Научная статья на тему 'Эффективность коммерциализации объектов интеллектуальной собственности как предпосылка устойчивого развития инновационно активных предприятий'

Эффективность коммерциализации объектов интеллектуальной собственности как предпосылка устойчивого развития инновационно активных предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов А.В.

Настоящая публикация посвящена анализу основных вопросов, касающихся коммерциализации объектов интеллектуальной собственности на российских предприятиях. Показана роль процесса коммерциализации в наращивании конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства. Критическое проанализированная нормативно-правовая база российского законодательства по вопроса коммерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность коммерциализации объектов интеллектуальной собственности как предпосылка устойчивого развития инновационно активных предприятий»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Кириллов А.В.*

Государственный университет управления, г. Москва

Настоящая публикация посвящена анализу основных вопросов, касающихся коммерциализации объектов интеллектуальной собственности на российских предприятиях. Показана роль процесса коммерциализации в наращивании конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства. Критическое проанализированная нормативно-правовая база российского законодательства по вопроса коммерциализации.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализации, инновационное предпринимательство.

В настоящее время основным конкурентным преимуществом предприятий различных форм собственности становятся инновации, обеспечивающие высокий спрос на предлагаемые товары, их высокий технический уровень, качество изготовления. Все большая часть современного хозяйства базируется на таком экономическом ресурсе - знаниях, при этом наиболее ценными становятся знания, оформленные в виде ИС, охраняемой законом [4].

По российскому законодательству, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания: наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения [1].

Конкурентные преимущества товаропроизводителей в значительной мере определяются конкурентоспособностью их товаров. В зависимости от рынка реализации следует различать конкурентоспособность товара на российском рынке и конкурентоспособность товара на внешнем рынке. При этом повышения конкурентоспособности товаров можно достичь посредством: прямого и косвенного воздействия научно-технических и технологических факторов. Прямое воздействие подразумевает реализацию новых на-

* Аспирант.

учно-технических и художественно-конструкторских решений. приводящее к улучшению технических параметров товаров и услуг, повышению качества товара, его производительности, надежности, технологичности, эргоно-мичности и др.

Косвенное воздействие научно-технических и технологических факторов проявляется посредством в росте производительности труда, изменении рыночного спроса, форм и методов работы на рынке, изменении в организационно-управленческих структурах предприятий, в способах информационного обеспечения исследовательской, производственной, маркетинговой, других видов деятельности.

При оценке конкурентоспособности результатов НИОКР определяющей является степень новизны результатов разработок. Если же речь идет о разработках, дошедших только до стадии альфа-прототипа, то определяющим фактором выступает степень использования в продукте прогрессивных, новых научно-технических решений.

Можно выделить два способа охраны результатов интеллектуальной деятельности - патентный и беспатентный (ноу-хау). Если ноу-хау реализовано в товаре, то этот товар сохранит свое конкурентное преимущество до того времени, пока сохранится конфиденциальность ноу-хау, использованного в нем.

В отличие от ноу-хау, в случае патентного способа охраны, законодательство страны, в которой выдан патент и в которой он действует, гарантирует ряд исключительных прав патентообладателю на конкретное техническое решение, что позволяет повысить цену на товар, и ведет к повышению его конкурентоспособности.

Проблема патентной защиты товара является одной из ключевых при заключении лицензионных соглашений или контрактов на поставку товаров. Поскольку правовая охрана является весьма дорогой, особенно за рубежом, товаропроизводителю для принятия решения о целесообразности патентования необходимо учитывать сущность технического решения, его значение в товаре, перечень стран патентования, перспективы сбыта товара, например, сроки и объемы продаж, равно как и расходы, понесенные в связи с подачей заявок, получением патентов и их поддержанием в силе. Важное значение имеет также выбор оптимальной процедуры патентования.

Существенным фактором, влияющим на конкурентоспособность товара, представляется его патентная чистота. При этом под патентной чистотой понимают юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он не нарушает действующих в данной стране исключительных прав интеллектуальной (в том числе промышленной) собственности, принадлежащих третьим лицам и может быть свободно реализован в этой стране [9].

