мероприятий, реализуемых в республике и будет оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Решение поставленных задач позволит к 2025г. достичь следующих показателей: выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности составит 90,1 млрд. руб. (40,6% в структуре выпуска продукции АПК), налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 13,5 млрд руб., производительность труда - 2,0 млн руб./чел., среднегодовая численность работающих - 45,1 тыс. человек, среднемесячная заработная плата одного работающего - 24,0 тыс. руб. [2].
В рамках реализации Стратегии Республики Дагестан будет проводиться работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития пищевой и перерабатывающей промышленности, разрабатываться пакеты документов, обеспечивающих развитие её ключевых секторов, территориальных зон, создаваться портфель приоритетных инвестиционных проектов республиканского, отраслевого и территориального уровня.
Разработка указанного пакета документов позволит определить ориентиры развития муниципальных районов, систематизировать процесс стратегического планирования и повысит инвестиционную привлекательность пищевой и перерабатывающей промышленности.
Реализация Стратегии позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации, входящего в двадцатку субъектов-лидеров по объёму валового регионального продукта (свыше 1 трлн. руб.).
После утверждения Стратегии, следующим этапом предполагается разработка Программы развития реального сектора экономики Республики Дагестан, в которую будут включены конкретные мероприятия по развитию предприятий и организаций производственного комплекса республики.
Органам местного самоуправления необходимо активно включиться в эту работу и оказывать содействие предприятиям и организациям в подготовке предложений, инвестиционных проектов и площадок.
Литература:
1. Дагестанстат, Основные экономические и социальные показатели за 2008-2010гг;
2.Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года;
3.Сельское хозяйство Дагестана, экономический обзор за 2010г., Минсельхоз РД, 2011г.;
4.Аналитические материалы Минэкономики РД 2008-2010гг.
5.Мудуев Ш.С., Мельхашев М. М. Проблемы развития плодоовощных консервов в Республике Дагестан, МГОУ, Проблемы региональной экономики, сборник научных трудов, 6 выпуск, Махачкала 2010г.
Мудуев Ш.С., Мельхашев М.М. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (НА ПРИМЕРЕ ВИНОГРАДАРСТВА, САДОВОДСТВА, ОВЦЕВОДСТВА)
На примере виноградарства, садоводства и овцеводства, дан анализ эффективности господдержки, развития сельского хозяйства Дагестана, раскрыты бесперспективность отдельных направлений господдержки и подняты основные проблемы, сдерживающие разви-
тие сельского хозяйства, определены приоритетные направления экономических преобразований.
Ключевые слова: Республика Дагестан, агропромышленный комплекс, растениеводство, виноградарство, садоводство, овцепоголовье, государственная поддержка, субсидии, переработка, эффективность, земельная реформа, спрос, инвестиции.
Muduev Sh.S., Melhashev M.M.
UP A PUBLIC SUPPORT IN DAGESTAN (FOR EXAMPLE, VITICULTURE, HORTICULTURE, SHEEP)
On the example of viticulture, horticulture and sheep, given analysis of the effectiveness of government support, the development of agriculture of Dagestan, revealed the futility of individual areas of state and raised the main issues constraining the development of agriculture, identified priority areas for economic reforms.
Key words: Republic of Dagestan, agro industrial complex, wine growing, gardening, stock of sheep, state support, grants, processing, efficiency, land reform, demand, investments.
Процессы, направленные на развитие и стабилизацию отраслей экономики Дагестана в рыночных условиях, требуют решения организационно -экономических задач, для которых необходимо привлечение денежных и прочих ресурсов. Важнейшей задачей рыночной экономики является сбалансированное обеспечение финансовыми ресурсами всех её секторов. Наличие и оптимальное использование этих ресурсов становится возможным только при существовании эффективной системы поддержки и регулирования. Исходя из сути рынка, как способа взаимодействия производителей и потребителей, в какой-то момент может оказаться так, что некоторые сектора экономики, в силу объективных причин, окажутся в положении менее выгодном по сравнению с другими. И здесь необходимо участие государства, роль которого в современной рыночной экономике нельзя недооценивать. Основу современной организации национальной экономики должна составлять совокупность двух начал: рынка и государственного макроэкономического регулирования. Государство, прежде всего, устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их выполнение всеми участвующими субъектами.
