Научная статья на тему 'Формы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий'

Формы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2001
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАУКОЕМКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / INTELLECTUAL PROPERTY / SCIENCE INTENSIVE ENTERPRISES / COMMERCIALIZATION OF TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудкина М. Н.

В статье рассмотрено понятие коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий, выявлены основные проблемы коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, выявлены формы коммерциализации научно-технических разработок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of commercialization intellectual property science intensive enterprises

This article tells us about definition of commercialization intellectual property. The author considers the main problems of commercialization intellectual property, offers different forms of commercialization high technologies

Текст научной работы на тему «Формы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий»

УДК 338.24

ФОРМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НАУКОЕМКИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

М.Н. Дудкина

В статье рассмотрено понятие коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий, выявлены основные проблемы коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, выявлены формы коммерциализации научно-технических разработок

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, наукоемкие предприятия, коммерциализация технологий

Главной причиной неэффективного управления интеллектуальной собственностью (ИС) российских наукоемких предприятий является отсутствие опыта преобразования научно-технического потенциала в коммерческий результат. Данное утверждение основывается на анализе существовавшей еще в СССР патентной системы, которая была нацелена на оценку патентоспособности изобретений, подачу заявок на патенты, получении свидетельств о регистрации и никогда не была ориентирована на поиск партнеров и покупателей наукоемкой продукции. На большинстве современных наукоемких предприятий до сих пор действует такая система, поэтому, несмотря на положительную динамику процесса патентования, число

продаваемых технологий остается исключительно низким.

Говоря о коммерциализации, необходимо, прежде всего, дифференцировать суть этого понятия. В публикациях по данной теме понятие «коммерциализация технологий» часто употребляют в связке с другим понятием - «трансфер

технологий». Эти понятия появились в русскоязычной литературе недавно и напрямую связаны с переориентацией на рыночные отношения в большинстве сфер человеческой деятельности. Однако смысловое содержание этих понятий неодинаково:

- коммерциализация технологии

предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связано с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя);

- трансфер технологии предполагает обязательную передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли как источником технологии, так и ее реципиентом [5].

Важнейшей частью процесса

коммерциализации технологии является охрана и коммерциализация интеллектуальной

собственности. Дело в том, что созданная

технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух

Дудкина Мария Николаевна - ВГТУ, ассистент, тел. (4732) 43-76-67

случаях: если подтверждены исключительные нрава на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология представляет собой ноу-хау, что также является предметом правовой охраны.

Иными словами, сегодня практически любая инновационная технология неразрывно связана с исключительными правами на ее использование -правами интеллектуальной собственности, поэтому понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» неразрывно связано с понятием «коммерциализация технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым, но вместе с тем достаточно прочно вошедшим в употребление.

Проанализировав литературу в области управления интеллектуальной собственностью [1,2,3], автор пришел к выводу, что коммерциализация ИС наукоемких предприятий представляет собой коммерческое продвижение результатов интеллектуальной деятельности, сутью которого является их внедрение (использование), а содержанием и специфической особенностью -отношения, складывающиеся между экономическими субъектами (создателями и/или собственниками и потребителями) в процессе рыночного обмена. Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки и заканчивается реализацией разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта.

По мнению автора, проблема выбора формы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности является наиболее неизученной в

экономической литературе, посвященной вопросам управления результатами интеллектуальной деятельности, поэтому ей следует уделить особое внимание в рамках данного исследования.

В результате анализа литературы в области интеллектуальной собственности были выделены семь форм коммерциализации ИС, наиболее

эффективно применимых в деятельности наукоемкого предприятия, представленные на

рисунке.

1. Внедрение в собственное производство. Эта форма является самой эффективной в рамках деятельности наукоемкого предприятия, так как

позволяет самостоятельно осуществлять производство является получение прибыли и развитие

и реализацию продукции, в основе которой лежат инновационной деятельности предприятия.