В практике большинства фирм промышленно развитых стран мира исследования патентной чистоты составляют не менее половины от всех ви-

дов патентных исследований и являются важной частью коммерческой деятельности по созданию и реализации продукции, технологии, услуги.

Работы по обеспечению и исследованию патентной чистоты проводят до начала реализации объекта, т.е. еще при ее разработке. Участниками ото-го процесса являются как разработчики, так и специалисты в области ИС: патентные работники, юристы, экономисты. Отсутствие патентной чистоты изделия, т.е. наличие действующих мешающих патентов, использованных в изделии, может не только повлиять на конкурентоспособность товара, но и потерять возможность его поставки на выбранный рынок, что чревато значительным материальным и моральным ущербом. В случае невозможности обойти метающий патент необходимо проработать вопрос о получении лицензии на использование мешающего патента, перекрестном лицензировании, покупке патента и т.п.

Для оценки конкурентоспособности товаров существенную роль играет не только сущность технических решений, но и их соответствие эргономическим требованиям, дизайнерская проработка и внешнее оформление. Оригинальность и новизна выражаются в промышленном образце. Изделия, имеющие правовую защиту в качестве промышленного образца, реализуются по более высокой цене и более конкурентоспособны, чем те, которые такой охраной не обеспечены.

В последнее время большое значение в наращивании конкурентоспособности товаров отведено фирменным наименованиям, знакам обслуживания и товарным знакам.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что конкурентоспособность товаропроизводителей определяется в значительной мере конкурентоспособностью производимых ими товаров, на которую, в свою очередь, оказывают влияние:

- наличие патентной или беспатентной охраны;

- патентная чистота объекта техники;

- наименования мест происхождения товара, знаки обслуживания и зарегистрированные товарные знаки;

- используемая технология;

- количество патентов, лицензий, имеющихся у организации.

Одна из наиболее серьезных возможностей роста конкурентоспособности отечественной продукции - это освоение новых, передовых результатов исследований и разработок путем соглашений об отчуждении права на ИС и заключения лицензионных соглашений.

Анализ статистики зарегистрированных в Роспатенте договорив о передаче запатентованных объектов интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод о незначительном интересе российских товаропроизводителей к запатентованным решениям, использование которых в продукции направлено на повышение ее конкурентоспособности на российском рынке.

Конкурентные преимущества компании зависят от многих факторов. Оценка конкурентоспособности компании необходима в первую очередь для выработки повой или корректировки существующей конкурентной стратегии, поддержания на высоком уровне конкурентных преимуществ компании. Оценка конкурентоспособности напрямую связана с определением существующего уровня риска компании, в свою очередь конкурентные преимущества зависят от того, насколько эффективно осуществляется в компании процесс управления рисками.

Именно наличие ИС в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в увеличении их конкурентоспособности. Поэтому актуальным становится вопрос эффективности реализации и использования новых технологий, что связано с развитием рынка ИС, который обеспечивает реальный механизм передачи новых технологий в реальный сектор экономики, а также совершенствованием и развитием механизмов управления ИС.

Инновации, содержащие ИС, обладают высокой конкурентоспособностью в силу того, что они порождают новые товары, качество, факторы спроса; связаны с экономическими льготами; обладают юридически законной монополией; стимулируют авторов, изобретателей, предпринимателей и инвесторов.

Проблема совершенствовании механизма коммерческой реализации интеллектуальной собственности является важной в современных условиях нашей страну ввиду двух обстоятельств:

- осознанной является усовершенствование технологической основы и модернизация промышленности, т.е. нарастает потребность в нововведениях и эффективных технологиях;

- рынок ИС нашей страны находится на начальной стадии своей эволюции и его механизмы еще не способствуют эффективному и грамотному перераспределению нематериальных ресурсов.

