Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МОНИТОРИНГ / ИНСТРУМЕНТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИНЦИПЫ / МАРКЕТИНГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / СТРАТЕГИЯ / СЦЕНАРИЙ / МЕТОД / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леоненко Е.А.

Управление бизнесом предполагает сложный информационный процесс, систематическое принятие эффективных управленческих решений, основывающихся на оперативной рыночной и внутренней информации, которую собирает, анализирует и распространяет субъект управления. Соответственно успех или неудача компании в турбулентной рыночной среде зависит от скорости и качества принятых управленческих решений, которые, в свою очередь, базируются на наличии в организации комплексной социометрической системы маркетингового мониторинга рынка. Для эффективного управления компанией и повышения качества принятия управленческих решений, необходимо обладать объективной, точной, своевременной и релевантной информацией. В связи с этим нами была проведена диагностика эффективности маркетингового мониторинга рынка в системе маркетинга с позиции ее влияния на конкурентоспособность компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF MONITORING IN THE MARKETING SYSTEM, AS A TOOL TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE COMPANY

Business management involves a complex information process, the systematic adoption of effective management decisions based on operational market and internal information collected, analyzed and disseminated by the management entity. Accordingly, the success or failure of a company in a turbulent market environment depends on the speed and quality of management decisions, which in turn are based on the availability of an integrated sociometric marketing monitoring system in the organization. To effectively manage the company and improve the quality of management decisions, it is necessary to have objective, accurate, timely and relevant information. In this regard, we conducted a diagnostic of the effectiveness of sociometric monitoring of the market in the marketing system from the perspective of its impact on the company's competitiveness.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ»

УДК 330.101.8

Леоненко Е.А., к.э.н.

доцент кафедра маркетинга экономический факультет ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева Российская Федерация, г. Саранск ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

КОМПАНИИ

Управление бизнесом предполагает сложный информационный процесс, систематическое принятие эффективных управленческих решений, основывающихся на оперативной рыночной и внутренней информации, которую собирает, анализирует и распространяет субъект управления. Соответственно успех или неудача компании в турбулентной рыночной среде зависит от скорости и качества принятых управленческих решений, которые, в свою очередь, базируются на наличии в организации комплексной социометрической системы маркетингового мониторинга рынка. Для эффективного управления компанией и повышения качества принятия управленческих решений, необходимо обладать объективной, точной, своевременной и релевантной информацией. В связи с этим нами была проведена диагностика эффективности маркетингового мониторинга рынка в системе маркетинга с позиции ее влияния на конкурентоспособность компании.

Ключевые слова: маркетинг, мониторинг, инструменты, экономический потенциал, принципы, маркетинговый мониторинг, стратегия, сценарий, метод, оценка конкурентоспособности.

Leonenko E.A.

PhD, Associate Professor of Marketing Chair of Economy faculty Mordovia N.P. Ogarev State University, Russian Federation, Saransk

EFFICIENCY OF MONITORING IN THE MARKETING SYSTEM,

AS A TOOL TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE

COMPANY

Abstract

Business management involves a complex information process, the systematic adoption of effective management decisions based on operational market and internal information collected, analyzed and disseminated by the management entity. Accordingly, the success or failure of a company in a turbulent market environment depends on the speed and quality of management decisions, which in turn are based on the availability of an integrated sociometric marketing monitoring system in the organization. To effectively manage the company and improve the quality of management decisions, it is necessary to have objective, accurate, timely and relevant information. In this regard, we conducted

a diagnostic of the effectiveness of sociometric monitoring of the market in the marketing system from the perspective of its impact on the company's competitiveness.

Keywords: marketing, monitoring tools, economic potential, principles, sociometric monitoring , strategy, scenario method, the evaluation of competitiveness.

Оценка конкурентоспособности предприятия может рассматриваться не только через призму маркетингового инструментария, но и посредством влияние маркетингового мониторинга рынка на механизм принятие управленческих решений непосредственно в одном из структурных звеньев (отделе маркетинга) ОАО «Ламзурь». Ключевыми направлениями анализа будем считать два элемента микросреды предприятия: потребители и конкуренты. Конкурентов необходимо анализировать посредством изучения динамики доли рынка компании на внутреннем и внешнем рынках в 20132017гг. [1] (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика доли рынка ОАО «Ламзурь» в 2013-2017 гг.

