Научная статья на тему 'Развитие конкурентных преимуществ предприятия на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности'

Развитие конкурентных преимуществ предприятия на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Александр Викторович

В статье рассмотрены основные подходы к повышению конкурентоспособности предпринимательских структур на базе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Оценены факторы, влияющие на конкурентоспособность инновационных продуктов. Показаны аспекты коммерциализации интеллектуальной собственности при трансферте технологий в реальный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISE BASED ON COMMERCIALIZATION OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

In the article the main approaches to increase of competitiveness of enterprise structures on the basis of commercialization of objects of intellectual property are considered. The factors influencing competitiveness of innovative products are estimated. Aspects of commercialization of intellectual property by a transfer of technologies in real sector of economy are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентных преимуществ предприятия на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности»

УДК 334.02

АВ. Кириллов РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к повышению конкурентоспособности предпринимательских структур на базе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Оценены факторы, влияющие на конкурентоспособность инновационных продуктов. Показаны аспекты коммерциализации интеллектуальной собственности при трансферте технологий в реальный сектор экономики. Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация, управление инновациями, оценка инновационного продукта.

Aiexander KriUov DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES

OF ENTERPRISE BASED ON COMMERCIALIZATION OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Annotation. In the article the main approaches to increase of competitiveness of enterprise structures on the basis of commercialization of objects of intellectual property are considered. The factors influencing competitiveness of innovative products are estimated. Aspects of commercialization of intellectual property by a transfer of technologies in real sector of economy are shown.

Keywords: intellectual property, commercialization, management of innovations, valuation of an innovative product.

В настоящее время основным конкурентным преимуществом предприятий различных форм собственности становятся инновации, обеспечивающие высокий спрос на предлагаемые товары, их высокий технический уровень, качество изготовления. Все большая часть современного хозяйства базируется на особом экономическом ресурсе - знаниях, при этом наиболее ценными становятся знания, оформленные в виде интеллектуальной собственности (ИС), охраняемой законом [1, с. 5].

По российскому законодательству, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания: наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения [2].

Конкурентные преимущества товаропроизводителей в значительной мере определяются конкурентоспособностью их товаров. В зависимости от рынка реализации следует различать конкурентоспособность товара на российском рынке и конкурентоспособность товара на внешнем рынке. При этом повышения конкурентоспособности товаров можно достичь посредством прямого и косвенного воздействия научно-технических и технологических факторов. Прямое воздействие подразумевает реализацию новых научно-технических и художественно-конструкторских решений, приводящее к улучшению технических параметров товаров и услуг, повышению качества товара, его производительности, надежности, технологичности, эргономичности и др.

При оценке конкурентоспособности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок определяющей является степень новизны результатов разработок. Если

© Кириллов А.В., 2014

же речь идет о разработках, дошедших только до стадии альфа-прототипа, то определяющим фактором выступает степень использования в продукте прогрессивных, новых научно-технических решений.

В последнее время большое значение в наращивании конкурентоспособности товаров отведено фирменным наименованиям, знакам обслуживания и товарным знакам. Еще одним существенным фактором, влияющим на конкурентоспособность товара, представляется его патентная чистота [4, с. 55-62]. При этом под патентной чистотой понимают юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он не нарушает действующих в данной стране исключительных прав интеллектуальной (в том числе промышленной) собственности, принадлежащих третьим лицам и может быть свободно реализован в этой стране [6]. В практике большинства фирм развитых стран мира исследования патентной чистоты составляют не менее половины от всех видов патентных исследований и являются важной частью коммерческой деятельности по созданию и реализации продукции, технологии, услуги [5, с. 115-122]. Работы по обеспечению и исследованию патентной чистоты проводят до начала реализации объекта, т.е. еще при ее разработке. Участниками этого процесса являются как разработчики, так и специалисты в области ИС: патентные работники, юристы, экономисты. Отсутствие патентной чистоты изделия, т.е. наличие действующих мешающих патентов, использованных в изделии, может не только повлиять на конкурентоспособность товара, но и быть причиной потерь возможности его поставки на выбранный рынок, что чревато значительным материальным и моральным ущербом. В случае невозможности обойти мешающий патент необходимо проработать вопрос о получении лицензии на использование мешающего патента, перекрестном лицензировании, покупке патента и т.п.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что конкурентоспособность товаропроизводителей определяется в значительной мере конкурентоспособностью производимых ими товаров, на которую, в свою очередь, оказывают влияние:

- наличие патентной или беспатентной охраны;

- патентная чистота объекта техники;

- наименования мест происхождения товара, знаки обслуживания и зарегистрированные товарные знаки;

- используемая технология;

- количество патентов, лицензий, имеющихся у организации.

Одна из наиболее серьезных возможностей роста конкурентоспособности отечественной продукции - это освоение новых, передовых результатов исследований и разработок путем соглашений об отчуждении права на ИС и заключения лицензионных соглашений.

Конкурентные преимущества компании зависят от многих факторов. Оценка конкурентоспособности компании необходима в первую очередь для выработки новой или корректировки существующей конкурентной стратегии, поддержания на высоком уровне конкурентных преимуществ компании. Оценка конкурентоспособности напрямую связана с определением существующего уровня риска компании, в свою очередь конкурентные преимущества зависят от того, насколько эффективно осуществляется в компании процесс управления рисками.