Совершенствование механизма рыночных операций в отношении объектов ИС зависит от теоретической проработанности вопросов сущности этих операций, обоснования форм коммерциализации, воздействия их специфики на ценообразование на экономические ресурсы.

До настоящего времени вопросы специфики содержания ИС не получили должного освещения, что оказывает серьезное влияние на результаты и характер использования объектов ИС в хозяйственной деятельности. Так, например, это приводит к применению некорректной методологии бухгалтерского учета объектов ИС, что в итоге приводит к искажению информации о реальном имущественном состоянии предприятий, негативным налоговым последствиям, убыткам государства при приватизации предприятий, обладающих ИС.

Все методологические проблемы, связанные с коммерческим использованием ИС, могут быть разделены на несколько групп:

- регулирование отношений при создании объектов ИС на пред -приятии;

- приобретение и оплата прав на использование объектов ИС, создаваемых вне предприятия;

- обеспечение охраны и правовой защиты ИС;

- коммерческое использования ИС в качестве нематериальных активов (имущества) предприятия;

- финансово-экономические аспекты использования ИС, включая: подтверждение прав собственности; инвентаризацию объектов ИС; оценку ИС; бухгалтерский учет и аудит ИС; налогообложение ИС.

В каждой из указанных групп проблем необходима разработка адекватные рыночному механизму мер (см. табл. 1).

Таблица 1

Меры регулирования отношений, обеспечения эффективного использования и надежной защиты интеллектуальной собственности

Группа мер Конкретизация

Правовые меры («меры принуждения» зашита прав и интересов авторов и правопреемников («патентная монополия») силой закона на основе соответствующего наказания за несанкционированное использование объектов ИС

Экономические меры («меры экономического расчета» основаны на сознательном и добровольном выборе правил поведения на основе экономической целесообразности, использовании официальных налоговых льгот и преимуществ санкционированного использования новых технологий

Договорные меры основаны на разработке договоров и соглашений, выгодных для предприятия; на добровольном принятии на себя договорных обязательств совместной деятельности и сотрудничеству с партнерами по инновационному бизнесу

Морально-этические меры основаны на пропаганде принципов честного бизнеса и общественного неприятия несанкционированного использования чужой ИС

Меры по оформлению ИС в качестве объектов собственности (имущества) на основе документального оформления, инвентаризации и оценки и бухгалтерского учета результатов интеллектуальной деятельности

Источник: составлена автором.

Коммерциализация интеллектуальной собственности при трансферте технологий в реальный сектор экономики предполагает коммерческий характер всех составляющих этих отношений. Этими составляющими являются технология как совокупность объектов ИС, отдельные объекты ИС, входящие в технологию как ее часть или в качестве самостоятельных сопутствующих объектов, и собственно трансферт.

Коммерческий характер трансферта выражается в приоритете экономических интересов в отношениях между его участниками, договорного установления ими своих прав и обязанностей, свободных от институционального диктата. В юридическом плане это означает, что хозяйственные отношения

между субъектами трансферта должны быть основаны на принципах, нормах, механизмах и инструментах гражданского, а не административного права.

В широком смысле в понятие коммерциализации ИС при передаче технологий включают не только сам трансферт как этап движения продукта от создателя до пользователя, но и подготовительный этап, предшествующий введению интеллектуальных продуктов на рынок, и комплекс их принятия к производственному использованию субъектом реальной экономики. У такого подхода есть свои сторонники и свои противники.

Как считают сторонники широкого взгляда на коммерциализацию [6], все три этапа объединяет рынок, единая инновационная политика, на которой строится коммерциализация. Ориентировка на конечного пользователя как основа сбытовых предпосылок формирования сферы деятельности субъекта коммерциализации в данном случае очевидна, однако приоритетными оказались предпосылки инвестиционные ввиду специфики нематериальной природы ИС как товара и постоянно растущей сложности и наукоемкости высокотехнологичных товаров. Инвестиции в интеллектуальный капитал стали складываться как инвестиции в совокупность человеческого, информационного и корпоративного капитала. Они оказались самыми дорогостоящими и стали определять специализацию участников.