на кондитерском рынке РМ, РФ и стран СНГ

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отн. отклон ение Тем п при

Объем реализованной продукции, млн. руб. 1 885 1 890 2 090 2 408 2 865 151,9 51,9

Запас готовой продукции, млн. РУб. 87 88 90 93 96 110,3 10,3

Прибыль, млн. руб. 47 40 55 7, 7 61 128,15 28, 1

Доля на рынке кондитерской продукции стран СНГ, % 0,6 0,8 0,87 0,9 0,94 - -

Доля на российском рынке кондитерской 3,6 3,6 4,5 4,8 5 - -

Доля на рынке Республики Мордовия, % 5,3 5,4 6,1 7,2 6,4 - -

Доля ОАО «Ламзурь» на рынке кондитерской продукции стран СНГ за анализируемый период возросла с 0,6% до 0,9%. Это невысокий показатель, так как он ниже единицы. В отношении доли предприятия на российском рынке кондитерской продукции, можно отметить, что данный показатель за 2013-2017 гг. вырос на 2,4%. Доля ОАО «Ламзурь» на рынке Республики

Мордовия увеличилась на 1,1%[2]. Необходимо усилить стимулирование торговых посредников, находящихся на территории РФ, а также расширять географию продаж за рубежом. В продолжение оценки эффективности мониторинга необходимо исследовать структуру продаж по категориям

оптовых потребителей ОАО «Ламзурь» [3]. (рисунок 1).

/

Рисунок 1 - Структура продаж ОАО «Ламзурь» в 2017 году.

30 % продукции предприятия реализуют оптовые посредники. Такой же процент и у собственной торговой сети ОАО «Ламзурь».

Объемы продаж кондитерской продукции ОАО «Ламзурь» оптовым организациям в 2013-2017 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Объемы продаж ОАО «Ламзурь» оптовым организациям в 2013-2017 гг.

Период Объем продаж, тыс. т. Абсолютное отклонение 2017 г. от 2013 г., тыс. т. Темп прироста 2017 г. к 2013 г., %

Месяц 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

январь 30,2 26,3 22,3 25,5 26,3 -3,9 87,09

февраль 30,4 26,5 25,9 26,29 28,9 -1,5 95,07

март 29,5 24,3 21,6 21,6 22,6 -6,9 76,61

апрель 24,5 30,1 28,3 29,3 24,8 0,3 101,22

май 26,6 23,6 21,6 27,6 24,6 -2 92,48

июнь 19,5 18,2 19,5 19,5 11,2 -8,3 57,44

июль 11,8 11,6 11,5 11,3 10,9 -0,9 92,37

август 20,4 15,6 14,2 16,5 17,1 -3,3 83,82

сентябрь 34,9 27,7 27,8 21,8 29,8 -5,1 85,39

октябрь 34,9 27,7 27,8 21,8 29,8 -5,1 85,39

ноябрь 29,6 31,2 30,2 33,2 36,2 6,6 122,30

декабрь 26,56 24,1 21,9 21,9 33,5 6,94 126,13

ИТОГО 314,76 288,8 303,3 304,69 307,2 -7,56 97,60

Сравнивая объемы реализации по месяцам каждого года наблюдается падение объема закупок в июле и августе, а также в октябре. Это связано с погодными условиями, не способствующими росту потребления

кондитерских изделий.

Следующим элементом анализа микросреды предприятия является объем продаж продукции ОАО «Ламзурь» в разрезе наиболее крупных покупателей продукции[4,5]. (таблица 3).

Таблица 3 - Объемы продаж кондитерской продукции

ОАО «Ламзурь» за 2013-2017гг. в разрезе покупателей, млн. руб.

201 [3 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 201 П г.

i п.з ф.з2 п.з ф.з п.з ф.з п.з ф.з п.з ф.з

ООО «Оптиком групп» 2,8 2,9 3,1 2,5 2,9 3,1 5,9 4,8 8 7,78

ООО «Иветта» 3,5 3,56 3,2 2,1 2,5 1,9 6,3 9,5 2,3 2,34

ООО «Садко» 9,5 5,6 10,5 10,1 10,2 9,8 8,1 6,2 2,3 2,69

ООО «Сладторг» 9,2 8,5 10,1 6,7 7,9 8,7 2,4 5,8 5,2 5,4

ООО «Вкусити» 6 6,69 7,5 6,2 6,12 5,88 5,21 1,23 11 10,9

ООО «Ритм века» 6 5,6 6,2 4,8 5 5,5 5,13 8,7 2,3 2,5

ЧУТП «Сытный дворик» 2,2 3,56 1,9 2,4 2,1 4,5 5,06 5,6 5,9 4,38

ООО «Еврокондитер Плюс» 3,2 3,8 2,6 2,4 2,58 2,3 4,98 4,5 2,5 2,8

ООО «Лига» 7,2 6,52 6,3 6,8 5,8 2,5 1,9 8,9 1,8 2,6

ТОО «Common Market» 6,5 4,1 5 5,7 4,5 5,6 4,6 1,2 2 1,59

ООО «Алика» 9,2 2,6 8 8,6 8,9 9,5 4,5 3,6 3 3,2

ООО «Сафар ЛТД» 5,1 2,6 6 2,9 5,6 2,5 8,2 2,9 2,3 3,6

ООО «Рустель» 4,1 1,5 3 2,1 2,3 1,2 3,6 3,7 2,1 2,5

п.з 1 - плановое значение ; ф.з2 - фактическое значение

План закупки систематически не выполняют следующие организации: ООО «Оптиком групп», ООО «Вкусити», ООО «Еврокондитер Плюс». Более наглядно данную тенденцию можно проследить на рис.2.

