УДК 338.43
О. В. Ермолова
Институт аграрных проблем Российской академии наук (Саратов, Россия)
В. В. Кирсанов
Институт аграрных проблем Российской академии наук (Саратов, Россия)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Принята к публикации 06.02.2020
Приведены результаты исследования эффективности межотраслевых взаимодействий в агропродовольственном комплексе (АПК). Особое внимание уделено факторам межотраслевой сбалансированности, изменению межотраслевых пропорций обмена, динамике промежуточного потребления. Показаны результаты анализа межотраслевой структуры участия стадий продуктовых цепочек в производстве добавленной стоимости. Дана оценка возможностей включения отраслей и предприятий комплекса в глобальные цепочки создания стоимости и обоснована необходимость обеспечения национального контроля их приоритетных звеньев. Содержатся предложения по развитию механизма государственной поддержки в условиях роста интеграционной зависимости.
Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, цены, структура, паритет, регулирование.
DOI: 10.32324/2412-8945-2020-1-38-43
Неоднородность процессов развития отраслей и предприятий агропродовольственного комплекса, разный уровень их адаптации к глобальным вызовам предполагают как исследование агрегированных макроэкономических показателей комплекса в целом, так и изучение различных типов продуктовых цепочек, отраслей и предприятий разной степени конкурентоспособности. В современных условиях активно проявляют себя процессы формирования различного рода продовольственных сетей, цепочек создания стоимости, где размыты географические границы национальных продовольственных рынков. Развитие интеграционных процессов способствует ускорению формирования экспортно направленных региональных межотраслевых цепочек создания стоимости.
Возможности роста конкурентоспособности российского АПК на основе его долгосрочных конкурентных преимуществ связаны с расширением участия страны в глобальных цепочках добавленной стоимости. Это обеспечит рост производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, конкурентоспособной на мировом рынке по издержкам и ценам. Раскрытие экспортного потенциала участия России в интеграционных процессах на мировых агропродоволь-ственных рынках является актуальной задачей исследования.
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 1 (19). © О. В. Ермолова, 2020 © В. В. Кирсанов, 2020
Межотраслевое управление комплексом позволяет учесть его взаимосвязи и взаимодействия, направления роста сбалансированности и выявить новые возможности роста конкурентоспособности. Усиление значимости межотраслевого подхода к анализу экономических отношений, необходимость ликвидации экономической основы межотраслевых диспропорций определяют необходимость исследования межотраслевых ценовых пропорций и экономического механизма управления ими, управления изменениями равновесного уровня цен.
Продолжительный период непрерывного роста сельскохозяйственного производства (2013— 2017) с небольшим снижением в 2018 г. (0,2 %) и ожидаемым приростом по итогам 2019 г. (2 %) позволяет говорить об отрасли как об одном из драйверов экономики России. За этот период улучшилось финансовое состояние организаций отрасли, расширились возможности для продолжения положительной динамики роста. Принятие мер по реализации стратегии импортозамещения способствовало ускорению изменений в производственной структуре АПК. За счет концентрации капитала в точках роста сформировались крупные производственные системы в свиноводстве, птицеводстве, масложировой и сахарной продуктовых цепочках, способные успешно наращивать объемы производства. Повышение уровня внутрикомплесной сбалансированности используемых факторов производства, укрепление вертикальных межотраслевых связей и со-
кращение трансакционных издержек, связанных с приобретением необходимых ресурсов, вывод из производственного контура малопродуктивных ресурсов (неквалифицированная рабочая сила, низкопродуктивные земельные участки, устаревшие основные фонды и т. п.) способствовали росту объемов и эффективности производства.
За период с 2000 по 2018 г. произошли значимые изменения структуры выпуска отраслей агропродовольственного комплекса, что нашло отражение в росте доли промежуточного потреб-
ления в выпуске пищевой промышленности в 2018 г. по сравнению с 2000 г. с 67,6 до 77,3 % и сельского хозяйства с 44,1 до 50,3 % (таблица). Увеличение доли промежуточного потребления в сельском хозяйстве связано с процессами роста внутриотраслевого обмена для обеспечения развития отраслей животноводства, в пищевой промышленности — с усложнением структуры производства за счет увеличения количества переделов.