Необходимость участия государства в экономических процессах, обусловлено рядом причин:
Во-первых, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, ведет к снижению эффективности общественного производства и антимонополистическая деятельность государства является его важнейшей функцией.
Во-вторых, существуют необходимые для общества капиталоёмкие производства с длительным сроком окупаемости, которые «отторгает» рыночный механизм (в сельском хозяйстве к их числу можно отнести садоводство и виноградарство).
В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов ( обеспечение баланса в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма).
Однако воздействие государства на экономику не может носить произвольный характер, иначе применение государственной поддержки ведёт к ослаблению рыночных стимулов.
Одной из основных целей развития сельского хозяйства в Республике Дагестан до 2012 года является - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также принятие Закона Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан» и республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее Программа), однозначно подтвердили выбор агропромышленного комплекса в качестве приоритета государственной экономической политики. Анализ показателей ресурсного обеспечения показывает, что почти все направления Программы финансировались в 20082009гг в основном за счёт средств федерального бюджета, на принципах долевого участия.
Таблица 1.
Динамика бюджетного финансирования республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 годы», млн.руб.
2008 2009
Прогр. Факт Прогр. Факт
Федеральный 786,7 734,2 1169,7 1000,7
Республиканский 608,8 364,1 311,7 295,7
Всего бюджетных асссигнований 1395,5 1098,3 1481,4 1296,4
Доля республиканского бюджета в общем объёме бюджетных ассигнований % 43,6 33,2 21,0 22,8
Источник: составлена по данным Дагестанстат, Минсельхоз РД, 2010
Как видно из приведённой таблицы мероприятия Программы профинансированы в 2009 г. на 87,5% ( в 2008г.-78,7%) от предусмотренных объёмов в т.ч. средства федерального бюджета на 85,6%, республиканского бюджета на 87,5%. Доля республиканского бюджета в общем объёме бюджетных ассигнований составила в 2008 году - 22,8%, в то время как Программой данный показатель предусмотрен на уровне 21,0%.
В 2008-2009 годах наблюдается рост государственной поддержки сельского хозяйства. Так на развитие сельского хозяйства в 2008г. было выделено бюджетных средств 150% от уровня 2007г. в т.ч. средства федерального бюджета - 160%, республиканского бюджета - 132,4%. В 2009г. на развитие сельского хозяйства было выделено бюджетных средств 118,0% к уровню 2008года.
Средства господдержки выделенные в 2008-2009гг. на реализацию Программы представлены в приложении №1.
Выделение субсидий из федерального бюджета до 2009г. на поддержку отдельных подотраслей растениеводства регламентировался ежегодными Пра-
вилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждённых постановлением Правительства РФ.
Далее рассмотрим влияние существующего механизма государственной поддержки на развитие отдельных отраслей АПК республики Дагестан.
Виноградарство. Выделение средств республиканского бюджета на развитие виноградарства регламентирован порядком выделения средств из республиканского бюджета РД на развитие виноградарства по статье «Государственная поддержка виноградарства» утверждённого постановлением Правительства РД от 27.06.01г. № 135 и последующими дополнениями и изменениями. Средства федерального бюджета выделялись в виде субсидий по компенсации части затрат на закладку и уход за молодыми виноградниками. Средства, выделяемые из республиканского бюджета РД, направлялись в основном на обеспечение сельхозтоваропроизводителей посадочным и шпалерными материалами.
В период с 2001-2009 гг. в результате государственной поддержки в республике стали закладываться новые и раскорчёвываться старые виноградники. Однако основная политика в области развития виноградарства заключалось в расширении площадей под виноградниками за счёт новых посадок, что и не актуально для Республики Дагестан. Такая политика была обусловлена механизмом государственной поддержки отрасли, который, на наш взгляд, «однобоко» стимулировал именно это направление.
Таблица 2.
Динамика развития виноградарства в Республике Дагестан__
Наименование показателей 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Общая площадь, га 19665 21440 22764 23355 22700 22236
в т.ч. эксплуатационн. 15498 15466 15531 15374 15500 16344
Доля плодоносящих вин-ков в общей
структуре площадей, % 78,7 72,4 68,0 65,8 66,1 73,5
Выделено бюджетных средств, млн.руб. 263,6 224,5 150,6 214,7 274,9 39,6
Внебюджетные средства, млн.руб. 220,4 275,8 322,2 213,3 139,0 260,4
Посадка молодых виноградников в т.ч.
