Научная статья на тему 'Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме'

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / НОВАЯ ШКОЛА / РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Бармакова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах г. Егорьевска, работающих в инновационном режиме и приемственность их в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Бармакова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме»

Мастер - класс

Тараканова Валентина Викторовна

к.п.н., доцент АПКиППРО г.Москва Walentt@ya.ru Бармакова Татьяна Владимировна

К.ф-м.наук, доцент ЕТИ (филиал) ФГБО ВПО «Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» barmakov2002@yandex.ru

J ^

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛАХ,

РАБОТАЮЩИХ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ

Л_________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах г. Егорьевска, работающих в инновационном режиме и приемственность их в вузах.

Ключевые слова: модернизация, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, инновации, новая школа, режим питания.

Модернизация и инновационное развитие -единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни [4]. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1].

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации [9].

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ре-

бята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности [5].

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, которые связаны с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся. Поэтому, понятие «качество образования» будет находится в тесной связи с понятием «качество здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования [2,8].

Многие школы г. Егорьевска работающие в инновационном режиме, для повышения качества образования применяют комплекс здоровьесберегающих технологий.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школе, работающей в инновационном режиме являются необходимым

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

47

Мастер - класс

показателем работы образовательного учреждения [8,9].

Бесспорно, здоровье закладывается в детстве и формируется в юности. Соблюдение режима рационального питания помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость. Поэтому показателями здорового образа жизни школьника являются:

- оптимальный, режим двигательной активности;

- соблюдение рационального режима дня, учебного труда и отдыха;

- правильно организованное питание;

- соблюдение требований психогигиены: адекватная реакция на стрессовые ситуации;

- соблюдение правил личной гигиены, умственного и физического труда;

- отсутствие вредных привычек и пристрастий [5].

В школах занятия с детьми, проводят с учетом противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой учащихся с спецификой заболеваний и ориентируют на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение уровня физической подготовленности. Проведение подвижных и спортивных игр, эстафет с учётом возрастных особенностей детей, просветительных мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене учащихся способствуют формированию мотивированной потребности у учащихся в ЗОЖ [10]. В процессе работы у преподавателей школ возникает вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, но и научился самостоятельно получать знания.

Для этого стали применять развивающие методы обучения, инновационные технологии, что позволило воспитывать и формировать мотивацию потребности учащихся в здоровом образе жизни на уроках и во внеурочной деятельности [9].

Можно выделить основные типы применяемых в школе здоровьесберегающих образовательных технологий:

1. здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);

2. оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);

3. технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

4. воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.). [7]

При применении данных технологий используются упражнения и игры различной интенсивности и направленности, комплекс физических упражнений, вводной гимнастики, физкультурных пауз. В основе своей психологические игры и упражнения,направленны на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья учащихся.

Для использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме провели психолого-педагогическое исследование по степени осведомленности учащихся и студентов ВУЗа о здоровом образе жизни.

В начале учебного года в школах г. Егорьевска Московской области, работающих в инновационном режиме нами было проведено анкетирование педагогического состава, а также учеников 3-х и 7-х классов по созданию в школах здоровьесберегающей среды.

Целью опроса учителей было выявление отношения педагогов к здоровьесберегающим технологиям, а также анализ психологического климата в коллективе, удовлетворенности своей работой и готовности к педагогической деятельности.

Целью опроса учащихся было выяснение отношения учеников по созданию в школе здоровьесозидающей среды, к здоровому образу жизни, к процессу обучения в школе, своим друзьям, занятиям спортом.

В анкетах учащихся был, вопрос об осведомленности о понятии «Здоровый образ жизни».