Доля промежуточного потребления в выпуске отраслей агропродовольственного комплекса России
Год Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство Производство пищевых продуктов, включая напитки
2000 44,1 67,6
2015 45,9 77,3
2016 48,4 77,7
2017 49,5 77,3
2018 50,3 77,3
Примечание. Рассчитано по данным Росстата [4].
Изменение межотраслевых пропорций обмена отражает динамика относительных цен. Превышение среднего уровня позволяет говорить об улучшении условий воспроизводства в отрасли и усилении конкурентных позиций. В данном
случае в анализе использовались показатели динамики цен производителей и потребителей продукции АПК, соотнесенные с динамикой потребительских цен (по индексу потребительских цен) (рисунок).
110
105
100
95
90
85
%
¿г \ \ 102,8 99,8
ХЧ/ \\ \ # * ' 96,5
^^ 95,0 93,1
V
■ на продовольственные товары
производителей в производстве пищевых продуктов
■ на промышлен. товары и услуги, приобретен. сельскохоз. организациями
' продукция растениеводства
продукция животноводства
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Изменение относительных цен в агропродовольственном комплексе России (2013 г. = 100 %, индексы соотнесены с индексом потребительских цен)
Примечание. Составлено с использованием данных Росстата [3].
Как видно из рисунка, розничные цены на продовольственные товары превысили фоновый уровень инфляции в год начала санкционного противостояния и устойчиво превышали его все последующее время. Динамика цен производителей продукции растениеводства и животноводства была ниже уровня инфляции. Цены на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, были выше цен реализации продукции сельского хозяйства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что паритет межотраслевого обмена нарушался не в пользу организаций сельского хозяйства.
Ретроспективный анализ показывает, что для развития межотраслевых взаимодействий в агро-продовольственном комплексе России характерны две противоположные тенденции. Одна из них проявляется в сокращении масштаба и интенсивности, упрощении структуры, разрушении кооперационных межотраслевых и внутриотраслевых связей. Другая состоит в углублении межотраслевых взаимодействий, создании новых межотраслевых образований, формировании сетевых структур. Организационные формы ведения бизнеса становятся важным ключевым фактором конкуренции. Как мы писали ранее, продуктовые
цепочки создания стоимости как новые формы межотраслевого взаимодействия занимают промежуточное положение между иерархическими структурами и рынком. Наибольшее влияние на их развитие оказывают степень совершенства институтов, прежде всего института конкуренции, эффективность товарных рынков, уровень инновационного потенциала. Они могут эффективно развиваться, если более мобильные малые и средние фирмы становятся их участниками и активно подключаются к глобальным потокам инноваций и ресурсов. При этом они сначала наращивают экспорт промежуточной продукции, а затем и конечной продукции. Первоначально их развитие происходило за счет удлинения продуктовых цепочек с ориентацией преимущественно на внутренний рынок. Сегодня успех в конкуренции имеют предприятия, ориентированные на внешний рынок [1].
Для российского АПК в целом кривая, отражающая концентрацию добавленной стоимости на разных стадиях цепочек добавленной стоимости, имеет вид, который принято называть «улыбающейся кривой». В такой цепочке разные стадии отличаются по уровню доходности. Межотраслевые и внутриотраслевые различия в уровне концентрации очень существенны. Ключевыми факторами, определяющими структурные особенности развития агропродовольственного комплекса на этом уровне, являются параметры технологического развития и эффективность производства, которые могут быть выражены структурой затрат и формированием добавленной стоимости.