Специализация подготовительного этапа и этапа производственного освоения пошла по пути все более заметного выделения четко ориентированных фирм-разработчиков (венчурных фирм, инновационных инкубаторов, технопарков и т.д.), а также инжиниринговых и консалтинговых фирм, которые стали специализироваться на заключительном этапе промышленной адаптации интеллектуальной продукции к конкретному производству

Сегодня в России реализуется государственная стратегия вовлечения в предпринимательскую деятельность возможно более широкого круга граждан страны. Этим создается социальная база развития инновационной активности, роста экономики и закрепления демократических основ российского общества.

Коммерциализация ИС включает такие основные механизмы трансферта технологий в реальный сектор экономики, как:

- использование в собственном производстве работодателя, являющегося правообладателем;

- передача или предоставление прав на использование объектов ИС по лицензионным договорам;

- использование объектов ИС в период временной правовой охраны;

- внесение объекта ИС в качестве вклада в простое товарищество или вклада в уставный капитал;

- передача исключительных прав на объект ИС при совершении бартерной сделки или безвозмездно;

- внесение объекта ИС в качестве залога;

- передача объекта ИС по договору коммерческой концессии;

- использование объекта ИС в собственном производстве до предоставления правовой охраны и его использование при прекращении действия правовой охраны (право преждепользования и право по-слепользования);

- использование ИС в составе сложного объекта или единой технологии;

- передача объекта ИС в доверительное управление;

- распределение исключительных прав при выполнении работ по договорам НИР;

- использование объектов ИС в рамках ГЧП.

Использование объектов ИС в собственном производстве работодателей-правообладателей остается наиболее действенным механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. По этому принципу продолжают работать финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, крупные и даже малые предприятия, для которых свои разработки имеют профилирующее значение и во многом определяют их конкурентоспособность. Эта работа на предприятии начинается с передачи объектов ИС от подразделения-разработчика подразделению-пользователю, что все больше приобретает самостоятельный коммерческий характер.

Сложности рыночного подхода к трансферту объектов ИС и их применению внутри корпораций как за рубежом, так и в России связаны прежде всего с учетно-отчетной и управленческой инерцией хозяйственных отношений, отставанием их нормативно-правового регулирования от требований интенсификации научно-технического прогресса в стране.

Особых, внутрифирменных инструментов и механизмов коммерциализации объектов ИС в корпоративных структурах, в рамках которых они созданы, не существует. Все они являются традиционно используемыми на внешних для предприятия территориальном и отраслевом национальном и международном рынках. Именно поэтому внутри конкретного предприятия данные инструменты и механизмы прививаются с большим трудом. Трудности использования этих инструментов существенно возрастают, когда подразделения-пользователи и подразделения-разработчики не являются хозяйственно самостоятельными единицами.

Однако, если эти подразделения юридически самостоятельны, то отношения между ними осложняются, главным образом, налоговыми обязательствами, что ведет к росту транзакционных издержек и себестоимости, и к снижению конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Коммерциализация объектов ИС в собственном производстве как и вне него требует исходить из тех же условий по затратам и требованиям по доходности. Различие заключается в том, что на предприятии обладатель и пользователь выступают или как одно лицо или как подразделения того же лица или как разные лица одной «семьи» (дочерние и материнские компании).

Коммерциализация внутрикорпоративного трансферта и использования объектов ИС и технологий должна исключать безвозмездное их использование. Принципиально важным является требование исходить из альтернативной стоимости всех привлекаемых ресурсов на рынке, их предельной и общей доходности на предприятии. Такой подход означает, что отправной точкой для принятия решения о такой форме распоряжения правами на объекты ИС работодатели-правообладатели должны брать рыночную реализацию этого объекта.