♦ плановое значение —■— фактическое значение

Рисунок 2 - Изменение плановых и фактических показателей продаж продукции ОАО «Ламзурь» оптовым организациям, млн. руб.

Показатель гибкости (оперативность реагирования на динамизм рыночной среды) существующей системы управления является одним из ключевых показателей, характеризующих качество системы мониторинга компании. Для его расчета необходимо оперировать информацией о конъюнктуре рынка. Несмотря на высокие рыночные показатели за последние 3 года, с 2013-2017 гг., компания понесла финансовые потери из-за недостаточной гибкости и неумения своевременно отследить изменения рыночной среды. [6] (таблица 4).

Таблица 4 - Финансовые потери, полученные ОАО «Ламзурь» в виду отсутствия комплексной системы маркетингового мониторинга

рынка

Продукт Рынок Финансовые потери, млн. руб. Причина

ирис «Бон-Пари» Казахстан, 2015г. 15,4 Выход конкурентом «ТАКФ» с товаром ирис «Веселая семейка» на рынок Казахстана

ирис «MeHer» Северо-западный регион России, 2017г. 17,5 Снижение цен продукции основных конкурентов «Жако», «Тоффи»

печенье «Рускон» Беларусь, 2016г. 13,2 Выход на рынок новых зарубежных конкурентов «Бискотти плюс», «Барри Кальбо»

конфеты «Сказочная ПФО, 2017г. 18,8 Прекращение использования СМИ

страна» в продвижении продукции «Воронежская КФ», КФ «Конфил», КФ «БкБй»

конфеты Украина, 2016г. 43,6 Появление

«Агреже» идентичных по составу и цене товаров у конкурентов «Киев-Конти», Roshen

конфеты 22,5 Появление

«Волшебник множества товаров-

Тоффи Эстония, 2015г. заменителей на

конфеты 11,7 рынке

«Принцесса

Фрутти»

ИТОГО: 142,7

Финансовые потери ОАО «Ламзурь» из-за упущенных рыночных сигналов и адекватного реагирования составили 142,7 млн.руб. [1,2,3]. Причем это только те потери, которые удалось выявить, реально же они гораздо выше. Если бы система мониторинга в ОАО «Ламзурь» включала в себя проработанные программы по исследованию коммуникационных и товарных политик основных конкурентов, изменению спроса и т.д., то этих потерь можно было бы избежать.

Основным этапом анализа эффективности мониторинга рыночной среды, является исследование существующей системы маркетингового мониторинга рынка на предприятии. Для этого используем методику комплексной оценки эффективности мониторинга в системе маркетингового анализа рынка для обеспечения конкурентоспособности компании на основе метода анализа иерархий, предложенную нами в статье «Методические основы проведения маркетингового мониторинга рынка на промышленном предприятии». [41]

Согласно модели, уровень и качество мониторинга в системе маркетингового анализа рынка оценивается по трем параметрам: - подход, учитывающий экономические и конкурентные позиции компании на рынке;

- подход, характеризующий маркетинговую активность компании на рынке;

- подход, отражающий уровень приспособления компании к факторам внешней среды (стратегическую гибкость компании).

Расчет показателей оценки уровня и качества мониторинга ОАО «Ламзурь» с 2012 по 2017 годы, в рамках предложенной модели, представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Динамика системы показателей оценки уровня и качества маркетингового мониторинга рынка ОАО «Ламзурь» в 2012-

2017гг.

Показатели ОАО «Ламзурь»

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Экономические и конкурентные позиции компании на рынке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля компании на рынке, К1 2,0 2,3 2,7 4,5 4,8 5

Рентабельность, К2 1,11 1,12 1,11 1,14 1,13 1,14

Коэффициент собственности, КЗ 0,09 0,1 0,17 0,23 0,28 0,28

Коэффициент покрытия долгов, К4 0,56 0,58 0,61 0,53 0,48 0,44

Коэффициент достаточности капитала, К5 0,2 0,34 0,4 0,7 0,76 0,8

Маркетинговая активность компании

Наличие маркетинговой информационной системы, К6 1 1 2 2 2 2

Наличие системы мониторинга внешней среды, К7 1 1 2 2 2 2

Применение мониторинга как 0 1 1 2 2 2

системы поддержки управленческих решений, К8

Выполнение стратегического плана маркетинга компании, К9 1 1 2 2 3 2

Доля расходов на маркетинговую деятельность (в % от выручки), К10 0 0 0 1 1 1

Реализация стратегии компании на рынке, К11 1 1 1 2 1 1

Стратегическая гибкость компании

Способность компании реагировать на изменения факторов внешней среды, К12 1 1 1 1 1 1

Удельный вес новых товаров в продуктовом портфеле, К13. 0 1 1 2 2 1

Показатель эффективности маркетингового мониторинга в обеспечении конкурентоспособности компании на рынке (Кэм), в баллах 88 138 144 188 196 204

Несмотря на положительную динамику интегрального показателя, диапазон его изменений находится в пределах 3 уровня (класса) мониторинга и не достигает 217 баллов. Это свидетельствует о стагнации в области маркетинговой активности и маркетингового мониторинга рынка, требующая серьезных и кардинальных изменений.

