Научная статья на тему 'Оптимизация процесса обучения технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха'

Оптимизация процесса обучения технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ / TECHNIQUE OF SPORTS ORIENTEERING / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Т. А.

Modern society is characterized by the process of informatization. Computer technologies are being widely introduced everywhere. At the same time one of the priorities of this process is informatization of education. The opportunities of cognitive development by means of computer technologies are examined insufficiently in the studies that are relevant to hearing impaired children. So the effect of the application of computer training programs to train deaf junior teenagers on the cognitive processes such as visual perception, stability and volume of attention, visual memory, thinking, are not studied. Thus, the relevance of the study is determined by the contradiction between the importance of development of the cognitive sphere of deaf children engaged in sports orienteering, as one of the important tasks of learning, by means of information and computer technologies, and their insufficient development. It enabled to define the research problem, which is to explore the capacities of using information and computer technologies in correctional work for the development of cognitive abilities of schoolchildren with hearing impairments. The purpose of the present study was to solve this problem. Multimedia presentations at training sessions are designed to address a number of educational problems, their use significantly improves the effectiveness of learning. The advantages of the multimedia technology as a learning tool is the ability to combine logical and imaginative ways of learning information, to intensify the educational process by increasing the use of visual methods. And, consequently, it provokes an increase of the rate of comparison of maps with the terrain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса обучения технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха»

УДК: 796.035

оптимизация

процесса обучения технике спортивного ориентирования детей с нарушением слуха

Кандидат педагогических наук ТА Федорова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF TEACHING SPORTS ORIENTEERING TECHNQUE TO HEARING IMPAIRED CHILDREN T.A. Fedorova, Ph.D. Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm Key words: informatization, computer technologies, technique of sports orienteering, information environment.

Modern society is characterized by the process of informatization. Computer technologies are being widely introduced everywhere. At the same time one of the priorities of this process is informatization of education. The opportunities of cognitive development by means of computer technologies are examined insufficiently in the studies that are relevant to hearing impaired children. So the effect of the application of computer training programs to train deaf junior teenagers on the cognitive processes such as visual perception, stability and volume of attention, visual memory, thinking, are not studied.

Thus, the relevance of the study is determined by the contradiction between the importance of development of the cognitive sphere of deaf children engaged in sports orienteering, as one of the important tasks of learning, by means of information and computer technologies, and their insufficient development. It enabled to define the research problem, which is to explore the capacities of using information and computer technologies in correctional work for the development of cognitive abilities of schoolchildren with hearing impairments. The purpose of the present study was to solve this problem.

Multimedia presentations at training sessions are designed to address a number of educational problems, their use significantly improves the effectiveness of learning.

The advantages of the multimedia technology as a learning tool is the ability to combine logical and imaginative ways of learning information, to intensify the educational process by increasing the use of visual methods. And, consequently, it provokes an increase of the rate of comparison of maps with the terrain.

Ключевые слова: информатизация, компьютерные технологии, техника спортивного ориентирования, информационная среда.

Введение. Современное общество характеризуется процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений этого процесса - информатизация образования [3]. В настоящее время появилась возможность проводить теоретические и практические тренировочные занятия с использованием электронной презентации, т. к. многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно в рамках учебных часов.

Информационные формы тренировочных занятий приводят к повышению мотивации учащихся, росту эмоциональной выразительности, создают условия для получения теоретических знаний, позволяют значительно повысить качество обучения [2].

Усиление требований к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяет необходимость модернизации содержания образования, и дополнительного в том числе (Ю. А. Шрейдер, О. И. Кукушкина, И. А. Никольская, D. Moores и др.).

Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с нарушением слуха, возможности развития познавательной сферы средствами компьютерных технологий изучены недоста-точно.Так, не изучено влияние применения обучающих компьютерных программ в тренировке глухих детей младшего подросткового возраста на такие познавательные процессы, как зрительное восприятие, устойчивость и объем внимания, зрительная память, мышление. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между значимостью развития познавательной сферы глухих детей, занимающихся спортивным ориентированием, как одной из важных задач процесса обучения, средствами информационно-компьютерных технологий, и их недостаточной разработанностью. Это позволи-

и

АДАПТИВНЫМ СПОРТ

ло определить проблему исследования, которая заключается в изучении возможностей использования информационно-компьютерных технологий в коррек-ционной работе по развитию познавательной сферы школьников с нарушением слуха. Решение данной проблемы явилось целью исследования.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов работающие в этой системе педагоги имеют возможность передавать воспитанникам знания, умения и навыки в неформальной обстановке. Целью обучения становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает каждому воспитаннику возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Одной из необходимых сфер для развития субъекта с нарушением слуха является информационная среда, которая впервые была предложена Ю. А. трейдером (1989), рассматривающим информационную среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников [1].