В принципе, подразделение-разработчик должно передавать свой продукт подразделению-пользователю внутри предприятия только при условии, что коммерчески такая передача по уровню доходности не ниже той, которую можно получить при реализации данного продукта вне предприятия. Соответственно подразделение-пользователь должно соглашаться с внутрикорпоративным трансфертом объектов ИС только, если не может получить права на него на более выгодных условиях на рынке вне предприятия.

Любые отклонения от следования этому принципу в финансовом отношении должны компенсироваться управленческой структурой, которая принимает решение об административно-командном трансферте и использовании объектов ИС. Очевидно, что такой подход основан на том, что подразделение-разработчик и предприятие ведут собственные разработки только при условии отсутствия таких разработок на рынке или если потенциально не только бухгалтерская, но и экономическая прибыльность разработок будет выше. Различие здесь в том, что в экономическую себестоимость продукта включается не только его бухгалтерская себестоимость, но и минимальный уровень доходности на инвестиции в данное время в данной отрасли. Кстати, с требования исходить из этих категорий экономической теории и должна начинаться коммерциализация использования объектов ИС на предприятии.

Начальным пунктом такой коммерциализации должна быть оценка объекта объекта ИС исходя из балансовой стоимости нематериального актива, в котором он представлен на предприятии. Внутрифирменная коммерциализация трансферта и использования ОИС предполагает как и любой коммерческий проект три блока его реализации: организационный, финансовый и административный, каждому из которых присущи свои механизмы и инструменты (см. табл. 2).

Лицензионные операции являются одним из основных механизмов коммерциализации исключительных прав на объекты ИС и прав на их использование, в том числе при трансферте технологий в реальный сектор экономики. Основными инструментами таких операций являются лицензионные договоры, которые целиком посвящены объектам ИС. К этой категории лицензионных договоров, в принципе, относятся также договор коммерческой концессии (договор франчайзинга) и договор доверительного управления исключительными правами, а также договор об управлении этими правами на коллективной основе.

Таблица 2

Структура внутрифирменной коммерциализации трансферта и использования объектов ИС

Наименование блока Основа Содержание основных вопросов и механизмы

Организационный блок Бизнес-план оправдано ли вообще использование собственного объекта или есть смысл воспользоваться внешним: он может оказаться более выгодным; насколько использование данного объекта ИС на собственном производстве можно рассматривать как (а) предпосылку его дальнейшей коммерциализации, когда само предприятие будет готово к следующему инновационному шагу вперед и использует свои права обладателя или (б) придет к выводу о целесообразности сохранить данный ОИС как исключительный для собственной конкурентоспособности . достаточно ли полно бизнес-план по отдельному объекту ИС на предприятии отвечает требованиям бизнес-плана самостоятельного проекта для открытого рынка.

Финансовый блок Внешние источники - бюджетное финансирование; гранты; спонсоры; меценаты; бизнес-ангелы; венчурное финансирование; инвестиционные фонды; слияние, присоединение и другие формы реорганизации юридического лица (ст. 57, 58, 59 ГК РФ). Внутренние источники - собственные средства Механизмы, получившие широкое распространение в последние годы: «Бридж-финансирование» от английского слова bridge (мост) - краткосрочное кредитование под размещение среднесрочных долговых инструментов, когда «короткие» деньги служат мостом для получения «длинных». «Бутстреппинг» от английского выражения boot strapping (затягивание шнурков на ботинках, что соответствует русскому «затянуть пояс» - экономить) - финансирование одного проекта за счет сокращения финансирования других или других направлений деятельности фирмы, отдельных статей се расходов. Более широкое распространение получают такие механизмы как «спин-офф» (spin-off) - выделение структуры в самостоятельную компанию, «спин-аут» (spin-out) - выделение структуры внутри компании, «старт-ап» (start-up) - орiанизационная форма начального этапа деятельности инновационной структуры и ряд других.

Административный блок это блок плана коммерциализации объектов ИС на предприятии - после выделения приоритетных объектов и их внутреннего маркетинга. Одной из форм реализации может быть план использования технологии. Структура плана использования технологий обычно состоит из трех основных разделов: описания основных результатов, предназначенных для коммерциализации; описания текущего состояния базовой научно-технической разработки и работ по инновационному проектированию; идентификации рисков.