В рамках исследования уровня маркетингового мониторинга предприятия была составлена анкета, на которую было предложено ответить выбранным экспертам предприятия. Анкета состояла из нескольких вопросов о реализации маркетинговых технологий и мониторинга рынка в обеспечении конкурентоспособности компании. В качестве экспертов были выбраны: сотрудники отдела маркетинга ОАО «Ламзурь», коммерческий директор, сотрудники отдела сбыта, а также сотрудники планово-экономического отдела. Таким образом, было опрошено пятнадцать человек. В процессе исследования были получены следующие результаты.

На вопрос о времени проведения последний раз исследования рынка, клиентов, их покупательной активности, 66,7% опрошенных ответили, что исследования проводило предприятие недавно (в течение последних нескольких месяцев) (рис.3.).

■ Бепе$1, пару лет назад, летщ33%, 33%

несколько лет назад ■ Бепе$1, (до пяти) и!и никогда

недавно (в Бег1е51,

течение_ недавно (В теченсеолькс

последних последних нелеольшд (д

нескольких месяцев) пяти)или

месяцев), никогда, 0°

67°%, 67°% 0%

Рисунок 3 - Период проведения исследования рынка, %

На вопрос, характеризующий технологию анализа рынка, качество мониторинга и степень используемых методов анализа рынка 80% опрошенных ответили, что проводят детальный анализ и исследования рынка, 13% отметили низкое качество мониторинга и 1 человек из опрошенных ответил, что предприятие не проводит мониторинг рыночной среды (рис.4).

Не знаем вообще 7%

Немного - есть информация по определенным вопросам 13%

Очень хорошо - мы

проводим детальный анализ и исследования 80%

Рисунок 4 - Ответы на вопрос о качестве маркетингового мониторинга рынка, %

На вопрос об эффективности существующей маркетинговой системы 66,7% опрошенных ответили, что на ОАО «Ламзурь» имеет очень эффективную информационную систему, постоянно обновляемую и используемую электронную базу данных. 33,3% опрошенных указали, что система не достаточно быстрая, точная и полная для принятия решений.

73,3% опрошенных ответили, что ОАО «Ламзурь» создает продукцию для целевых сегментов рынка и разрабатывает комплекс маркетинга для этих сегментов. 20% указали, что ОАО «Ламзурь» дифференцирует продукцию для различных сегментов рынка и 1 человек из опрошенных ответил, что сегменты четко не определены (рис. 5).

Мы создаем продукцию для целевых сегментов рынка и разрабатываем комплекс маркетинга для этих сегментов

Мы дифференцируем продукцию для различных сегментов рынка

Мы продаем продукцию любому, кто покупает. Сегменты четко не определены

73

6.7

20

3

0.0 20.0 40.0 60.0 80.0

Рисунок 5 - Анализ технологии сегментирования и позиционирования продукции ОАО «Ламзурь», %

На вопрос о позиционировании товаров на рынке кондитерской продукции 66,67% опрошенных ответили, что знают позиционные преимущества, 33,3% ответили, что планируют позиционные преимущества и доводят их до целевых покупателей в рекламе, личной продаже и т.д. Тех, кто не имеют представления об этом не оказалось.

Собственная оценка использования маркетинговых технологий показала следующие результаты (рис. 6).

Наши маркетинговые технологии слабее, чем у конкурентов

Наши маркетинговые технологии значительно эффективнее, чем у конкурентов

0.00 10.00 20.00 30.00 40.00 50.00 60.00 70.00 80.00

Рисунок 6 - Оценка маркетинговых технологий в ОАО «Ламзурь»,

%

Таким образом, 100% опрошенных указали, что ОАО «Ламзурь» разрабатывает стратегический план маркетинга (по товарам - рынкам, по целевым сегментам), а также ежегодный план маркетинга, а стратегия маркетинга ясно определена и хорошо аргументирована, с новыми идеями.

Вопрос об основных целях показал, что все опрошенные знают четко цели предприятия и следуют им. Вопрос о внедрении технологии прогнозирования на предприятии показал, что наибольшая доля опрошенных оценила данную технологию в 5 баллов (66,7%), 26,7% человек из опрошенных оценили технологию в 4 балла и 6,7% опрошенных дали оценку в 3 балла (рис. 7).

3 -балла - наше предприятие прогнозирует ожидаемый уровень спроса товаров; 7%

4 балла - наше предприятие прогнозирует только основные категории спроса, перспективы развития кондитерской ...

5 баллов - наше

предприятие прогнозирует все

аспекты деятельности и окружающей среды; 66%

Рисунок 7 - Оценка технологии прогнозирования в компании, %

Исследование показало, что эффективность использования маркетинговых технологий ОАО «Ламзурь» следует оценивать, как приемлемую. Однако, несовпадение мнений опрошенных по вопросам анкеты свидетельствуе, о необходимости более тщательного опроса сотрудников методом интервьюирования. Так, 33,3% опрошенных указали, что система недостаточно быстрая, точная и полная для принятия управленческих решений. Результаты опроса экспертов представлены в комплексной таблице 6.