Исследователи отмечают, что информационная среда образовательной деятельности формируется:

- педагогом (он определяет содержание программы образования, принципы обучения, формы и методы организации тренировочного процесса, стиль общения и т. д.);

- педагогическим коллективом учебного заведения (определяет общие требования к воспитанникам, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагога и воспитанника);

- государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей обучаемого и с использованием возможностей информационной образовательной среды увеличивается путем организации связи между пользователем и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени [3].

В настоящее время появилась возможность проводить теоретические и практические занятия по спортивному ориентированию в форме мультимедийной презентации, так как многие объяснения техники передвижения по незнакомой местности, правила соревнований и безопасности занятий, освещение теоретических вопросов различных направлений сложно передать спортсменам с нарушением слуха. Демонстрационные средства, используемые на учебно-тренировочных занятиях (слайды, картины, анимации, видеозаписи), способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе -понятий.

Использование компьютера и мультимедийных технологий дает положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различ-

ных ситуаций в лесу, при сборе нужной информации о местности и дистанции, при оценке полученных знаний, а также позволяет реализовать активные методы обучения на практике.

В школах имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Разработанные нами мультимедийные презентации (регистрационное издание № 23391) теоретических занятий по спортивному ориентированию способствуют повышению мотивации учащихся, росту эмоциональной выразительности занятия, создаёт условия для получения теоретических знаний по технике передвижения по незнакомой местности.

Организация и методика исследования. Формирующий эксперимент проведенный в 2011/2012 гг. на базе КГС (К)ОУ «Школа-интернат с нарушением слуха I, II вида» Пермского края показал эффективность разработанных нами мультимедийных презентаций начального обучения спортивному ориентированию. В исследовании приняли участие школьники 5-6-х классов (18 - в КГ и 19 в - ЭГ. Одним из важных критериев при оценке начального обучения спортивному ориентированию является значительный рост показателей, характеризующих качественные сдвиги в развитии устойчивости и объема внимания, воссоздающего воображения, зрительно-пространственной памяти, наглядно-образного и творческого (креативного) мышления. В работе были использованы следующие методики: тест Дж. Равена; Р. Амтхаунера; модифицированный тест Риссу; проба переплетенных линий Рея и корректурная проба Бурдона; тест П. Торренса; тест А. Р. Лурия, дополненный и уточненный Т. В. Ахутиной и Л. В. Яблоковой [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Достоверное улучшение результатов устойчивости внимания у мальчиков произошло в обеих группах. В КГ прирост составил 15,64 %, в ЭГ - 34,01% (р<0,05). У девочек также произошли положительные сдвиги в показателях устойчивости внимания: прирост составил 16,98 % в КГ и 32,64 % в ЭГ (р<0,05). Более значимо выросли результаты у мальчиков и девочек ЭГ. Учебно-тренировочные занятия по спортивному ориентированию с использованием мультимедийной технологии способствуют положительному развитию устойчивости внимания.

Прирост объема внимания у мальчиков КГ составил 15,87 %, ЭГ - 33,58 %. Выросли результаты и у девочек: соответственно в КГ - 10,80 % и в ЭГ - 26,80 % (р<0,05).

Использование интерактивной доски с заданиями различного характера позволило увеличить объем внимания в ЭГ.

Анализ динамики показателей зрительно-пространственной памяти у занимающихся показал более высокий прирост результатов у мальчиков ЭГ. При исходных данных у мальчиков КГ 2,59±0,60 усл. ед. к концу эксперимента результаты выросли до 2,88±0,71 усл. ед. (р>0,05). В ЭГ они значимо выросли у мальчиков -с 2,62±0,16 до 3,46±0,41 усл. ед. (р<0,05). Подобная

26

№ 5 • 2014 Май | Мау

картина наблюдается и у девочек КГ и ЭГ. Это объясняется применением системы комплексных упражнений как на теоретических, так и на практических занятиях, способствующих улучшению зрительно-пространственной памяти.

Выводы. Мультимедийные презентации на учебно-тренировочных занятиях предназначены для решения ряда педагогических задач, их использование значительно повышает производительность обучения. Преимущества мультимедийных технологий как средства обучения - в возможности сочетать логические и образные способы освоения информации, активизировать образовательный процесс путем усиления наглядности. И как следствие повышается скорость сличения карты с местностью.

