Научная статья на тему 'Эффективность методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников'

Эффективность методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солодников А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников»

адаптивный спорт

картина наблюдается и у девочек КГ и ЭГ. Это объясняется применением системы комплексных упражнений как на теоретических, так и на практических занятиях, способствующих улучшению зрительно-пространственной памяти.

Выводы. Мультимедийные презентации на учебно-тренировочных занятиях предназначены для решения ряда педагогических задач, их использование значительно повышает производительность обучения. Преимущества мультимедийных технологий как средства обучения - в возможности сочетать логические и образные способы освоения информации, активизировать образовательный процесс путем усиления наглядности. И как следствие повышается скорость сличения карты с местностью.

Литература

1. Богданов В.М. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Тез. докл. Междунар. конф. ЮНЕСКО «Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V Гамбургской конференции по образованию взрослых»). - Н. Новгород: ННГАСУ, 1999. - Ч. 2. - С. 93-94.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / В.Ю. Волков // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000. - С. 70-75.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.

4. Рыженкова Н.В. Инновационная методика этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации в годичном цикле тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Рыженкова. - Смоленск, 2007. - 22 с.

References

1. Bogdanov, V.M. Education in the field of physical culture using computer technologies / V.M. Bogdanov, V.S. Ponomarev, A.V. Solovov // Book of abstracts of Internat. UNESCO conf. "Adult education - a step of Russia to the XXI century (impulse of the V Hamburg conference on adult education)". - N. Novgorod: NSUACE, 1999. - P. 2. - P. 93-94. (In Russian)

2. Volkov, V.Yu. Computer technologies in the educational process on physical culture / V.Yu. Volkov // Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. St.Petersburg, 2000. - P. 70-75. (In Russian)

3. Nikishina, I.V. Innovative educational technologies and organization of educational and methodical processes at school: the use of online forms and methods of teaching of students and teachers / I.V. Nikishina. - Volgograd: Uchitel', 2008. - 91 P. (In Russian)

4. Ryzhenkova, N.V. The innovative method of phased monitoring of physical and intellectual skills of orienteerers of varying qualifications in the year training cycle: abstract of Ph.D. thesis / N.V. Ryzhenkova. - Smolensk, - 2007. - 22 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 19.02.2014 г.

из портфеля редакции

УДК: 796.01:376.3

эффективность методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников

Аспирант А.В. Солодников

Смоленский государственный университет, Смоленск

Ключевые слова: физическая подготовленность, нарушение зрения, оздоровительная гимнастика.

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей 8-16 лет, обучающихся в сельских общеобразовательных школах.

Методика и организация исследования. Комплексные исследования были проведены на базе средних общеобразовательных сельских школ Демидовского и Велижского районов Смоленской области. В основу проверки эффективности экспериментальной методики легли обследования детей 8-16 лет контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, состоящих из 30 учащихся с отклонениями в здоровье, каждая из которых была дифференцирована по возрастному признаку на 3 подгруппы: дети начальных классов (8-9 лет), средних (10-14 лет) и старших (15-16 лет). Каждая подгруппа состояла из 10 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования установлено, что внедрением экспериментальной методики приоритетного использования средств оздоровительной гимнастики при профилактике и коррекции нарушений зрения у детей 8-9 лет удалось существенно снизить количество заболеваний костно-мышечной системы, как у девочек, так и у мальчиков ЭГ (р<0,05). Весьма примечателен тот факт, что у мальчиков 8-9 лет к концу формирующего педагогического эксперимента произошло достоверное снижение количества заболеваний органов дыхания (р<0,05). У девочек и мальчиков 10-14 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента в результате внедрения средств

оздоровительной гимнастики существенно снизилось количество заболеваний органов зрения - до 6 (12,2 %) и 5 (10,5 %) соответственно (р<0,05).

Корригирующие комплексы оздоровительной гимнастики, применяемые на занятиях по физическому воспитанию с детьми ЭГ, обучающимися в сельских общеобразовательных школах, позволили к концу эксперимента достоверно снизить количество девочек с заболеваниями костно-мышечной и нервной системы - 7 (14,3 %) и 2 (4,1 %) соответственно (р<0,05). Характерно, что у мальчиков 10-14 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента достоверно снижается количество заболеваний костно-мышечной, дыхательной и эндокринной систем.

Экспериментально установлено, что у девочек и мальчиков ЭГ к концу исследования существенно снизилось количество заболеваний органов зрения - до 7 (11,9 %) и 8 (12,9 %) соответственно (р<0,05).

К этому необходимо добавить, что у детей 15-16 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента происходит достоверное снижение количества заболеваний костно-мышечной, дыхательной и нервной систем.

Вывод. Экспериментально установлено, что авторская методика оздоровительной гимнастики позволяет эффективно планировать занятия по физическому воспитанию в специальной медицинской группе, направленные на профилактику и коррекцию нарушений зрения в сельских общеобразовательных школах.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

№ 5 • 2014 Май | May

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.