Источник: составлено автором.

Другим видом договоров, оперирующих с исключительными правами, являются договоры, которые посвящены им только частично. К ним относятся договоры на выполнение НИОКР, на передачу научно-технической продукции, на продажу или аренду предприятия и ряд других.

Важно подчеркнуть, что по договору об отчуждении патента приобретатель получает исключительное право на сам результат интеллектуальной деятельности (например, на изобретение), а по лицензионному договору -право его использования, а не право на само изобретение.

Экономическое содержание патентно-лицензионного механизма коммерциализации объектов ИС - это прежде всего ценовая политика, кредитные условия, согласование конкретного контракта с другими операциями обеих сторон, их внутренними и внешними интересами и многие другие факторы. Добиться высокой эффективности использования экономических преимуществ патентно-лицензионного механизма коммерциализации ОИС можно только в полной мере опираясь на правовое сопровождение коммерческой работы.

В ГК РФ (ст. 1233) прямо указано, что к договорам об отчуждении патента и лицензионным (сублицензионным) договорам применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419) и о договоре (ст. 420-45.3) ГК РФ, поскольку это не противоречит нормам гражданского законодательства, касающимся интеллектуальных прав и не вытекает из содержания или характера исключительных прав.

Однако специфика этих договоров, как инструментов коммерциализации объектов ИС, требует особого внимания. Так, в частности, заключая договор о приобретении патента необходимо настаивать на предельно полной и подробной информации о самом объекте патента, в том числе той, которая, возможно, отсутствует в общедоступной патентной информации. По нашему мнению, здесь особое значение приобретают такие факторы как:

- анализ конкурирующих ниш и направлений патентования;

- монополия на которых обеспечит доминирование в известном патентном блоке (кластере);

- исследование оформления патентной заявки по широте притязаний в целях обеспечения патентного воздействия на принципы и направление формирования перспективного патентного блока в интересах приобретателя патента.

Все больше приобретателей патентов сталкиваются с необходимостью проведения процедуры «дыо дилледженс» или юридической экспертизы патента, его истории, патентообладателя и другой информации, которая в будущем может отрицательно или положительно сказаться на ценности патента.

В лицензионном же договоре особое внимание должно быть уделено реальному предоставлению лицензиату всей полноты информации об использования передаваемого права, его поддержанию в силе и защите от воз-

можных нарушений. Здесь особое значение приобретают такие факторы, как: правовая защищенность собственного производства и новых объектов; меры исключения нарушения прав других патентообладателей по производству, технологии, продуктам, информация о ноу-хау, если этот объект ИС не выделяется в договоре как самостоятельный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На лицензионную форму приходится подавляющая часть патентно-лицензионной торговли. Лицензионные договоры классифицируются по предметам лицензий, по виду лицензий, в зависимости от объема передаваемых прав, по способу охраны ОИС, по статусу и отношениям субъектов. При этом сами лицензии классифицируются по объему передаваемых прав - и по условиям предоставления лицензии. Первые в свою очередь подразделяются на патентные, беспатентные, неисключительные (простые), исключительные, полные. Вторые - на «чистые», сопутствующие, возвратные, перекрестные, принудительные, открытые, обязательные и сублицензии.

В коммерческой работе важно также учитывать, что ГК РФ (ст. 1359) предусмотрены действия, не являющиеся нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые могут быть использованы в интересах предприятия. Они касаются (при определенных условиях) оборудования или эксплуатации транспортных средств или космической техники, проведения научных исследований, использования изобретения, полезной модели или промышленного образца при чрезвычайных обстоятельствах и др.

Не следует забывать и о положениях ст. 1364 ГК РФ, регламентирующих переход изобретения, полезной модели или промышленного образна в общественное достояние. Такие объекты могут свободно использоваться любым лицом без чьей-либо санкции и без выплаты вознаграждения за их использование.