Анализ межотраслевой структуры участия различных стадий продуктовых цепочек комплекса в производстве совокупной добавленной стоимости выявил недостаточный уровень глубины переработки, преобладание сырьевой составляющей и отсутствие эффективного механизма перелива капитала. Несмотря на то что соотношение произведенной валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве и пищевой промышленности сократилось с 1,92 в 2015 г. до 1,65 в 2018 г. [7], уровень развития постсельскохозяйственных отраслей остается низким в сравнении со странами с высоким уровнем развития агро-продовольственных систем и свидетельствует о недостаточно эффективной структуре комплекса. Важным фактором формирования неэквивалентных отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики наряду с неблагоприятной динамикой относительных цен является низкий уровень технологического развития, определяющий высокий уровень затрат в отрасли. Снижение издержек производства за счет увеличения применения технологических и управленческих новаций является важным фактором повышения сбалансированности межотраслевого обмена.
Изучение тенденций изменения формы кривой выявило их различия для разных продуктовых цепочек. Так, доля сельского хозяйства
в производстве хлеба составляет 23 % добавленной стоимости, а по свинине и маслу животному — 52,4 и 56,7 % соответственно. Доля переработки и сферы обращения также значительно колеблется. Так, доля сферы обращения в валовой добавленной стоимости по маслу животному составляет 18 %, а по маслу подсолнечному — 46,3 % [6; 8]. Одной из причин снижения уровня добавленной стоимости в середине цепочки является более высокий уровень конкуренции, отсутствие эффективного механизма перелива капитала. Анализ тенденций изменения формы кривой представляет интерес для выявления конкурентных позиций субъектов продуктовых цепочек, их инвестиционной привлекательности, для разработки институциональных и организационных мер.
Структурный характер инфляции является одним из важных ограничений структурных преобразований и возможностей обеспечения межотраслевой сбалансированности. Наличие долгосрочного эффекта взаимосвязи накопленных структурных сдвигов и суммарного роста цен является спецификой развития и фактором межотраслевой сбалансированности. Новые структурные взаимодействия в агропродовольственном комплексе предполагают встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости; поддержку деловой активности критически важных звеньев в межотраслевых цепочках добавленной стоимости; обеспечение их национального контроля. К числу важнейших структурных преобразований относится защита от разрушающей конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей, включение малых форм хозяйствования в цепочки межотраслевых взаимодействий, обеспечение технологического суверенитета.
Сбалансированность ряда национальных цепочек создания стоимости требует достраивания недостающих звеньев и формирования вертикальных связей, притока инвестиций в отрасли комплекса. Такими стадиями являются селекция, семеноводство, научное обслуживание и др. На стадии селекции создается конкурентное преимущество во многом благодаря достижениям науки, в ее недостаточном развитии кроется причина высокой импортозависимости. Актуальными задачами АПК являются создание новых сортов отечественной селекции, конкурентного фонда регионального элитного семеноводства, обеспечение сельскохозяйственных предприятий качественным семенным материалом. Российская селекция потенциально конкурентоспособна на мировом рынке, ее продукция обладает ценовой конкурентоспособностью, поставляя на мировой рынок более дешевую продукцию.
В ведущейся в настоящее время дискуссии по приоритетным источникам и направлениям экономического роста внимание акцентируется на соотношении мер по стимулированию спроса и предложения. В последние годы вектор правительственных решений направлен на поддержку предложения за счет бюджетных инвестиций и реализации крупных проектов с государствен-
ным участием. Это относится и к отраслям АПК. В рамках реализации утвержденного правительством России плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в валовом внутреннем продукте Минсельхозу установлены целевые показатели в сфере агропромышленного комплекса. За последние три года в отраслях АПК наблюдается рост нормы накопления (отношение инвестиций в основной капитал к валовой добавленной стоимости) — в сельском хозяйстве этот показатель вырос с 16,7 % в 2016 г. до 24,5 % в 2018 г., а в производстве продуктов питания с 16,4 до 18,3 % [2], что существенно ниже целевых значений. На перспективах экономического развития отраслей комплекса негативно сказывается накопленное недофинансирование.