Таблица 6 - Оценка мониторинга рынка в системе маркетинга

ОАО «Ламзурь», как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия

Показатели Потребит ели Конкуре нты Поставщ ики Фактор ы макроср еды Внешн ие рынки Внутренни й потенциал предприят ия

Периодичность, частота сбора информации 4,2 3,7 3 2,5 2 1

Качество информации 3 4 3 3 3 4

Комплексность охвата объекта мониторинга 4 1 1,5 3,5 3 3

Организационно-методическое обеспечение мониторинга 2 4 3 3 2 3

Качество обработки информации 3,6 3,7 2,9 3,2 3 2

Релевантность информации для принятия управленческих решений 0,8 3 2,8 2 0,9 2

Степень влияния информации на принятие управленческих решений 3,2 3,5 2,1 3 3,8 3

Эффективность мониторинга (итог) 3,2 3,4 2,5 2,9 2,5 2,5

Влияние принятых решений на конкурентоспособн ость компании 3,5 3,7 3 3,5 3 2

На первом месте по эффективности стоит маркетинговый мониторинг потребителей и конкурентов. Самые низкие оценки эффективности у мониторинга внутреннего потенциала предприятия, которые дают основание утверждать, что он практически отсутствует [6]. Данный вид мониторинга предприятию очень необходим в силу того, что именно внутренний потенциал является основой его конкурентоспособности.

Проведенное исследование характеризует недостаточный уровень проведения мониторинга рынка для обеспечении конкурентоспособности ОАО «Ламзурь». У компании отсутствует отлаженная комплексная система маркетингового мониторинга рынка. Маркетинговые исследования носят эпизодический характер, охватывают не все аспекты рыночной среды предприятия, качество собранной информации и ее обработка находятся не на должном уровне, что связано с отсутствием современных информационных технологий для ее сбора и обработки.

Функция маркетингового мониторинга лишь прописана в должностных обязанностях ряда сотрудников отдела маркетинга, но должного внимания ей не уделяется в силу загруженности персонала основной работой. Маркетинговые исследования ведутся относительно внешнего окружения компании, исследование и мониторинг внутреннего потенциала, возможностей компании отсутствует. Маркетинговый мониторинг, предприятия дает возможность обеспечить себя объективной информацией о собственных возможностях и рыночных тенденциях, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а, следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым повысить свою конкурентоспособность [37]. Поэтому маркетинговый мониторинг рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Использованные источники:

1. Годовой отчет за 2015 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.moris.ru

2. Годовой отчет за 2016 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]:

Режим доступа: http://www.moris.ru

3. Годовой отчет за 2017 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.moris.ru

4. Леоненко Е. А., Колчина Н. О. Инвестиционная привлекательность регионов финно-угорской группы в разрезе муниципальных образований // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. №4 (21). С 46-56

5. Мониторинг рынка: наращивание стратегических преимуществ GIA. ИКФ «АЛЬТ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www.cfin.ru/ management/strategy/plan/ market_monitoring. shtml

6. Мониторинг сайтов конкурентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. step-by-step.ru/services/marketing-agency/data-capture-methods/1312/1379/

7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление, 7-е изд. / Аакер Д. -СПб.: Питер, - 2007. - 496 с.

8. Агапова Л.В. Мониторинг как инструмент инвентаризации научно -производственного потенциала предприятия / Л.В. Агапова, А.Н. Цветков. -M.: Финансы и статистика. - 2009. - 529 с.

9. Анализ и мониторинг всех предприятий «АКДИ Экономика и жизнь», №12, 31.03-04.04.2003 г. http://www.akdi.ru/prb/2003/04-04/ahd.htm

10. Ананьева Т. Е. Кризис и маркетинг: на пути от рынка к клиенту / Ананьева Т. Е. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - №1 (85). - С.4-12.

11. Акофф Р. Планирование деятельности фирмы / Р. Акофф - М.: Финансы и статистика, 2009. - 240 с.

12. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В.В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 107-111.

13. Ассэлъ Г. Маркетинг: Принципы и стратегия / Г. Ассэлъ - М.: Инфра-М, 2011. - 804 с.

14. «АсКонд» и Koelnmesse — за укрепление «шоколадных» позиций России на мировом рынке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nkoapmp.org , http://www.ascond.ru/index-ea=1&ln=1&chp

15. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. / И.К. Беляевский - М.: Финансы и статистика. -2009. - 320 с.

16. Березин И. С. Практика исследования рынков / И. С. Березин - М.: Бератор Пресс, 2009. - 376 с.

17. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №5(25). - 776 с.

18. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е.В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 13-18.

19. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:

«Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2011. - 752 с.