а)по Программе, га 4045 4179 4506 2500 5665 5776
б)фактически, га 2268 2125 2200 1200 1360 943
Выполнение, % 56,1 50,8 48,8 48 24 16,3
Валовой сбор, тыс.тонн 99,7 118,4 118,7 89,5 100,1 127,2
в т.ч.а)сельхозорганизации 52,3 65,3 63,1 41,5 41,7
б)хозяйства населения 44,9 49,7 51,4 43,3 53,8
Доля хозяйств населения, % 45,0 42,0 43,3 48,4 53,3
Урожайность , ц/га 64,3 76,4 76,1 57,6 64,0 78
в т.ч. а) сельхозорганизации 45,1 57,9 53,6 37,4 38
б) хозяйства населения 120,9 128,5 149,4 108,2 130,4
Источник: составлена по данным Дагестанстат, Минсельхоз РД, 2010
Существующий с 2001г. механизм государственной поддержки и координация виноградарства показали свою неэффективность, не обеспечив ей оптимального развития, породив иждивенческие настроения. Данный механизм не
создал стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда, повышения спроса на производимую продукцию, а был ориентирован на развитие только за счёт экстенсивных факторов, что неактуально в условиях малоземелья нашей республики. К примеру в 2007г. на развитие виноградарства республики было выделено из бюджетов всех уровней - 150,6 млн.руб. и произведена закладка молодых виноградников на площади 2200 га. В 2008г. было соответственно выделено - 214,7 млн. руб. из которых неосвоенными осталось 48,5 млн. руб., а заложено только 1200 га. В 2009г. Из бюджета выделено 274,9 млн.руб. из которых неосвоенными осталось 96,9 млн.руб.
За период с 2005 по 2008гг в эксплуатацию вводились молодые виноградники заложенные соответственно в 2001-2004гг.
За период с 2001 по 2004 года включительно в республике было посажено около 5 тыс. га молодых виноградников, привлечено средств в сумме 865,3 млн.руб., в т.ч. из федерального бюджета - 80,4 млн.руб., республиканского бюджета - 351,5 млн.руб., внебюджетных источников - 433,4 млн.руб., однако площади эксплуатационных виноградников с 2005 по 2009гг. остались на одном уровне.
Существующий механизм государственной поддержки виноградарства привело к тому, что в погоне за площадями молодые виноградники закладывались на неорошаемых землях, низкокачественным посадочным материалом, не отличались в последующем урожайностью и устойчивостью к различным заболеваниям. До настоящего времени в республике не создана основа виноградарства - питомниководство, хотя за период с 2001 по 2009 годы для этого были весьма благоприятные возможности.
Всё это в совокупности с отсутствием должного контроля за движением площадей молодых виноградников и полноценной системы страхования рисков, невыполнением на начальном этапе полного цикла по защите и агротехнике, в конечном итоге привело к снижению общей площади эксплуатационных виноградников и их доли в общей структуре насаждений. Средства государственной поддержки, выделенные на развитие виноградарства Республики Дагестан за период с 2001 по 2009 год в сумме 1657,8 млн.руб., ожидаемого эффекта не дали.
Основная проблема, сдерживающая развитие виноградарства в республике Дагестан это неправильно выбранные приоритеты развития отрасли, низкий уровень и качество разработанных программ развития.
Садоводство. Общая площадь садов в республике Дагестан составляла на 01.01.10г. - 27,3 тыс.га в т.ч. в плодоносящем возрасте - 22,5 тыс.га. За период с 2005 по 2009гг на развитие садоводства было выделено бюджетных средств в сумме 213,5 млн.руб. в т.ч. из федерального бюджета - 125,0млн.руб. из республиканского бюджета РД - 88,5 млн.руб.
Выделение средств республиканского бюджета на развитие садоводства регламентирован Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на закладку и уход за многолетними насаждениями. Средства фе-
дерального и республиканского бюджетов выделялись в виде субсидий на компенсацию части затрат на закладку и уход за молодыми садами.
Садоводство республики характеризуется низкой урожайностью, и медленными темпами развития. Так, общая площадь садов выросла в 2009 г. по сравнению с 2005г. на 3,8%, а площадь насаждений в плодоносящем возрасте соответственно на 0,9%. Урожайность садов составила в 2009г. - 46,7 ц/га. Механизмы государственной поддержки садоводства республики малоэффективны, не способствуют в должной мере раскрытию имеющегося на сегодняшний день потенциала и резервов развития отрасли.