объекты интеллектуальной собственности. Итогом

н

о

о

а

н

о

о

я

н

а

о

о

Получение Развитие и активизация

дополнительной инновационной

прибыли, основанной на деятельности предприятия

прямых и взаимных на основе интенсивного

поставках наукоемкой технологического обмена

Инжиниринг

Получение дополнительной прибыли за счет оказания услуг научно-технического и консультационного характера, основанием которых является имеющаяся у предприятия ИС

Лизинг

Получение выплат на основании лизинговых платежей

Исключительная лицензия Неисключительная лицензия

* т

Лишение прав Остается часть прав

Получение паушальных платежей и роялти

Остается часть Возможность

прав продать несколько

лицензии

Получение паушальных платежей и роялти, прибыли от другого варианта использования ИС

Получение Увеличение

вознаграждения прибыли

Продажа ИС

Получение всей суммы, но лишение возможности получать прибыль при дальнейшем использовании ИС

Формы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий

2. Уступка исключительного права (продажа

прав) - эта форма почти аналогична

коммерциализации обычного товара и представляет собой процесс отчуждения-присвоения

интеллектуального товара и прав собственности на него.

3. Передача прав на использование

(лицензирование) - осуществляется на основании

лицензионного договора, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на объем, характер и срок использования прав в отношении объекта ИС другой стороне (лицензиату), который выплачивает соответствующее вознаграждение в форме роялти, паушальных платежей.

4. Франчайзинг осуществляется по договору коммерческой концессии, когда одна сторона

(франчайзер) за вознаграждение предоставляет другой (франчайзи) возможность использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав, таких как товарный знак, знак обслуживания, секрет производства и др. (п.1 ст.1027 Гражданского Кодекса РФ).

5. Лизинг - аренда наукоемкой продукции с компонентами интеллектуальной собственности на определенной территории, используемой в коммерческих или производственных целях лизингодержателем при сохранении прав собственности за арендодателем.

6. Инжиниринг предполагает предоставление на основе договора комплекса отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с исследованием, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, с усовершенствованием имеющихся производственных процессов. Применение инжиниринга обусловлено необходимостью обобщения и привлечения научно-технических знаний и мирового опыта для решения научнотехнических и производственных проблем [4].

7. Промышленная кооперация - это форма

коммерциализации технологий, когда

обеспечивается интенсивный технологический обмен. При коммерциализации технологий в форме промышленной кооперации заключаются

соглашения о производственной кооперации, в рамках которых помимо прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг между сторонами создается длительная общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.

Выбор варианта коммерциализации ИС является сложным процессом, в ходе которого необходимо проанализировать реальные возможности использования результатов

интеллектуальной деятельности и соответствие их

Воронежский государственный технический университет

следующим критериям: патентной чистоте изделий, перспективности ИС, соответствию технического уровня разработок требованиям рынка, оценке вероятности коммерческого успеха.

Очевидно, что проблемы формирования рыночных отношений коммерческого

использования интеллектуальной собственности являются очень сложными и актуальными в практическом применении, так как от степени успешного разрешения этих проблем зависит возможность достижения конечных положительных результатов инвестиционной и инновационной деятельности наукоемких предприятий. Поэтому совершенствование процессов коммерциализации интеллектуальной собственности позволит высокотехнологичным предприятиям встать на путь инновационного развития и повысить уровень использования наукоемких продуктов для достижения социально-экономического роста российской экономики.

Литература

1. Нигматуллина Л.Г. Особенности

коммерциализации интеллектуальной собственности в переходной экономике // Ресурсоэффективность и энергосбережение: тр. V междунар. симп. (Казань, 1-2 дек. 2004 г.). - Казань, 2005. - С. 697 - 700 с.

2. Шумянкова Н.В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности / Н.В. Шумянкова. -М.: Приор-издат, 2005. - 293 с.

3. Карпова Т.С. Некоторые аспекты управления интеллектуальной собственностью в России //Научный журнал "Современные проблемы науки и образования". -2007. - №6. - С.25-31.

4. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студ высш. Учеб. Заведений / [К.В. Балдин и др.] - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

5. Барсукова О.В., Выходов И.А Понятие

инновационного трансфера и модель выбора варианта его ресурсного обеспечения // Управление общественными и экономическими системами. - 2008. - № 1- С.1-12.

FORMS OF COMMERCIALIZATION INTELLECTUAL PROPERTY SCIENCE

INTENSIVE ENTERPRISES

M.N. Dudkina

This article tells us about definition of commercialization intellectual property. The author considers the main problems of commercialization intellectual property, offers different forms of commercialization high technologies

Key words: intellectual property, science intensive enterprises, commercialization of technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.