ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ КОМБИНИРОВАННОЙ ПАТОЛОГИИ МОЧЕВЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ
© И.Б. Осипов, Д.А. Лебедев, Е.В. Сафрошина
ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, г. Санкт-Петербург
АКТУАЛЬНОСТЬ
Высокая частота встречаемости и необходимость оптимизации лечебной тактики определяют показания к комплексным эндоскопическим вмешательствам (КЭВ) при лечении сочетанной урологической патологии.
Цель исследования: оценить безопасность и эффективность КЭВ в группе пациентов с сочетанной патологией органов мочевой системы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С 2009 по 2015 год в клинике детской урологии СПбГПМУ эндоскопические вмешательства проведены 983 пациентам с нарушениями уроди-намики. Определены варианты сочетанной патологии у 74 детей: клапан задней уретры (КЗУ) в сочетании с пузырно-мочеточниковым рефлюксом (ПМР) у 14 пациентов, с обструктивным мегауре-тером (ОМ) — у 2, уретероцеле (УР) с ПМР — у 8, дезадаптированный нейрогенный мочевой пузырь (ДНМП) и ПМР — у 27, ДНМП и ОМ — у 2, ДНМП с хроническим циститом и цисталгией — у 5, с уретральной сфинктерной недостаточностью (УСН) — у 8, ДНМП + гипертонус уретрального сфинктера (ГУС) — у 4, УСН + ПМР — у 2, ДНМП + ГУС + + ПМР — у 2 больных. Выполнено 74 первичных и 12 повторных комплексных эндоурологических вмешательств, что составило 7,5 % от всех эндоскопических процедур: лазерная вапоризация (ЛВ) КЗУ в комбинации с эндоскопическим лечением
(ЭЛ) ПМР в 14 случаях, со стентированием мочеточника (СМ) при ОМ — в 2. Лазерное рассечение уретероцеле (ЛРУ) проведено одновременно с ЭЛ ПМР у 8 детей, ботулотоксинотерапия (БТТ) ДНМП с ЭЛ ПМР — у 27, БТТ со СМ — у 2, БТТ и эта-ноловая блокада тригональной зоны (ЭБТЗ) — у 5, БТТ и гелевая пластика шейки мочевого пузыря (ГПШМП) — у 8, БТТ детрузора с БТТ при ГУС — у 4, БТТ + ГПШМП + ЭЛ ПМР — у 2 детей, БТТ детрузора + при ГУС + ЭЛ ПМР — в 2 случаях.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение комплексных малоинвазивных эн-доурологических технологий позволило эффективно улучшить состояние пациентов с тяжелыми сочетанными нарушениями уродинамики во всех случаях, значительно сократить сроки пребывания в стационаре в послеоперационном периоде. Улучшение состояния мочевых путей подтверждено клиническими, лабораторными, уродинамическими данными, результатами рентгеноурологического обследования, что позволяет положительно оценивать опыт эндоскопических операций при сочетанной патологии мочевой системы.
Использование комбинаций методов эндоскопической терапии расширило профиль возможностей отделения. Риск возникновения технических трудностей и увеличения числа интраоперационных осложнений определяет сложность эндоскопических операций такого типа.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОЧЕИСПУСКАНИЯ У ДЕТЕЙ С МИЕЛОДИСПЛАЗИЕЙ
© И.Б. Осипов, С.А. Сарычев, А.Ю. Щедрина, Д.А. Лебедев, А.И. Осипов, Е.В. Соснин
ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, г. Санкт-Петербург
Цель исследования: оценить эффективность мочеиспускания у детей с пороками развития центральной нервной системы (ЦНС).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эффективность мочеиспускания оценена у 150 детей с пороками развития ЦНС в возрасте от 1 до 17 лет (средний возраст — 10 лет). В исследование включены дети со спинномозговыми грыжами (90), сакральными дисплазиями (25), патоло-
гическими образованиями позвоночника (17 и 6) и другими аномалиями ЦНС (12). У всех пациентов отмечалось нарушение рефлекторной активности мочевого пузыря (МП): арефлексия у 110, гипореф-лексия у 25, гиперрефлексия у 15. Оценка эффективности мочеиспускания производилась на основании изучения ритма мочеиспусканий, показателей уро-флоуметрии и ультразвукового определения остаточной мочи. Мочеиспускание считали эффективным при остаточном объеме мочи не более 10 %.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети с гипо- и гиперрефлекторным МП (40) мочились самостоятельно, однако остаточный объем мочи зафиксирован у 30 из них. Мочеиспускание было недостаточно эффективным у 23 детей с ги-порефлекторным МП и у 7 с гиперрефлекторным МП. 36 пациентов с арефлекторным МП (33 %) опорожняли МП, используя вспомогательную мускулатуру (прием Crede), но только 12 из них не имели существенного количества остаточной мочи. 74 ребенка (66 %) теряли мочу при различной степени наполнения МП капельно или малыми порциями не более 20 мл. Недержание мочи отмечалось у всех пациентов с пороками развития ЦНС: ургентное у 11, стрессовое у 10, смешанное у 24, непрерывное у 105. В подавляющем большинстве случаев непрерывное недержание мочи наблюдалось при арефлекторном МП, ургентное — при гиперрефлекторном МП и смешанное — при гипореф-
лекторном МП. При арефлекторном МП средняя скорость составила 3,0 ± 1,6 мл/с, при гипорефлек-торном — 6,8 ± 2,5 мл/с, при гиперрефлекторном — 10,3 ± 3,1 мл/с.