В условиях дефицита источников финансирования расширенного воспроизводства позитивные изменения в развитии национального агро-продовольственного комплекса во многом определялись мерами государственной поддержки. Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций играет важную стабилизирующую роль в их развитии. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций в значительной мере определяется получаемыми из бюджетной системы субсидиями. Среднегодовой объем субсидий в 2014—2018 гг. оставался примерно одинаковым, а объем полученной сельскохозяйственными организациями прибыли без учета субсидий менялся в широких пределах. За счет средств государственной поддержки формируется значительная часть прибыли сельскохозяйственных организаций. Так, в 2014 г. доля субсидий из бюджетов всех уровней в объеме прибыли до налогообложения составила 61,0 %, в 2015 г. — 41,9 %, в 2016 г. — 43,6 %, в 2017 г. — 55,7 % [6, с. 49]. Отметим, что сокращение объема прибыли, полученной сельскохозяйственными организациями (без субсидий из бюджета) в 2017 г., имело место в условиях достижения рекордных показателей по производству продукции растениеводства, роста производства в отраслях животноводства. Это указывает на несформированность или неэффективность механизмов противодействия нарушению ценового паритета между сельским хозяйством и остальной экономикой. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2018 г. выросла и составила 13,1 % (оценка Минсельхоза России), что ниже целевого показателя (15 %) на 1,9 %. Без учета субсидий рентабельность составила 8,1 против 5,3 % в 2017 г. Прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) Минсельхоз оценивал в сумме 314,1 млрд руб., что на 15,1 % выше уровня 2017 г. (272,9 млрд руб.) [5].
Эволюция подходов к объектам и методам государственной поддержки отражает поиск баланса в системе приоритетов: между селективными и общесистемными мерами, федеральным и региональным видением решения проблем, продуктовыми или институциональными доми-
нантами. Логика и сценарии дальнейших изменений связаны с необходимостью обеспечения целостности и сбалансированности развития многоотраслевой агропродовольственной системы, повышения степени интегративности экономического пространства за счет интенсификации межрегиональных связей, формирования конкурентной специализации регионов, эффективного встраивания в глобальные цепочки создания стоимости.
Направлениями перехода к регионально дифференцированной государственной политике, нацеленной на обеспечение рациональной территориальной специализации сельскохозяйственного производства и учитывающей изменение позиционирования национального комплекса в мировой агропродовольственной системе, являются использование в качестве основного критерия дифференциации государственной поддержки соответствие выделяемой помощи агроклиматическому потенциалу региона; постепенная переориентация программ поддержки сельскохозяйственного производства на программы комплексного развития сельских территорий; стимулирование развития перспективных территориально-хозяйственных систем; более активное использование балансового и нормативно-ресурсного подходов к обоснованию размеров государственной поддержки в региональном разрезе.
Проектный подход к реализации госпрограмм позволяет целенаправленно формировать механизмы взаимодействия федерального центра и субъектов Федерации по целевой поддержке приоритетных для страны отраслей и видов деятельности, выявлению, разграничению и последующей капитализации конкурентных преимуществ регионов. Новые возможности концентрации средств на региональных приоритетах возникают в результате изменения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1573 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», системы мер по государственной поддержке сельского хозяйства с 2020 г., в которой субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют объемы, формы и методы государственной поддержки по соответствующим приоритетным направлениям, исходя из специфики сельскохозяйственного производства, природно-климатических и других особенностей региона. Три действующих вида поддержки (субсидии на молоко, несвязанная, «погектарная», поддержка и единая субсидия) объединены в один вид с разделением на две части — компенсирующую и стимулирующую. Компенсирующая часть предполагает предоставление бюджетных ассигнований на поддержание доходности сельхозпроизводителей (будут компенсироваться выпадающие доходы и распределяться, как и в настоящее время, — по гектарам
площади и литрам произведенного молока). Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 713 «Об определении на 2020 год приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса», стимулирующая часть будет предоставляться регионам как часть ресурсного обеспечения достижения согласованных с федеральным центром целевых показателей по наиболее перспективным и приоритетным для них отраслям агропродовольственного комплекса. В качестве приоритетных направлений для оказания поддержки из стимулирующей части субсидий в 2020 г. регионы определили производство молока (66 регионов), зерновых и зернобобовых культур (56), расширение плодово-ягодных насаждений (54), производство масличных культур (45), развитие мясного скотоводства (31), производство овощей открытого грунта (23). Почти все регионы страны решили развивать малые формы хозяйствования. Предлагаемые изменения потребуют нового качества взаимодействия федеральных и региональных уровней управления. Система распределения субсидий из федерального бюджета должна учитывать сложившуюся специализацию региона и обеспечивать устойчивость и преемственность развития их агросистем. В то же время важно содействовать капитализации региональных конкурентных преимуществ. В процедурах ранжирования и отбора региональных проектов нами предлагается использовать метод анализа иерархий, соответствующий большинству требований решения задач многокритериального выбора.
