Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ОПЕРАТИВНЫЙ РАЗБОР / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Валентина Михайловна, Эриашвили Нодари Дарчоевич

Рассматриваются вопросы формирования системы контроля знаний обучающихся, связи сформированных заданий и их оценки, а также традиционные и современные методы контроля знаний обучающихся как для индивидуальной оценки знаний, так и для групповой. Даны практические рекомендации по реализации контроля знаний обучающихся. Представлены обобщающие выводы по совершенствованию оценочного процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Валентина Михайловна, Эриашвили Нодари Дарчоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF STUDENTS' KNOWLEDGE CONTROL: METHODOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the formation of a system of control of students' knowledge, the connection of formed tasks and their evaluation. Traditional and modern methods of control of students' knowledge are considered both for individual assessment of knowledge and for group assessment. Practical recommendations on the implementation of the control of students' knowledge are given. Generalizing conclusions on improving the evaluation process of learning are presented.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-98-100 NIION: 2018-0077-2/23-326 MOSURED: 77/27-024-2023-02-525

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Эффективность контроля знаний обучающихся: методический аспект

Валентина Михайловна Маслова1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, acdcn@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования системы контроля знаний обучающихся, связи сформированных заданий и их оценки, а также традиционные и современные методы контроля знаний обучающихся как для индивидуальной оценки знаний, так и для групповой. Даны практические рекомендации по реализации контроля знаний обучающихся. Представлены обобщающие выводы по совершенствованию оценочного процесса обучения.

Ключевые слова: контроль, оценка, оперативный разбор, самооценка

Для цитирования: Маслова В. М., Эриашвили Н. Д. Эффективность контроля знаний обучающихся: методический аспект // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 98-100. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-98-100.

Original article

Effectiveness of students' knowledge control: methodological aspect

Valentina M. Maslova1, Nodari D. Eriashvili2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, acdcn@yandex.ru

2 V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the formation of a system of control of students' knowledge, the connection of formed tasks and their evaluation. Traditional and modern methods of control of students' knowledge are considered both for individual assessment of knowledge and for group assessment. Practical recommendations on the implementation of the control of students' knowledge are given. Generalizing conclusions on improving the evaluation process of learning are presented.

Keywords: control, evaluation, operational analysis, self-assessment

For citation: Maslova V. M., Eriashvili N. D. Effectiveness of students' knowledge control: methodological aspect // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):98-100. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-98-100.

Процессы оценивания развиваются и изменяются с течением времени, трансформациями в запросах со стороны обучающихся и заказчиков. В современном мире происходит смещение акцента в восприятии оценивания от центральной роли преподавателя как «оценщика» к ведущей роли обучающегося, т. е. оценка как обучение [1, 12].

Формирование системы контроля (оценки) знаний сложная задача для образовательного процесса для всех форм обучения и развития обучающихся. Образовательный процесс невозможно представить без оценки, проверки знаний, будь то обучение взрослых или детей. Под оценкой понимается значение в балльно-рейтинго-

вой системе, по которой можно измерить уровень развития обучающихся. К сожалению, зачастую проверка знаний становится источником фрустрации, неудовлетворенности, стресса обучающихся. Подобное, может происходить по многим причинам, а именно, система оценивания проверяет не ожидаемые навыки, а маловажные факты из учебного материала; расположена в неправильных точках образовательного пути, непрозрачна, перегружает обучающихся или, наоборот, является слишком легкой для прохождения.

Для правильной оценки знаний и умений следует грамотно спроектировать задания, по которым осуществляется оценка. Предлагаются следующие рекомендации:

© Маслова В. М., Эриашвили Н. Д., 2023

98 PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Давать четкие указания (пояснения) по выполнению задания.

2. Определять регламент выполнения задания и четко ему следовать.

3. Не давать задания с очевидным ответом, т. к. такие задания не развивают навыки, знания.

4. При командной оценке (групповой) следует выслушать мнение (ответ) каждого участника группы, затем огласить верный ответ.

5. Предусматривать оценку в команде каждого обучающегося, с тем, чтобы услышать вклад каждого члена группы.

Если задание слабо составлено, то интерес участников гаснет, энергия аудитории падает, команды не смогут сплотиться. Контроль знаний, мотивирует обучающихся и улучшает учебную программу и должен иметь следующие подходы:

- широта инструментария. Важно не ограничиваться однотипными тестовыми заданиями, но и использовать другие методы проверки знаний: диалоговые тренажеры, эссе, проектную работу и т. д.

- качественная интеграция. Оценивание важно таким образом встроить в процесс обучения, чтобы оно воспринималось как неотделимая часть учебного опыта.

- методологическая глубина. Хорошо проработанные задания проверяют не только первые уровни когнитивных способностей (память и внимание), но и более высокоуровневые умения: анализ, синтез, критическое мышление и т. д.

Контроль знаний включает следующие составляющие:

1. Проверка - процесс, который определяет факт наличия или отсутствия знаний, умений и уровень их овладения.

2. Оценка - результат, в ходе этого процесса устанавливается соответствие между выявленным результатом необходимой целью или выражается в виде отчетки или баллов.

3. Учет - отражение результата знаний в соответствующих документах (ведомость, журнал).

Контроль результатов знаний в процессе обучения выполняет проверочную, обучающую, развивающую, методическую и воспитательную функции. Указанные функции проявляются в сочетании, в зависимости от вида проверки, учебного предмета и др. К выбору форм контроля знаний следует подходить по следующим признакам:

1. По способу предъявления: письменный, устный.