Таблица 3.
Динамика развития садоводства в Республике Дагестан __
Наименование показателей 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Общая площадь садов, га 26,3 28,2 28,7 27,2 27,3 28,1
в т.ч. эксплуатационных, га 22,3 22,8 23,3 21,1 22,5 23,5
Доля плодоносящих садов в общей структуре площадей , % 84,8 80,9 81,8 77,6 82,4 83,6
Выделено бюджетных средств млн.руб. 31,83 24,37 30,4 54,0 72,9 9,6
Внебюджетные средства, млн.руб. 332,3 183,3 170,2 109,3 136,3 113,9
Посадка молодых садов в т.ч.
а) по Программе, га 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
б) фактически, га 2,87 1,58 1,47 0,94 1,18 0,98
Выполнение, % 143,5 79,0 73,5 47,0 59,0 49
Валовой сбор, тыс.тонн 82,7 93,3 100,9 96,7 105,2 109,2
в т.ч.а)сельхозорганизации 1,6 1,1 2,8 2,9 1,3
б)хозяйства населения 74,7 82,7 88,9 83,6 90,3
Доля хозяйств населения, % 90,3 88,6 88,1 86,5 85,8
Урожайность, ц/га 36,9 40,7 44,8 45,7 46,7 46,6
в т.ч. а) сельхозорганизации 3,3 2,7 7,0 8,3 3,6
б )хозяйства населения 45,4 48,6 51,1 55,2 55,7
Источник: составлена по данным Дагестанстат, Минсельхоз РД, 201
Как негативный факт в эффективности использования выделенных бюджетных средств, следует отметить, что государственная поддержка садоводства в соответствии с действующим законодательством, осуществлялась неэффективной категории - сельхозорганизациям и КФХ, несмотря на то, что 85,7% валового сбора плодов в республике производится в садоводческих товариществах и хозяйствах населения, которые осуществляют свою деятельность без поддержки государства, испытывая значительные трудности с организацией сбыта произведённой продукции. Не эффективно и федеральное законодательство, регламентирующее выделение субсидий на развитие садоводства и предусматривающее оказание государственной поддержки при условии наличия у сельхозтоваропроизводителя на начало текущего года не менее 50 га площади садов, что неактуально в условиях малоземелья Республики Дагестан. Например в 2009г. на развитие садоводства республики было выделено из федерального бюджета - 53,7 млн.руб. из которых неосвоенными осталось 39,84млн. руб.
В республике ежегодно потребляется порядка 190,0 тыс. тонн плодов или около 69 кг на душу населения, из которых продукция местных сельхозтоваропроизводителей составляет только 55%. Значительная доля импорта плодов в республику, обусловлена высокой степенью товарности продукции, красочной упаковкой, неразвитостью рынка сельхозпродукции. На современном этапе, в условиях жёсткой конкуренции, реализовать готовую продукцию намного сложнее, чем её произвести. Поэтому актуальными для садоводства республики сегодня является улучшение конкурентных характеристик производимой продукции. В Республике Дагестан необходимо разработать научно-обоснованную систему ведения садоводства, в целях передачи земель эффективному собственнику, провести земельную реформу, сформировать эффективную систему оптовой торговли, создать условия для заготовки и вывоза продукции, обеспечить доступ местных товаропроизводителей на рынки республики минуя посредников, увеличивать долю продукции местного производства на внутрирес-публиканском рынке, организовать переработку и хранение продукции. Решение вышеуказанных проблем значительно увеличит доходы садоводов республики, что в свою очередь даст импульс для привлечения многочисленных инвесторов, в том числе и в питомниководство.
Овцеводство. В Республике Дагестан по состоянию на 01.01.10г. насчитывалось 4528,6 тыс. гол. мелкого рогатого скота, в т.ч. овцематок- 2719,6 тыс. голов. Выделение средств федерального бюджета на развитие овцеводства регламентирован правилами предоставления в 2009-2011 годах субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1084, в соответствии с которыми эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основе показателей, характеризующих выполнение субъектом Российской Федерации целевых индикаторов по маточному поголовью овец и коз, определенных в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06. 2007 г. № 446. В случае невыполнения в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации значения показателей по маточному поголовью овец и коз, более чем на 50% от среднероссийского уровня, Минсельхоз России вправе принять решение об уменьшении размера субсидии, предоставляемой бюджету этого субъекта из расчета 1% размера субсидии за каждый процентный пункт снижения значения показателя.