При анализе данных отметили, что в 3-м классе этот открытый вопрос вызывал достаточно сильные затруднения. Нет ни одного ответа о том, что в понятие «Здоровый образ жизни» входит отсутствие вредных привычек, зависимостей, правильное питание, режим и пр. Основная масса ответов - «заниматься спортом и не болеть». У пяти учеников вообще не было ответа на этот вопрос. В 7-м классе у трех учеников так же не было ответов на этот вопрос. Большой процент - примерно 70% указывали, что в понятие «здоровый образ жизни» входит отсутствие вредных привычек и зависимостей, а также физическая активность.

В 10-м классе также три ученика не дали ответа на этот вопрос. В остальном же - понятие о «здоровом образе жизни» у старшеклассников является достаточно хорошо сформированным. Они отмечают, что в это понятие входит не только отсутствие вредных привычек (алкоголь, сигареты, наркотики), занятия спортом и правильное питание. Также они пишут о психологических компонентах, например о том, что важно быть в гармонии с самим собой, следить за собой, гулять на свежем воздухе, соблюдать определенный режим дня, хорошо высыпаться (важность здорово-

48

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Мастер - класс

го сна отметили шесть учеников), не связываться с плохими компаниями, дабы не попасть под их влияние, а также иметь хороших друзей и душевное общение.

В 11-м классе - понятие о «здоровом образе жизни» у старшеклассников является достаточно хорошо сформированным. Они отмечают, что в это понятие входит не только отсутствие вредных привычек, зависимостей (алкогольной, табакокурения, игровой и т.д.), занятия спортом и правильное питание. По мнению старшеклассников, важно быть в гармонии с самим собой, соблюдать режим дня (табл. 1).

Таблица 1

Осведомленность учащихся о здоровом образе жизни

Класс Общая осведомленность о ЗОЖ

3-й класс Очень низкий уровень осведомленности

7-й класс Частичное представление о ЗОЖ

10-й класс Наиболее полное представление о ЗОЖ

11 -класс Полное представление о ЗОЖ

Анализируя данные анкет учащихся школ г. Егорьевска о понятиях здорового образа жизни, мы составили табл. 2 в % соотношении по классам и построили диаграмму 1.

Таблица 2

Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска

№ пп Показатели 3 класс 7 класс 10 класс 11 класс

% % % %

i Отсутствие вредных привычек - 70 12 24

2 Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая и т.д.) - 5 19 28

3 Правильное питание - - 23 12

4 Режим дня - - 15 -

5 Не болеть 74 - 8 16

6 Занятие спортом (физическая активность) 26 25 23 20

Из данных таблицы 2 и рис.2, видим, что старшеклассники представляют, что такое здоровый образ жизни и они включают все показатели ЗОЖ: отсутствие вредных привычек, зависимость, рациональное питание, режим дня и занятие спортом.

Однако, мы видим, что необходимо усилить просветительскую деятельность в отношении здорового образа жизни в начальной школе, в средней школе

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

3 класс 7 класс 10класс 11 класс

Рис.1. Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

49

Мастер - класс

необходимо продолжать формировать правильные представления об этом понятии, а старшеклассники, уже имея определенное мнение на этот счет, тем не менее нуждаются в поддержке и углублении своих знаний, не только на уроках физической культуры, но и на таких предметах как биология, химия, математика, физика и т.д.

Поэтому, представляется целесообразным исследовать влияние изучения физики и математики в средней школе с использованием современных здоровьесберегающих образовательных технологий, в тех школах которые работают в инновационном режиме. Не секрет, что именно эти дисциплины являются одними из наиболее сложных в школьной программе в плане психологической нагрузки на учащихся. В этой связи можно прибегнуть к уже являющимися классикой рекомендациям:

- рациональное чередование этих дисциплин с другими, имеющими другие объекты изучения (литературой, иностранными языками, историей);

- равномерность распределения нагрузки по темам при планировании, что позволит избежать авральных ситуаций при изучении тем;

- по возможности избегать значительные физико-математические нагрузки в предвыходные и предпраздничные дни, а также в дни каникул.