ВЫВОДЫ
Практически у всех пациентов с аномалиями ЦНС отмечаются нарушения эвакуаторной функции МП. Также у больных этой группы отмечается недержание мочи, особенности которого зависят от рефлекторной активности МП. Клинически значимое нарушение эвакуаторной функции МП выявлено у 89 % детей с арефлекторным, у 92 % с гипорефлекторным и у 47 % с гиперрефлекторным МП. Неотъемлемым компонентом дисфункции МП при аномалиях ЦНС является снижение скорости мочеиспускания. К тому же отсутствие нарушений эвакуаторной функции МП у детей с миелодисплазией не обеспечивает полного контроля над удержанием мочи.
МАССА ТЕЛА НОВОРОЖДЕННОГО КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
© Д.С. Осмоловский1, В.Н. Лучанинова2, С.В. Осмоловский1
1Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации, г. Владивосток;
2ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Владивосток
В начале XXI в. в большинстве европейских стран отмечается стабилизация продольного роста и процессов полового созревания детей при резком увеличении показателей массы тела и жирового слоя, что, вероятно, является следствием меняющегося качества и образа жизни населения развитых стран (Баранов А.А., Кучма В.Р., 2013).
Цель исследования: анализ показателей массы тела новорожденных России, в том числе детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для проведения сравнительной характеристики показателей массы новорожденных взяты опубликованные данные ряда авторов начала XX в. (Л.С. Троицкая, Москва, 1914-1919 гг.; А.О. Гершензон, Москва, 1921-1926 гг.; Л.Н. Адамович и Р.Я. Мит-тельман, Ленинград, 1935 г.) и интегративные показатели Приморского краевого медицинского информационно-аналитического центра за последние 15 лет, а также весовые характеристики 728 детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП).
Анализ проводился в форме сопоставления количественных показателей новорожденных (в процентном соотношении) по шести весовым группам:
1-я — вес новорожденных менее 2500 г, 2-я — 2501-3000 г, 3-я — 3001-3500 г, 4-я — 3501-4000 г, 5-я — 4001-4500 г, 6-я — 4501 и более.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В группе новорожденных с массой тела менее 2500 г соотношение детей начала прошлого века и новорожденных Приморского края составило 6,85 против 6,47 %, в то время как в группе детей с перинатальным поражением центральной нервной системы процент маловесных новорожденных составил 16,3 %. Во второй группе соотношение составило 18,7 против 18,0 % и 18,4 % детей с ПЭП; в третьей: 41,25, 39,03, 28 %; в четвертой — 24,3, 26,1, 20,6 %; в пятой — 7,7, 8,6, 4,7 %; в шестой — 1,2 против 1,8 % и 2,5 % детей с ПЭП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в Приморском крае отмечается значительный рост числа новорожденных детей с большой массой тела в сравнении с показателями первых десятилетий XX в. Среди детей с перинатальной энцефалопатией значительную часть занимают как маловесные недоношенные дети с внутриутробной (пренатальной) гипотрофией, так и крупные дети.