Индикаторы по маточному поголовью овец, заложенные в республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, необъективны, значительно ниже базовых показателей за предыдущие годы. В результате в республике сложилась парадоксальная ситуация когда, начиная с
2007г. значительный рост объёмов государственной поддержки из федерального бюджета сопровождался спадом поголовья МРС, в т.ч. и овцепоголовья.
Анализ поголовья по категориям сельхозтоваропроизводителей показал, что, начиная с 2007г. спад поголовья произошёл именно там, где оказывается государственная поддержка, это сельхозорганизации и КФХ, а в хозяйствах населения, несмотря на полное отсутствие поддержки государства, наблюдался рост показателей.
Таблица 4.
Наименование показателей 2005 2006 2007 2008 2009
Поголовье МРС, тыс.гол. 4737,7 4959,1 5001,7 4896,9 4528,6
в т.ч. овцематки, -«- 3084,1 3166,1 3239,9 3048,5 2834,2
по Программе - маточное поголовье овец, 2280,0 2290,0
Выделено бюджетных средств, всего, млн.руб. 96,0 10,5 151,3 244,7 267,6
в т.ч. из бюджета РФ, че- 82,5 - 115,7 215,7 227,0
го бюджета РД, -«- 13,5 10,5 35,6 29,0 40,6
Ставка субсидии на 1 гол., руб. 55 55 105 105 105
Выход ягнят на 100 овцематок, % 79 82 81 81 82
Производство мяса в убойном весе, тыс. тонн. 19 19,9 20,2 23,7 24,6
Средний вес 1 головы, кг 29,7 30,1 30 30,1 30,3
Источник: составлена по данным Дагестанстат, Минсельхоз РД, 2010
Существующие федеральный и региональный Порядки не обеспечивают эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие овцеводства, поскольку не в полной мере стимулируют вопросы продуктивности маточного поголовья. Анализ продуктивности в сельхозорганизациях в разрезе муниципальных образований показал, что в 2008г. выход ягнят на 100 овцематок составлял от 20 до 55% в 9 МО, от 55 до 70% в 9 МО, от 70 до 80% в 16 МО, выше 90% в 4 МО. Нельзя считать эффективным механизм, позволяющий субсидировать в одинаковых размерах овцепоголовье, дающее 60-65% выхода ягнят на 100 овцематок и 95-100%. Считаем целесообразным исчисление предоставляемых субсидий, увязать с продуктивностью поголовья, т.е. с показателем выхода ягнят на 100 овцематок. Такой подход позволит более экономно и рационально использовать бюджетные средства, улучшит качественные характеристики стада, и в конечном итоге приведёт к увеличению производства мяса.
Таблица 5.
Динамика численности скота в Республике Дагестан по категориям хозяйств,
тыс.гол.
Наименование показателей 2005 2006 2007 2008 2009
Поголовье МРС всего 4737,7 4959,1 5001,7 4896,9 4528,6
в т.ч. сельхозорганизации и КФХ 3145,6 3325,4 3444,7 3371,9 2903,3
хозяйства населения 1592,1 1633,7 1557,0 1525,0 1625,3
Овцематки всего 3084,1 3166,1 3239,9 3048,5 2834,2
в т.ч. сельхозорганизации и КФХ 2108,6 2176,0 2299,7 2126,0 1868,5
хозяйства населения 975,5 990,1 940,2 922,5 965,7
Источник: составлена по данным Дагестанстат, Минсельхоз РД, 2010
Как факт, негативно влияющий на эффективность расходования бюджетных средств, следует отметить и низкое качество разрабатываемых и реализуемых отраслевых программ (виноградарство), а также их отсутствие по ряду направлений развития (садоводство, овцеводство, птицеводство).
Таким образом, можно сделать вывод, что существующие в Республике Дагестан механизмы государственной поддержки сельского хозяйства не оказывают должного эффекта на развитие производства, молоэффективны поскольку не направлены на решение главной проблемы отрасли - повышение продуктивности и урожайности. Обрабатываемые сельскохозяйственные угодья не отличаются высокой урожайностью, а животноводство - продуктивностью, и соответственно низка отдача. Механизм выживания один - интенсификация сельскохозяйственного производства. И государственная поддержка сельского хозяйства Республики Дагестан должна стимулировать повышение конкурентных качеств сырьевой базы, в первую очередь за счёт роста продуктивности животноводства и урожайности растениеводства. В связи с этим необходимо развивать племенное животноводство и питомникововдство, способное обеспечить сельхозтоваропроизводителей республики высокопродуктивным племенным поголовьем и высокоурожайным посевным и посадочным материалами.