Рост экспортного потенциала АПК России требует формирования новой модели включенности в глобальные цепочки добавленной стоимости, содержательной стороной которой должно стать обеспечение выхода на более высокий уровень производственной кооперации с формированием национальных межотраслевых сегментов глобальных воспроизводственных систем. Качественно новый этап развития должен характеризоваться не просто ростом экспортных операций, а выходом на более высокий уровень производственной кооперации с формированием национальных межотраслевых сегментов глобальных воспроизводственных систем. Важной современной тенденцией в мировом разделении и кооперации труда является движение в направлении формирования институционально однородной среды на территории тех стран, которые входят в интеграционные объединения. Институционально однородная среда, в том числе между гос-
ударствами — членами ЕАЭС, позволит создать равные условия конкуренции для бизнеса по защите прав собственности и интеллектуальных прав, доступа на рынки.
Целенаправленно реализуемая стратегия сбалансированного экономического роста должна способствовать структурной перестройке. Нахождение баланса между интересами потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия является одной из важнейших задач государственного управления на современном этапе. Логика и сценарии дальнейших изменений связаны с необходимостью обеспечения целостности и сбалансированности развития многоотраслевой агропродовольственной системы, повышения степени интегративности экономического пространства за счет интенсификации межрегиональных связей, формирования конкурентной специализации регионов, эффективного встраивания в глобальные цепочки создания стоимости.
Список литературы
1. Ермолова О. В., Кирсанов В. В. Особенности формирования продуктовых цепочек в агро-продовольственном комплексе России // Экономика и упр.: проблемы, решения. 2018. № 12. Т. 7 (84). С. 71—79.
2. Инвестиции в основной капитал / Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfin ancial/# (дата обращения: 01.10.2019).
3. Индексы цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями, по Российской Федерации / Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/# (дата обращения: 01.10.2019).
4. Национальные счета России в 2014—2018 годах : стат. сб. / Росстат. М., 2019. 263 с.
5. Об итогах деятельности Минсельхоза России за 2018 год / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/10c/ 10c6695082afd0ac0ea4b6e41fa3f6d9.pdf- (дата обращения: 01.10.2019).
6. Сельское хозяйство России / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации. М., 2018. 55 с.
7. Структура валовой добавленной стоимости по отраслям экономики. Годовые данные по ОКВЭД 2 (КДЕС Ред. 2) / Росстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/ str-vds-okved2-det.xls (дата обращения: 01.10.2019).
8. Цены в России. 2018 : стат. сб. / Росстат. M., 2018. С. 66.
O. V. Ermolova, V. V. Kirsanov
EFFICIENCY OF INTER-INDUSTRY INTERACTIONS IN AGRI-FOOD COMPLEX
The results of a study of the effectiveness of intersectoral interactions in the agri-food complex are presented. Particular attention is paid to the factors of interindustry balance, changes in interindustry proportions of exchange, and the dynamics of intermediate consumption. The results of the analysis of the interindustry structure of the participation of the stages of food chains in the production of value added are shown. An assessment is given of the possibilities of including industries and enterprises of the complex in global value chains and the necessity of ensuring national control of their priority links is substantiated. The proposals on the development of the mechanism of state support in the context of growing integration dependence are contained.
Keywords: agri-food complex, prices, structure, parity, regulation.