2. По числу проверяемых: индивидуальный, групповой, фронтальный.

3. По месту проведения: в аудитории, дома.

4. По степени дифференцируемости оценки: дифференцируемый, не дифференцируемый.

5. По объему контролируемого материала: итоговый, промежуточный.

6. По характеру предъявляемых заданий: вопросы, схемы, таблицы, работа над ошибками, тесты и др.

Существо множество методов контроля знаний обучающихся как традиционных (табл. 1), так и современ-

ных (табл. 2).

Таблица 1

Традиционные методы контроля знаний обучающихся

Методы Краткое содержание

1. Наблюдение Посещение различных учебных занятий и мероприятий с последующим анализом

2. Проверка выполненных работ Оценивание аудиторных или письменных работ

3. Опрос Целенаправленное собеседование по учебной программе (теме)

4. Тестирование Психологическая диагностика для определения индивидуальных знаний

5. Оперативный разбор Анализ деятельности обучающегося на занятиях

6. Зачет Проверка знаний, полученных на семинарских, практических занятиях, а также их самостоятельных домашних работ.

Таблица 2 Современные методы контроля знаний

Методы Краткое содержание

1. Портфолио обучающегося Самооценка творческого труда обучающегося. Реестр материалов и их параметры определяется преподавателем.

2. Компьютерное тестирование Тестирование в форме диалога между обучающимся и компьютером. Тестовые задания предъявляются на экране монитора, а ответы выносятся с помощью клавиатуры.

3. Кроссеансы (пересечение смыслов) Ассоциативная головоломка нового поколения - представляет собой ассоциативную цепочку из 9 картинок или предметов, замкнутых в стандартном поле.

4. Смотр знаний Проводится несколькими преподавателями или самими обучающимися с целью независимой оценки знаний, умений и навыков.

Особое внимание следует уделить групповой (командной) форме контроля. Групповая работа - это процесс многокомпонентный. Он является творческим и импровизационным, но также требует системной подготовки. Оценка будет правильной, если по выполнению каждого задания даны четкие указания. Кроме рассмотренных методов контроля следует предусмотреть оценку о проделанной работе или о выполненном задании от участников группы: они могут оценивать друг друга, команду, свои результаты, измерить свой вклад в результат группы [2, 10]. Показатель хорошей групповой работы - это приподнятое настроение ее участников по завершении. Однако показатели групповой оценки следует проработать заранее, а затем довести до сведения членов группы.

Таким образом, контроль полученных знаний дает возможность для:

- обучающихся - понимание правильности полученных знаний;

- разработчиков программы - качество составленного материала и его соответствие образовательным целям;

- заказчиков - насколько успешно знания перенесены на практику.

СКИЕ НАУКИ 99

Процедура контроля знаний обучающихся на первый взгляд достаточно проработана, однако обучающиеся часто не удовлетворены оценкой своих знаний с точки зрения понимания технологии, прозрачности этого процесса. Следует проработать вопрос о введении междисциплинарного экзамена с участием двух преподавателей, ведущих эти предметы.

Важно понимать, что оценивание должно представлять собой серьезный инструмент получения обратной связи о знаниях и умениях обучающихся, а также информации о качестве учебного материала, методики, и следовательно, оказать помощь в совершенствовании, корректировке и развитии образовательного контента.

Следует привлекать обучающихся к самооценке, что будет способствовать повышению уровня автономности и мотивации, достижению прозрачности процесса оценивания. Эффективное оценивание обучающихся должно быть основано на качестве обучения.

Библиографический список

1. Проверка знаний: методология и подходы // Edu Tech. 2022. № 3 (48).

2. Памятка методологу: как оценить // Edu Tech. 2022. № 6 (51).

3. Развитие человеческого капитала в VUCA-мире : монография / И. А. Иванова, И. В. Кохова, В. М. Маслова [и др.]. М. : изд. Кнорус. 2021. 152 с.

4. Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся // https://r1.nubex.ru/s645-1e6/f14715_91/ формы%20контроля.pdf.

5. Технологии обучения и развития персонала в организации : учебное пособие / под ред. М. В. Полевой. 2-е изд. М. : Инфра-М, 2022.

6. Маслова, В. М. Цифровая культура в обучении и развитии персонала организации / В. М. Маслова. М. : Самоуправление, 2021. № 2 (124). С. 391-394.

Bibliographic list

1. Knowledge testing: methodology and approaches // Edu Tech. 2022. № 3 (48).

2. Memo to the methodologist: how to evaluate // Edu Tech. 2022. № 6 (51).

3. Development of human capital in the VUCA world : monograph. Ivanova I. A., Kochova I. V., Maslova V. M. and others. M. : ed. Knorus, 2021. 152 p.

4. Types and forms of control of students' knowledge and skills. URL: https://r1.nubex.ru/s645-1e6/f14715_91/ формы%20контроля.pdf.

5. Technologies of personnel training and development in the organization : textbook / ed. M. V. Polevoy. 2nd ed. Moscow : Infra-M, 2022.

6. Maslova, V. M. Digital culture in the training and development of the organization's personnel / V. M. Maslova. M. : Self-government, 2021. No. 2 (124). Рp. 391-394.

Дополнительная информация об авторах

В. М. Маслова - доцент департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук;

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры частного права Государственного университета управления, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Лауреат премии Правильства Российской Федерации в области образования

Additional information about the authors

V. M. Maslova - Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital Development of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences;

N. D. Eriashvili - Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Doctor of Economics, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology, Laureate of the Federations in the field of education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

100

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.