В патентно-лицензионной работе предприятия важно учитывать, что действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть прекращено досрочно (ст. 1399) на основании заявления патентообладателя или при неуплате в установленный срок патентной пошлины. Здесь важно подчеркнуть, что если патент был выдан па группу, например, изобретений, а заявление патентообладателя касается только одного из них, то действие патента прекращается только в отношении данного изобретения.

В действующей редакции ГК РФ более детально дана регламентация принудительной лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1362 ГК). Закон предусматривает в этом отношении целый комплекс условий. В частности, если изобретение или промышленный образец не используется патентообладателем либо используется недостаточно в течение четырех лет со дня выдачи патента, а полезная модель - в течение трех лет со дня выдачи патента, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке, любое

лицо, желающее и готовое использовать такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установленной практике, вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование этих результатов интеллектуальной деятельности на территории РФ.

Ссылка на эту норму ГК РФ может быть использована как механизм предоставления принудительной лицензии в случаях, которые связаны с так называемыми «зависимыми» изобретениями. Такие ситуации возникают, когда один патентообладатель не может использовать изобретение без нарушения прав обладателя другого патента. При этом следует также иметь ввиду, что принудительная простая (неисключительная) лицензия, предоставленная по решению суда, также подлежит государственной регистрации.

В соответствии с нормами ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу возможен и без заключения договора с правообладателем. Такая возможность допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в прядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (ст. 1241 ГК РФ).

В соответствии с действующим законодательством, в случае, если патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента, отказавшегося от заключения лицензионного договора, то такой патентообладатель также может обратиться в суд с иском о предоставлении ему принудительной лицензии (ст. 1362 ГК РФ).

Эти положения сохранились в Кодексе несмотря на достаточно активное сопротивление многих изобретателей, которые полагали, что такое решение законодателя противоправно, лишает их принадлежащей им интеллектуальной собственности, а «само патентование становится бессмысленным», с чем трудно согласиться.

Другим видом договоров, оперирующих с исключительными правами, являются договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, на передачу научно-технической продукции, на продажу или аренду предприятия и ряд других.

Важно подчеркнуть, что по договору об отчуждении патента приобретатель получает исключительное право на сам результат интеллектуальной деятельности, а по лицензионному договору - право использования данного результата.

Экономическое содержание патентно-лицензионного механизма коммерциализации объектов ИС - это прежде всего ценовая политика, кредит-

ные условия, согласование конкретного контракта с другими операциями обеих сторон, их внутренними и внешними интересами и многие другие факторы. Добиться высокой эффективности использования экономических преимуществ патентно-лицензионного механизма коммерциализации объектов ИС в полной мере можно только опираясь на правовое сопровождение коммерческой работы.

Еще один механизм коммерциализации ИС заключается в использова-ниии ее объектов в собственном производстве третьими лицами, в том числе в период временной правовой охраны. Понятие временной правовой охраны раскрыто в ГК РФ в ст. 1392, где сказано, что изобретению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по ИС, со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения. При ряде конкретных обстоятельств, временная правовая охрана считается ненаступившей минимум в двух случаях: если заявка была отозвана, признана отозванной или по ней принято решение об отказе в выдаче патента и возможность подачи возражений исчерпана. Лицо, которое использовало данное изобретение в период временной правовой охраны обязано выплатить патентообладателю после получения им патента денежную компенсацию, при этом размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае несогласия - судом. После получения патента, патентообладатель и заинтересованное лицо вправе подписать договор отчуждения или лицензионный договор, позволяющий дальнейшее использование патента заинтересованным лицом.

Одним из механизмов коммерциализации ИС является внесение имущественного права в качестве вклада в уставной (складочный) капитал. Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть, среди прочего, имущественные права, имеющие денежную оценку. Ст. 1226, характеризующая интеллектуальные права указывает, что интеллектуальные права, которые включают исключительные права, являются имущественными правами. Переход права оформляется договором в письменной форме и, если этого требует закон, переход должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке.