20. Боровкова Т.И. Мониторинг развития системы образования / Т.И. Боровкова, И.А. Морев - Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. - 2004 - с. 352.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Бушмелева Г.В. Содержание категории «мониторинг социально-экономических и экологических процессов» (www.bali.ostu.ru/umc/zj2006_2.php).

22. Гасангаджиева Р.Г. Мониторинг промышленных предприятий как инструмент эффективной экономической политики / Вопросы структуризации экономики. - №6. - 2010. - С. 32-33.

23. Горлачев П.В. Финансовый мониторинг реального сектора экономики регионов России в рыночных условиях / П.В. Горлачев // Вопросы экономики. - №5 - 2011. - С. 35-38.

24. Гордеев А. Экономика предприятия пищевой промышленности. Учебник. / А. Гордеев. - М.: Агроконсалт, 2011. - 616 с.

25. Дмитриева Н.В. «Научное сообщество студентов XXI столетия». Экономические науки: материалы и итоги XII Студенческой международной заочной научно-практической конференции. / Н.В. Дмитриева, Г.В. Леонидова, Д.И. Наконечный - Новосибирск. Изд-во «СибАК», 2012. - 854 с.

26. Жикина О.В. Мониторинг конкурентоспособности: цели, задачи и проблемы Современное состояние и перспективы развития экономики России: Материалы всероссийской научно-практической конференции / О. В. Жикина - Сборник статей. - Пенза, 2003. - с. 204-206.

27. Кибиткин М.М. Проблемы комплексного подхода к организации и проведении мониторинга предприятий на региональном уровне / М.М. Кибиткин, Е.А. Коваль // Мониторинг предприятий Банком России текущий этап развития. Выпуск II. - М., - ЦБ РФ. - 2012. - 332 с.

28. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. / В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2012. - 432 с.

29. Когут А.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.Е. Рохчин - СПб: ИЭСП РАН, 2007. - 143 с.

30. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов. Пер. с франц. Под ред. Я.В. Соколова. / Б. Коласс - М.: Финансы, ЮПИТИ, - 2013. - 576 с.

31. Клейнер Г.Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний / Мир России, 2011. - №4. - С. 32-33.

32. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. / М.И. Кныш -Спб.: Любавич, 2010. - 284 с.

33. Криворотов В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Проблемы современной экономики - 2011. - №4. - С. 102-104.

34. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой / Б. Кузин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.

35. Колчина Н.О. Маркетинг образовательных услуг // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 48-51

36. Колчина Н.О. Регулирование качества жизни регионального социума // Власть. 2011. № 9. С. 19-21.

37. Леоненко Е.А. Фармацевтический маркетинг и связи с общественностью в XXI веке: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5. С. 858.

38. Леоненко Е.А., Колчина Н.О. Маркетинговый мониторинг рынка как инструмент повышения конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 957-966

39. Леоненко Е. А. Научные взгляды на деловую активность и ее роль в системе управления предприятием // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 6. - С. 319-325.

40. Леоненко Е.А., Комлева Н.С. Анализ бизнес-процесса "воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми" в университете // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 360-369.

41. Леоненко Е.А. Применение концепции экономического потенциала в развитии и формировании конкурентных преимуществ корпорации // Журнал «Экономика и предпринимательство». 2013. № 9. С.299-306

42. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц - М.: Юрайт-М, 2011. - 224 с.

43. Любушин П.П. Теория экономического анализа: Учебно-методическое пособие / П.П. Любушин - М.: Юристъ, - 2012. - 480 с.

44. Маркетинговый мониторинг рынка как инструмент повышения конкурентоспособности

Леоненко Е.А., Колчина Н.О. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 957-966

45. Методические основы проведения маркетингового мониторинга рынка на промышленном предприятии // Леоненко Е.А., Чистяков С.С. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 722-730.

46. Мониторинг рынка, как технология успеха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.snabsz.ru/article-82.htm

47. Марчанд Д. Использование информации при создании ценности / Д. Марчанд, Э. Хайкс // Маркетинг. - 2012. - № 4(125). - С. 81-86.

48. Маколов В.И. Доминанты инвестиционной политики региона в посткризисный период // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 36. С. 19-24.

49. Неретина Е. А. Бизнес-модель компании, базирующейся на потребительской ценности / Е. А. Неретина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 104-108.

50. Овчинников В.В. Конкурентоспособность российской экономики: текущие проблемы и перспективы / В.В. Овчинников // Россия и совр. мир. -

2009. - №2. - С. 103-116.

51. Обзор российского рынка кондитерских изделий-http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=54&md=2&doc=3074

52. Описание рынка и риски «Ламзурь» - [электронный ресурс] - режим доступа: http ://barfin.ru/company/lamzur/market/

53. Открытое акционерное общество «Ламзурь»: к 70-летию / [сост.: Е.М. Голубчик, С.С. Маркова, В.Б. Муравьев, И.Е. Хитрова]. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. - 160 с.

54. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер - М.: Междунар. отношения, 2016. - 896 с.

55. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / К.В. Пивоваров - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2011. - 195 с.