Именно наличие ИС в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в увеличении их конкурентоспособности. Поэтому актуальным становится вопрос эффективности реализации и использования новых технологий, что связано с развитием рынка ИС, который обеспечивает реальный механизм передачи новых технологий в реальный сектор экономики, а также совершенствованием и развитием механизмов управления ИС. Инновации, содержащие ИС, обладают высокой конкурентоспособностью в силу того, что они порождают новые товары, качество,

факторы спроса; связаны с экономическими льготами; обладают юридически законной монополией; стимулируют авторов, изобретателей, предпринимателей и инвесторов.

Проблема совершенствовании механизма коммерческой реализации интеллектуальной собственности является важной в современных условиях нашей страны ввиду двух обстоятельств:

- осознанным является усовершенствование технологической основы и модернизация промышленности, т.е. нарастает потребность в нововведениях и эффективных технологиях;

- рынок ИС нашей страны находится на начальной стадии своей эволюции, и его механизмы еще не способствуют эффективному и грамотному перераспределению нематериальных ресурсов.

Совершенствование механизма рыночных операций в отношении объектов ИС зависит от теоретической проработанности вопросов сущности этих операций, обоснования форм коммерциализации, воздействия их специфики на ценообразование на экономические ресурсы.

До настоящего времени вопросы специфики содержания ИС не получили должного освещения, что оказывает серьезное влияние на результаты и характер использования объектов ИС в хозяйственной деятельности. Так, например, это приводит к применению некорректной методологии бухгалтерского учета объектов ИС, что в итоге приводит к искажению информации о реальном имущественном состоянии предприятий, негативным налоговым последствиям, убыткам государства при приватизации предприятий, обладающих ИС.

Коммерциализация интеллектуальной собственности при трансферте технологий в реальный сектор экономики предполагает коммерческий характер всех составляющих этих отношений. Этими составляющими являются технология как совокупность объектов ИС, отдельные объекты ИС, входящие в технологию как ее часть или в качестве самостоятельных сопутствующих объектов, и собственно трансферт.

Как считают сторонники широкого взгляда на коммерциализацию [3, с. 18-19, 52-53], все три этапа объединяет рынок, единая инновационная политика, на которой строится коммерциализация. Ориентация на конечного пользователя как основа сбытовых предпосылок формирования сферы деятельности субъекта коммерциализации в данном случае очевидна, однако приоритетными оказались предпосылки инвестиционные ввиду специфики нематериальной природы ИС как товара и постоянно растущей сложности и наукоемкости высокотехнологичных товаров. Инвестиции в интеллектуальный капитал стали складываться как инвестиции в совокупность человеческого, информационного и корпоративного капитала. Они оказались самыми дорогостоящими и стали определять специализацию участников.

Сегодня в России реализуется государственная стратегия вовлечения в предпринимательскую деятельность возможно более широкого круга граждан страны. Этим создается социальная база развития инновационной активности, роста экономики и закрепления демократических основ российского общества.

Коммерциализация ИС включает такие основные механизмы трансферта технологий в реальный сектор экономики, как:

- использование в собственном производстве работодателя, являющегося правообладателем;

- передача или предоставление прав на использование объектов ИС по лицензионным договорам;

- использование объектов ИС в период временной правовой охраны;

- внесение объекта ИС в качестве вклада в простое товарищество или вклада в уставный капитал;

- передача исключительных прав на объект ИС при совершении бартерной сделки или безвозмездно;

— внесение объекта ИС в качестве залога;

— передача объекта ИС по договору коммерческой концессии;

— использование объекта ИС в собственном производстве до предоставления правовой охраны и его использование при прекращении действия правовой охраны (право преждепользования и право послепользования);

— использование ИС в составе сложного объекта или единой технологии;

— передача объекта ИС в доверительное управление;

— распределение исключительных прав при выполнении работ по договорам научно-исследовательских разработок;

— использование объектов ИС в рамках государственно-частного партнерства.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в нашей стране в основном созданы необходимые механизмы для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, для их введения в хозяйственный оборот предприятий и организаций. При наличии государственной поддержки, заинтересованности предпринимателей, информационной осведомленности в области интеллектуальной деятельности, профессиональной поддержки предпринимателей в вопросах правоприменения и управления ИС существуют реальные предпосылки того, что те результаты интеллектуальной деятельности, которые существуют и будут в дальнейшем разрабатываться, найдут свое применение в различных отраслях народного хозяйства страны.

Библиографический список

1. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития / Ю.А. Вар-фоломеева. - М.: Ось-89, 2007.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 (в редакции от 23 июля 2013 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, 2009.

4. Кириллов В.Н. Анализ понятийного аппарата в сфере интеллектуальной собственности // Наукоемкие технологии. — 2012. — Т. 13. — № 12.

5. Смирнов Е.Н. Особенности дифференциации уровней инновационного развития стран в современной мировой экономике // Современная российская наука глазами молодых исследователей. Материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. - Красноярск, 2013.

6. Шведова В.В. Исследование патентной чистоты объектов / В.В. Шведова. - М.: РГИИС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.