Мастер - класс
Тараканова Валентина Викторовна
к.п.н., доцент АПКиППРО г.Москва Walentt@ya.ru Бармакова Татьяна Владимировна
К.ф-м.наук, доцент ЕТИ (филиал) ФГБО ВПО «Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» barmakov2002@yandex.ru
J ^
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛАХ,
РАБОТАЮЩИХ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школах г. Егорьевска, работающих в инновационном режиме и приемственность их в вузах.
Ключевые слова: модернизация, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, инновации, новая школа, режим питания.
Модернизация и инновационное развитие -единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни [4]. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1].
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации [9].
Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ре-
бята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности [5].
Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, которые связаны с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся. Поэтому, понятие «качество образования» будет находится в тесной связи с понятием «качество здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования [2,8].
Многие школы г. Егорьевска работающие в инновационном режиме, для повышения качества образования применяют комплекс здоровьесберегающих технологий.
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в школе, работающей в инновационном режиме являются необходимым
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
47
Мастер - класс
показателем работы образовательного учреждения [8,9].
Бесспорно, здоровье закладывается в детстве и формируется в юности. Соблюдение режима рационального питания помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость. Поэтому показателями здорового образа жизни школьника являются:
- оптимальный, режим двигательной активности;
- соблюдение рационального режима дня, учебного труда и отдыха;
- правильно организованное питание;
- соблюдение требований психогигиены: адекватная реакция на стрессовые ситуации;
- соблюдение правил личной гигиены, умственного и физического труда;
- отсутствие вредных привычек и пристрастий [5].
В школах занятия с детьми, проводят с учетом противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой учащихся с спецификой заболеваний и ориентируют на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение уровня физической подготовленности. Проведение подвижных и спортивных игр, эстафет с учётом возрастных особенностей детей, просветительных мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене учащихся способствуют формированию мотивированной потребности у учащихся в ЗОЖ [10]. В процессе работы у преподавателей школ возникает вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, но и научился самостоятельно получать знания.
Для этого стали применять развивающие методы обучения, инновационные технологии, что позволило воспитывать и формировать мотивацию потребности учащихся в здоровом образе жизни на уроках и во внеурочной деятельности [9].
Можно выделить основные типы применяемых в школе здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
2. оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
3. технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
4. воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.). [7]
При применении данных технологий используются упражнения и игры различной интенсивности и направленности, комплекс физических упражнений, вводной гимнастики, физкультурных пауз. В основе своей психологические игры и упражнения,направленны на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья учащихся.
Для использования здоровьесберегающих технологий в школах, работающих в инновационном режиме провели психолого-педагогическое исследование по степени осведомленности учащихся и студентов ВУЗа о здоровом образе жизни.
В начале учебного года в школах г. Егорьевска Московской области, работающих в инновационном режиме нами было проведено анкетирование педагогического состава, а также учеников 3-х и 7-х классов по созданию в школах здоровьесберегающей среды.
Целью опроса учителей было выявление отношения педагогов к здоровьесберегающим технологиям, а также анализ психологического климата в коллективе, удовлетворенности своей работой и готовности к педагогической деятельности.
Целью опроса учащихся было выяснение отношения учеников по созданию в школе здоровьесозидающей среды, к здоровому образу жизни, к процессу обучения в школе, своим друзьям, занятиям спортом.
В анкетах учащихся был, вопрос об осведомленности о понятии «Здоровый образ жизни».
При анализе данных отметили, что в 3-м классе этот открытый вопрос вызывал достаточно сильные затруднения. Нет ни одного ответа о том, что в понятие «Здоровый образ жизни» входит отсутствие вредных привычек, зависимостей, правильное питание, режим и пр. Основная масса ответов - «заниматься спортом и не болеть». У пяти учеников вообще не было ответа на этот вопрос. В 7-м классе у трех учеников так же не было ответов на этот вопрос. Большой процент - примерно 70% указывали, что в понятие «здоровый образ жизни» входит отсутствие вредных привычек и зависимостей, а также физическая активность.
В 10-м классе также три ученика не дали ответа на этот вопрос. В остальном же - понятие о «здоровом образе жизни» у старшеклассников является достаточно хорошо сформированным. Они отмечают, что в это понятие входит не только отсутствие вредных привычек (алкоголь, сигареты, наркотики), занятия спортом и правильное питание. Также они пишут о психологических компонентах, например о том, что важно быть в гармонии с самим собой, следить за собой, гулять на свежем воздухе, соблюдать определенный режим дня, хорошо высыпаться (важность здорово-
48
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
Мастер - класс
го сна отметили шесть учеников), не связываться с плохими компаниями, дабы не попасть под их влияние, а также иметь хороших друзей и душевное общение.
В 11-м классе - понятие о «здоровом образе жизни» у старшеклассников является достаточно хорошо сформированным. Они отмечают, что в это понятие входит не только отсутствие вредных привычек, зависимостей (алкогольной, табакокурения, игровой и т.д.), занятия спортом и правильное питание. По мнению старшеклассников, важно быть в гармонии с самим собой, соблюдать режим дня (табл. 1).
Таблица 1
Осведомленность учащихся о здоровом образе жизни
Класс Общая осведомленность о ЗОЖ
3-й класс Очень низкий уровень осведомленности
7-й класс Частичное представление о ЗОЖ
10-й класс Наиболее полное представление о ЗОЖ
11 -класс Полное представление о ЗОЖ
Анализируя данные анкет учащихся школ г. Егорьевска о понятиях здорового образа жизни, мы составили табл. 2 в % соотношении по классам и построили диаграмму 1.