56. Пащенко Я. Н. Алгоритм построения системы мониторинга развития хозяйствующих субъектов / Я. Н. Пащенко // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2011. - С. 155-157.

57. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия / М.: Экономика, 2002. -560 с.

58. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности стран и регионов финно-угорской группы в условиях глобальных культурных и технологических сдвигов Леоненко Е.А., Лашина М.В., Щербакова Е.Г. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 189-199.

59. Томпсон А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа, 12-е изд. / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М: Издательский дом «Вильямс», - 2012. - 928 с.

60. Тис Д. Дж. Динамические способности фирмы и стратегическое управление / Д. Дж Тис // Вестник СПбГУ. - 2009. - № 4. - С. 133-185.

References:

1. Annual report for 2015 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru

2. Annual report for 2016 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru

3. Annual report for 2017 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru

4. Leonenko E. A., Kolchina N. A. Investment attractiveness of the Finno-Ugric group regions by municipalities / / Municipality: Economics and management. 2017. No. 4 (21). Р. 46-56

5. Market monitoring: building strategic advantages of GIA. IKF "ALT" [Electronic resource] Access mode: http ://www.cfin.ru/ management/strategy/plan/ market_monitoring. shtml

6. Monitoring of competitors' sites [Electronic resource]. Access mode: http ://www. step-by-step.ru/services/marketing-agency/data-capture-

methods/1312/1379/

71. Aaker D. Strategic market management, 7 th ed. / Aaker D. - St. Petersburg: Peter, - 2007. - 496 p.

8 Agapova L.V. Monitoring as a tool for inventorying the scientific and industrial potential of the enterprise / L.V. Agapova, A.N. Flowers. - M .: Finances and statistics. - 2009. - 529 p.

9 Analysis and monitoring of all enterprises "AKDI Economy and Life", №12, 31.03-04.04.2003 http://www.akdi.ru/prb/2003/04-04/ahd.htm

10 Ananieva TE Crisis and marketing: on the way from the market to the client / Ananieva TE / / Marketing and marketing research. - 2010. - No. 1 (85). - C.4-12.

11. Akoff R. Planning of the company's activities / R. Akoff - Moscow: Finance and Statistics, 2009. - 240 p.

12. Aleshchenko V.V. Theoretical and methodological questions of the competitiveness of the economic system / V.V. Aleshchenko // Marketing in Russia and abroad. - 2009. - №1. - P. 107-111.

13. Assel G. Marketing: Principles and strategy / G. Assel - M .: Infra-M, 2011. -804 p.

14. "AsCond" and Koelnmesse - for strengthening the "chocolate" positions of Russia in the world market [Electronic resource] - Access mode: http://nkoapmp.org, http://www.ascond.ru/index-ea=1&ln= 1 & chp

15.. Belyaevsky I.K. Marketing research: information, analysis, forecast: Proc. Allowance. I.K. Belyaevsky - Moscow: Finance and Statistics. - 2009. - 320 s.

16. Berezin IS The practice of market research / IS Berezin - M .: Berator Press, 2009. - 376 p.

17. Belousov V.L. Analysis of the company's competitiveness / V.L. Belousov // Marketing in Russia and abroad. - 2011. - №5 (25). - 776 sec.

18. Bogomolov I.P. Analysis of the formation of the category of competitiveness as a factor of market superiority of economic entities / I.P. Bogomolova, E.V. Khokhlov // Marketing in Russia and abroad. - 2010. - №1. - P. 13-18.

19. Great encyclopedic dictionary. - 2 nd ed., Pererab. And additional. - M .: "The Great Russian Encyclopedia"; SPb .: "Norint", 2011. - 752 p.

20. Borovkova T.I. Monitoring the development of the education system / T.I. Borovkova, I.A. Morev - Part 1. Theoretical aspects: Textbook. - 2004 - p. 352.

21. Bushmeleva G.V. The content of the category "monitoring of socio-economic and environmental processes" (www.bali.ostu.ru/umc/zj2006_2.php).

22. Gasangadzhieva RG Monitoring of industrial enterprises as an instrument of effective economic policy / Issues of structuring the economy. - №6. - 2010. - P. 32-33.

23. Gorlachev P.V. Financial monitoring of the real sector of the economy of the Russian regions under market conditions / P.V. Gorlachev // Issues of Economics. - № 5 - 2011. - C. 35-38.

24 Gordeev A. The economy of the food industry. Textbook. A. Gordeev. - M .: Agroconsult, 2011. - 616 p.

25. Dmitrieva N.V. "Scientific community of students of the XXI century".

Economic sciences: materials and results of the 12th Student International Correspondence Scientific and Practical Conference. / N.V. Dmitrieva, G.V. Leonidova, D.I. Nakhonechny is in Novosibirsk. Publishing house "SibAK", 2012. - 854 p.

26. Zhikina O.V. Monitoring of competitiveness: goals, tasks and problems Current state and prospects for the development of the Russian economy: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference / OV Zhikina -Collected papers. - Penza, 2003. - p. 204-206.

