфере образования республики обеспечены, в первую очередь,

развитием муниципальных образовательных систем. Поэтому такое внимание уделяем мы местным школам, деятельности муниципальных органов образования. Но к сожалению, проблема качества образования, соответствующего целям опережающего развития республики, остаётся актуальной. Для решения определены приоритетные направления развития системы образования республики, повышения его качества.

Во-первых, переход от предшествующего организационно-экономического принципа модернизации образования к социокультурному преобразованию.

Социокультурный подход в городах и в улусах обеспечит культурно-образовательную поддержку и сопровождение всех участников системы образования — учащихся, их семей, образовательных учреждений, профессиональных объединений, производств, работодателей, органов управления, общественных институтов и всего населения. При разработке социокультурного подхода используется апробированная в нашей республике методика анализа социокультурных ситуаций. Состоит она в том, что мы диагностируем типичные ситуации, в которых находятся образовательные учреждения, разрабатываем наиболее целесообразные вариативные стратегии образовательной деятельности и модели их развития. Предлагаем ряд управленческих стратегий: поддержка и сохранение традиций, изменение характера социокультурного фона с помощью территориальнорегиональных программ, включающих образовательную поддержку социально-экономического развития, дуальное образование и профессионализацию общего среднего образования, создание современной инфраструктуры образовательных учреждений.

В реализации профильного, дуального обучения социокультурный подход означает создание совместно с местным сообществом, бизнесом, хозяйствующими субъектами практи-ко-ориентированной образовательной среды, которая направлена на получение учащимися опыта профессиональной деятельности.

Перед педагогическими коллективами поставлена задача проанализировать, какие направления профильного и профессионального обучения в школах соответствуют потребностям рынка труда, чтобы полученные в школе знания и трудовые навыки давали возможность трудоустроиться, а также продолжить обучение по соответствующему профилю в учреждениях профессионального образования или повысить свою квалификацию в условиях производства.

Усиление гуманитарной составляющей модернизации меняет роль дополнительного образования, в котором школьник имеет больше возможностей для самостоятельных действий. Кроме того, многообразная занятость подростков в системе дополнительного образования является одним из основных путей снижения негативной социальной статистики девиантного поведения подротков, сохранения здоровья, благополучия, защищённости, самореализации детей.

Таким образом, социокультурная модернизация ориентирует систему образования на отражение социально-экономического, тер-риторильного разнообразия и удовлетворение особых потребностей жителей сельских и промышленных районов.

Второе направление — создание современного варианта сетевой инновационной инфраструктуры, поддерживающей эффективное, содержательное и продуктивное взаимодействие его участников с целью обновления и развития инноваций в образовании.

Для решения актуальных проблем в системе образования наряду с конкурсом инновационных проектов и программ на статус «Республиканская экспериментальная площадка» ежегодно проводится педагогическая ярмарка инвестиционно привлекательных проектов «Сельская школа. Образовательная марка». Оформлена Карта перспективных образовательных потребностей республики, реализуется проект

«Формирование интегральной инновационной инфраструктуры в сфере общего образования Республики Саха (Якутия)».

Инновационное развитие системы образования республики ориентируется на точечные программы, обеспечивающие образовательную поддержку социально-экономических проектов, и поддержку наукоёмких педагогических разработок, таких, как «Цифровая (электронная) система образования», «Школа общественной экспертизы», «Координация и навигация сетевых образовательных программ» и другие.

Среди педагогических инноваций рождается всё больше предложений и проектов по решению социальных проблем, снижению детской и подростковой агрессивности, оказанию психологической поддержки школьников, духовно-нравственному их воспитанию.

Широкое поле для инноваций связано с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Новые педагогические технологии, ресурсы Интернета, дистанционные и сетевые формы обучения — это реальный путь обеспечения доступности качественного образования.

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» началось дистанционное обучение детей-инвалидов, а сегодня разрабатывается проект дистанционного дополнительного образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В республике основным типом образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии стали специальные дошкольные и общеобразовательные учебные заведения компенсирующего вида. В настоящее время стоит задача проектирования системы специального образования нового типа, создания условий для инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых образовательных учреждениях. Актуальной является разработка новых методов и технологий диагностики раннего выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии с тем, чтобы выбирать

оптимальные условия и содержание коррекционно-педагогической помощи ребёнку в каждом конкретном случае.

Основной формой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало в республике их воспитание в замещающей семье, опека и попечительство над ребёнком и усыновление. Стимулирование семейных форм устройства детей способствовало росту приёмных, патронатных и опекунских семей. В то же время соблюдение гарантий прав несовершеннолетних на имущество и жилое помещение, всё ещё не обеспечивает наличие собственного жилья у выпускников детских домов и школ-интернатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение информационных технологий оказывает мощное влияние на школьное образование, меняет традиционное представление об учебном процессе. Эффективное использование высокоразвитых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет создавать в отдалённых населённых пунктах современные технологические площадки, с помощью которых дети и взрослые имеют возможность получать образование в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.

Актуальное направление образовательной деятельности связано с повышением качества работы, авторитета педагогов, с пополнением школ новым поколением учителей.

Министерство образования республики ставит перед собой задачу — создать условия для эффективной работы и нормальной жизни педагогов, привлечь в школы квалифицированных специалистов. Конечная цель деятельности системы образования — благополучие наших детей, эффективная работа каждой школы. От уровня образованности сегодняшних детей зависит завтрашняя жизнь нашей республики и страны. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.