Таблица 2
Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска
№ пп Показатели 3 класс 7 класс 10 класс 11 класс
% % % %
i Отсутствие вредных привычек - 70 12 24
2 Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая и т.д.) - 5 19 28
3 Правильное питание - - 23 12
4 Режим дня - - 15 -
5 Не болеть 74 - 8 16
6 Занятие спортом (физическая активность) 26 25 23 20
Из данных таблицы 2 и рис.2, видим, что старшеклассники представляют, что такое здоровый образ жизни и они включают все показатели ЗОЖ: отсутствие вредных привычек, зависимость, рациональное питание, режим дня и занятие спортом.
Однако, мы видим, что необходимо усилить просветительскую деятельность в отношении здорового образа жизни в начальной школе, в средней школе
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
3 класс 7 класс 10класс 11 класс
Рис.1. Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
49
Мастер - класс
необходимо продолжать формировать правильные представления об этом понятии, а старшеклассники, уже имея определенное мнение на этот счет, тем не менее нуждаются в поддержке и углублении своих знаний, не только на уроках физической культуры, но и на таких предметах как биология, химия, математика, физика и т.д.
Поэтому, представляется целесообразным исследовать влияние изучения физики и математики в средней школе с использованием современных здоровьесберегающих образовательных технологий, в тех школах которые работают в инновационном режиме. Не секрет, что именно эти дисциплины являются одними из наиболее сложных в школьной программе в плане психологической нагрузки на учащихся. В этой связи можно прибегнуть к уже являющимися классикой рекомендациям:
- рациональное чередование этих дисциплин с другими, имеющими другие объекты изучения (литературой, иностранными языками, историей);
- равномерность распределения нагрузки по темам при планировании, что позволит избежать авральных ситуаций при изучении тем;
- по возможности избегать значительные физико-математические нагрузки в предвыходные и предпраздничные дни, а также в дни каникул.
Необходимо помнить, что детская психика очень чувствительна к перегрузкам, избыток которых будет
способствовать угнетённому состоянию школьника и уж никак не будет способствовать развитию его личности. Здесь очень важно делать всё пошагово и равномерно. Ученик не должен быть угнетён тем, что «завтра контрольная». Напротив, эта информация должна придавать ему уверенность в собственных силах. Вчерашний ученик, это сегоднешний студент, продолжающий изучать ту же математику и физику в ВУЗе.
ВУЗовская математика и физика - это определённый «Рубикон» во всём ВУЗовском образовании. Переход от школьной математики к математике высшей - сам по себе гигантский шаг в развитии личности. Но этот шаг должен быть сделан разумно, без перебоев, с испольтзованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. В связи с этим целесообразно заранее ознакомить юных начинающих студентов с темами (вопросами), которые им необходимо изучить, чтобы избежать в дальнейшем стрессовой ситуации [3].
В Егорьевском технологическом институте, куда поступают школьники с школ г. Егорьевска, было проведено анкетирование на первых трех курсах, целью которой было выявить знание студентов о здоровом образе жизни, об отношении к собственному здоровью, о факторах, влияющих на него. В табл. 3 приведены результаты данного анкетирования.
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
1 курс
2 курс
3 курс
Рис.2. Показатели здорового образа жизни студентов технологического института г. Егорьевска
50
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
Мастер - класс
Таблица 3
Осведомленность учащихся о здоровом образе жизни
Курс Общая осведомленность о ЗОЖ
1 -й курс Частичное представление о ЗОЖ
2 -й курс Частичное представление о ЗОЖ
3 -й курс Наиболее полное представление о ЗОЖ
Анализируя данные анкет студентов о понятиях здорового образа жизни, мы составили табл. 4 в % соотношении по курсам и построили диаграмму 2.
Таблица 4
Показатели здорового образа жизни учащихся школ г. Егорьевска
№ пп Показатели 1 курс 2 курс 3 курс
% % %
i Отсутствие вредных привычек 12
2 Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая и т.д.) 14 17 19
3 Правильное питание 3 7 11
4 Режим дня 2 14 21
5 Не болеть 36 27
6 Занятие спортом (физическая активность) 45 35 37
В целом у студентов ВУЗа достаточно хорошее представление о здоровом образе жизни. Интересно отметить, что наибольшее число курильщиков было выявлено среди студентов 1-2 курсов, и особенно среди девушек. На старших курсах влечение к сигаретам заметно ниже. Среди студентов многие уже сами являются родителями - имеют малышей, поэтому отношение к здоровью - осмысленное и зрелое. Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
Поэтому, нужно проводить занятия у студентов с использованием здоровьесберегающих технологий, так как здоровье людей это не просто личное дело каждого, а это есть обще национальная культура. Дети наше будущее, здоровая нация, здоровое государство.
Литература
1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.- метод. лит. /М.М. Безруких.- М.: Рос. акад. образования. Моск. психол.- соц. ин-т., 2004.- 240с.
2. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания //Образование и наука. 2012. № 8, С.156-164
3. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.10-14.
4. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 41-45.
5. Тараканова В. В. Окружающая среда и здоровье человека. Общественные системы в условиях мирового финансового кризиса: тенденции, проблемы и перспективы стратегического и технологического развития, экологической безопасности, всерос. науч.- практ. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, ноябрь-декабрь 2009 г.: [материалы] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.].-Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2010.- С. 181-185.
6. Тараканова В. В. Здоровье человека в условиях окружающей. Эксперимент и инновации в школе, 2010.- № 3.22-26.
7. Тараканова В. В., Соловьева Н. Г. Здоровье современных подростков. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.- № 4.- С.66-71.
8. Тимофеев А. П., Тимофеева О. Ю. Проблемы и перспективы преподавания курса «Введение в энергосбережение» в Москве. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 66-72.
9. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект//Образование и наука.2013. № 4. С. 112-121
10. Федоров А. И. Отношение подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008. № 1, с.91-97
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
51