27. Kibitkin M.M. Problems of an integrated approach to the organization and monitoring of enterprises at the regional level / M.M. Kibitkin, E.A. Koval // Monitoring of enterprises by the Bank of Russia current stage of development. Issue II. - M., - the Central Bank of the Russian Federation. - 2012. - 332 p.

28. Kovalev V.V. The financial analysis. Capital Management. The choice of investment. Analysis of reporting. / V.V. Kovalev - Moscow: Finance and Statistics, 2012. - 432 p.

29. Kogut A.E. Information bases of regional socio-economic monitoring / A.E. Kogut, V.E. Rokhchin - SPb: IESP RAS, 2007. - 143 p.

30. Kolass B. Financial management of the enterprise. Problems, concepts and methods: Proc. Manual for universities. Trans. With frants. Ed. I'M IN. Sokolov. / B. Colass - Moscow: Finance, YUPITI, - 2013. - 576 p.

31. Kleiner G.B. Management of corporate enterprises and knowledge economy / World of Russia, 2011. - №4. - P. 32-33.

32. Knysh M.I. Competitive Strategies: Textbook. Allowance. / M.I. Knish - St. Petersburg: Lubavitch, 2010. - 284 p.

33. Krivorotov V.V. Principles and factors of construction of the enterprise competitiveness indicators system / V.V. Krivorotov // Problems of the modern economy - 2011. - №4. - P. 102-104.

34. Kuzin B. Methods and models of firm management / B. Kuzin, V. Yuriev, G. Shakhdinarov - St. Petersburg .: Peter, 2011. - 432 p.

35. Kolchina N.O. Marketing of educational services / / Integration of education. 2013. No. 4 (73). Pp. 48-51

36. Kolchina N.O. Regulation of the quality of life of the regional society // Power. 2011. № 9. With. 19-21.

37. Leonenko E.A. Pharmaceutical Marketing and Public Relations in the 21st Century: Problems and Prospects // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5. P. 858.

38. Lifits I.M. Theory and practice of assessing the competitiveness of goods and services / I.M. Lifitz - M .: Yurayt-M, 2011. - 224 p.

39. Lyubushin PP Theory of economic analysis: Teaching-methodical manual / PP. Lyubushin - M .: Lawyer, - 2012. - 480 p.

40. Marketing monitoring of the market as a tool for increasing competitiveness Leonenko E.A., Kolchina N.O. // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68-1). Pp. 957-966

41. Methodical foundations for marketing monitoring of the market at an

industrial enterprise // Leonenko E.A., Chistyakov SS. Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68-1). Pp. 722-730.

42. Monitoring of the market as a technology of success. [Electronic resource]. Access mode: http://www.snabsz.ru/article-82.htm

43 Marchand D. The use of information in the creation of value / D. Marchand, E. Hayks // Marketing. - 2012. - No. 4 (125). - P. 81-86.

44. Makolov V.I. Dominants of the investment policy of the region in the postcrisis period // Economic analysis: theory and practice. 2010. № 36. With. 19 -24.

45. Neretina EA Business model of the company based on the consumer value / EA Neretina // Marketing in Russia and abroad. - 2013. - No. 2. - P. 104-108.

46. Ovchinnikov V.V. Competitiveness of the Russian economy: current problems and prospects / V.V. Ovchinnikov // Russia and Sovrem. peace. - 2009. - №2. - P. 103-116.

47. Review of the Russian confectionery market □ http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=54&md=2&doc=3074

48. Market description and risks "Lamzur" - [electronic resource] - access mode: http://barfin.ru/company/lamzur/market/

49. Open joint-stock company "Lamzur": to the 70th anniversary / [sost.: E.M. Golubchik, S.S. Markova, V.B. Muravyov, I.E. Khitrova]. - Saransk: Mordov. Book. Publishing house, 2015. - 160 s.

50. Porter M. International competition / M. Porter - M .: Intern. Relations, 2016. -896 p.

51. Pivovarov K.V. Business planning: Teaching-methodical manual. / K.V. Pivovarov - M .: ICC "Marketing", 2011. - 195 with.

52. Pashchenko Ya.N. Algorithm for constructing a monitoring system for the development of economic entities / Ya. N. Pashchenko // Stabilization of the economic development of the Russian Federation: a collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. - Penza, 2011. - P. 155-157.

53. Popov E.V. Market potential of the enterprise / M .: Economics, 2002. - 560 p.

54. Comparative analysis of the investment attractiveness of countries and regions of the Finno-Ugric group in the context of global cultural and technological shifts. Leonenko E.A., Lashina M.V., Shcherbakova E.G. // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 5-1 (58-1). S. 189-199.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55. Thompson A. Strategic Management. Concepts and situations for analysis, 12th ed. / A. Thompson, A. Strickland. - M: Williams Publishing House, - 2012. -928 p.

56. Tis D.J. Dynamic abilities of the firm and strategic management / D.J. Tees // Bulletin of St. Petersburg State University. - 2009. - No. 4. - P. 133-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.