Передача исключительных прав на объекты ИС при совершении бартерной сделки или безвозмездно является одним из видов договорного механизма распоряжения исключительным правом. В российском законодательстве термин «бартер» не используется. Этому западному институту в российском праве по своей природе и правоприменительному механизму соответствует институт мены. К договору мены в сфере материальной собственности применяются правила о купле-продаже. Соответственно в том, что касается обменных операций в сфере объектов ИС, к ним применимы положения, касающиеся договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров.

Такой подход основан на прямом указании в ГК РФ (ст. 1233) на применение к договорам об отчуждении патента и лицензионным (сублицензией ным) договорам общих положений об обязательствах (ст. 307-419) и о договоре (ст. 420-453), поскольку это не противоречит нормам гражданского законодательства, касающимся интеллектуальных прав и не вытекает из содержания или характера исключительных прав. Институты мены (ст. 567-571) и дарения (ст. 572-582) отнесены ГК РФ к отдельным видам обязательств, также как купля-продажа товаров, поставка товаров и др. Раздела по отдельным видам договоров в ГК РФ, как известно, нет, хотя общие положения о договоре выделены отдельным подразделом в разделе «Общая часть обязательственного права». Исключительные права могут быть подарены (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Договоры мены как и договоры об отчуждении патента и лицензионным (сублицензионным) договорам должны регистрироваться, если они касаются, в частности, изобретения, полезной модели или промышленного образца. Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец по таким договорам переходит от правообладателя к приообретателю в момент государственной регистрации договори в федеральном органе по интеллектуальной собственности. По общему правилу в случае, когда в соответствии с договором мены сроки передачи прав на ОИС не совпадают, применяются правила о встречно исполнении обязательств (ст. 328 ГК РФ).

Механизм безвозмездной передачи исключительного права на объекты ИС прямо регулируется нормами статей ст. 572-582 ГК РФ. В соответствии правилами ст. 572 ГК РФ по договору дарения передается имущественное право, либо даритель освобождает одариваемого (или обязуется освободить его) от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

ГК РФ (п. 4 ст. 575) запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями, кроме обычных подарков, незначительной стоимости, установленной ГК. Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает установленную сумму, то договор дарения должен быть совершен в письменной форме. Эта норма фактически устанавливает обязательность письменной формы договора дарения исключительного права или права его использования.

Подводя итог, можно сделать ввод о том, что в нашей стране в основном созданы необходимые механизмы для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, для их введения в хозяйственный оборот предприятий и организаций. При наличии государственной поддержки, заинтересованности предпринимателей, информационной осведомленности в области интеллектуальной деятельности, профессиональной поддержки предпринимателей в вопросах правоприменения и управления ИС существуют реальные предпосылки того, что те результаты интеллектуальной деятель-

ности, которые существуют и будут в дальнейшем разрабатываться, найдут свое применение в различных отраслях народного хозяйства страны.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ (действующая редакция от 23.07.2013). Ст. 1225 [Электронный ресурс]. - Консультант-Плюс, 2014. - Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/popular/gkrf4/79_1 .Йш1#р32.

2. ФЗ от 02.08.2009 г. №217-ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Булыга Р.П. Интеллектуальный капитал бизнеса: методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2005. - 272 с.

4. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. - М.: «Ось-89», 2007.

5. Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. - М.: Российская экономическая школа, Pricewater-^шеСоореге, «РОСНАНО», Российская венчурная компания, 2010.

6. Инновационный бизнес формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, 2009.

7. Карпова С.В. Инновационная маркетинговая политика российских компаний: монография. - М.: ООО «Эльф ИПР», 2010. - 320 с.

8. Чекулина Т.А. и др. Источники формирования инвестиционного потенциала предприятий в современных условиях хозяйствования // Теория и методология организации и управления экономическими системами через призму инновационно-инвестиционных процессов. - СПб: ИНФО-ДА, 2008.

9. Шведова В.В. Исследование патентной чистоты объектов. - М.: РГИИС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.