Важнейшим условием, способным дать кардинальное развитие сельского хозяйства в Республике Дагестан без значительного привлечения бюджетных средств - это решение проблемы заготовки и сбыта продукции. Для этого необходимо стимулировать развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, внедрение инновационных технологий по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и отходов. Необходимо стимулировать развитие кооперации между всеми субъектами АПК, ориентировать производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на взаимовыгодное экономическое сотрудничество, учитывающее интересы как сельхозпроизводителей, так и перерабатывающих предприятий. Необходимо создание условий интеграции личных подсобных хозяйств с другими сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, предоставление им кредитов и субсидий, развитие сферы торгово-посреднических услуг.
Для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства республики необходимо реформировать систему землепользования. Земля является основным, незаменимым средством сельскохозяйственного производства, важнейшим фактором развития экономики региона, и именно он используется крайне неэффективно, что является одной из основных причин сдерживающих развитие сельского хозяйства и ограниченного притока инвестиций. Сложившиеся к настоящему времени механизмы владения, пользования и распоряжения землей в значительной степени ограничивают ее эффективное использование, в том числе ее перераспределение в пользу эффективных хозяйствующих субъектов. В республике давно назрела необходимость земельной реформы, введения института частной собственности на землю.
В АПК Республики Дагестан отсутствует организационная структура, исполняющей роль проводящей инновационной сети от науки к производству. Сегодня, потребность в доведении прогрессивных технологий и передового опыта до производства в Республике Дагестан, учитывая мелкоконтурность сельскохозяйственного производства и преобладающую долю ЛПХ, не объединённых в кооперативы и не имеющих финансовой возможности содержать соответствующих специалистов, многократно усилилась. В целях оказания помощи хозяйствующим субъектам АПК республики в области правовой, экономической и производственно-технической информации необходимо создавать информационно-консультационные службы. Такие службы, финансируемые за счёт республиканского бюджета, целесообразно формировать при ведущих вузах республики, поскольку здесь есть необходимые специалисты (профессор-ско-преподавательсий состав, аспиранты и одарённые студенты) заинтересованные во внедрении в агропроизводство инновационных разработок.
Литература:
1.Статистический бюллетень: ф. 29 -сх, ф. 24-сх, Дагестанстат 2005-2009гг.
3.Статистический бюллетень: Производство и реализация сельскохозяйственной продукции, Дагестанстат 2005-2009гг.
4.Разработки годовых бухгалтерских отчётов «Показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий по районам РД», Дагестанстат 2009г.
5. Статистический бюллетень: Сельское хозяйство, Дагестанстат 2005-2009гг
6. Статистический бюллетень: Итоги учёта скота по состоянию на 1.01.2006, 2007,2008,2009,2010гг.
б.Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» №46 от 29 декабря 2003 г.
7.Экономический обзор Сельское хозяйство Дагестана, Минсельхоз РД, Махачкала 2010г. 8.Шарипов Ш., Сбыт слабое звено АПК, М.2004г.
Муртазалиева А.М., Газалиева Н.И. МАРКЕТИНГ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Данная статья посвящена вопросам использования маркетинговых подходов при управлении предприятием. В статье рассмотрены маркетинговые подходы в соответствии с приведенной классификацией особенностей малых предприятий. Ключевые слова: маркетинг, конкуренция, малое предпринимательство.
Murtazaliyeva A.M., Gazalieva N.I. MARKETING IN SMALL ENTERPRISES DEVELOPMENT
This article is devoted to the problems of marketing approach to an enterprise management use. Marketing approaches in accordance with the given small enterprises specialties classifications are considered in this article.
Keywords: marketing, competition, small enterprise.
Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для экономики Дагестана: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, происходит насыщение рынка товарами и услугами. Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом, в котором насчитывается до 250 тысяч безработных. Учитывая, что развитие малого бизнеса способствует развитию экономики в целом и является одним из важных факторов увеличения уровня занятости, в
171