Необходимо помнить, что детская психика очень чувствительна к перегрузкам, избыток которых будет

способствовать угнетённому состоянию школьника и уж никак не будет способствовать развитию его личности. Здесь очень важно делать всё пошагово и равномерно. Ученик не должен быть угнетён тем, что «завтра контрольная». Напротив, эта информация должна придавать ему уверенность в собственных силах. Вчерашний ученик, это сегоднешний студент, продолжающий изучать ту же математику и физику в ВУЗе.

ВУЗовская математика и физика - это определённый «Рубикон» во всём ВУЗовском образовании. Переход от школьной математики к математике высшей - сам по себе гигантский шаг в развитии личности. Но этот шаг должен быть сделан разумно, без перебоев, с испольтзованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. В связи с этим целесообразно заранее ознакомить юных начинающих студентов с темами (вопросами), которые им необходимо изучить, чтобы избежать в дальнейшем стрессовой ситуации [3].

В Егорьевском технологическом институте, куда поступают школьники с школ г. Егорьевска, было проведено анкетирование на первых трех курсах, целью которой было выявить знание студентов о здоровом образе жизни, об отношении к собственному здоровью, о факторах, влияющих на него. В табл. 3 приведены результаты данного анкетирования.

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

5%

0%

1 курс

2 курс

3 курс

Рис.2. Показатели здорового образа жизни студентов технологического института г. Егорьевска

50

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Мастер - класс

Таблица 3

Осведомленность учащихся о здоровом образе жизни

Курс Общая осведомленность о ЗОЖ

1 -й курс Частичное представление о ЗОЖ

2 -й курс Частичное представление о ЗОЖ

3 -й курс Наиболее полное представление о ЗОЖ

Анализируя данные анкет студентов о понятиях здорового образа жизни, мы составили табл. 4 в % соотношении по курсам и построили диаграмму 2.

Таблица 4

Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска

№ пп Показатели 1 курс 2 курс 3 курс

% % %

i Отсутствие вредных привычек 12

2 Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая и т.д.) 14 17 19

3 Правильное питание 3 7 11

4 Режим дня 2 14 21

5 Не болеть 36 27

6 Занятие спортом (физическая активность) 45 35 37

В целом у студентов ВУЗа достаточно хорошее представление о здоровом образе жизни. Интересно отметить, что наибольшее число курильщиков было выявлено среди студентов 1-2 курсов, и особенно среди девушек. На старших курсах влечение к сигаретам заметно ниже. Среди студентов многие уже сами являются родителями - имеют малышей, поэтому отношение к здоровью - осмысленное и зрелое. Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Поэтому, нужно проводить занятия у студентов с использованием здоровьесберегающих технологий, так как здоровье людей это не просто личное дело каждого, а это есть обще национальная культура. Дети наше будущее, здоровая нация, здоровое государство.

Литература

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.- метод. лит. /М.М. Безруких.- М.: Рос. акад. образования. Моск. психол.- соц. ин-т., 2004.- 240с.

2. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания //Образование и наука. 2012. № 8, С.156-164

3. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.

4. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 41-45.

5. Тараканова В. В. Окружающая среда и здоровье человека. Общественные системы в условиях мирового финансового кризиса: тенденции, проблемы и перспективы стратегического и технологического развития, экологической безопасности, всерос. науч.- практ. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, ноябрь-декабрь 2009 г.: [материалы] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.].-Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2010.- С. 181-185.

6. Тараканова В. В. Здоровье человека в условиях окружающей. Эксперимент и инновации в школе, 2010.- № 3.22-26.

7. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г. Здоровье современных подростков. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.- № 4.- С.66-71.

8. Тимофеев А. П., Тимофеева О. Ю. Проблемы и перспективы преподавания курса «Введение в энергосбережение» в Москве. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 66-72.

9. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект//Образование и наука.2013. № 4. С. 112-121

10. Федоров А. И. Отношение подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008. № 1, с.91-97

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.