Литература

1. Богданов В.М. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Тез. докл. Междунар. конф. ЮНЕСКО «Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V Гамбургской конференции по образованию взрослых»). - Н. Новгород: ННГАСУ, 1999. - Ч. 2. - С. 93-94.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / В.Ю. Волков // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000. - С. 70-75.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.

4. Рыженкова Н.В. Инновационная методика этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации в годичном цикле тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Рыженкова. - Смоленск, 2007. - 22 с.

References

1. Bogdanov, V.M. Education in the field of physical culture using computer technologies / V.M. Bogdanov, V.S. Ponomarev, A.V. Solovov // Book of abstracts of Internat. UNESCO conf. "Adult education - a step of Russia to the XXI century (impulse of the V Hamburg conference on adult education)". - N. Novgorod: NSUACE, 1999. - P. 2. - P. 93-94. (In Russian)

2. Volkov, V.Yu. Computer technologies in the educational process on physical culture / V.Yu. Volkov // Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. St.Petersburg, 2000. - P. 70-75. (In Russian)

3. Nikishina, I.V. Innovative educational technologies and organization of educational and methodical processes at school: the use of online forms and methods of teaching of students and teachers / I.V. Nikishina. - Volgograd: Uchitel', 2008. - 91 P. (In Russian)

4. Ryzhenkova, N.V. The innovative method of phased monitoring of physical and intellectual skills of orienteerers of varying qualifications in the year training cycle: abstract of Ph.D. thesis / N.V. Ryzhenkova. - Smolensk, - 2007. - 22 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 19.02.2014 г.

из портфеля редакции

УДК: 796.01:376.3

эффективность методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у сельских школьников

Аспирант А.В. Солодников

Смоленский государственный университет, Смоленск

Ключевые слова: физическая подготовленность, нарушение зрения, оздоровительная гимнастика.

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование методики оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей 8-16 лет, обучающихся в сельских общеобразовательных школах.

Методика и организация исследования. Комплексные исследования были проведены на базе средних общеобразовательных сельских школ Демидовского и Велижского районов Смоленской области. В основу проверки эффективности экспериментальной методики легли обследования детей 8-16 лет контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, состоящих из 30 учащихся с отклонениями в здоровье, каждая из которых была дифференцирована по возрастному признаку на 3 подгруппы: дети начальных классов (8-9 лет), средних (10-14 лет) и старших (15-16 лет). Каждая подгруппа состояла из 10 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования установлено, что внедрением экспериментальной методики приоритетного использования средств оздоровительной гимнастики при профилактике и коррекции нарушений зрения у детей 8-9 лет удалось существенно снизить количество заболеваний костно-мышечной системы, как у девочек, так и у мальчиков ЭГ (р<0,05). Весьма примечателен тот факт, что у мальчиков 8-9 лет к концу формирующего педагогического эксперимента произошло достоверное снижение количества заболеваний органов дыхания (р<0,05). У девочек и мальчиков 10-14 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента в результате внедрения средств

оздоровительной гимнастики существенно снизилось количество заболеваний органов зрения - до 6 (12,2 %) и 5 (10,5 %) соответственно (р<0,05).

Корригирующие комплексы оздоровительной гимнастики, применяемые на занятиях по физическому воспитанию с детьми ЭГ, обучающимися в сельских общеобразовательных школах, позволили к концу эксперимента достоверно снизить количество девочек с заболеваниями костно-мышечной и нервной системы - 7 (14,3 %) и 2 (4,1 %) соответственно (р<0,05). Характерно, что у мальчиков 10-14 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента достоверно снижается количество заболеваний костно-мышечной, дыхательной и эндокринной систем.

Экспериментально установлено, что у девочек и мальчиков ЭГ к концу исследования существенно снизилось количество заболеваний органов зрения - до 7 (11,9 %) и 8 (12,9 %) соответственно (р<0,05).

К этому необходимо добавить, что у детей 15-16 лет ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента происходит достоверное снижение количества заболеваний костно-мышечной, дыхательной и нервной систем.

Вывод. Экспериментально установлено, что авторская методика оздоровительной гимнастики позволяет эффективно планировать занятия по физическому воспитанию в специальной медицинской группе, направленные на профилактику и коррекцию нарушений зрения в сельских общеобразовательных школах.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.